Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по правовому воспитанию «Путешествие в сказочную страну Детства»
    план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

    Загуляева Наталия Валентиновна

     

    Цель: развитие основ правового сознания у дошкольников.
    Задачи:
    Закрепить знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка, об основных правах, перечисленных в ней.
    Максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.
    Формировать гражданско-патриотические чувства.
    Активизировать мыслительную деятельность детей с помощью иллюстраций.
    Предварительная работа:
    Чтение сказок, в которых нарушены права сказочных героев.
    Рассматривание иллюстраций к сказкам.
    Заучивание пословиц и поговорок, стихотворений.
    Проведение серии занятий, формирующих у детей первоначальные знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по правовому воспитанию «Путешествие в сказочную страну Детства»

    Цель: развитие основ правового сознания у дошкольников.
    Задачи:
    Закрепить знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка, об основных правах, перечисленных в ней.
    Максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.
    Формировать гражданско-патриотические чувства.
    Активизировать мыслительную деятельность детей с помощью иллюстраций.
    Предварительная работа:
    Чтение сказок, в которых нарушены права сказочных героев.
    Рассматривание иллюстраций к сказкам.
    Заучивание пословиц и поговорок, стихотворений.
    Проведение серии занятий, формирующих у детей первоначальные знания на основе Конвенции ООН о правах ребенка.
    Материал к занятию:
    Международная Конвенция ООН о правах ребенка.
    Книги-сказки.
    Иллюстрации к сказкам.
    Лепестки цветика-семицветика с магнитами.
    Магнитные доски (2).
    Медальоны цветка на каждого ребенка.

    Воспитатель показывает детям письмо:
    - Кто-то бросил мне в окошко,
    Посмотрите, – письмецо.
    Может, это лучик солнца, 
    Что щекочет мне лицо?
    Может, это воробьишко,
    Пролетая, обронил?
    Может, кот письмо, как мышку
    На окошко заманил?
    - От кого же это письмо? Адресовано детям  группы «Непоседы», обратный адрес «Сказочная страна Детства». Давайте поскорее откроем конверт и почитаем его.
    Текст письма
    «Здравствуйте, дорогие ребята! Это я, Красная Шапочка, обращаюсь к вам за помощью. В нашей сказочной стране случилась беда. Озорник ветер сорвал с цветка «счастья» все лепестки, на которых были записаны права маленьких жителей нашей страны. И теперь наши права постоянно нарушаются. Ребята, может быть, вы попробуете отыскать заветные лепестки? Мы будем вам очень благодарны!
    Ваша Красная Шапочка».
    - Ну что, ребята, поможем Красной Шапочке и ее друзьям отыскать заветные лепестки с правами всех детей?
    Дети: Да
    Воспитатель:
    Но для того чтобы их найти, вы сами должны очень хорошо знать эти права. Вы уверены в себе? 
    Ответы детей. 
    - Тогда пора отправляться в сказочную страну Детства, где сбываются все мечты и случаются самые необыкновенные чудеса!
    Ребенок:
    - А как же мы туда попадем? 
    Воспитатель:
    - А вы забыли про наш волшебный зонтик, который нам подарила Мэри Поппинс.

    - Вот на нем мы и отправимся в путешествие. Вставайте друг к другу плотнее – полетели.
    (Воспитатель стоит в центре с большим раскрытым зонтом, дети вокруг плотным кольцом. Звучит музыка, имитирующая звук ветра).
    В стране « Детства».

