Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС
статья на тему
Проект предполагает создание музейной базовой среды в дошкольном образовательном учреждении, целью которого является: сохранение исторического наследия и культуры , развитие краеведения дошкольника через создание и использование многообразной деятельности мини-музеев в дошкольном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_muzeynoy_pedagogiki.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 36 «Русская сказка» общеразвивающего вида
(МДОУ д/с № 36 «Русская сказка»)
155800, г. Кинешма, Ивановская область, ул. Луховская, д. 2
Тел. 8(49331) 9 – 47 - 85
e-mail: kindetsad36@yandex.ru
ПРОЕКТ
«Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.
Автор:
Старший воспитатель
Зайцева Т.П.
Кинешма 2015
Проект
«Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.
Цель проекта:
Проект предполагает создание музейной базовой среды в дошкольном образовательном учреждении, целью которого является: сохранение исторического наследия и культуры , развитие краеведения дошкольника через создание и использование многообразной деятельности мини-музеев в дошкольном учреждении.
Задачи проекта:
• Воспитание у дошкольников основ музейной культуры.
• Формирование системы ценностей ребенка, приобщение к историческому, культурному, природному наследию; воспитание толерантности, гражданственности и патриотизма; развитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов.
• Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
• Развитие сотрудничества педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Описание проекта:
Социальная значимость проекта: использование современных инновационных развивающих технологий, которые позволяют превышать государственные образовательные стандарты по всем направлениям деятельности.
Ожидаемый результат : создание мини – музеев в ДОУ позволит сохранить историю и культуру своего родного края .
Конечные результаты реализации проекта
• Создание комплексной системы мини-музеев в ДОУ;
• Обобщение и распространение опыта на тему: «Музейные технология в ДОУ» повышение компетентности и профессионализма педагогов в музейной культуре;
• качественное изменение условий для личностного развития дошкольников через оснащение материально-технической базы по данному направлению;
• совершенствование системы у всех участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
Создание мини - музеев помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
Важная особенность мини-музеев в ДОУ - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Таким образом мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.
Одной из задач дошкольного образования — это воспитание этических основ формирования личности (мировоззрения, направленности и устойчивости личности, нравственно-психологических качеств, чувств и привычек).
Формирование личности немыслимо без осмысления культурно-исторического развития общества, взаимодействия и взаимопроникновения различных культур, наций, конфессий и социальных групп, ядром, которого является этнотолерантность.
Современный культурный человек — это не только образованный, но и человек обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно сформировать у дошкольников умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающим на основе взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Одной из приоритетных задач современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы воспитанники получили не только определенный багаж знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие этнотолерантностью в качестве основы жизненной позиции.
Культура личности раскрывается в динамическом процессе знакомства с окружающим, его переработки и создания собственных ценностей. Поэтому взрослые несут особую ответственность за организацию культурной среды, а также материальную и духовную поддержку ребенка.
Музеи — неотъемлемая часть культурного наследия. Они охватывают практически все сферы жизни человечества: искусство, науку в целом, историю, географию и т. п. В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. В мире насчитывается не один десяток тысяч музеев, больших и маленьких, всемирно известных и имеющих ограниченный круг посетителей. Свой музей существует почти в каждом городе планеты. Музеи стали очень разными и необычными.
Особенностью музея в дошкольном учреждении является то, что к основным экспонатам добавляются предметы, сделанные руками детей.
Музей дает возможность детям не только рассмотреть предметы со всех сторон, но и практически освоить их. Формы работы в музее этнической культуры отличаются многообразием. К ним относятся: мини-беседы с детьми; экскурсии для детей и родителей; самостоятельное рассматривание экспонатов; мастер-класс по изготовлению экспонатов; работа творческой группы по пополнению музея экспонатами; творческие игры, образовательные путешествия; чтение художественной литературы; исследовательская деятельность, экспериментирование; музицирование, прослушивание аудио-материалов, просмотр мини-презентаций.
Наш Детский сад находится в Кинешме.
