Информационное портфолио.
учебно-методический материал на тему

Иванкина Людмила Сергеевна

Информационное портфолио. Тема: « Сюжетно – ролевая игра как средство развития личности»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл portfolio.docx359.89 КБ

Предварительный просмотр:

Информационное портфолио

Воспитателя  МАДОУ ДС № 3 г. Благовещенска «Надежда»

Иванкиной Людмилы Сергеевны

Тема: « Сюжетно – ролевая игра как средство развития личности»

г. Благовещенск 2015 г.

«Игра – первая школа общественного воспитания ребенка»  

Л.С.Выготский.

         Дошкольное образование сегодня находится в центре процессов модернизации и переживает ряд кардинальных изменений. Новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования (ст. 10 п. 4). В законе определена направленность дошкольного образования, «в том числе на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности» (ст. 64 п. 2).

       Для использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных образовательных программ (ООП) на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) создан целый ряд Примерных общеобразовательных программ дошкольного образования, в которых особое внимание уделяется развитию личности ребенка. Одним из средств развития личности является  игра  как  преобладающий вид самостоятельной деятельности дошкольника. Вместе с тем сегодня исследователи (Р.А. Иванкова, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова) отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным отображением действительности.

Причины такого положения с игрой объясняют Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова. Прежде всего, это связано с переходом отечественной дошкольной педагогики на новый этап развития . Сегодня в жизни современного дошкольника появилось много источников знаний (книги, телевидение, общение с взрослыми вне детского сада). В педагогическом процессе детского сада давно выделены обучающие занятия, на которых решаются интеллектуальные и иные задачи. Все это позволяет сюжетно-ролевой игре «освободиться» от чисто дидактической функции «проработки» знаний. южтный ролевой игра дошкольник

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным путем это происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую в себя несколько поколений детей. Дети в таких разновозрастных группах обладают разным уровнем игры: старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие дети подключаются на доступном уровне, проникаясь в целом «духом игры». Постепенно дети накапливают игровой опыт – и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики; становясь старше, они уже сами становятся «носителями игры», передающими ее другому поколению младших детей. В этом и заключается естественный механизм передачи игровой культуры.

У современного дошкольника существует мало шансов приобрести их таким образом, поскольку неформальные разновозрастные группы в настоящее время – большая редкость. Раньше они существовали в виде дворовых сообществ или группы братьев и сестер разного возраста в одной семье. Сейчас дети разного возраста сильно разобщены. В детском саду дети подбираются в группу по одновозрастному принципу, в семьях чаще всего только один ребенок, а дворовые и соседские сообщества становятся редкими из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе, специализированных кружках и т. п. Сильными факторами разобщения детей являются телевизор и компьютер, у которых они проводят много времени.

Актуальность вопроса определяется, прежде всего тем, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Последнее, как утверждают современные исследования (Н.Я Михайленко, Н.А. Коротковой), особенно важно в плане правильной организации сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста.

 

Предмет исследования: организация сюжетно-ролевых игр как фактора развития личности дошкольника.

          Цель:

         -Создание благоприятных условий для социализации личности   дошкольника;

Задачи:

           -Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

-Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.

-Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.

-Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка.

-Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.

Сюжетная игра не возникает у детей спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею - «умеют играть». Естественным образом «втягивание» в игру происходит, когда ребенок входит в разновозрастные группы (дворовые группы, группы братьев и сестер разного возраста в одной семье).

В современном обществе воспитателю приходится заменять дошкольнику недостающих старших братьев и сестер, помогать ребенку овладевать игровыми умениями, втягивать его в игру.

Таким образом, можно сформулировать принципы организации сюжетно-ролевой  игры в детском саду.

1  принцип: воспитатель должен играть вместе с детьми, т.е. встать на позицию «играющего партнера» (не «учителя»).

2   принцип:  воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

3  принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного   детства   необходимо   при   формировании   игровых   умений одновременно   ориентировать   ребенка,   как   на   осуществление   игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.

Сюжетно-ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра, сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация. Каждая стадия характерна для определенного возрастного периода.

Стадии сюжетно-ролевой игры

         Сюжетно-ролевая игра  - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Недаром сюжетно - ролевую игру называют королевой игр.

