педагогическое эссе "ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЛОГИКО – МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИОИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"
статья по теме

Педагогическое эссе "ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЛОГИКО – МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИОИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ" к конкурсу "Воспитатель года-2014"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_1.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс «Воспитатель года – 2014»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ - ЭССЕ

ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЛОГИКО – МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

    «А давай ты как будто с Луны и ничего не знаешь!»…любимая Темина игра. Дети – загадочные существа…. Они являются в наш мир, подобно пришельцам-инопланетянам: с широко открытыми, удивленными глазами, не умеющие ни говорить, ни понимать наш язык, не ведающие опасностей, пытающиеся, едва встав на ноги, исследовать его на вкус, наощупь и всеми иными способами. Нам отведена роль проводника, переводчика и ангела-хранителя.

    И мы с вами, опытными педагогами, должны бы задать себе вопрос: существуют ли люди, не способные к математике? Ведь логическое мышление формируется на основе образного и является высшей ступенью развития детского мышления.  Недостаточное развитие способностей к синтезу, к анализу, к классификации явлений окружающей действительности затрудняет процесс познания в целом. Как, как помочь ребенку подняться по тем ступенькам, которые приведут его к пониманию окружающего мира, ступенькам четким и ясным, но для многих скучным и однообразным?

    Исходя из этого, я обозначила перспективное направление  моей педагогической концепции: ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ С РАЗВИТЫМ ЛОГИКО – МАТЕМАТИЧЕСКИМ МЫШЛЕНИЕМ ПОСРЕДСТВОМ СПЕЦИАЛЬНЫХ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР  

    Для достижения этой цели были определены основные задачи:

  • Развитие способности устанавливать причинно – следственные связи при решении специальных развивающих заданий
  • Формирование элементарных математических представлений
  • Выработка элементарных практических навыков и умений, основанных на самоконтроле и самооценке
  • Взаимодействие и сотрудничество в коллективе ровесников

    Главным при работе с этими направлениями явилась разработка системы специальных игр и упражнений в процессе НОД и организация предметно – пространственной среды с учетом интересующего направления. Ведь, по словам Коменского Я.А.: «Обучение основано на принципе наглядности».

    Основным методом в разработке системы занятий является метод социоигры. Он помогает ребенку создать образ особого типа – схематизированный, отражающий не все, а наиболее существенные связи и свойства объектов. Мыслительные операции, основанные именно на таких образах, позволяют дошкольникам проникнуть в причинные виды связей и отношений предметов, познать закономерности явлений. А затем эти обобщенные знания в виде понятий применять в своей практике.    

 Для реализации моей педагогической концепции учитываю следующие педагогические принципы: 

  1. Первое – это система в единстве ценностных ориентиров, целей, стиля, содержания, технологий, форм и методов.
  2. Второе - пробуждение сенсорно – перцептивной активности, т.е. развитие всех органов чувств для усиления восприимчивости детей.
  3. И, конечно, открытие: мир, нас окружающий, не нуждается в объяснении; иногда просто надо сидеть, смотреть, слушать, чувствовать и понимать, а затем открывать для себя новые его горизонты.
  4. А также, развитие ценностного подхода: не давая готовых ответов, дать детям возможность оценить их выбор в каждодневной жизни.

Для внедрения моей концепции применяю следующие виды деятельности:

  • познавательно-развивающую
  • опытно-исследовательскую
  • практическую
  • художественно-продуктивную
  • развлекательную, игровую

Их выбор и использование определяю целями и задачами математического развития, индивидуальными способностями каждого ребёнка.

   Анализируя предметно – пространственную среду, пришла к выводу, что окружающий ребенка мир математики должен являться результатом труда воспитателя, детей, родителей – социума. Для решения данной задачи использую рекомендации педагогов – новаторов, о которых упоминала ранее. Например, для создания различных математических зон:

  • Лаборатория времени
  • Лабиринт пространства
  • Игротека
  • Зона поиска решений

    Изучение литературы помогло мне определиться с выбором методов и приемов, обеспечивающих максимальную активность в поддержании познавательных интересов и проявлений творчества. Это:

  • Безусловно, игра
  • Проблемно – поисковый
  • Эвристический (сравнение, анализ, синтез)
  • Практический (конкретизирование и творческие задания)
  • Метод креативного мышления
  • Словесный (где основным приемом является направленная беседа)

    Для углубленного ознакомления детей с абстрактными математическими понятиями разбиваю работу на следующие этапы:

    I. Формирование представлений о свойствах, отношениях, числах и цифрах, о сохранении количества и величины и последовательности действий.

    II. Применение полученных навыков и умений в практической деятельности.

    А сейчас 2014 год, и я надеюсь, что, пройдя предложенные мной этапы, дети будут знать и уметь:

  1. Самостоятельно осуществлять классификацию по одному – двум признакам и свойствам.
  2. Обнаруживать логические связи и отражать их в речи.
  3. Считать, измерять, решать простые задачи на увеличение и уменьшение.
  4. Проявлять инициативу и творчество, интерес к решению задач на преобразование, комбинаторику. Оказывать помощь сверстникам.

     И всегда в своей работе я помню слова Сократа «…..Не насильственно преподавать, милейший, детям науки, а посредством игры, тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект: Формирование элементарных математических представлений старших дошкольников (6-7 лет) посредством ИКТ технологий

Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышенное внимание к компьютериза...

Статья «Использование развивающих игр и информационно-коммуникативных технологий для развития логико-математического мышления дошкольников»

Интеллект человека, в первую очередь, определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем логического мышления.Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией ра...

Конспект мастер-класса по теме: «Развитие логико-математического мышления у детей старшего возраста посредством игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Представление опыта работы  в образовательном процессе  по  развитию логико-математических представлений у дошкольников 5-6 лет посредством  игрового набора «Дары Фрёбеля&raq...

Мастер-класс для педагогов по теме: «Развитие логико-математического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Продемонстрировать  педагогам  практическое применение игрового набора «Дары Фрёбеля» в  развитии детей 5-6 лет  логико-математического мышления через дидактические игр...

ПРОЕКТ «Развитие логико-математического мышления старших дошкольников посредством дидактических игр с использованием игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Цель: Развитие элементов логического мышления и математических навыков детей старшего дошкольного возраста с использованием Даров Фребеля.Задачи:Образовательные:-...

Проект Развитие логико-математического мышления дошкольников посредством игрового пособия «Дары Фрёбеля»

Обеспечение условий для всестороннего развития ребёнка, и обеспечения возможности для реализации игровой, познавательной, исследовательской, творческой и двигательной активности, эмоционального благоп...

Педагогический практикум Развитие логико-математического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих игр Б.П.Никитина

Использование в работе с детьми по развитию логического мышления развивающей игры Б.П.Никитина "Уникуб"...