Консультация на тему:"Формы приобщения детей к чтению и сотрудничество с родителями".
консультация на тему

Представлен материал по актуальной на сегодняшний день темы. Много советов, методик и форм приобщения к чтению. А также представлена информация по работе с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация84.54 КБ

Предварительный просмотр:

СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА  МОСКВЫ

ГИМНАЗИЯ №1539

                     Консультация для воспитателей на тему:

       Формы приобщения детей к чтению и      

        сотрудничество с родителями.

                                                                      Воспитатель 1 категории

                                                                            Миличкина М.Ю.

                                                                             (19.03.15)

                                            Москва   2015г.

     Формы  работы с детьми  по

приобщению к чтению и сотрудничество

                    с  родителями.

http://yakorek.my1.ru/vsepapki/ttgkniga/gaidai/chtenie_knig.jpg

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видео продукций, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “до фантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Система работы с детьми в детском саду включает цели, задачи, формы, методы

Целью работы  является:

-  Учить детей слушать чтение

-  Учить глубоко, постигать текст

-  Воспитывать грамотного читателя

При осуществлении этой цели решаются задачи умственного, эстетического, нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

- умственное воспитание – это развитие восприятия, мышления, развитие речи;

- эстетическое воспитание – это развитие творческих способностей детей;

- чтение особенно сказок формирует нравственный багаж ребенка.

«У кого в детстве не было сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются как о лежачий на дороге камень и укалываются как о лист осота» - это высказывание  И. Токмаковой.

 Методы работы по приобщению детей к чтению:

Словесные:

• Чтение художественных произведений.

• Беседы по прочитанному.

• Заучивание наизусть.

• Пересказ произведений.

• Выразительное чтение.

Практические:

• Игры – драматизации.

• Дидактические игры.

• Элементы инсценирования.

• Изображение прочитанного в изобразительной деятельности (лепке, рисовании, аппликации).

• Театрализованная деятельность.

Наглядные:

• Показ иллюстраций, картинок, игрушек.

• Просмотр видеороликов, фильмов.

• Оформление выставок.

• Использование разных видов театра.

Эти задачи решаются посредством различных форм работы с детьми:

- ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов.

- самостоятельное рассматривание  книг.

- организованные занятия.

- свободное общение воспитателя с детьми

            на основе художественной литературы.

- сотрудничество с родителями по данной проблеме.

Процесс ежедневного чтения должен занимать не менее 30 минут в день  (в зависимости от возраста).

Целью ежедневного чтения является глубокое постижение текста детьми. Ежедневное чтение предполагает отбор произведений. Наиболее оптимальный вариант – объединение их на  основе жанровой принадлежности и чередовании рассказов, сказок, стихотворений.

1-я неделя – чтение народных и авторских сказок; драматизация произведений или отрывков из сказок; рассматривание иллюстрированных изданий сказок.

2 – неделя  -  чтение стихотворений;

3 -  неделя – чтение рассказов и повестей; рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям;

4 – неделя – путешествие по страницам «толстой книги» (в старшем  дошкольном возрасте).           

После того как книжка прочитана, внимание детей зафиксировано на ее содержании, воспитатель показывает иллюстрации к ней.

В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций.

В первой и второй младшей группе приемы рассматривания имеют целью узнавание ребенком персонажей, вещей:

-Узнай, кто это?

 -Покажи, где, кто или что?

В средней  группе – соотнесение фраз текста с картинками:

 -Найди картинку к таким словам.

- Какие слова подходят к этой картинке?

В старшей группе – подведение ребенка к оценке цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположение фигур:

 -Почему нравится тебе эта картинка?

В подготовительной  к школе группе – сравнение иллюстраций разных художников-иллюстраторов к одному и тому  же произведению.

Главная цель рассматривание  иллюстраций во всех возрастных группах – вызвать детей на разговор.

При рассматривании книг с ранних лет необходимо учить детей относиться к книге как величайшей ценности, правильно держать ее в руках, правильно перелистывать, знать ее место на книжной полке, помнить о том, что у книги есть автор и название. 

Организованные занятия по ознакомлению с художественной литературой детей разных возрастных групп организуются по-разному.

С детьми раннего возраста воспитатель работает индивидуально или с группами по 2-6 человек.

Группа детей младшего дошкольного возраста  для слушания чтения или рассказа разделяются на две подгруппы.

 В средней и старшей группах занятия проводятся одновременно со всеми детьми.

Основное правило организации занятия по чтению детям – эмоциональная приподнятость и читающего, и слушающих. Настроение приподнятости создает воспитатель. Несколькими вводными словами возбуждает интерес детей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель покажет перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.

Текст  художественного произведения воспитатель читает не прерываясь, комментарии допускаются только при чтении познавательных книг. Все слова, понимание которых может вызвать у детей затруднение, нужно объяснить в начале занятия.

