Игротека в детском саду
статья на тему

Народные игры в работе специалистов дошкольного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc101.4 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОТЕКА В ДЕТСКОМ САДУ

Игра - универсальное средство психоэмоциональной и физической разрядки. Игры сопровождали людей на протя жении всей истории человечества. И совсем не всегда без раздельными хозяевами в игровом царстве были дети. В древности взрослые люди через игровые действия пытались понять законы мироздания и даже повлиять на них. Игра и быт тесно переплетались в жизни каждого. Проигрывая в календарных и семейных обрядах важнейшие события и со стояния человеческой жизни (свадьба, рождение ребенка, трудовая деятельность, старость), люди психологически под готавливались к ним. Так облегчался переход от одного жизненного цикла к другому.

Очень давно игра отделилась от обрядовых действий и начала самостоятельную жизнь. Она присутствует в самых разных областях человеческой деятельности. По ее законам строятся театральные представления и спортивные состязания. Даже общение между людьми зачастую подчиняется игровым правилам.

И конечно, без игры немыслим мир детства. Произве дения русских писателей и художников свидетельствуют о том, насколько многообразна была еще в XIX - начале XX века игровая деятельность и крестьянского, и городско го ребенка. На памяти старших наших соотечественников не пременное присутствие настольных, подвижных, ролевых игр в семейной жизни. Они помогали преодолевать моно тонность будней, объединяли разные поколения и поддер живали теплую атмосферу семейного очага.

К сожалению, в наши дни способность к игре у многих людей глубоко погребена под грузом повседневных забот. Очевидно, это одно из проявлений нездоровья общества, так как, по мнению психологов, здоровым может быть назван только тот человек, кто умеет работать, любить и играть. Однако дети всегда остаются детьми, и жить для ребенка - означает играть. Как и много лет назад, именно через игру дети познают окружающий мир и самих себя, учатся обще нию, освобождаются от переполняющих их эмоций, и по ложительных, и негативных, зачастую даже неосознаваемых.

Но детское сообщество не может существовать совершен но независимо от процессов, характерных для мира взрос лых. И в настоящее время детская игровая культура во мно гом утрачена. Игры детей сейчас довольно однообразны, иногда это просто калька с популярных мультсериалов; те ряется их творческая природа, обедняются сюжеты и содер жание. А значит, обедняется и внутренний мир ребенка. Ограничиваются возможности его самовыражения и развития. В этой ситуации обращение к народным играм - основе игровой культуры в целом - реально поможет педагогу в работе с детьми.

Мир ребенка значительно отличается от мира взрослого: он не хуже и не лучше, а просто - другой. Долгое время малыш не владеет в достаточной мере способами общения и разрешения проблемных ситуаций, предлагаемых ему взрослыми. Он просто к ним не готов. А вот через игру ребенок наиболее полно выражает свои чувства и пережи вания. Игра - естественная форма детского существования. Следовательно, самый прямой путь к достижению взаимо понимания с ребенком лежит через игровое действие. Иг рать с малышом - значит разговаривать с ним на самом понятном ему языке. Неверным было бы представление, что вступающий в игру взрослый опускается на более низкий уровень общения. Скорее наоборот: игра с детьми требует от воспитателя высокого профессионализма, пробуждения многих способностей и талантов. Хорошо владеющий игро выми навыками педагог может достичь с их помощью самых разнообразных целей:

- активизировать память, внимание, мышление детей;

- подготовить их к определенному виду деятельности;

- решить сугубо психокоррекционные задачи (отыгрыва ние конфликтных ситуаций, работа с агрессией, страхами, замкнутостью, гиперактивностью, сложностями в общении; налаживание внутригрупповых отношений);

- в предельно естественных условиях выявить особенно сти межличностных отношений в группе и их динамику.

Конечно, чаще всего игра начинается ради нее самой, «для удовольствия», без обдуманных заранее методических целей. Но и в таком случае она несет в себе мощный по тенциал, способствующий установлению здоровых, откры тых отношений между детьми и взрослыми, побуждает к твор честву, помогает играющим лучше понимать друг друга. При этом исподволь решаются многие вопросы межличностного общения и достигаются вышеупомянутые цели.

За время развития педагогики как науки отношение к детской игре существенно менялось. В те времена, когда быть ребенком означало быть неполноценным взрослым, наставники предлагали своим воспитанникам более «прак тичные» занятия, чем игры. Но по мере того как знания о природе детства углублялись, изменялся и взгляд на игру. Сейчас она по праву рассматривается как ведущая детская де ятельность.

