Доклад "Представление педагогического опыта работы на тему «Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.»
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

МБДОУ  Детский   сад    «  Ласточка»  с.Тарбагатай.

Воспитатель: Трифонова Н.Е

 

 

Представление

педагогического опыта работы

         на   тему «Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.»

 

 

 

Я, Трифонова Надежда   Елизаровна, воспитатель МБДОУ Детский сад  «Ласточка» хочу предложить Вашему вниманию опыт своей работы!

Целью моей работы в детском саду является гармоничное развитие детей дошкольного возраста.

      Задачи, которые я перед собой ставлю:

  1. Формирование  интегративных  качеств  дошкольников
  2. Реализация образовательных областей
  3. Развитие познавательных психических процессов дошкольников
  4. Расширение собственной методологической культуры.

Направления работы моей деятельности реализуются через применение педагогических технологий, основными являются:

1- личностно-ориентированная технология реализуется через психологическую поддержку, организацию воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

2  -    Личностно-ориентированное взаимодействие является основой для всех последующих технологий и способствует формированию всех интегративных качеств портрета выпускника детского сада;

3- здоровье сберегающая технология  реализуется через организацию динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию, гимнастики: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; физкультурные занятия, занятия по ЗОЖ, и др.

                       Здоровье сберегающая  технология способствует  формированию                     положительного социально-психологического климата в группе детей, может использоваться в ходе непосредственно образовательной деятельности и самостоятельно как совместная деятельность педагога и детей;

4- игровая технология реализуется через такие методы как: игры с правилами, подвижные игры, игры - драматизации, сюжетно – ролевые игры, режиссерские игры, сказка- терапия, создание проблемных ситуаций с элементами самооценки.

 Одним  из  основных   направлений   в   своей   работе   я   использую  музейную   педагогику    деятельность  которой в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт,  испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка;

Музейная  инновационная  технология   целью   которой  является ;

  • создание условий для гражданского и патриотического воспитания дошкольников посредством музейной деятельности, формирования социальной активности , интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность;
  • – создание условий для развития личности путём  включения её в многообразную деятельность музея.
  • Проект предполагает создание музейной базовой среды в дошкольном образовательном учреждении, целью которого является: сохранение исторического наследия и культуры , развитие краеведения дошкольника через
    создание и использование многообразной деятельности музеев  (мини- музеев) в дошкольном учреждении.
  • -воспитание любви к родному краю, селу, формирование представлений о достопримечательностях села;
  • - воспитание чувства гордости за свою малую родину, её достижения и культуру;
  • -обобщить и систематизировать знания о родном крае.

Дает   возможность   решать  следующие задачи;

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

 

-- Воспитание у дошкольников основ музейной культуры.

 - Формирование системы ценностей ребенка, приобщение к историческому, культурному, природному наследию; воспитание толерантности, гражданственности и патриотизма; развитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов.

- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

 

- Развитие сотрудничества педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского  сада.

-  повышать авторитет и престиж ДОУ, привлекать ответственность, родителей к организации процесса патриотического воспитания и обучения детей.

- Воспитывать любовь к родному селу.

- Формировать интерес к прошлому и настоящему села Тарбагатай.

- Углублять краеведческие знания о родном селе.

- Бережно относиться к историческому наследию нашего села.

Использование   музейной   технологии  дает  возможность  в  игровой   форме   провести  работу;

Направленную на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
• Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
• Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
• Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования. 

 

  • План  предварительных мероприятий к проекту:
  • Рассказ воспитателя об истории развития села.
  • Рассматривание фотографий и беседа на тему «Старый и новый Тарбагатай».

 

  • Беседа на тему «Гордимся тобой, наш Тарбагатай родной».

