Главные вкладки

    Детский сад - начальная школа: проблемы преемственности
    статья (подготовительная группа) на тему

    Гурова Людмила Ивановна

    Выражением преемственности является установление взаимосвязи задач, содержания, форм, и методов воспитания обучения детей в детском саду и школе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательной учреждение
    «Детский сад № 48»

    Советского района г. Воронежа

    «Детский сад - начальная школа: проблемы

    преемственности»

    Подготовил:Воспитатеь      Гурова Л.И.

    г. Воронеж - 2015г.

    Детский сад - начальная школа: проблемы преемственности

    Выражением преемственности является установление взаимосвязи задач, содержания, форм, и методов воспитания обучения детей в детском саду и школе.

    Преемственность - это содержательная двухсторонняя связь предполагающая с одной стороны направленность воспитательнообразовательной работы детского сада на те требования, которые будут предъявлены детям в школе, с другой стороны опору учителям на достигнутый дошкольный уровень развития, на знания, опыт детей и использование этого в учебно-воспитательном процессе школы.

    Преемственность создает условия для реализации в педагогическом процессе ДОУ и школы единой системы воспитания и обучения и способствует сближению условий воспитания и обучения дошкольников, старших и младших школьников и благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями.

    Одним        из  важнейших условий практической реализации

    преемственности является установление делового сотрудничества между воспитателем и учителями. Главная задача сотрудничества достигнуть единства при подготовки детей к школе и обеспечить высокий уровень готовности. В контактах между учителями и воспитателями выделяют три аспекта.

    1. Информационно - просветительский: предполагает взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами образовательно - воспитательной работы. И изучения программы старших групп и первого класса. Участвуют в совместных педсоветах, в семинарах, практикумах по обсуждению «стыковки программ».
    2. Методический: предполагает взаимное ознакомление, но уже с методами и формами осуществления учебно - воспитательной работы

    (взаимное посещение педагогами уроков в школе и занятий в детском саду с последующем обсуждением).

    3. Практический: выражается с одной стороны в предварительном знакомстве учителей с детским садом со своими будущими учениками, а с другой стороны в курировании воспитателей своих бывших воспитанников в процессе обучения.

    Поступление в школу - значительное событие в жизни ребенка. Оно коренным образом меняет социальную ситуацию развития и во многом определяет перспективы развития личности. Это период смены ведущей деятельности и появления новой роли - роли ученика. Какие задачи в этом плане стоят перед педагогами дошкольных учреждении? Их много. Одна из них - преемственность в воспитании и обучении детей ДОУ и начальных классах школы.

    О недостатках традиционной системы образования

    Новое понимание преемственности дошкольного и начального школьного образования отражено в федеральных и муниципальных документах и информационных письмах. Особый интерес для систем вузовского и дополнительного профессионального образования представляет анализ традиционной системы образования с учетом позиций, требующих первоочередного решения. Имеется в виду выделение новых линий в образовательной работе начальной школы, обеспечивающих углубление содержательной преемственности на этапе дошкольного и начального образования; определение возможных путей реализации преемственности в условиях общения содержания, форм и методов образования.

    Рассматривая современное состояние проблемы преемственности, отметим недостатки традиционной системы образования. Речь идет об ориентации педагогов на формально-вербальные и информационно-рецептурные способы обучения, на принципы послушания, подражания и повторения, на односторонность воздействий педагога, порождающих «эмоциональную

    глухоту» у ребенка. Речь идет также о недооценке, а порой игнорировании поло-ролевой дифференциации детей, механическом переносе в детский сад школьных форм и методов обучения, предметной системы преподавания, а также о тактике дублирования в начальной школе того, что уже получил ребенок в детском саду.

    Эти подходы вытесняют из детского сада игру, а в начальной школе затрудняют развитие у детей основ теоретического мышления.

    Преемственность - принцип, изначально положенный в основу системы непрерывного образования. При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.

    Общие формы преемственности для дошкольных образовательных учреждений и начальной школы - это развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника; способность к творчеству и самостоятельность; творческое воображение как направление интеллектуального развития ребенка; коммуникативность, умение общаться с взрослыми и сверстниками.

    Стратегию и тактику взаимодействия образовательных учреждений на ступени дошкольного и начального образования определяют категории «развитие» и «воспитание». «Развитие» в дошкольном и младшем школьном периоде рассматривается как изменение системы взаимодействия «ребенок- взрослый», как смена типов детской деятельности. Именно возраст смены типа деятельности ребенка и есть возраст готовности его к школе, точка индивидуального педагогического проектирования.

    Данные основания позволяют выделить критерии готовности ребенка к школе:        это морфофизиологическая зрелость, развитие психических

    процессов, в особенности воображения как интегральной психологической характеристики, определенный уровень развития эмоционально-волевой сферы и социальной зрелости. Все критерии одинаково значимы в процессе адаптации ребенка к начальной школе. Но особое внимание педагог должен

    уделять исследованию показателей, характеризующих здоровье ребенка. Ведь у значительной части детей оно ухудшается уже в конце первого года обучения в школе. Не менее важная проблема - обеспечение единой линии педагогического процесса на этапах дошкольного и начального школьного образования.

    Развитие ребенка должно носить целостный характер. Поэтому свое влияние педагоги, как и другие специалисты, должны направить не только на интеллектуальную, но и на эмоционально-волевую и поведенческую сферу детей. Педагогу важно научиться изучать (исследовать) динамику становления личности ребенка. Кроме этого, ему необходимо непрерывно совершенствовать педагогическое мастерство. Причем внимание науки и методических служб следует ориентировать не только на общую методическую подготовку, но и на становление методической культуры педагогов, развитие их исследовательских умений и навыков.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непрерывное развитие ребенка в едином образовательном пространстве «семья – детский сад – начальная школа» в условиях реализации ФГТ дошкольного образования и ФГОС НОО

    "Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком" Л.С. Выготский...

    Педагогический мост "Детский сад - начальная школа"

    Актуальность совместных действий в образовательном пространстве между детским садом и школой. В связи с переходом на новые федеральные стандарты начального образования возникли проблемы едино...

    ДОУ и школа: проблема преемственности

    Еще раз об актуальности федерального государственного стандарта дошкольного образоваания...

    ДОКЛАД «Организация образовательной деятельности на занятиях по английскому языку в ДОУ «Яблочко» в системе «Детский сад- начальная школа»

    МБДОУ: «Федосеевский детский сад общеразвивающего вида«Яблочко»        ДОКЛАД«Организация образовательной деятельности на занятиях по английскому языку в ДОУ «Я...

    Детский сад и школа - проблема преемственности

    Не так страшна школа - как к ней готовят!.....

    «Детский сад – начальная школа: проблемы преемственности»

    По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют...