ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ЛЭПБУК» В СОЗДАНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
статья

Куваева Наталья Борисовна

В статье приводится пример использования лэпбуков для организации развивающей предметно-пространственной среды в качестве инновационного метода работы с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_konferentsiyu.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ЛЭПБУК» В СОЗДАНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

Куваева Н.Б., воспитатель высш. квал. категории,

МАДОУ ЦРР детский сад «Сказка»

р. п. Красные Баки

Аннотация. В статье приводится пример использования лэпбуков для организации развивающей предметно-пространственной среды в качестве инновационного метода работы с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: лэпбук, развивающая предметно-пространственная среда, технология, методы, образовательная область

USE OF LEPBOOK TECHNOLOGY IN CREATION OF A DEVELOPING ENVIRONMENT OF A DOW IN ACCORDANCE WITH THE EDUCATIONAL STANDARD

Kuvaeva N.B., higher educator kwal. categories,

Child Development Center – Kindergarten «Skazka»

Krasnyye Baki

Abstract. The article provides an example of the use of laptops for organizing a developing subject-spatial environment as an innovative method of working with preschool children.

Key words: lepbook, developing a subject-spatial environment, technology, methods, educational field

   Введение с 1 января 2014 года Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования заставляет педагогов искать новые методы, технологии.  Согласно ФГОС ДО предъявляются следующие требования к развивающей предметно-пространственной среде: она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной (п. 3.3.4) [3]. Помочь педагогу организовать развивающую предметно-пространственную среду группы в соответствии ФГОС может технология «лэпбук».  

Лэпбук переводится с английского как «наколенная» или «складная книга». Это популярное, интересное наглядное пособие, а также отличный способ хранения всей собранной по определённой теме информации, игр, загадок и прочего. Лэпбуки называют интерактивными папками, поскольку они содержат множество элементов, которые требуют от ребёнка действий, непосредственного участия. Это всевозможные кармашки, книжки-гармошки, выдвижные и раскладные модули, вращающиеся детали, окошки. Лэпбук является результатом совместной деятельности педагога и детей. В нём собирается материал по конкретной теме. Этот метод предоставляет ребёнку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом — он решает, как взаимодействовать с лэпбуком, складывает и открывает определённые детали по своему желанию. Лэпбук поможет закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нём в дальнейшем. Такая интерактивная папка часто используется на завершающем этапе проектной деятельности. Лэпбук хорошо подходит для применения в разновозрастных группах. Например, информацию можно распределить подобным образом: для младших дошкольников выделить конверты с картинками животных внутри, а старшим детям оставить материал, где нужно применять навыки чтения, счёта и т. д. Готовый лэпбук можно использовать на занятиях, вспоминая и закрепляя пройденный материал, также дети могут самостоятельно рассматривать его в свободное время [1]. Лэпбуки очень просто изготовить самим. Для этого нужно взять картон для основы, цветную бумагу для карманов, клей. Наполнение может быть любым. Это зависит только от фантазии, ваших интересов и предпочтений. Процесс создания лэпбука очень увлекает, появляется желание придумывать и изобретать. Картинки можно распечатать на плотном картоне, но для удешевления конечного продукта можно использовать ламинирование скотчем.

  Лэпбуки могут являться продуктом проектной деятельности. Наш лэпбук «Осень» мы с детьми подготовительной группы сделали в процессе реализации проекта «Осень». Основа лэпбука – плотный картон. На обложке – яркая сюжетная картинка.  Разделы лэпбука : расскажи-ка об осени (связный рассказ с опорой на картинки); осенние месяцы; назови зимующих и перелетных птиц; дидактическая игра «Собери картинку»; дидактическая игра «С какого дерева листочек?»; осенние пословицы; загадки про осень; признаки осени; стихи про осень;  животные осенью.

 2019 год был годом театра, и мы с ребятами старшей группы и родителями в ходе реализации проектной деятельности по теме «Театр» сделали лэпбук. Разделы лэпбука: Какие бывают театры?  Знаменитые театры мира. Как вести себя в театре? Магнитный театр «Три медведя»; Угадай эмоцию; Назови героев сказки; Театральные загадки; Театральные профессии; Теневой театр; Собери пазлы.

  Использование технологии лэпбук помогает педагогу построить развивающую предметно-пространственную среду, согласно ФГОС ДО по всем направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому развитию.