Чтобы научить детей слушать художественное произведение, помочь усвоить его содержание и эмоциональный настрой, воспитатель обязан читать выразительно.

Читать выразительно – значит выражать интонацией свое отношение к тому, о чем читаешь.

Выразительное чтение воспитателя - способ довести до ребенка всю гамму эмоций, содержащихся в читаемом художественном произведении, а также развитие и совершенствование его  чувств.

Выразительно читать художественное произведение детям это соблюдение норм орфоэпии, которая является элементом культуры речи.

Особое внимание уделяется произношению тех слов, которые пишутся иначе, чем произносятся: (своего, его, сегодня, булочная, скучно). Лучше совсем не произносить слово, чем произносить его с орфоэпической ошибкой.

Следующим элементом выразительного чтения является сила голоса чтеца.

Чтобы довести до маленького слушателя содержание произведения, нужно, читая, усиливать и ослабевать голос в строгом соответствии с содержанием.

Точности и выразительности речи способствует правильная расстановка логических ударений, выразительность которых определяется умением чтеца модулировать свой голос по силе.

Очень важно при чтении  выдерживать необходимый темп речи.

Где надо читать неторопливо, в других случаях быстро и задорно. Слова, на которые мы хотим обратить внимание, произносим медленно, а менее значительные – иногда почти скороговоркой.

С помощью пауз можно полно передать настроение действующих лиц.

Самое пристальное внимание нужно уделять нравственному началу произведения,

с помощью литературы будить в ребенке «чувства добрые».

Взрослый, читающий ребенку, должен постоянно помнить об «учительской роли» литературы, о том, что литература – «правдивая и волнующая запись человеческого опыта» (Д.Б.Пристли), который полезнее усваивать с детства.

Детская литература не только запечатлевает движения детской души, но и формирует их. Она пробуждает в маленьком человеке добрые чувства и благородные стремления.

  Свободное общения воспитателя с детьми на основе художественной литературы дает возможность предлагать  им тот вид деятельности, который, в настоящий момент их особенно привлекает: драматизация, кукольный спектакль, чтение произведения в лицах, «рассказывание стихов руками».

Работа с родителями по приобщению детей к чтению заключается в проведении консультаций по проблемам детского чтения, психологии возраста и восприятия.

Обязательное включение родителей в организацию и проведение литературных викторин, праздников. Вовлечение родителей в оформление информационного пространства в группе, связанного с книгой (выставки книг, аннотирование, рекомендации о том, что читать детям).

Оформление информации о книгах, которые читаются детям на занятиях.

Организовываются открытые занятия по ознакомлению с художественной литературой для родителей.

Чтобы осуществлять различные формы работы  по приобщению детей к книге в детском саду должны быть созданы определенные условия:

 - Наличие возрастного библиотечного фонда художественной  литературы.

- Наличие портретного фонда детских писателей

- Наличие грамматических словарей для воспитателей.

- Организация групповых книжных уголков.

В каждой возрастной группе детского сада устраиваются своеобразные информационные центры – уголки книг.

Как правило, книги эти богато иллюстрированы, в хорошем состоянии.

Состав книг в групповых книжных уголках время от времени обновляются или полностью, или частично не только потому, что книги изнашиваются, но и потому, что процесс воспитания детей требует их постоянного тематического обновления.

Дети берут книги из книжного уголка по своему желанию и вкусу, но затем обязательно ставят на место.

В старшем дошкольном возрасте должно быть организовано дежурство детей, которые выдают и получают книги, отвечают за их сохранность.

Если обнаруживается потрепанная книга, воспитатель младшей и средней группы сам ее ремонтирует, желательно в присутствии детей;

В старших группах к починке книг привлекаются и дети.

В книжных уголках периодически организуются тематические книжные выставки.

Например «Наши книги о природе», «Сказки Пушкина», «Наши русские народные сказки», «Книги, прочитанные в сентябре».

Экспонируются иллюстрации известных детских художников-иллюстраторов.

Уже со средней группы дети по обложкам, по иллюстрациям узнают заглавие сказок, рассказов;

С помощью воспитателя запоминают фамилии таких авторов, как А.С.Пушкин, К.И.Чуковский, Л.Н.Толстой, М.М.Пришвин, С.Я.Маршак, С.В.Михалков.

Начиная со средней группы, проводятся короткие, но содержательные беседы о книгах, о писателях.

В ходе этих бесед выясняется, какие книги любимы детьми, а позже – и почему им нравится та или иная книга.  После бесед по прочитанным произведениям детям старшего дошкольного возраста предлагают выполнить творческие задания. Например: подобрать к слову рифму, произнести слово с изменением интонации, подобрать к слову синонимы – спит-дрыхнет, подобрать к слову антонимы – сильный, храбрый.