    Встречает Красная Шапочка:
    - Здравствуйте!
    Спасибо, что в помощи не отказали,
    Мы с нетерпением вас ожидали!
    Воспитатель:
    Красная Шапочка, мы получили твое письмо и сразу поспешили к тебе на помощь. Наши ребята, обязательно постараются выполнить твою просьбу, так что ты не расстраивайся. 
    - Ребята, времени у нас не так много, так что за дело!
    Посмотрите, тут волшебный сундук, загляну-ка я в него, может он нам подскажет, как найти лепестки?
    (Дети садятся)
    ( Педагог достает из сундука карточку с изображением детей, двое детей с подписанными именами, а третья девочка – без имени, размещает ее на магнитной доске)
    - Ребята, как вы думаете, какое право детей здесь нарушено?
    Дети:
    Право на имя.
    - А что это за право такое, когда оно дается ребенку?
    Ответы детей.
    - Какой документ вы получаете при рождении?
    Дети: 
    Свидетельство о рождении (
    показать).
    Воспитатель:
    - Интерес к имени во все времена неслучаен. «Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, которого приводят в детский сад. Обычно малыши гордятся своими именами, особенно вам всем нравится, когда вас называют ласково. Давайте сейчас поиграем в игру 
    «Назови ласково».
    (Дети встают около стульчиков и называют своего соседа ласковым именем). 
    - Понравилось?
    - Ребята, вы уже знаете, что каждое имя может прославить или обесславить человек, который его носит. Каких людей, прославивших свое имя, вы знаете?
    Ответы детей. 
    - Старайтесь так жить, чтобы прославить свое имя. 
    Давайте закрепим ваше право на имя. Вот здесь на столе лежат медальки в виде цветка, возьмите каждый и напишите в серединке свое имя.
    (Дети встают, берут фломастеры и пишут)

    Теперь видно, что у каждого из вас есть имя. 
    Дети садятся.
    А вот и первая подсказка.
    (Воспитатель достает из сундука цветок синего цвета и читает: «лепесток голубого цвета находится под синим кубиком»; ребенок находит лепесток, воспитатель прикрепляет его на магнитную доску).
    Из сундука педагог достает картинки с изображением двуглавого орла и паспорта гражданина РФ, прикрепляет на магнитную доску.
    - Что здесь изображено?
    Дети: герб РФ и паспорт.
    - Ребята, как называется страна, в которой вы живете?
    Ответы детей.
    Ребенок читает:
    Над полями, над лугами
    Песня льется в синеву.
    Нет земли родней, желанней,
    Ведь в России я живу.
    - А 
    (имя ребенка) сейчас вам расскажет, почему нашу страну так называют – Россия.
    - За ясные зори, умытые росами,
    За русское поле с колосьями рослыми, 
    За реки разливные в пламени синем
    Тебя по-славянски назвали Россия.
    Дети исполняют 1 куплет песни «Россия» (стоя)
    Дети садятся.

    - Ребята, раз вы живете в России, значит вы…?
    Дети:
    -Россияне.
    - Значит, какое право вы все имеете, живя в России?
    Дети:
    - Право на гражданство.
    Воспитатель:
    - Правильно, вы все являетесь гражданами Российской Федерации, а жители сказочной страны являются гражданами страны Детства, у них тоже есть такое право. Вот мы и отыскали вторую подсказку. 
    (
    Достает из сундука подсказку (цветок) красного цвета, читает: «лепесток красного цвета находится под красным кубиком»)
    Педагог крепит лепесток на магнитную доску.
    Из сундука на магнитную доску крепятся картинки Незнайки и Буратино.

    Звучат строки из песни «Чему учат в школе».
    Воспитатель:
    - Как вы думаете, ребята, о каком праве мы будем говорить с вами сейчас?
    - О праве на образование.
    -Вспомните, по какой причине они все время попадали в неприятные истории?
    Дети:
    -Не хотели учиться, считали себя самыми умными, не слушали советов товарищей…
    - Как вы думаете, для чего человеку нужно учиться?
    Ответы детей.
    А вы в детском саду, чем занимаетесь?
    - Сейчас я проверю, чему вы уже научились, ведь вы уже почти школьники.
    Воспитатель читает загадку в стихах:
    Уложив тетрадки, книжки,
    Пошли в школу ребятишки.
    Две девчонки впереди,
    А мальчишки позади,
    Дружных пять идут ребят.
    Если двое впереди,
    Сколько было позади?
    Дети: (3).
    - Молодцы, справились с заданием.
    - А вот следующее задание.
    Игра «Восстанови пословицу» 
    (Игра с мячом в кругу)
    Воспитатель начинает пословицу, дети должны ее закончить.