При всем многообразии видов игровой деятельности особое место в развитии личности ребенка занимает сюжетно - ролевая игра. Проблеме влияния данного вида творческой игры на развитие личности,  посвятили свои исследования отечественные педагоги  и психологи Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Ф. И. Фрадкина, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, Т. Е. Конникова, Д. В.Менджерицкая, Р. М. Рим бург, Р. И. Жуковская, А. В. Чернов, Т. А. Маркова, Н. Я. Михайленко, Р. А. Иванкова и т. д.

C:\Users\Лида\Desktop\ЛЮДД\схема ИГР.png

Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

• самостоятельность в выборе игры;

• осмысленность действий;

• разнообразие освоенных задач.

Способы проверки:

::  мониторинг результативности реализации программы в соответствии     с заявленными критериями оценки;

::  анализ социальной активности детей.

Содержание изучаемого материала

        В 3-4-м года у ребенка возрастает интерес к сверстнику. Дети еще играют  «не вместе, а рядом», но уже интересуются играми других ребят, не противятся мимолетным игровым контактам, с удовольствием включаются в коллективную подвижную игру. Самостоятельные игры детей этого возраста просты, в них много внимания отводится предмету (игрушке). Для этого возраста я ставила перед собой задачу - развивать игры ребенка с партнером-игрушкой, перенастраивать его и на партнера - взрослого, а в дальнейшем все больше на партнера-сверстника. Для этого педагог должен уметь показать ребенку взрослого и сверстника как привлекательного партнера по игре: такой партнер может ответить на вопрос, его можно послушать, с ним интересно разговаривать и т.д. Для этого взрослый должен учить детей диалогу, формируя у них ролевую речь, обращенную к партнеру    

 К 4-м годам ребенок, при условии успешного развития игровых умений уже называет себя именем героя, то есть принимает роль, хотя сама игра внешне выглядит как набор простых игровых действий: малыш возит машинку, разгружает ее. Руководя детской игрой, я  должна не только разнообразить игровые действия, но и усложнять игровую задачу. Необходимо включать в игру предметы - заместители, полифункциональный материал, объединять несколько игровых действий в единую смысловую цепочку, использовать воображаемые действия, вводить в игру новые персонажи: акцентировать внимание ребят на взаимоотношениях людей; ориентировать на сверстника как на партнера; побуждать готовить для игры предметную среду.

На 5-м году жизни у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра. Игра тесно связанна с воображением (принятие роли, способность воплотиться в ней, встать  на позицию другого, побыть в воображаемой ситуации). Работа воспитателя по развитию у детей воображения начинается в рамках игры как предметной деятельности, когда ребята еще не владеют ролевым поведением, но могут иметь представление о существовании определенных социальных ролей окружающих людей

Мы должны  уметь показать ребенку взрослого и сверстника как привлекательного партнера по игре: такой партнер может ответить на вопрос, его можно послушать, с ним интересно разговаривать и т.д. Для этого взрослый должен учить детей диалогу, формируя у них ролевую речь, обращенную к партнеру.

Для развития ролевого поведения и взаимодействия детей в сюжетно-ролевой игре я использую литературно-художественный материал, способствующим ознакомлению с различными сюжетами, развитию умения анализировать поступки героев, улавливать на слух особенности интонаций в ролевом диалоге в различных ситуациях. В каждой игре заложена возможность драматизации, поэтому воплощение в роли в сюжетно-ролевой игре невозможно без переживаний тех обстоятельств, в которых ребенок действует как персонаж. Развитие эмоциональной отзывчивости является объективно необходимым процессом, влияющим на формирование начал общей духовной культуры личности и способствующим введению ребенка в игровую ситуацию, его вхождение в роль.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двухчастным, состоящим из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим партнером», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.

Структура занятий:

1. Введение в игровую ситуацию и мотивационная игра.

2. Постановка проблемы, создание затруднения в игровой ситуации.

3. Совместный поиск выхода из затруднения и разрешение проблемы.

4. Повторение и развивающие задания.

5. Подведение итогов. Оценка деятельности детей.

Содержание занятий.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (ВОЗРАСТ 4-5 ЛЕТ)

Игры на бытовые сюжеты

Тема 1: «Большая стирка»

Игровой материал. Ширма, тазики, ванночки, строительный материал, игровые банные принадлежности, предметы-заместители, кукольная одежда, куклы.

Игровые роли. Мама, папа, дочка, сын, тетя.