Предметно-пространственная развивающая среда по социально-коммуникативному развитию у нас представлена уголком ОБЖ, патриотического воспитания, сюжетно-ролевой игры, уединения и уголком дежурных.  Для уголка ОБЖ мы сделали лэпбуки «Здоровый образ жизни», «Пожарная безопасность», «Правила дорожного движения». Дети, занимаясь с лэпбуком «Здоровый образ жизни» знакомятся с особенностями строения человека, расширяют представления о рациональном питании с карточками о здоровом питании, закрепляют знания о режиме дня, о правилах личной гигиены, а карточки упражнений с мячом помогают организовать физическую активность детей. У детей развивается желание сохранять и укреплять свое здоровье (соблюдать режим дня, правильно питаться, заниматься спортом). Лэпбук «Пожарная безопасность» поможет уточнить знания детей о работе пожарных, правилах поведения при пожаре. С этим лэпбуком дети могут поиграть в  теневое лото «Пожарные машины», собрать пазлы, отгадать загадки по теме «Пожарная безопасность», с помощью карточек повторить правила пожарной безопасности, узнать, что находиться на пожарном щите, для чего он нужен. С лэпбуком «Правила дорожного движения» ребята закрепляют правила  безопасности на дороге, дорожные знаки, сигналы светофора, узнают, какие существуют марки автомобилей, читают книжку-малышку «Дети на дороге», играют в настольную игру.

 Закреплению представлений о старинном быте русского народа способствует использование материалов лэпбука «Народный быт», где собраны игровые карточки, пословицы, картинки по лексическим темам «Русский народный быт», «Предметы старины», «Народные промыслы». Для уголка сюжетно-ролевой игры сделали лэпбуки «Театр», «Кафе-кондитерская», «Ветеринарная клиника». В театральном лэпбуке дети знакомятся с профессией актера, видами театров, театральными декорациями.  В сюжетно-ролевой игре  «Театр» дети используют атрибуты из кармашков данного пособия: билеты, программку, афишу спектакля  «Маша и медведь». Познакомиться с профессией кондитера дети могут в лэпбуке «Кафе-кондитерская». В его кармашках находятся атрибуты для сюжетно-ролевой игры, сделанные из бумаги руками педагогов и родителей: тарелочки, чашки, стаканы с «напитками», пирожные, торты, капкейки, конфеты. Дети не только знакомятся с профессиями, но и закрепляют  навыки счета. Изучить профессию ветеринара, полечить больных животных дети могут в сюжетно-ролевой игре «Ветеринарная клиника» с лэпбуком «Айболит», где есть все необходимые атрибуты: карточки рентгена, медицинские плакаты, медицинские инструменты и лекарства, диагнозы и схемы лечения, домашние питомцы.

В уголке патриотического воспитания у нас размещаются лэпбуки «Моя Россия», «Армейский», «День Победы». С лэпбуком «Моя Россия» мы расширяем представления детей о родном крае, углубляем и уточняем представления о Родине – России. Разделы лэпбука: государственная символика, загадки, народы России, народные промыслы, праздники России, стихи о Родине, пословицы, дидактическая игра «Сложи картинку», раскраски. Лэпбук «9 мая» включает в себя военные фотографии, фигуру солдата «Военная форма»; картинки с личными вещами солдата, карточки с орденами и медалями, картинки военной боевой техники, военные агитационные плакаты. Работа с данными материалами способствует  развитию интереса у детей к истории своей страны, воспитанию уважения к памяти павших бойцов, к защитникам Отечества. Пособие лэпбук «Армейский» включает в себя материалы, карточки и задания на военную тему к военным праздникам 9 мая и 23 февраля. Данное пособие помогает решать задачи по углублению и расширению знаний детей о российской армии.

 Познавательное развитие  - уголок математики, уголок природы и экспериментирования. В центре математики дети с удовольствием играют с лэпбуком «Цифры. Счет». Здесь мы закрепляем навыки счета, знание цифр, читаем пословицы, поговорки, в которых упоминаются числительные, отгадываем загадки про цифры, собираем пазлы, играем в игру «Назови соседей числа», выполняем игровые задания, решаем головоломки.