    Воспитатель: 
    Век живи 
    Дети:
    Век учись
    Воспитатель: 
    Учиться 
    Дети:
    Всегда пригодится
    Воспитатель: 
    Ученье – свет 
    Дети:
    Не ученье - тьма
    Воспитатель:
    Кто грамоте горазд 
    Дети:
    Тому не пропасть 
    - Молодцы, и с этим заданием справились легко. 
    -А теперь самое сложное задание, если и с ним справитесь, добудете третью подсказку, где найти еще один лепесток.
    Игра «Вставьте слово»
    (игра проводится с мячом в кругу)
    Воспитатель начинает, дети заканчивают:

    Самолетом правит… 
    (летчик).
    Трактор водит… 
    (тракторист).
    Электричку - 
    (машинист).
    Стенку выкрасил… (маляр).
    Доску выстругал… (
    столяр).
    В доме свет провел… 
    (монтер).
    В шахте трудится… 
    (шахтер).
    В жаркой кузнице… 
    (кузнец).
    Кто все знает - …
    (молодец)!
    Дети садятся.
    - Еще раз давайте вспомним, о каком праве мы сейчас с вами говорили? 
    Ответы детей.
    -Ребята, но вам не следует забывать и о своих обязанностях.
    Назовите их.
    (
    Ответы детей: хорошо учиться, выполнять все задания воспитателя и учителя, помогать другим детям, которым трудно справиться с учебой).
    - Вот вы и заработали еще одну подсказку оранжевого цвета.
    (Достает из сундука подсказку, читает: «лепесток оранжевого цвета находится в цветке из воздушных шаров»)
    На магнитную доску крепится лепесток оранжевого цвета.
    На магнитную доску размещаются сюжеты из сказок «Сказка о царе Салтане», «Дюймовочка», «Серая шейка»)

    Воспитатель:
    - Ребята, какое право нарушено в этих сказках?
    Дети: 
    - Право на жизнь.
    В каких еще сказках нарушается это право? 
    Ответы детей (Кот, петух и лиса», «Красная шапочка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят»).
    Воспитатель:
    - Ребята, а кто подарил вам жизнь?
    Дети: 
    - Мама.
    Воспитатель:
    - Да, мама подарила вам жизнь. Слово «мама» - особое слово. Это первое слово, которое произносит ребенок, оно почти одинаково звучит на всех языках мира. Мама первой заглянула вам в глаза, спела колыбельную песню, научила ходить, говорить. О маме написано много рассказов, стихов. Послушайте одно из них.
    Ребенок:
    Обойди весь мир вокруг,
    Только знай заранее:
    Не найдешь теплее рук
    И нежнее маминых.
    Не найдешь на свете глаз
    Ласковей и строже.
    Мама каждому из нас
    Всех людей дороже.
    Сто путей, дорог вокруг
    Обойди по свету:
    Мама – самый лучший друг,
    Лучше мамы – нету!
    Воспитатель:
    - Ребята, жизнь, подаренную вам мамой, никто не вправе у вас отнять. Вы рождены, чтобы быть здоровыми, счастливыми, свободными гражданами своей страны.
    - А вот и новая подсказка. «Лепесток розового цвета находится на пианино». 
    Ребенок с помощью педагога крепит лепесток.
    На магнитную доску крепится ребус «Я + Я +Я + Я +Я + Я + Я = 7Я»