 

  • Экскурсии:
  • Музей  « Истории   старообрядческой культуры   в  с. Тарбагатай»
  • Посещение православной церкви   нашего  села.
  • -  Игра  « путешествие  в   прошлое  села».
  • - Растительный и животный мир нашего края.(  презентация)

 

 

 

Для организации работы  по  музейной   педагогике  я  использую  такие формы организации работы с детьми:

 

  • I.  Ежедневные
  • коллекционирование вместе с детьми;
  •  создание мини-музеев;
  • II. Еженедельные:
  • Игры музейного содержания по формированию художественной культуры.
  • игры-развлечения  «В царстве дымковской игрушки», «Барыню сударыню принимайте в гости», «На стойбище у хозяина тайги», « Мы летим на воздушном шаре», «Мода из бабушкиного сундука».
  • Игры путешествия:  «Едем в цирк», «Путешествие на стойбище», «Откуда родом бабушкин сундук».
  • Интеллектуально – творческие игры: «Волшебный кружок», «Заседание клуба знатоков культуры»;
  • Игры – эстетические упражнения:
  • «Закрась поднос», «Закончи узор»;
  • Заполнение музейных словариков (рисунки, коллажи т .д.).
  • Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку)
  • Рисование «Улица, на которой я живу», «Мой любимый детский сад», «Профессия моих родителей», «Как я отдыхаю?», «Что мы видели в музее?».
  • Игровая деятельность
  • Сюжетно-ролевые   игры
  • Построим улицу города  ,  деревни ( конструирование) 
  • Подвижные    народные  игры на прогулке
  • Игры- ситуации
  • Развивающие  игры
  •   III. Периодические.    ; Проведение в мини-музеях  тематических занятий, образовательных и обзорных экскурсий, конкурсов и викторин (приз самому любопытному посетителю музея) 

Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОО заключается в следующем:

  •          У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
  •          Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
  •          У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну  ступеньку».

Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание музея  поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых  желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для  музея.

Ожидаемые результаты:

 

  • --Сформированность  у детей  представлений о родном крае и родном селе.
  •  --Умение видеть красоту родного края , радоваться ей.
  •  --Знание   народных   игр  и   народных (  русских  и  бурятских)  праздников,    традиций.  .                                                                                          Сформированность  эмоционально – личностного отношения к окружающему миру.
  • -- Проявление познавательного интереса  к  народным  играм. Сформированность основ логического мышления.
  • -- Усвоение основ целостного видения окружающего мира.
  • -- Сформированность коммуникативных навыков.

 

 

  • -- Использование результатов в игровой деятельности.
  • - речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);
  • - развитие  личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности,   умения сотрудничать друг с другом, потребности отстаивать свою точку зрения);
  • Итог работы:   Музей   «  русская  изба»  ДОУ  «  Ласточка»
  • Воспитательная ценность:
  • У детей появилось чувство гордости за свое село, за людей участвовавших в его создании,  за   их   труд, за его неповторимую красоту.
  • Познавательная ценность:
  • У детей и родителей появился интерес к историческому прошлому нашего  села, активность в поиске краеведческого материала, интерес к неповторимой  природе родного края.

 Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности  детей выделены следующие принципы:

  • Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.
  • Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
  • Доступность.
  • Наглядность.
  • Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать их любознательность).
  • Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
  • Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
  • Требования  к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня:
  •  - каждое  посещение  музея – это  занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;
  •  - воспитатель  и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;
  •  - посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе  занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;
  •  - следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;
  •  - отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;
  •  - итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности. 
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на детей.
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС

Проект предполагает создание музейной базовой среды в дошкольном образовательном учреждении, целью которого является: сохранение исторического наследия и культуры , развитие краеведения дошкольника че...

«Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в формировании информационной культуры дошкольников»

Введение в образовательный процесс нетрадиционной технологии – музейной педагогики как условие  просвещения воспитанников в области развития вычислительной техники, эволюции материальн...

статья по теме "Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры. "

Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями.Основной целью музейной педаго...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ЛЭПБУК» В СОЗДАНИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

В статье приводится пример использования лэпбуков для организации развивающей предметно-пространственной среды в качестве инновационного метода работы с детьми дошкольного возраста....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ По теме «Использование кинезиологии как нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом развитии и оздоровлении дошкольников»

Происходящие изменения в обществе и принятые стандарты дошкольногообразования выдвинули новые требования к системе образования. Дошкольноеучреждение призвано создать условия для интеллектуального, тво...

Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры.

Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Основной целью музейной ...

Участие в республиканском форуме: «Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.»

laquo;Использование музейной педагогики, как инновационной технологии в создании развивающей среды ДОУ в соответствии ФГОС.»  Музейная педагогика — это научно-практическая дисци...