Русская народная тряпичная кукла: прошлое и настоящее.
презентация на тему

Курдюмова Ольга Анатольевна

Традиционная тряпичная кукла ярко и глубоко несёт память народной культуры. Она является игрушкой с ценными воспитательными качествами. Она универсальна и многообразна. И в настоящее время она не теряет своей актуальности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Русская народная тряпичная кукла

     Ещё век назад первым «другом» ребёнка была самодельная лоскутная кукла. В настоящее время традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако, она не исчезла совсем, отложившись в народной памяти.

     Кула — знак человека, его игровой образ-символ, самая древняя и наиболеее популярная игрушка. Народная кукла — это важный педагогический инструмент этнопедагогики.  Уходя корнями в глубь веков и будучи тесно связанной с укладом жизни семьи, игрушка вводила ребенка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, передавала опыт от старшего поколения к младшему. Считалось, что детские игры могут способствовать богатству, счастливому браку или же, наоборот, принести несчастье. В народе замечали: когда дети много и усердно играют, в семье будет прибыль. В народе по тому, как ребенок  относится к куклам в играх, определялось его будущее.

Традиционная тряпичная кукла

     Именно она несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка (глиняная либо деревянная). Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам.

      Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Многофункциональность народной куклы, многообразие её видов можно широко использовать практически во всех видах деятельности с детьми: занятия, игры, развлечения и т. д.

Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну.

     Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение – здесь кроется притягательность лоскутной куклы. Куклы хранят в себе мастерство и искусство своих создателей. В кукольной истории высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И у каждого, кто делает тряпичные куклы, получается своя “лоскутная история”.

     Куклы разных народов удивительно похожи. Их объединяет не только происхождение (игровые куклы везде возникли из обрядовых, вышли из ритуала), но и общечеловеческие идеи и ценности: преемственность в родстве, семейственности и родительской опеке, в почитании предков.

     Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всем усматривался определенный смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.

 Создание на Руси "домашних" тряпичных кукол нередко сопровождалось заговором, наделяющим творение колдовской силой.

Чаще всего их делали для себя. Лишь изредка-на заказ или продажу.

Существовали своеобразные кукольные торги: выбрав из большого количества тряпичного товара "свою", понравившуюся куклу, на место, где лежала избранница, люди клали выкуп (деньги, вещи, продукты, ткани и т.д.). Ритуальную куклу славяне тщательно оберегали, отводя для неё особое место в избе. Обрядовые куклы были обязательным составляющим всех важных событий.
 
Всем известен народный обычай дарить детям куклы. В давние времена чаще всего делали в семье сами, а иногда привозили новые «потехи» с ярмарки. В народе считали, что игрушка-подарок принесет ребенку здоровье и благополучие. В игре дети изображали трудовую жизнь, повседневные заботы, праздники. Ребенок не только играл в куклы, набираясь жизненного опыта, но и стремился научиться делать кукол самостоятельно. Это побуждало его к труду, творчеству, что является одним из главных достоинств самодельной игрушки. С 5-6 лет дети начинали сами делать кукол. Их мастерили из шишек, веточек, свертывали из листьев, цветов, даже пряли нитки из крапивы на кукольное приданое. При их изготовлении дети познавали мир природы, учились преобразовывать материал в рукотворное изделие. Дети радовались каждой новой кукле, с большим старанием рядили ее, зная, что по ней будут судить о вкусе и мастерстве маленькой хозяйки. Кукольные костюмы шили из лоскутков ткани. Выглядели они как настоящая одежда. Часто куклам шили и национальные костюмы.


Материалы для создания кукол

 Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутов покупной ткани – ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала XX века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили кукол, лоскутки тщательно подбирали. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы.

     Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В старину на праздник Введения Богородицы во Храм, когда начинались зимние гуляния на санях, малым детям и именинницам посылали в подарок “козырные” санки с куклами. Такая обязанность лежала на тещах и крестных матерях. “Домодельные” куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения.

    В семье же для своих детей, куклы “вертели” обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.

    Часто кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов. Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался. Но наши предки не ставили перед собой такой задачи: ведь куклу творили, как целостную форму. Это важный принцип: кукла – не манекен для переодевания, а самоценный образ. Костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по кукольному выразителен. Пропорции большеголовых кукол, далекие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным. При этом именно костюм всегда определял этнический конкретный тип в кукле, отвечал реалиям игры. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле "женке” не дозволялось играть роль “невесты”.

Мощная символика русской куклы

   Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией. Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек – все они бытовали одновременно в XIX – первой половине xx века в деревне и малых провинциальных городках.

    Исследователи обратили внимание на то, что куклы разных регионов при всем их внешнем образном различии близки по способам изготовления первоосновы. Заметили общую для кукол столбообразную форму туловища, которую свертывали так плотно, что получалось, будто скульптурка из твердого материала.

