Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС
статья на тему

Зайцева Таня Петровна

Проект предполагает создание музейной базовой среды в дошкольном образовательном учреждении, целью которого является: сохранение исторического наследия и культуры , развитие краеведения дошкольника через создание и использование многообразной деятельности мини-музеев в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_muzeynoy_pedagogiki.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 36 «Русская сказка» общеразвивающего вида

(МДОУ д/с № 36 «Русская сказка»)

155800, г. Кинешма, Ивановская область, ул. Луховская, д. 2

Тел. 8(49331) 9 – 47 - 85

e-mail: kindetsad36@yandex.ru

ПРОЕКТ

«Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.

Автор:

Старший воспитатель

Зайцева Т.П.

Кинешма 2015

Проект

«Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.

Цель проекта:


Проект предполагает создание музейной базовой среды в дошкольном образовательном учреждении, целью которого является: сохранение исторического наследия и культуры , развитие краеведения дошкольника через создание и использование многообразной деятельности мини-музеев в дошкольном учреждении.

Задачи проекта:

• Воспитание у дошкольников основ музейной культуры.

 • Формирование системы ценностей ребенка, приобщение к историческому, культурному, природному наследию; воспитание толерантности, гражданственности и патриотизма; развитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов.

• Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

• Развитие сотрудничества педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Описание проекта:

Социальная значимость проекта: использование современных инновационных развивающих технологий, которые позволяют превышать государственные образовательные стандарты по всем направлениям деятельности.
Ожидаемый результат : создание мини – музеев в ДОУ позволит сохранить историю и культуру  своего родного края .
Конечные результаты реализации проекта
•    Создание комплексной системы мини-музеев в ДОУ;
•    Обобщение и распространение опыта на тему: «Музейные технология в ДОУ» повышение компетентности и профессионализма педагогов в музейной культуре;
•    качественное изменение условий для личностного развития дошкольников через оснащение материально-технической базы по данному направлению;
•    совершенствование системы у всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;

       Создание мини - музеев помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Важная особенность мини-музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. 
     Таким образом  мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину. 
Одной  из  задач  дошкольного  образования  —  это  воспитание  этических  основ  формирования  личности  (мировоззрения,  направленности  и  устойчивости  личности,  нравственно-психологических  качеств,  чувств  и  привычек).
Формирование  личности  немыслимо  без  осмысления  культурно-исторического  развития  общества,  взаимодействия  и  взаимопроникновения  различных  культур,  наций,  конфессий  и  социальных  групп,  ядром,   которого  является  этнотолерантность.
Современный  культурный  человек  —  это  не  только  образованный,  но  и  человек  обладающий  чувством  самоуважения  и  уважаемый  окружающими.  Важно  сформировать  у  дошкольников  умение  строить  взаимоотношения  в  процессе  взаимодействия  с  окружающим  на  основе  взаимопонимания,  готовности  принять  других  людей,  их  взгляды,  обычаи  и  привычки  такими,  какие  они  есть.  Одной  из  приоритетных  задач  современного  образовательного  учреждения  состоит  в  том,  чтобы  воспитанники  получили  не  только  определенный  багаж  знаний,  умений  и  навыков,  но  и  люди  самостоятельные,  обладающие  этнотолерантностью  в  качестве  основы  жизненной  позиции.
Культура  личности  раскрывается  в  динамическом  процессе  знакомства  с  окружающим,  его  переработки  и  создания  собственных  ценностей.  Поэтому  взрослые  несут  особую  ответственность  за  организацию  культурной  среды,  а  также  материальную  и  духовную  поддержку  ребенка.
Музеи  —  неотъемлемая  часть  культурного  наследия.  Они  охватывают  практически  все  сферы  жизни  человечества:  искусство,  науку  в  целом,  историю,  географию  и  т.  п.  В  современном  обществе  музеи  продолжают  свою  культурную  и  просветительскую  деятельность.  В  мире  насчитывается  не  один  десяток  тысяч  музеев,  больших  и  маленьких,  всемирно  известных  и  имеющих  ограниченный  круг  посетителей.  Свой  музей  существует  почти  в  каждом  городе  планеты.  Музеи  стали  очень  разными  и  необычными.
Особенностью  музея  в  дошкольном  учреждении  является  то,  что  к  основным  экспонатам  добавляются  предметы,  сделанные  руками  детей.
Музей  дает  возможность  детям  не  только  рассмотреть  предметы  со  всех  сторон,  но  и  практически  освоить  их.  Формы  работы  в  музее  этнической  культуры  отличаются  многообразием.  К  ним  относятся:  мини-беседы  с  детьми;  экскурсии  для  детей  и  родителей;  самостоятельное  рассматривание  экспонатов;  мастер-класс  по  изготовлению  экспонатов;  работа  творческой  группы  по  пополнению  музея  экспонатами;  творческие  игры,  образовательные  путешествия;  чтение  художественной  литературы;  исследовательская  деятельность,  экспериментирование;  музицирование,  прослушивание  аудио-материалов,  просмотр  мини-презентаций.
Наш Детский сад находится  в  Кинешме. 