Ход игры. Перед тем как начать игру я прошу детей понаблюдать за трудом мамы дома, помочь ей во время стирки. Затем  читаю рассказ А. Кардашовой «Большая стирка».

Детям можно предложить следующие роли «мама», «дочка», «сын», «тетя» и др. Можно развить, следующий сюжет: у детей грязная одежда, нужно постирать  всю одежду, которая запачкалась. «Мама» будет руководить стиркой: какую одежду нужно стирать первой, как полоскать белье, где нужно развесить белье, как погладить.

Я стараюсь использовать ролевые отношения во время игры для предупреждения конфликта и формирования положительных реальных взаимоотношений.

 Тема 2«Семья»

Атрибуты: Кукольная посуда, сундучок с нарядами, машина(построена из стульчиков),руль. Угощения (фрукты, печенья, конфеты), корзина с баночками варенья и мёда, стол, стулья, скатерть, бумажные салфетки.

Игры на производственные темы

Тема 1: «Больница»

Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Ход игры: Выбираются Доктор и Медсестра, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием к врачу. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, у клоуна шишка на лбу, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, я обсуждаю с детьми, можно ли было этого избежать, говорит о том, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. А я в свою очередь оцениваю, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

Тема 2: «Строим дом»

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Ход игры: я предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Затем нужно предложить детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

Раздел 3. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач

Тема 1: «Лётчики»

Командир экипажа

 Руководит действиями членов экипажа, управляет самолётом во время полёта

Пилот

Управляет самолётом во время полёта

Штурман

Следит за навигационной обстановкой, работает с картой

Пассажир

Покупает билет, выходит на остановках, соблюдает правила поведения во время полёта, сидит.

Бортмеханик

Обслуживает системы самолёта и двигателя

Стюардесса

Обслуживает пассажиров и экипаж (подаёт воду, чай, кофе). Следит за состоянием пассажиров

Тема 2: «Моряки»

Примерные игровые действия: постройка корабля, подводной лодки;

подготовка к плаванию, выбор маршрута; плавание, выполнение ролевых действий; ремонт судна; подъем флага на корабле; возвращение в порт (док).

Предметно-игровая среда. Оборудование: флаги; спасательные круги; спасательные жилеты; матросские воротники.

Словарная работа : радиограмма, кок , маршрут, флот, якорь , капитан., корабль, немецкий , пушка , мина  

Оборудование : строительный материал , атрибуты для игры :  тельняшка , морской воротник, фуражка капитана, бескозырка, медицинский халат , радионаушники , компьютеры , спасательный круг , якорь, руль, бинокли, медицинский набор, оружие

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (ВОЗРАСТ 5-6 ЛЕТ)

Раздел 1.  Игры на бытовые сюжеты

Тема 1: «Семья»

Игровой материал: Кукла — младенец, атрибуты для оборудования домика, кукольная одежда, посуда, мебель, предметы-заместители.

Игровые роли: Мама, папа, младенец, сестра, брат, шофер, бабушка, дедушка.

Ход игры: Игру чаще всего мы начмнаем с чтения художественного произведения Н. Забилы «Ясочкин садик», одновременно в группу вносится новая кукла Ясоч-ка. После чтения рассказа педагог предлагает детям поиграть так, как Яся, помогает приготовить игрушки для игры.

Можно так же предложить детям пофантазировать, как бы они играли, оставшись дома одни.

В последующие дни мы вместе с детьми может оборудовать домик на площадке, в котором будет жить Ясочка. Для этого нужно убрать в домике: помыть Пол, повесить шторы на окна. После этого педагог может побеседовать в присутствии детей с родителями недавно переболевшего ребенка о том, чем он болел, как мама и папа заботились о нем, как лечили его. Также можно провести игру-занятие с куклой («Ясочка простудилась»).

В последующие дни многие дети уже могут в самостоятельных играх с куклами развивать различные вари анты празднования дня рождения, насыщая игру собственным опытом, приобретенным в семье.

С целью обогащения знаний детей о труде взрослых я, предварительно договорившись с родителями, может дать детям поручение помочь дома маме и приготовлении еды, в уборке комнаты, в стирке, а потом рассказать об этом в детском саду.

Тема2: «День рождение»

Игровой материал. Игрушечная посуда, пластилин, кусочки материи, нитки, цветная бумага, природный материал.