Еще в прошлом веке исследователи начали обращаться к народным играм с целью осмысления их значения для раз вития ребенка. Одним из первых исследователей в этой об ласти был детский врач Е. А. Покровский. На материале большого количества народных игр он доказал их важность для физического и психического развития ребенка. Впослед ствии начали создаваться целые лаборатории, занимавшиеся классификацией игр, их разработкой и т. п. К настоящему времени накоплен огромный массив игр, служащих самым разнообразным практическим целям. Есть среди них и игры, разработанные в наши дни на базе новейших психологичес ких знаний.

И все же игры, самостоятельно живущие в детском об ществе, и тем более игры традиционные, занимают особое место в процессе воспитания. Они проверены временем, в их основе интуитивно-правильный подход к реализации по требностей ребенка. Потому-то они столь органично и не принужденно входят в жизнь детей. С педагогической точки зрения их отличает широкая направленность, так как в каж дой совершенно естественно решается сразу несколько прак тических задач: развивается мышление, расширяется круг зна ний о мире людей и природы, формируется эмоциональная сфера, укрепляются произвольная память и внимание, тре нируется воля, укореняются полезные навыки общения и непи саные законы существования отдельного человека в группе.

Сопровождающая народные игры речь - это настоящая сокровищница для педагога. Как уже было сказано, в по следнее время репертуар игр, существующих внутри детско го сообщества, значительно уменьшился. А из сохранившихся практически исчезли традиционные игровые тексты. Это лишило игру одного из самых важных ее звеньев. Считал ки, распевки, ролевые слова, особые словесные формулы, регулирующие ход игры, как нельзя лучше отвечают потреб ностям дошкольного детства. Все они имеют для ребенка поистине волшебное значение и поддерживают настроение игры. Ведь малыш, произносящий считалку, ощущает себя почти волшебником. В зависимости от интонации и гром кости, с которыми игровые приговоры и припевы произно сятся, а также контекста применения они уже сами по себе могут побуждать к действию, успокаивать, завораживать, то есть оказывать мощное эмоциональное и психокоррекционное воздействие на играющих.

Дошкольное детство - период активного освоения речи. Дети познают язык через словотворчество, через игру со словами и звуками. Прекрасный материал для этого пред лагают считалки и игровые песенки. Произнося веселые, часто «тарабарские» слова, ребенок получает власть над язы ком. Благодаря этому он активно и творчески овладевает речью, формируется его речевой аппарат, развивается чув ство языка, обогащается словарь.

Говоря о важности игр в системе отношений «ребенок - взрослый», нельзя не отметить то личностное значение, которое они имеют и для воспитателя. Педагог, как и лю бой другой человек, имеет право на усталость и негативные эмоции. Однако специфика педагогической деятельности часто не позволяет в нужный момент дать выход отрицатель ному эмоциональному заряду. Поэтому к концу рабочего дня воспитатель может напоминать собой паровой котел, под крышкой которого бурлят самые разные чувства. Бывает и так, что в силу сложившихся представлений о недопустимости тех или иных эмоций в педагогической практике, вос питатель, даже не пытаясь разобраться в том, что с ним происходит, просто подавляет их в себе. Тут недалеко и до так называемых психосоматических заболеваний: нарушении артериального давления, хронических болей и т.п. Универсальным средством физического и душевного отдыха в этой ситуации может служить игра. В играющем взрослом пробуждается к жизни его собственный внутренний ребенок, значит, наиболее творческая, активная часть личности, открытая познанию, радостному мировосприятию, интуитивно находящая выход из любых ситуаций и нестандартные и ответы на многие вопросы.

Все сказанное позволяет утверждать, что диапазон при менения народных игр в повседневной работе каждого спе циалиста дошкольного учреждения чрезвычайно широк. Ре шать многие практические задачи с их помощью смогут вос питатель и методист, музыкальный работник и логопед, педагог по физическому воспитанию и преподаватель, на правляющий изодеятельность детей. Каждому сотруднику детского сада игры помогут при проведении ежедневных за нятий, на прогулке и при подготовке к праздникам. С ними жизнь детской группы станет насыщеннее, разнообразнее и гармоничнее.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Весёлая игротека" для детей старшей группы детского сада

Вечер досуга "Весёлая игротека" с использованием музыкально - дидактических игр для старших дошкольников....

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Консультация для родителей в детском саду по развитию речи «Игротека в кругу семьи»

Уважаемые родители! Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему Ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего Ребёнка богаче и разноо...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...