Главные вкладки

    Педагогический проект по речевому этикету в подготовительной группе
    проект (подготовительная группа) на тему

    Пундровская Татьяна Геннадьевна

    Проект по речевому этикету

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_rechevoy_etiket.docx34.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ТЕРЕМОК»
    г. ШЛИССЕЛЬБУРГ

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    на тему:

    «Формирование навыков речевого этикета у детей  подготовительной группы»

                                                                      Выполнила воспитатель:

                                                                        Пундровская Т.Г.

                                                           

                                         

                                           декабрь 2014г.

    Актуальность

    Этикет - это свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах

     В переносном значении - форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе.

     Речевой этикет - это правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые данным национальным коллективом носителей языка, а также малыми социальными группами, в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения (Н.И. Формановская).

    Культурно-речевое воспитание детей -дело большой социальной значимости. Как писал известный ученый А.М.Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить,... там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного обладания разносторонними коммуникативными умениями.

    В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, поздравление, прощание, благодарность и другие.        Знакомя детей с правилами речевого этикета, важно помочь им понять необходимость культуры речевого общения, познакомить их с миром “волшебных” слов, различными вариантами этикетных форм, развивать умения отбирать языковые средства в зависимости от участников и ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорить), воспитывать желание быть культурным, вежливым человеком.

      Соблюдение речевого этикета помогает ребёнку  строить свое общение со сверстниками и взрослыми людьми.

       Уже в дошкольном детстве можно сформировать привычку к определенным нормам речевого поведения, позволяющим воспитать личность человека.   Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку.    Он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста» и др.

      

    Задача педагога – расширить и углубить эти знания, создать возможности для их использования

          Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми.

                               

    Тип проекта: нормативный, краткосрочный

    Срок реализации: с 24 ноября 2014г. по 5 декабря2014

    Участники: Дети, родители, воспитатели подготовительной группы

    Проблема

    Бедный словарь формул речевого этикета

     Цель:

     Формирование  навыков речевого этикета (употребление формул приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности)

    Задачи

    Образовательные :

    .  Учить  детей употреблять различные формулы  этикетных выражений.

     · Знакомить детей с правилами культурного поведения.

     · Формировать навыки вежливого, доброжелательного обращения.

    Развивающие:

     · Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

    Воспитательные:

     · Воспитывать скромность, умение соблюдать речевой этикет.

    Предполагаемые результаты:

    В итоге проведённой работы дети должны научиться:

     - Пользоваться   расширенными формулами речевого этикета;

     - Выражать приветствие, благодарность, прощание, поздравление, извинение, просьбу,  в нужной тональности.

      -Взаимодействовать  друг с другом, договариваться, уступать друг другу, извиняться, если не правы, оказывать и принимать помощь;

    - Уважительному отношению к близким и окружающим людям.

    Комплексное, поэтапное обучение речевому этикету с использованием моделирования речевых ситуаций, ролевых игр и других приемов окажет положительное влияние на развитие коммуникативной способности детей.

             

    ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ

    • Непосредственно-образовательная  деятельность
    • Беседы  
    • ИЗО-деятельность
    • Творческо-речевые игры и упражнения
    • Игры:

    - дидактические;

    - коммуникативные;

          -игры – драматизации

    - словесные;

    • Музыкальная деятельность

    Методы и приемы:

    • диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;

    • чтение художественной литературы;
    • игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
    • этюды

    • проблемные ситуации;

    • коллективно-творческие дела;

    • наблюдения;

    • рассматривание картин, иллюстраций.

    План реализации

    Подготовительный этап:

    • Подбор методического материала
    • Подбор дидактического материала.
    • Разработка перспективного плана мероприятий
    • Подбор  литературы и предварительное чтение

    Работа с родителями:

    • Изготовление листовки «А вежливы ли вы»
    • Дерево добрых слов (Расширение форм речевого этикета)
    • Папка – передвижка «Правила речевого этикета»
    • Фото – выставка «Я уже большой – помогаю маме»

    Чтение художественной литературы:

     С. Михалков «Ежели вы вежливы»,

      В. Осеева «Волшебное слово»,

     Сухомлинский « Для чего говорят спасибо»,

     С. Мирошниченко «Злая волшебница», « Не извеняйка».

     В. Осеева «Просто старушка», «Плохо»,  «Что легче? », «Почему? ».

            Н. Кульская «Невежливая вежливость»

                   Чтение «Сказка о матери и сыне»

                  Г.Остер «Будем знакомы»

    В.Степанов «Уроки вежливости»,

    С.Маршак «Урок вежливости»,

    В.Голяховский «Что за слово»,

    В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,

    Благинина «Добрые слова»,

     «Правила поведения для воспитанных детей» Шалаева.    


    Познавательное развитие

    Речевое развитие

    Социально – коммуникативное  развитие

    Художественное-эстетическое развитие

    Физическое

    развитие

    Дидактические игры

    Ознакомление с социальным миром

    ФЭМП

    Рассматривание картин

    Беседа

    Работа с загадками

    Социализация

    Нравственное

    воспитание

    Развитие общения

    Изобразительная деятельность

    музыка

    Физическая культура

    Здоровье

     

    Дид.игра:

    «У  нас в гостях кукла Таня»

    Цель: воспитывать доброжелательность к родным и близким, вырабатывать способность культурного общения со сверстниками

    Дидактическая игра

    «Пожалуйста»

    Формировать у детей навык использовать в речи слова благодарности.

    «Назови лишнее слово»

    Цель: учить различать слова речевых формул этикета

    «Что такое хорошо и что такое плохо», «Можно – нельзя», «В мире эмоций», «Исправь ошибку», «Закончи предложение», «Вежливые часики», «Комплименты» Формировать у детей навыки использования вежливых слов и выражений.

    Беседа

    «Что такое речевой этикет»

    Цель:

    Познакомить детей с понятием этикет. Беседа         «Слова обращения в разных странах»        Знакомить детей со словами приветствия в разных странах.

    .

    Рассматривание плаката:

    «Хорошие манеры для малышей»,

     «Будь вежливым».

            Игра «Профессии, где нужен телефон»

    «Я набираю ваш номер»

    Учить детей набирать номер телефона

    «Пропала цифра»

    Закреплять знания числового ряда

    Составление рассказа по теме

    «Так ведут себя вежливые дети»

    Составление рассказа из личного опыта «Я уже большой помогаю маме» (Фотовыставка)

    Разбор ситуаций по картинкам

    Беседа-диалог 

    «Приветствие и ответ на него»

    Цель:Формировать устойчивый навык употребления этикетных формул

    «Благодарность и ответ на неё»

    Цель:

    Учить выражать благодарность и отвечать на неё.

    «Извинение и ответ на него»

    Цель:

    Учить извиняться и отвечать на извинения

    «Прощание,пожела-ние при прощании» 

    Телефон и мы» Учить детей соблюдать речевой этикет, разговаривая по телефону

    Заучивание пословиц и поговорок о вежливости

    Цель:

    Учить детей объяснять смысл пословиц.

    Инсценировка сказки «Колобок» 

    Цель:

    Учить детей использовать формулы обращения с незнакомыми людьми

    Игра драматизация «Добрый день»

    Цель: учить детей

    Значению вежливых слов, правильно употреблять слова в речи

    Игра драматизация по стихотворению З. Мошковской «Вежливое слово»

    Цель: учить детей тому, что  без вежливых слов трудно обходиться в любом обществе.

    Игра - инсценировка «Телефонный разговор»

    Закреплять правила телефонного этикета.

    Сюжетно-ролевая игра «День рождения»

    Выполнение этюдов из книги «Азбука общения»

    Беседа

    «Что значит быть вежливым»

    Цель:объяснить детям, что значит истинно вежливый человек, почему он знает не только вежливые слова, но и старается сделать людям приятное.

    «Давай познакомимся»        Учить детей правилам знакомства, Расширять коммуникативные способности детей.