 В уголке природы и экспериментирования используем разные лэпбуки, в зависимости от времени года и изучаемой темы. Осенью здесь у нас размещаются лэпбук «Осень», «Перелетные птицы». Зимой – лэпбук «Зима», «Зимний лэпбук», «С новым годом!», «Зимующие птицы». Весной – лэпбук  «Весна», «Перелетные птицы», «Огород на подоконнике», «Космос». Летом – лэпбук «Лето», «Насекомые». Представления детей об охране окружающей среды закрепляем с лэпбуком «Берегите природу», «Экология»; закрепляем знания детей о животных с лэпбуком «Домашние животные». Учимся наблюдать за погодой, а результаты своих наблюдений фиксируем с помощью лэпбука «Метеостанция». Поисково-исследовательская деятельность на тему «Волшебница вода» нашла свое отражение в лэпбуке «Вода». Разделы лэпбука: состояния воды, опыты с водой, настольная игра «Круговорот воды в природе», разрезная картинка, вода в явлениях природы, пословицы и поговорки о воде, как человек использует воду. Играя с лэпбуком «Экология» дети узнают о раздельном сборе мусора, о сроках разложения разных бытовых отходов. С лэпбуком «Берегите природу» дети закрепляют представления о природных ресурсах, климате, о живой и неживой природе, играют в игру «Как вести себя на природе», запоминают пословицы на экологическую тему.

 Образовательная область «Речевое развитие» представлена в книжном уголке, где кроме книг размещены лэпбуки «В гостях у  сказки», лэпбук по развитию речи «Волшебная страна», лэпбук по произведениям Н. Носова, лэпбук «Школа». Мы с ребятами играем в игры «Противоположности», «Один, два, много», «Из чего приготовлено?», «Какой, какая?», «Чья, чей?».  Закрепляем употребление в речи  глаголов, предлогов. Дети рассказывают русские народные сказки с помощью опорных картинок и мнемотаблиц.

 Художественно-эстетическое развитие. В уголке «Наше творчество»  для закрепления у детей представлений о дымковской игрушке поместили лэпбук «Дымковские игрушки». Разделы лэпбука: животные в дымковских игрушках, фигурки людей, дымковское домино, игра «Найди отличия», «Собери пазлы», шаблоны дымковских игрушек, раскраски.  Для музыкального уголка мы сделали лэпбук «Музыкальные инструменты». В этом лэпбуке содержатся картинки с разными музыкальными инструментами: ударными, струнными, народными, клавишными, духовыми; игра «Четвертый лишний», «Определи по тени музыкальный инструмент», виды оркестров в картинках для детей; музыкальная игра «Бубенчики».

 В физкультурном уголке у нас находится лэпбук «Спорт».  Разделы этого лэпбука: виды спорта, зимние и летние  виды спорта, спортивные загадки, Олимпийская символика, спортивный инвентарь, стихи о спорте, знаменитые спортсмены, раскраски на спортивную тему.

Материалы для изготовления лэпбуков берем из сети интернет, с международного образовательного портала «МААМ.RU» [2], обязательно добавляем что-то свое, совершенствуем. В результате нашей работы, получаются очень красочные, привлекательные для детей лэпбуки.   Они содержат много информации,  помогают педагогу систематизировать материал по образовательным областям, обогатить развивающую предметно-пространственную среду, обеспечить периодическую сменяемость игрового материала.  Использование технологии «лэпбук» позволяет изменять предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.  Компоненты наполнения лэпбука предоставляют возможность для игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности дошкольников.

Список литературы

  1. Melkie.net // Обучение детей дошкольного возраста [Сайт]: https://melkie.net/vidy-deyatelnosti-v-dou/innovatsionnaya-deyatelnost-v-dou-v-sootvetstvii-s-fgos.html 
  2. Международный образовательный портал «MAAM.RU» [Сайт]: https://www.maam.ru/ 
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) // Справ. - правовой системы «КонсультантПлюс» – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание предметно – развивающей среды группы в соответствии с ФГОС по «Физическому развитию»

Главная цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении состоит в том, чтобы удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровь...

Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС

Проект предполагает создание музейной базовой среды в дошкольном образовательном учреждении, целью которого является: сохранение исторического наследия и культуры , развитие краеведения дошкольника че...

"Создание предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ соответствии с ФГОС ДО"

Данная публикация содержит подробную информацию о предметно-пространственной среде в дошкольных учреждениях...

"СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"

Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательног...

Консультация для воспитателей «Требования к созданию предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС»

В статье рассматривается проблема организации развивающей среды в детском саду. Раскрыта важность  безопасности жизни детей, укрепления здоровья и закаливания организма каждого из них. Орган...

Участие в республиканском форуме: «Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.»

laquo;Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.»  Музейная педагогика — это научно-практическая дисци...

Доклад "Представление педагогического опыта работы на тему «Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.»

МБДОУ  Детский   сад    «  Ласточка»  с.Тарбагатай.Воспитатель: Трифонова Н.Е  Представлениепедагогического опыта работы ...