Маленький, симпатичный, старинный городок с интересным названием Кинешма, расположился на правом берегу Волги, в 100 км от центра области Иваново. Откуда пошло название города Кинешма? Одни говорят, что имя дали племена, проживающие ранее на территории современного города, и в переводе с их языка «кинешма» означает «тихая гавань, темная вода». Другие утверждают, что город получил свое название от речки Кинешемка, которая и была «тихой гаванью».
Имя города тесно связано с именем А.Н. Островского, многие пьесы были написаны драматургом именно в Кинешме. В память о знаменитом соотечественнике в 1897 году был открыт драматический театр имени А.Н. Островского. Позже, в 1978 году театр переехал в новое здание на улице Советской дом 12, фасад которого украшен камнем и стеклом, панно и гобелены в вестибюле – героями пьес драматурга. Чтобы быть ближе к жизни города, рекомендуем снять квартиру посуточно в Кинешме на улице Советская. Если вы хотите получить больше информации о жизни А.Н. Островского, то лучше отправиться в Мемориальный и литературный музей Островского в деревню Щелыково, что в Костромской области в 20 км к северу от Кинешмы.
Звездой города является Волжский бульвар – один из красивейших бульваров на Волге. Здесь расположены первые каменные здания города конца XVIII века, ансамбль Успенского (1745 год) и Троицкого (1836 год) соборов. Арендовав квартиру на сутки рядом с бульваром, вы сможете постепенно узнавать город, а вечером гулять по бульвару. Для изучения крестьянского быта, кухонной утвари, самоваров и национальной русской кухни загляните в гостинично-ресторанный комплекс «Чайная – музей «Русская изба». Здание, где располагается ресторан, известно тем, что в нем была провозглашена советская власть. Также еще раньше здесь располагалось чайное Общество трезвости. В чайной местные жители отдыхали, пили чай и проповедовали отказ от спиртного.
Духовный центр города представляет часовня на торговой площади. Часовня является памятником архитектуры XVIII века, место ее возведения выбрано неслучайно. В 1609 году при защите города от польско-литовских интервентов здесь была братская могила кинешемцев.
Стоит осмотреть Красные и Белые торговые ряды, построенные в конце XIX – начале XX века, а также трехэтажный дом по улице Советской, 1 середины XIX века. В то время, это был самый роскошный дом в Кинешме.
На улице Советская располагается Кинешемский художественно-исторический музей, в нем вы сможете узнать про историю города, а также посмотреть на археологические коллекции, коллекции русского фарфора, русских монет, предметы крестьянского быта и многое другое. В состав музея входит картинная галерея (Комсомольской, 30), где можно увидеть работы художников XIX-XX века. Здание музея – это Храм Вознесения Господня, памятник архитектуры XVIII века. Картинная галерея располагается в бывшем доме призрения бедных с домовой церковью Пресвятой Богородицы.
Принять участие в праздниках, фестивалях, новогодних гуляниях, Масленице можно в парке культуры и отдыха имени 35-летия Победы. Это любимое место отдыха, как местных жителей, так и гостей города. В микрорайоне Пушкинский находится ландшафтный памятник природы регионального значения лугопарк Пушкинский. В нем нет асфальтированных дорожек, парк представляет собой типичный сельский ландшафт. В центре города раскинулся городской парк Межаки.
В Кинешме помимо комплекса из Успенского и Троицкого соборов, есть церковный комплекс, состоящий из церквей Иоанна Златоуста и Вознесения (Храм Вознесения Господня, описан выше). Церкви построены на месте не сохранившегося Вознесенского девичьего монастыря. Благовещенская церковь, построенная в 1805 году в стиле классицизма, церковь Александа Невского в стиле эклектики дополняют духовный вид города. Неподалеку от Кинешмы в 25 км у Волги располагается Макариево-Решемский мужской монастырь с богатой историей.
Для того чтобы приобщить наших воспитанников детского сада к культуре нашего края, мы создаем мини- музеи.
Чтобы частичка этой благословенной земли придавала в нашем саду особую атмосферу для развития искусств и сохранения истории и культуры города Кинешма.