Игровые роли. Именинник, мама, папа, бабушка, дедушка, учительница, братья, сестры, гости.

Ход игры. Мы идем на День рождения. В какой одежде надо идти? (Показывает картинку «Что такое день рождения»). Вот вам картинка. Посмотрите и скажите, какая одежда будничная, на каждый день, а какая праздничная. Какую одежду вы выбрали бы на День рождения? Что бы взяли с собой на День рождения?

 Дети выбирают соответствующие картинки, объясняя, почему они их выбрали. В гости лучше всего идти с цветами. Лучше подарить не просто цветы, а вместе с мамой сделать букет-композицию, украшая цветы веточками, ленточками, бумажными стружками - вообще всем, что подскажет вам фантазия и вкус. Посмотрите на картинку. Какие цветы вам нравятся и почему? С каким настроением нужно идти на День рождения? А вот и праздничный стол. Обратите внимание, как сервирован стол, где лежит вилка (слева), нож (справа). Зачем салфетка? Посмотрите, и локти не должны лежать на скатерти. Почему? И главное -никто не принимается за еду, пока все гости не сядут за стол. А теперь придумайте имена детям, которые пришли на День рождения. А теперь угадайте, сколько имениннице лет? Подумайте.

 Счет свечек на торте.

Какая музыка должна звучать на Дне рождения? С какого звука начинается название этого праздника? Изобразите эту букву, как хотите. День рождения - это шумный, веселый праздник, когда у вас много гостей, и, конечно же, какой День рождения без развлечений, игр и танцев! Вот давайте и мы чуть-чуть потанцуем.

^ Звучит музыка В. Шаинского «Песенка крокодила Гены».

 Дети танцуют.

Раздел 2.Игры на производственные темы

Тема 1: «Магазин»

Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.

Игровые действия: Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.

Тема 2: «Зоопарк»

  Роли: строители, водитель, грузчики, животные, работники зоопарка, ветеринарный врач, кассир, посетители зоопарка.

Игровые действия: Строители строят зоопарк. Водитель привозит животных. Грузчики разгружают, ставят клетки с животными на место. Работники зоопарка ухаживают за животными (кормят, поят, убирают в клетках). Ветеринарный врач осматривает животных (измеряет температуру, прослушивает фонендоскопом), лечит больных. Кассир продает билеты. Экскурсовод проводит экскурсию, рассказывает о животных, говорит о мерах безопасности. Посетители покупают билеты, слушают экскурсовода, смотрят животных.

Тема 3: « Ателье»

  Роли: модельер, закройщик, швеи, вышивальщица, гладильщица, кладовщик, кассир-приемщик.

Игровые действия: выбор фасона, советы, делают заказ, снятие мерок, раскладка выкроек и крой, примерка, пошив изделий, их отделка, вышивка, глажение, швея сдает готовую продукцию на склад, оплата заказа, получение заказа.

Тема 4: «Скорая помощь»                                                     

Роли: врач, медсестра, водитель скорой помощи, больной.

Игровые действия: Больной звонит по телефону 03 и вызывает скорую помощь: называет ФИО, сообщает возраст, адрес, жалобы. Скорая помощь приезжает. Врач с медсестрой идут к больному. Врач осматривает больного, внимательно выслушивает его жалобы, задает вопросы, прослушивает фонендоскопом, измеряет давление, смотрит горло. Медсестра измеряет температуру, выполняет указания врача: дает лекарство, делает уколы, обрабатывает и перевязывает рану и т.д. Если больной очень плохо себя чувствует, его забирают и везут в больницу.  

Раздел3: «Режиссёрская игра»

Тема 1: «Морское путешествие»

Роли

Ролевые действия

Капитан

Ведёт корабль, даёт указания другим членам команды

Боцман

Командует матросами, следит за тем, как они выполняют работу.

Штурман

Следит за маршрутом плавания

Радист

Выходит на связь с другими кораблями, с диспетчерской службой на берегу.

Врач

Лечит заболевших во время плавания

Пассажиры

Покупают билеты, садятся на корабль, соблюдают правила поведения в общественном транспорте

Кассир

Продаёт билеты, проверяет их

         Обучение и воспитание детей осуществляю не с передачи готовых знаний, умений и навыков, а с создания условий происхождения человеческих способностей, т.е. с постановки тех проблемных задач, в процессе решений которых эти способности формируются, а эти знания, умения и навыки усваиваются.

       Сегодня, благодаря первым  исследованиям, я могу говорить о положительной динамике влияния сюжетно – ролевой игры на развитие личности дошкольника. За два года мною была проведена работа по обогащению содержания сюжетно-ролевых игр.

Если при поступлении в дошкольное учреждение на вопрос: « В какие игры ты любишь играть в детском саду?»  дети отвечали (Рис.1)

Рис.1 Любимые сюжеты игр воспитанников в детском саду

  Через два года на вопрос: «В какие игры ты любишь играть в детском саду?», дети отвечали (Рис 2 и 3).

Рис.2 Любимые сюжеты игр мальчиков

Рис.3 Любимые сюжеты игр девочек

Как видно из диаграмм, сюжеты игр у детей стали намного разнообразнее. Девочки отдавали предпочтения как играм, характерным для них так и не характерным (водитель такси, торговый представитель).

Не стоит забывать о том, что руководство игрой осуществляет не только воспитатель, но и родитель.

    На   вопрос: « В какие игры ты играешь дома?», дети ответили:

82 % девочек – в «Дочки-матери» («в куклы»)

35% мальчиков   - в «Транспорт», «Войну» («в машинки и солдатиков»)

    55% -  компьютерные игры

    10 % - в конструктор.

Анализ ответов детей на вопрос:« С кем ты играешь дома?», показал следующее (Рис 4.)

Рис.4 Участие в игре дома членов семьи.

    Партнером в игре дети чаще предпочитают сверстника (26%), чем взрослого (19 %).  

    Мною была разработан цикл бесед и консультаций для родителей с целью повышения роли родителей в руководстве сюжетно-ролевой игрой дома как значимого фактора развития личности ребенка.

   Анализ ответов на вопрос 5-ти летним детям, « В какие игры ты играешь дома?», не сильно отличался от ответов в 3 года. Дети по прежнему отдавали предпочтения таким играм, как «Семья» («дочки-матери»), «Больница»- девочки, «Транспорт», «Война» - мальчики, в компьютерные игры.

    Произошли значительные изменения в ответах на вопрос, «С кем ты играешь дома?». (Рис. 5)

.

 

Заметно возросла роль родителей в игре детей. Со взрослыми дети стали играть не только в дидактические игры, но и в сюжетные игры: «Больница», «Семья», путешествия в зоопарк, музей. Родители стали понимать значимость сюжетно – ролевой игры.

Рис.6 Роль сюжетно-ролевой игры в жизни воспитанников группы (по мнению  родителей)

   Вторым этапом мониторинга явилось изучение уровня развития игровой деятельности детей.

Рис 7. Уровни развития игровой деятельности старших дошкольников

        Проанализировав результаты выполнения методики «Давай поиграем в игру», я пришла к выводу о том, что у большинства  дошкольников 5 лет (47%)   зафиксирован высокий уровень развития игровой деятельности. Эти дети охотно играют с воспитателем, проявляя эмоции, соблюдая правила игры и придерживаясь определенной роли.

        У 33%   дошкольников был выявлен средний уровень развития игровой деятельности. Такие  дети охотно начинали играть с воспитателем, но быстро утомлялись. Эмоциональная вовлеченность в игру была низкой. Дети начинали совершать произвольные действия с игрушками, а затем теряли к ним интерес.

         В то же время низкий уровень развития игровой деятельности был характерен для 20%  дошкольников. Эти дети не проявили интереса к игре с экспериментатором, играли неохотно, затем отвлекались на другие виды деятельности. При проведении игры дошкольники не проявляли эмоций, действия с предметами отличались однообразием. Ребенок не слушал воспитателя и не соблюдал правила.

Анализ результатов проведения диагностической методики изучения уровня развития игровой деятельности у детей 3 – 7 лет (Ерофеева Т.И., Казакова Р.Г., Урунтаева Г.А.) представлен на Рис 8.

Рис 8. Уровни развития различных аспектов игровой деятельности старших дошкольников

       Таким образом,  можно говорить о том, что большинство детей проявляют инициативность в выборе ролей, охотно исполняют главную роль. Отмечается осознанное отношение к правилам, чётко сформированные, различные игровые умения и навыки, с помощью игровых действий отражает функции взрослого. Сюжет игры подсказывает выбор предмета. Ролевые и реальные отношения не противоречат друг другу. Для детей характерно разнообразие сюжетов (несколько сюжетов объединяет в один), их устойчивость в соответствии с возрастом.