Маленький, симпатичный, старинный городок с интересным названием Кинешма, расположился на правом берегу Волги, в 100 км от центра области Иваново. Откуда пошло название города Кинешма? Одни говорят, что имя дали племена, проживающие ранее на территории современного города, и в переводе с их языка «кинешма» означает «тихая гавань, темная вода». Другие утверждают, что город получил свое название от речки Кинешемка, которая и была «тихой гаванью».

Имя города тесно связано с именем А.Н. Островского, многие пьесы были написаны драматургом именно в Кинешме. В память о знаменитом соотечественнике в 1897 году был открыт драматический театр имени А.Н. Островского. Позже, в 1978 году театр переехал в новое здание на улице Советской дом 12, фасад которого украшен камнем и стеклом, панно и гобелены в вестибюле – героями пьес драматурга. Чтобы быть ближе к жизни города, рекомендуем снять квартиру посуточно в Кинешме на улице Советская. Если вы хотите получить больше информации о жизни А.Н. Островского, то лучше отправиться в Мемориальный и литературный музей Островского в деревню Щелыково, что в Костромской области в 20 км к северу от Кинешмы.

Звездой города является Волжский бульвар – один из красивейших бульваров на Волге. Здесь расположены первые каменные здания города конца XVIII века, ансамбль Успенского (1745 год) и Троицкого (1836 год) соборов. Арендовав квартиру на сутки рядом с бульваром, вы сможете постепенно узнавать город, а вечером гулять по бульвару. Для изучения крестьянского быта, кухонной утвари, самоваров и национальной русской кухни загляните в гостинично-ресторанный комплекс «Чайная – музей «Русская изба». Здание, где располагается ресторан, известно тем, что в нем была провозглашена советская власть. Также еще раньше здесь располагалось чайное Общество трезвости. В чайной местные жители отдыхали, пили чай и проповедовали отказ от спиртного.

Духовный центр города представляет часовня на торговой площади. Часовня является памятником архитектуры XVIII века, место ее возведения выбрано неслучайно. В 1609 году при защите города от польско-литовских интервентов здесь была братская могила кинешемцев.

Стоит осмотреть Красные и Белые торговые ряды, построенные в конце XIX – начале XX века, а также трехэтажный дом по улице Советской, 1 середины XIX века. В то время, это был самый роскошный дом в Кинешме.

На улице Советская располагается Кинешемский художественно-исторический музей, в нем вы сможете узнать про историю города, а также посмотреть на археологические коллекции, коллекции русского фарфора, русских монет, предметы крестьянского быта и многое другое. В состав музея входит картинная галерея (Комсомольской, 30), где можно увидеть работы художников XIX-XX века. Здание музея – это Храм Вознесения Господня, памятник архитектуры XVIII века. Картинная галерея располагается в бывшем доме призрения бедных с домовой церковью Пресвятой Богородицы.

Принять участие в праздниках, фестивалях, новогодних гуляниях, Масленице можно в парке культуры и отдыха имени 35-летия Победы. Это любимое место отдыха, как местных жителей, так и гостей города. В микрорайоне Пушкинский находится ландшафтный памятник природы регионального значения лугопарк Пушкинский. В нем нет асфальтированных дорожек, парк представляет собой типичный сельский ландшафт. В центре города раскинулся городской парк Межаки.

В Кинешме помимо комплекса из Успенского и Троицкого соборов, есть церковный комплекс, состоящий из церквей Иоанна Златоуста и Вознесения (Храм Вознесения Господня, описан выше). Церкви построены на месте не сохранившегося Вознесенского девичьего монастыря. Благовещенская церковь, построенная в 1805 году в стиле классицизма, церковь Александа Невского в стиле эклектики дополняют духовный вид города. Неподалеку от Кинешмы в 25 км у Волги располагается Макариево-Решемский мужской монастырь с богатой историей.
          Для того чтобы приобщить наших воспитанников детского сада к культуре нашего края, мы создаем мини- музеи.