В книжные уголки помещают творческие альбомы детей по рисованию по прочитанным произведениям за месяц. В процессе общения детей с книгами группового книжного уголка они усваивают такие слова: переплет, обложка, страница, а немного позже – корешок.

Посредством детских книжных уголков происходит воспитание грамотного читателя.

Дети во всем подражают взрослым. Если они видят, что взрослый моет руки, прежде чем раскрыть книгу, никогда не перегибает ее, аккуратно переворачивает страницы,

А встретив мятые, разрисованные, выражает неудовольствие, дети  и сами становятся защитниками книги.

Активно используется в детском саду предметно-развивающая среда: музыкальный зал, студия изобразительного искусства, театральная студия.

Выбирая книги для чтения дошкольнику, следует обратить внимание на следующее моменты.

1 Интереснее всего для любого человека информация, о нем самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема «О детях». Далее — книги о природе, животных, приключениях и т.д.

 2. Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться ему самому. Если вам не нравится - лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребенка. Поэтому сделаем вывод: постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать ребенку. Вспомните книги, которые читали в детстве вам, спросите у своих родителей, опросите знакомых, что они читают своим детям.

 3. Каждый ребенок является индивидуальностью. Значит, интересы ребенка могут отличаться от ваших. Не нужно насильно пичкать ребенка тем, что он отвергает. Например, ваш ребенок категорически не хочет слушать вашу любимую книгу Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". После нескольких попыток отложите чтение этой книги на следующий раз. Ищите то, что понравится, предлагайте разные варианты, и вы обязательно найдете то, что будет по вкусу ребенку, или же ждите, пока он «дорастет» до предложенной книги. Да, это бывает утомительно, но без этого не обойтись.

 4 Что интересно одному ребенку, может совершенно не нравиться другому. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает ваш ребенок.

 5. Выберите правильное время для чтения. Не читайте насильно. Если ребенок хочет поиграть, побегать, предоставьте ему такую возможность, а для чтения подойдет и вечернее время, и послеобеденное. Главное, чтобы ваше чтение не становилось наказанием, насилием, неприятным занятием.

 6. Читая книгу, важно успеть остановиться до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше чуть меньше, но регулярно (каждый день по 10-15 минут),

 7.Для дошкольника очень важно перечитывание. Не отказывайтесь перечитать любимую книгу в 5-10-й раз. Даже взрослый человек при перечитывании художественного произведения каждый раз замечает новые смысловые нюансы, особенности. Для дошкольника перечитывание создает ситуацию комфортности. Он знает, что будет, заранее радуется поворотам сюжета и обращает внимание на отдельные слова и Фразы. Можно сказать, что ребенок, требующий неоднократного перечитывания, с литературоведческой точки зрения ведет себя как «правильный» читатель. Только такое поведение дает возможность проникнуть в сущность произведения.

 8. Нет жесткого разграничения в чтении младшим дошкольникам и старшим. Если в опыте ребенка не было книг для младших, вы можете со старшими детьми спокойно начинать знакомство с них. Те, у кого дома есть несколько детей разного возраста, наверное, замечали, как старшие с удовольствием слушают произведения для младших, активно их воспринимают, обсуждают, проговаривают, создавая тем самым очень благоприятную ситуацию примера и повторения, помогая тем самым младшим лучше понять их содержание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание презентации "Формы приобщения детей по приобщению к чтению и сотрудничество с родителями.

Данный материал поможет в создании своей презентации, поможет ярче изложить эту тему....

Консультации для воспитателей «Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с библиотекой по приобщению детей к чтению»(из опыта работы)

«Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с библиотекой  по приобщению детей к чтению»...

Рекомендации для родителей«Сотрудничество с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы»

laquo;Сотрудничество с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы»...

Консультация на тему: "Приобщение дошкольников к чтению через сотрудничество ДОУ, библиотеки и семьи".

В статье рассматривается вопрос о том, как вызвать интерес к чтению у дошкольников через сотрудничество библиотеки и семьи. Выделяются и описываются способы взаимодействия библиотеки и детского сада, ...

Формы приобщения детей к чтению

Из статьи мы узнаем, как в разных странах воспитывают любовь к чтению. Автор статьи обращает наше внимание на современную детскую литературу, дает рекомендации, как увлечь ребенка чтением....

Консультация на тему: "ФОРМА ОДЕЖДЫ ДЕТЕЙ, НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ В ДЕТСКОМ САДУ."

ФОРМА ОДЕЖДЫ ДЕТЕЙ, НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ В ДЕТСКОМ САДУ   Музыка – самое яркое, а потому и самое эффективное средство воздействия на детей. Музыкальная деятел...

«Сотрудничество с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы»

laquo;Сотрудничество с родителями по приобщению детей к чтению художественной литературы»...