      В то же время проведенное исследование свидетельствует о том, что игровая деятельность дошкольников 5 лет нуждается в проведении психолого-педагогической работы. У части испытуемых уровень развития игровой деятельности находился на низком уровне.

    Третий этап исследования был направлен на анализ развития личностных качеств. Была проведена психодиагностика дошкольников 3-х лет в 2013 году и 5-ти лет в 2015 году

1.Интегративное качество «Любознательный, активный».

Изучение динамики развития интегративного качества «любознательный, активный» позволил сделать вывод о небольших позитивности изменениях. У большего количества дошкольников отмечается средний уровень исследуемого качества (с 30,2% до 43,6%), незначительно увеличилось количество детей с высоким уровнем (с 22,2% до 22,4%). Снизилось количество детей с уровнем выше среднего развития любознательности, активности (с 42,2% до 29,4%), а также детей с низким уровнем (с 5,4% до 3%), что является позитивным показателем.

Рис 9. Развития интегративного качества «любознательный, активный»

Таким образом, сформированность данного качества заметно повысилась, однако уровень  по сравнению с другими качествами недостаточно высокий. У детей проявляется интерес к новым предметам, событиям, явлениям; возникает вопросов об известных дошкольнику предметах, событиях, явлениях для получения новой, неизвестной информации; повысилась самостоятельность исследования предметов, если их свойства и использование неизвестны; проявляется интерес к различным областям, дошкольники активно участвует в НОД.

2. Интегративное качество «Эмоциональный, отзывчивый»

    Уровень развития данного качества значительно вырос. Увеличилось количество дошкольников с высоким уровнем эмоциональной отзывчивости (с 21,8% до 33,2%), уровнем выше среднего (с 34,8% до 35,4%). Детей со средним уровнем эмоциональной отзывчивости стало меньше (с 41,8% до 26,6%). Но это объясняется повышением высокого уровня и уровня выше среднего. К сожалению, появился показатель уровня, требующий помощь специалиста и увеличился уровень, требующий помощи педагога (с 1,6% до 3,2%). Это произошло, в связи с поступлением новых детей в ДОУ в течение учебного 2013-2014 года.

Рис 10.   Развития интегративного качества  «эмоциональный, отзывчивый»

        Изучение динамики качества «эмоциональный, отзывчивый» позволяет отметить позитивную направленность в проявлении дошкольниками выразительных средств для передачи своих эмоциональных состояний; эмоциональных переживаниях содержания художественного произведения (рассказа, сказки, песни, мелодии, картины, иллюстрации и пр.) без специального воздействия со стороны взрослого; обращении внимания на изменение настроения взрослого или сверстника.

 3. Интегративное качество «Овладевший способами общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Изучение динамики развития интегративного качества «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками» показывает повышение лишь высокого уровня развития (с 19.2% до 25,6%). По всем остальным уровням наблюдается отрицательная динамика. Причиной опять является вновь поступившие дети в течение учебного года.

     

Рис 11. Развитие интегративного качества «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

         Итак, многим воспитанникам все же свойственно изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации; владение диалогической, прямой и косвенной речью; способности выразить своё отношении к содержанию прочитанного  дать оценку; дошкольники используют вербальные и невербальные средства общения, владеют конструктивными способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

    4. Интегративное качество «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

      Анализ изменений данного качества позволяет сделать выводы о позитивных переменах в развитии детей. Увеличилось  количество человек на высоком уровне (с 21% до 27,9%). Значительно уменьшилось количество детей с показателями выше среднего (с 46,6% до 31,8%). Увеличилось количество человек на среднем уровне (с 28,4% до 35,8%), понизились показатели, требующие коррекции педагога (с 4% до 1,2%). Можно сказать, что у детей выросла способность управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдать нормы и правила поведения.

        Рис 12. Развитие интегративного качества  «способный управлять своим поведением и планировать свои действия, на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

 5. Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

Динамика по данному качеству, показывает развитие воспитанников группы. На высоком уровне в группе отмечено 21,8% детей,  было -  16,8%. В соответствии с этими изменениями уменьшилось количество детей на уровне выше среднего (с 44,8% до 39,2%) и детей на низком уровне (с 4,4% до 0,9%).