    Моделирование и обсуждение ситуаций по формулам речевого этикета

    Игра - инсценировка«Секрет волшебных слов»

    Цель

    Закреплять в речи слова приветствия и благодарности.

    Творческая игра

    «Страна вежливости»

    Цель: учить употреблять вежливые слова приветствия в зависимости от адресата и ситуации, обучать общей культуре поведения доброму, уважительному отношению друг к другу. «Кто знает больше вежливых слов»

    Активизировать в речи волшебные слова

    Коммуникативные игры  по книге Картаушиной

    Изготовле-

    ние подарков ко Дню Матери «Ваза из папье-маше»

    Рисование:

    Кому можно говорить «вы», кому «ты»

    Аппликация

    «Дерево добрых слов»

    Песня «Улыбка», «Если с другом вышел в путь», «Когда мои друзья со мной»,

    Подвижная игра: «Если дружно нам живётся», «Мяч лови слова прощанья говори»

    Подвижные игры:

    «Догони – вежливое слово говори», «Море волнуется», «Пожалуйста»,

    «Кто быстрее».

    Формирование навыков психологи-

    ческого здоровья


    Список литературы:

     Шипицина  «Азбука общения»

    О.М. Ельцова «Риторика для дошкольников»

    Соколова О.М.  Этическое воспитание дошкольников

    Алексеева Д.Ф. Этическое  воспитание дошкольников

    Курочкина Н.И. Этикет для дошкольников

    Картаушина Коммуникативные игры для дошкольников

    Заключение

               Притча.

     Жил был мастер. У него был ученик. Мастера нельзя было назвать ярым поборником этикета и хороших манер, но в отношениях с людьми он всегда проявлял природную вежливость и учтивость. Однажды вечером юный ученик отвозил Мастера домой и нагрубил в пути полицейскому. Оправдываясь, он сказал:
    - Хочу быть самим собой, и пусть все знают, что я чувствую. Вежливость - это ерунда, сотрясение воздуха.
    - Это верно, - любезно согласился Мастер, - но именно воздухом наполнены наши автомобильные шины, и видишь, как он помогает смягчать удары.

    (Энтони де Мело)

    Формирование культуры речевого общения, важнейшая часть воспитания детей дошкольного возраста, потому что именно в это время ребенок формируется как личность, обладающая определенными нравственными качествами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект "Олимпийский марафон" (для детей подготовительной группы)

    Во время подготовки выборов МОК города для проведения зимней Олимпиады 2014 года, которая подробно освещалась во всех средствах массовой информации, у детей старшего возраста стал проявляться ин...

    Педагогический проект «Социально-коммуникативное развитие детей подготовительной группы в процессе игры» Выполнила: Балахонкина Наталья Илларионовна, воспитатель СП ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о. Отрадный Самарской области «Детский сад №13»

    Введение.Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых краскахи трепетных звуках, в сказке, в игре, в собственном творч...

    Педагогический проект. Тема "Животные Крайнего Севера" (подготовительная группа)

    Цель: обобщить у детей представления о животных Крайнего Севера на основе интеграции образовательных областей....

    Педагогический проект "Удивительный мир предметов" в подготовительной группе

    Педагогический проект "Удивительный мир предметов" в подготовительной группеЦель: Приобщение детей к миру взрослых и предметов, созданных их трудом.Задачи: Формировать у дошкольников познавательный ин...

    Педагогический проект по ПДД в старшей, подготовительной группе «Правила дорожного движения – нужно знать всем, без исключения!»

    В проекте  отмечены направления работы по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения...

    Педагогический проект "Как подружиться с книгой?" (подготовительная группа)

    МБДОУ  НАО «Детский сад № 50 «Родничок»      Проект «Как подружиться с книгой» Подготовительная группа «Смешарики»...

    Педагогический проект "Космические дали" для детей подготовительной группы

    У детей недостаточно сформированы представления о космосе и людях, посвятивших себя этой профессии. Необходимо способствовать развитию у детей представления об окружающем мире до глубин Вселенной....