Чтобы частичка этой благословенной земли  придавала в нашем саду особую атмосферу для развития искусств и сохранения истории и культуры  города Кинешма.
            Чтобы передать историю детям наши педагоги  посещают музеи и переносят из разных городов  те знания,  которые получают на экскурсиях от мастеров старинных промыслов :
В нашем детском саду созданы такие мини музеи :
«Русская березка»
В результате создания  музея дети :
познакомились с березой, как символом России, национальным деревом;
" развился у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;
" сформировалось представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами;
Мини музей «Театральной куклы»
Цель :познакомить малышей с наследием, доставшимся нам от предков, с народными традициями и культурой. Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами - народными куклами.
Мини –музей « Пасхи»
Экспонаты мини музея используются на различных мероприятиях : встреча «Светлой пасхи»
« В результате создания музея у  детей  :
-формируются такие чувства как честность , доброта, святые чувства, ясное сознание христианского долга 
-уважение к старшим доброе отношение к малышам
 Мини- музей « Военной - патриотической славы»
Целью военно-патриотического воспитания является формирование у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувства к своей семье, к городу, к природе, культуре на основе исторических  особенностей родного края. Воспитание уважения к прошлому, настоящему и будущему родного края.
Мини –музей «Русская изба»
« В результате создания  музея»  дети получили  представления о русской культуре и  быта.
      Решаются  задачи художественного развития детей, знакомство с промыслами, что развивает в детях творческую инициативу, интерес к народному творчеству.
Мини –музей «Хлеб всему голова»
« В результате создания  музея»  созданы условия для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, воспитания бережного отношения к хлебу и труду взрослых. 
Мини –музей «Наш край»
« В результате создания  музея у  детей  :
-формируется любовь к Родине через любовь к природе родного края     
-формируется интерес к «малой  Родине», достопримечательностям , культуре и традициям Кинешмы .
Беседы с батюшкой  на тему «История православия, культура и традиции празднования православных праздников.»
Мини –музей «Матрешка»
В результате создания музея   дети  :
-познакомились  с понятием «музей игрушки-русской матрешки»;
-развилось  представление детей о коллекции на примере народной игрушки;
Формируется  у детей целостная картина мира через ознакомление  с элементами духовной культуры.
-познакомились  с элементами художественной культурой и предметами
народного творчества  видами  росписи на примере некоторых игрушек, части национальной одежды(платки , сарафаны)
-познакомить с игрушкой наших предков –матрешкой.

«Мини-музей музыкальных инструментов»:

- познакомить детей с музыкальными инструментами 20 и 21 века;

-получают первые навыки игры на них;

- развивается фантазия, творчество, стремление импровизировать.
 Заключение: 
      С созданием мини музеев в детском саду пополнились знания детей  о культуре и традициях нашей «малой родины»-
      Развивается личностная культура,  как основа любви к Родине.
      Сплотился коллектив  детского сада  и родителей. Благодаря созданию  особой среды в ДОУ у детей сформировалось чувство причастности  к наследию прошлого  и проложило  основу  духовного  начала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика как инновационная технология дошкольного образования

Среди направлений образовательной программы ДОУ важное место имеет региональный компонент. В Концепции модернизации российского образования отмечена большая роль регионального  компонента, позвол...

«Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в формировании информационной культуры дошкольников»

Введение в образовательный процесс нетрадиционной технологии – музейной педагогики как условие  просвещения воспитанников в области развития вычислительной техники, эволюции материальн...

статья по теме "Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры. "

Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями.Основной целью музейной педаго...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ЛЭПБУК» В СОЗДАНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

В статье приводится пример использования лэпбуков для организации развивающей предметно-пространственной среды в качестве инновационного метода работы с детьми дошкольного возраста....

Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры.

Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Основной целью музейной ...

Участие в республиканском форуме: «Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.»

laquo;Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.»  Музейная педагогика — это научно-практическая дисци...

Доклад "Представление педагогического опыта работы на тему «Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.»

МБДОУ  Детский   сад    «  Ласточка»  с.Тарбагатай.Воспитатель: Трифонова Н.Е  Представлениепедагогического опыта работы ...