    При всех этнографических различиях везде кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского кругооборота в природе и жизни человека. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного(верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре направления света. таким образом в самой конструкции их содержалось универсальное число 7 – символ мироздания.  Эта мощная

символика зашифрована и в кукле.

   Местобытие куклы в центре триединого и четырехстороннего мироздания фиксировал косой крест, который перевязывал ее грудь. И значит,  кукла соединяла в себе представления о бытии и небытии, о жизни и смерти.

 Почему она долго оставалась безликой?

     Мистическая безликость – тоже одна из древних тайн тряпичной куклы. Это роднит ее с обрядовыми фигурками, чаще всего тоже безликими. Родовой и домашний очаг, память о предках, нить личной судьбы – на этих ценностях “сходился белый свет”, когда углы светлой полотняной тряпицы связывались крепким узлом из льняной нитки, обтягивая шаровидную голову. если такие жизненно важные идеи “замуровывались” в голову куклы, то вполне логично, что само лицо теряло всякое значение.

   Изображение лица в кукле долгое время было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. Cмысл этой стойкой символики в кукольной традиции давно забыт. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что в доме не должно быть лишних глаз. Значит, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже и нарисованные – все равно есть врата, через которые происходит связь с  добрыми и злыми силами. Кукла без лица отрешена от бытовой конкретики, от живого человека. Она – сама по себе, сама в себе. В конце XIX века заметно стремление сделать тряпичную куклу более правдоподобной. Облик куклы менялся с изменением ее функции. Условная безликая фигурка утрачивала магическую обрядовую роль, становясь развлекательной игрушкой, купленной на ярмарке.

    Тряпичная кукла “обретает лицо”, которое становится важнейшим элементом кукольного облика. Традиционно лицо куклы рисовали углем из печки, и это говорит о связи игрушки с домашним очагом.  Но чаще вышивали, используя традиционные приемы народной вышивки, где женские лица обозначались крестообразными и ромбовидными узорами. Глаза изображены крестиками или отмечены точками. Рот, как правило, вышивали красными нитками плотными стежками или традиционным крестиком (”закрыт на замок”).

При всем разнообразии кукольных ликов все они сходи своей строгостью и благообразием.

Возрождение традиции

Сегодня интерес к народной традиционной кукле необычайно велик: проводятся мастер-классы, издаются книги, в Интернете можно найти много информации о способах изготовления кукол. В арт-терапии возникло даже такое направление, как куклотерапия. И это неудивительно. Ведь народная традиционная кукла является прекрасной альтернативой современным пластиковым игрушкам. Сделанная из натуральных материалов собственными руками или руками родных людей, она значительно теплее и добрее, чем купленная пластмассовая.  Современная технологическая эра разрушает психику людей.  И понятен интерес малышей к традиционной кукле, которая приятна на ощупь, мягкая, с ней так приятно засыпать. А еще детям нравится, что она не имеет нарисованных черт лица, а значит, можно нафантазировать всё, что захочешь.

 Необходимо возрождать изготовление традиционной народной куклы. Пусть дети делают ее сами из подручного материала. Куклы будут безопасными в экологическом отношении. Но главное, самодельная кукла не воспитывает в детях вещизма. Ведь каждая такая кукла как человек: единственная в своем роде. И наряд у нее единственный. У нее своя история создания и неповторимый образ.
 В настоящее время традиционная народная кукла может помочь сохранить у детей здоровье и воспитать искренние чувства любви к природе, склонности к труду, уважение к родной культуре и своей земле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-музей "Русская народная тряпичная кукла"

Мини музей - Русская народная тряпичная кукла.Цель:- Пробудить интерес детей к русской культуре и традиционной народной куклеЗадачи:Познакомить детей с историей возникновения народной куклы;Воспитыват...

"Изготовление русской народной тряпичной куклы "Пеленашка""

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе...

Мастер класс по изготjвлению русской народной тряпичной куклы

Цель: приобщение детей к русской народной культуры....

Учебное пособие для детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий : Триз, мнемотаблицы, коллаж по теме: «Ознакомление детей с русской народной тряпичной куклой».

Цель: приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам  русской народной культуры - самодельной тряпичной кукле.Задачи развивающих  мнемотаблиц:- развитие основных психических процес...

Русские народные тряпичные куклы

Знакомство с многообразием русских народных тряпичных кукол....

Мастер- класс для родителей и воспитанников 3-4 лет "С куклами возиться- бытию учиться" (Изготовление русской народной тряпичной куклы Хороводницы).

Мастер- класс по ознакомлению родителей с приемами и способами изготовления игрушек-тренажеров своими руками для стимуляции речевого развития детей....

«Игрушечных дел мастера» Приобщение детей к русским народным традициям Методическая разработка Мастер- класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для родителей и педагогов

        Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своим...