Чтобы передать историю детям наши педагоги посещают музеи и переносят из разных городов те знания, которые получают на экскурсиях от мастеров старинных промыслов :
В нашем детском саду созданы такие мини музеи :
«Русская березка»
В результате создания музея дети :
познакомились с березой, как символом России, национальным деревом;
" развился у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;
" сформировалось представления о жизни растения, его развитии и связи с другими живыми организмами;
Мини музей «Театральной куклы»
Цель :познакомить малышей с наследием, доставшимся нам от предков, с народными традициями и культурой. Мини-музей постоянно пополняется новыми экспонатами - народными куклами.
Мини –музей « Пасхи»
Экспонаты мини музея используются на различных мероприятиях : встреча «Светлой пасхи»
« В результате создания музея у детей :
-формируются такие чувства как честность , доброта, святые чувства, ясное сознание христианского долга
-уважение к старшим доброе отношение к малышам
Мини- музей « Военной - патриотической славы»
Целью военно-патриотического воспитания является формирование у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувства к своей семье, к городу, к природе, культуре на основе исторических особенностей родного края. Воспитание уважения к прошлому, настоящему и будущему родного края.
Мини –музей «Русская изба»
« В результате создания музея» дети получили представления о русской культуре и быта.
Решаются задачи художественного развития детей, знакомство с промыслами, что развивает в детях творческую инициативу, интерес к народному творчеству.
Мини –музей «Хлеб всему голова»
« В результате создания музея» созданы условия для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, воображения, связной речи, воспитания бережного отношения к хлебу и труду взрослых.
Мини –музей «Наш край»
« В результате создания музея у детей :
-формируется любовь к Родине через любовь к природе родного края
-формируется интерес к «малой Родине», достопримечательностям , культуре и традициям Кинешмы .
Беседы с батюшкой на тему «История православия, культура и традиции празднования православных праздников.»
Мини –музей «Матрешка»
В результате создания музея дети :
-познакомились с понятием «музей игрушки-русской матрешки»;
-развилось представление детей о коллекции на примере народной игрушки;
Формируется у детей целостная картина мира через ознакомление с элементами духовной культуры.
-познакомились с элементами художественной культурой и предметами
народного творчества видами росписи на примере некоторых игрушек, части национальной одежды(платки , сарафаны)
-познакомить с игрушкой наших предков –матрешкой.
«Мини-музей музыкальных инструментов»:
- познакомить детей с музыкальными инструментами 20 и 21 века;
-получают первые навыки игры на них;
- развивается фантазия, творчество, стремление импровизировать.
Заключение:
С созданием мини музеев в детском саду пополнились знания детей о культуре и традициях нашей «малой родины»-
Развивается личностная культура, как основа любви к Родине.
Сплотился коллектив детского сада и родителей. Благодаря созданию особой среды в ДОУ у детей сформировалось чувство причастности к наследию прошлого и проложило основу духовного начала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музейная педагогика как инновационная технология дошкольного образования
Среди направлений образовательной программы ДОУ важное место имеет региональный компонент. В Концепции модернизации российского образования отмечена большая роль регионального компонента, позвол...
«Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в формировании информационной культуры дошкольников»
Введение в образовательный процесс нетрадиционной технологии – музейной педагогики как условие просвещения воспитанников в области развития вычислительной техники, эволюции материальн...
статья по теме "Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры. "
Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями.Основной целью музейной педаго...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ЛЭПБУК» В СОЗДАНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
В статье приводится пример использования лэпбуков для организации развивающей предметно-пространственной среды в качестве инновационного метода работы с детьми дошкольного возраста....
Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры.
Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Основной целью музейной ...
Участие в республиканском форуме: «Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.»
laquo;Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.» Музейная педагогика — это научно-практическая дисци...
Доклад "Представление педагогического опыта работы на тему «Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.»
МБДОУ Детский сад « Ласточка» с.Тарбагатай.Воспитатель: Трифонова Н.Е Представлениепедагогического опыта работы ...