    - Какое право зашифровано в этом ребусе?
    Дети: 
    - Право на семью.
    Ребенок: 
    Я люблю свою семью:
    Маму, папу я люблю,
    Люблю деда и бабусю,
    И щенка, и кошку Мусю!
    Все, кого я так люблю
    Имеют право на семью!
    Воспитатель:
    -А для чего человеку нужна семья?
    Ответы детей.
    - Давайте с вами вспомним пословицы и поговорки о семье.
    Дружная семья гору сдвинет.
    В гостях хорошо, а дома лучше.
    Дома и стены помогают.
    Добрые детки – дому венец, а плохие детки – дому конец.
    В родной семье и каша гуще.
    При солнышке тепло, при матушке добро.
    Без хозяина дом – сирота.
    - Ребята, вспомните сказки, в которых нарушается право героев на воспитание в семье?
    (Ответы детей: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Дикие лебеди»)
    Воспитатель:
    Следующая подсказка: «Лепесток синего цвета находится на подоконнике»
    Крепят синий лепесток.
    Педагог размещает на магнитную доску картинку с доктором Айболитом.
    - Что это за сказочный персонаж?
    Ответ детей.
    Ребенок читает:
    -Добрый доктор Айболит!
    Он под деревом сидит.
    Приходи к нему лечиться
    И корова, и волчица.
    И жучок, и червячок,
    И медведица!
    Всех излечит, исцелит
    Добрый доктор Айболит!
    - Да, ребята, врачи оказывают всем нам медицинскую помощь. А как называется врач, который лечит зверей? 
    Дети:
    - Ветеринар.
    - О каком праве пришла пора нам говорить?
    Дети: 
    - О праве на медицинское обслуживание.
    - Какую медицинскую помощь вам оказывают в детском саду?
    Ответы детей.

    Воспитатель:
    -А сейчас я предлагаю вам ненадолго стать докторами.
    Дети встают около стульчиков.
    Воспитатель: 
    - Представьте, что я простудилась. У меня болят горло, голова. Я чихаю, кашляю. Я пришла на прием в поликлинику, собрался консилиум врачей (совещание врачей по поводу того, как и чем лечить больного). А врачи это все вы. Вот сейчас вы каждый по очереди будете назначать мне лечение, а я как будто бы сразу буду выполнять эти процедуры, и мы посмотрим, сумеете ли вы меня вылечить. 
    (Дети передают листок с назначением лечения друг другу и называют: поставить горчичники, полоскать горло, закапать капли в нос, попить чай с малиновым вареньем, выпить микстуру, принимать витамины…).
    После того, как свое лечение назначил последний ребенок, воспитатель выздоравливает, за что благодарит детей.

    Воспитатель:
    - Молодцы, а вы знаете самое главное правило про домашнюю аптечку? 
    Детям ни в коем случае нельзя принимать лекарства самостоятельно, даже одна таблетка, принятая не по назначению, может нанести здоровью большой вред.
    -Лучше всего не простужаться и не болеть. А что для этого нужно делать?
    Дети: 
    - Одеваться по погоде, правильно питаться, принимать витамины, не есть снег зимой, не сосать сосульки, правильно питаться, гулять на свежем воздухе, делать зарядку.
    А вот и новая подсказка «Лепесток желтого цвета находится в складках голубой занавески»
    Дети находят и прикрепляют лепесток желтого цвета на доску.
    На магнитной доске иллюстрации из сказок «Двенадцать месяцев», «Крошечка – Хаврошечка.

    Воспитатель:
    - Посмотрите, ребята, на эти иллюстрации и скажите, какое право сказочных героев в них нарушено? 
    Дети:
    - Право на отдых.
    Воспитатель:
    - А в каких еще сказках нарушалось это право?
    Ответы детей («Золушка», «Морозко»).
    Воспитатель:
    - Мы с вами тоже сегодня много трудились, хотите отдохнуть?
    Дети:
    - Да.
    Воспитатель:
    -Ой, смотрите, к нам на тонкой, длинной ножке скачет дождик по дорожке.
    (Воспитатель брызгает водой из распылителя).
    - Давайте поиграем в вашу любимую с самого раннего детства игру «Солнышко и дождик». Вы ведь скоро пойдете в школу и уже больше в нее не поиграете.
    Игра «Солнышко и дождик»