        Рис 13. Развитие нтегративного качества « способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

           Можно сказать, что дети научились справляться с задачами в игровой деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми. Однако необходимо уделить больше внимания развитию способностей преобразовывать способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.

 6. Интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе»

По данному качеству произошли существенные положительные сдвиги. Уменьшилось количество детей со среднем уровнем развития (с 46,2% до 38,6%). Уровень, требующий коррекции педагога на конец учебного года отсутствует (с 4,8% до 0%). Значительно возросло количество детей на уровне выше среднего развития данного качества (с 26 % до 38,8%).

       

Рис 14. Развитие интегративного качества «имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе»

Итак, в результате системной работы у детей достаточно сформировано знание о своём имени, возрасте, адресе, о своих достоинствах и перспективах развития. Воспитанники получили знания о своем государстве и малой и большой Родине; усвоили представление о планете Земля, многообразии стран и государств, населении и своеобразие природы и т.д.

         Итак, у детей в результате системной работы воспитателя, педагога-психолога, педагога-дефектолога и логопеда  значительно выросли показатели интегративных качеств, свидетельствующие о высоком уровне развития детей.

        Анализ формированности интегративных качеств позволяет сделать вывод о динамике развития личности ребенка посредствам различных видов деятельности в том числе игровой.

Новизна представляемого педагогического опыта

       Новизна опыта работы прослеживается в удачной комбинации известных

методов и приемов организации и проведения сюжетно-ролевых игр и методов развития социализации личности ребенка-дошкольника. 

       Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию фантазии, воображения, приобщают их к миру прекрасного, успешней развивают  творческие способности, эстетические чувства. Дети становятся добрее, учатся  жить. И задача взрослых показать детям социальный мир “изнутри” и помочь ребенку понять свое место в этом мире как его члена, участника событий, преобразователя. Но социальная действительность становится средством воспитания и обучения только в том случае, если факты и события, с которыми встречается ребенок, понятны и доступны. А собственное познание социальной действительности будет происходить через действия с предметами, через общение. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством приобщения ребенка к социальному миру.

Обучение и воспитание детей осуществляю не с передачи готовых знаний, умений и навыков, а с создания условий происхождения человеческих способностей, т.е. с постановки тех проблемных задач, в процессе решений которых эти способности формируются, а эти знания, умения и навыки усваиваются.

       Результативность педагогического опыта

        Опыт моей работы показывает, что именно в игре происходят становление ребенка как личности, его психическое развитие, формирование учебной и трудовой деятельности. Игра это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников.

         Однако сегодня,  во многом сложилась такая ситуация, что игра стала сдавать свои позиции обучению. С одной стороны родителям свойственно желание как можно лучше подготовить своих детей к обучению в школе, а с другой – у них отсутствует понимание, что не доигравший ребенок будет испытывать серьезные трудности в учебе. Они считают, что единственной формой подготовки ребенка к школе – занятия. Однако если ребенок будет заниматься одним видом деятельности – учебой, у него возникает переутомление, пропадает интерес к учебе в школе. Я проводила анкетирование родителей(приложение №1),  и получили следующие результаты:

все родители считают, что играть с детьми нужно, но играть с ребенком умеют 36% опрошенных. Родители считают, что организовывать игру нужно, но умеют организовать игру 47%. Анкетирование показало, что родители не знают игр дошкольного возраста. В основном называют: лото, пазлы, прятки, догонялки, футбол, дочки-матери.

В какие игры любит играть их ребенок, называют подвижные, спортивные,  компьютерные. Анкетирование еще раз показало, что родители мало знают игр и не умеют их организовать. Особенно это касается сюжетно-ролевых игр.

Исходя из всего этого, я выбрала игру, потому что она позволила нашим детям:

1. Эмоционально вжиться в сложный социальный мир взрослых.

     2.  Пережить жизненные ситуации.

     3.  Осознать свое реальное место среди других людей.

4.  Сделать для себя открытие: что желания и стремления других людей не всегда совпадают с твоими.

  1. Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.
  2. Свободно выражать свои чувства.
  3. Уважать себя и верить в себя.

Впоследствии, решая игровые задачи, дети проявили максимальную компетенцию, они действовали уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Задача закрепления у ребенка уверенности в себе очень актуальна для наших детей и действия их во время игры подтвердили правильность нашего выбора.