    Воспитатель: 
    - Солнце светит веселей, 
    Выходи гулять скорей!
    (Дети гуляют по ковру, прыгают, веселятся)
    -Дождик начал моросить 
    И ребяток веселить.
    - Дождик, дождик все сильней,
    Все под зонтик поскорей!
    (Дети прячутся под зонтик)
    После игры.
    Воспитатель:
    - Что делать после дождика?
    Дети:
    - По лужицам скакать!
    Воспитатель:
    - Что делать после дождика?
    Дети:
    - Кораблики пускать!
    Воспитатель:
    - Что делать после дождика?
    Дети:
    - На радуге качаться!
    Воспитатель:
    - Что делать после дождика?
    Дети:
    - Да просто улыбаться!
    Воспитатель: - Ой, мне на ладошку сел солнечный зайчик. Какой он теплый, ласковый! Возьму зайчика и посажу на ладошку Маше. Посмотрите, а этот солнечный зайчик залез за воротник к Андрюше!
    Игра «солнечный зайчик»
    - Давайте соберем всех солнечных зайчиков и отпустим, пусть всем от их яркого света будет тепло.

    - Какие дружные солнечные зайчики. Собрались все солнечные зайчики вместе, и получилось яркое солнышко. 
    Дети садятся.
    Воспитатель:
    Хорошо отдохнули? А вот и последняя подсказка «Лепесток фиолетового цвета находится на люстре».
    -Вот мы и собрали все лепестки на цветке счастья.
    Ребята, обратите внимания, у вас на груди висят такие же точно цветочки. Сколько в них лепестков? 
    Дети: 7
    - Значит, у вас тоже есть ваш цветик-семицветик, как у девочки Жени из одноименной сказки, который может исполнить ваши желания, главное, чтобы эти желания были растрачены не впустую. 
    Красная Шапочка, теперь в вашей сказочной стране Детства снова воцарится порядок, ведь все права снова на месте.
    - Ребята, а где у нас в стране собраны все эти права? В каком документе?
    Дети:
    - В конвенции о правах ребенка.
    Педагог показывает детям и Красной Шапочке брошюрку.
    Воспитатель: 
    -Для чего же нужны вам эти права? 
    Ответы детей.
    (Чтобы жилось хорошо, чтобы был порядок…)
    -А для этого ваши родители, а также все, кто окружает вас в жизни, не должны их нарушать.
    Ребенок:
    -Дайте детству наиграться
    Вдоволь, досыта, не вкратце,
    Дайте дождиком умыться, 
    Дайте, как цветку раскрыться.
    Воспитатель:
    -Душу детскую щадите,
    Пуще глаза берегите.
    Зря за шалость не корите
    Ни родитель, ни учитель.
    Ребенок:
    -Дайте детству наиграться,
    Насмеяться, наскакаться.
    Песня «Светит солнышко»


    Красная Шапочка благодарит детей за помощь, угощает пирожками, дети возвращаются в детский сад с помощью зонта.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада. Тема:" Путешествие в сказочную страну".

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по воспитанию культуры поведения через игру и театрализованную деятельность....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ФЭМП. Тема: Путешествие в космос.

    Тема: Путешествие в космос. Цель: Обобщить полученные знания за учебный год по ФЭМП. Задачи НОД: - Закрепить умение детей ориентироваться в названиях месяцев года, знать    по...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по теме «Путешествие в сказочную страну»

    Ведущая образовательная область: познавательнаяЦель: создать условия для закрепления порядкового счета до 10...

    Конспект НОД в подготовительной группе по правовому воспитанию «Путешествие в сказочную страну Детства»

    Цель: развитие основ правового сознания у дошкольников.Задачи:Закрепить знания детей о Конвенции ООН о правах ребенка, об основных правах, перечисленных в ней.Формировать гражданско-патриотически...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по патриотическому воспитанию: "Путешествие по родине"

    Цель: Систематизировать знания детей о своей Родине.Задачи:Образовательные:Закрепить знания детей о государственных символах России;Упражнять детей в соотношении букв и знаков (кодировка)Закрепить пон...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по патриотическому воспитанию: "Путешествие по родине"

    Цель: Систематизировать знания детей о своей Родине.Задачи:Образовательные:Закрепить знания детей о государственных символах России;Упражнять детей в соотношении букв и знаков (кодировка)Закрепить пон...