 

Технологичность представляемого педагогического опыта.

Описанный мною опыт работы будет интересен не только  для воспитателей ДОУ, но и для родителей, а также для узких специалистов-психологов, логопедов. Использование в практике работы с детьми разработанного мною перспективного плана работы, а так же описанных мною сюжетно-ролевых игр, как отдельно, так и в системе позволит им всесторонне развить личность ребёнка,  развить их творческие способности, раскрыть их творческий потенциал.

 Основные элементы представляемого педагогического опыта

Перспективный план обучения детей игре составлен с постепенным усложнением.  Так если в младшей  группе (3-4 года) идет обучение детей наиболее простым играм («Дочки-матери», «Шофёры» и т.д.) с последующим закреплением полученных знаний и умений ( беседы, составление рассказов и т.д.), то к подготовительной группе дети владеют широким спектром сюжетно-ролевых игр и имеют возможность применить многообразие своих знаний и умений в жизни. ( см.Приложение №2)      

Конспекты занятий. Тематика игр, предусмотренных перспективным планом, разнообразна. Они проводятся в занимательной игровой форме, что способствует устойчивой мотивации и творческой активности детей.  Каждое занятие - игра начинается с постановки проблемы, организации сюжета, обсуждения и решение ситуаций, что способствует  большей возможности  для проявления детской фантазии, воображения. Неотъемлемым условием является учет потребностей и интересов каждого ребенка. Это вселяет в ребенке уверенность в себе и дает возможность проявлению большой творческой самостоятельности, активности. Неотъемлемой частью некоторых занятий является сотворчество воспитателя и ребенка, что позволяет сделать игру более выразительной и вселяет в ребенке уверенность в своих способностях, а так же  приносит удовлетворение, как педагогу, так и ребенку от совместной игры. (см. Приложение №  3)

         

     Рекомендации для педагогов. Включают в себя  описание обучения детей сюжетно-ролевым играм.  (см. Приложение 4)

Памятка для педагогов «Развитие творческих способностей детей через сюжетно-ролевую игру.       

         

   Рекомендации для родителей. (см. Приложение №5)включают в себя «Советы для родителей - «Поиграй со мной», анкетирование.

                                                   

       Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

      Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.

Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.

      Можно сделать следующие выводы:

1.Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.

2. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий.

     На основе выводов можно дать следующие рекомендации:

1.Необходимо создать условия для игровой деятельности в группе с учётом места, времени в режиме дня, создать материально - игровую базу: игрушки, пособия, атрибуты, предметы - заместители, бросовый материал, который используется детьми во время сюжетно - ролевых игр.

2. Обогащать содержание детской игры использованием различных методов и приёмов таких как: наблюдения, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя о труде взрослых, использование иллюстраций, инсценировки литературных произведений, этические беседы, непосредственное участие воспитателя в игре, предложения, советы, разъяснения, вопросы направленные на подсказ детям возможной реализации замысла, совместное выполнение с детьми построек, показ приёмов конструирования и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в деятельности ДОУ как отражение информационно-коммуникативной компетентности руководителя

В образовательном учреждении имеется масса разрозненной информации на бумажных носителях: списки детей, учебно-методические материалы и т. д. А поиск необходимой информации вызывает огромные сложности...

Информационный буклет "Создание электронного портфолио педагога"

Разработка и внедрение модели электронного портфолио  как технологии управления качеством образовательного процесса в целом и индивидуальным прогрессом педагога....

Портфолио воспитателя дошкольной группы "Солнышко" "Мое портфолио"

используемые технологии, успехи и достижения детей...

Методическая разработка образовательной деятельности. Подход к проектированию портфолио детей как формату мониторинга развития и соответствующий вариант портфолио ребенка.

Методическая разработка образовательной деятельности. Портфолио для детей дошкольного возраста, которое можно использовать для педагогического мониторинга. Составил воспитатель: Ахвледиани Т.А....

Консультация для воспитателей «Портфолио воспитателя. Портфолио дошкольника»

Значение портфолио – это совокупность («портфель») учебной информации и индивидуальных образовательных достижений, полученных на обучающих курсах, семинарах, в процессе самообра...

«Портфолио воспитателя. Портфолио дошкольника»

Значение портфолио – это совокупность («портфель») учебной информации и индивидуальных образовательных достижений, полученных на обучающих курсах, семинарах, в процессе самообра...