Проект непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы по духовно-нравственному воспитанию
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Храброва Зульфия Энуаровна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме:

"Храмовая архитектура" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 Проект непосредственно образовательной  деятельности

 детей старшей группы по духовно-нравственному воспитанию

                                                                             

                                                                           воспитатель МДОУ ЦРР

                                                                                       ДЕТСКИЙ САД №28

                                                                                             Храброва З.Э.

Г.О. Орехово-Зуево  2014

-2-

Содержание.

  1. Введение.
  2. Основная часть.
  3. Заключение.
  4. Литература.

-3-

Введение.

           В ФГОС определены основные принципы дошкольного образования: полноценное  проживание ребенком всех этапов детства, индивидуализация дошкольного образования,  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

           Одной из задач ФГОС является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных ценностей.

            Задачи духовно-нравственного воспитания ставились и ранее, во ФГОСе они поставлены в области: социально- коммуникативное и познавательное развитие, и предполагают формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о ценностях нашего народа, традициях и праздниках.

       Духовно-нравственное воспитание – одна из   актуальных  и  сложных  проблем.

       Под  «духовно-нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

        То,  что  мы  заложим в  душу  ребенка  сейчас, проявится  позднее,  станет  его  и  нашей  жизнью.

       В  настоящее  время  материальные  ценности доминируют  над  духовными,  поэтому  у  детей искажены представления о  доброте,

-4-

 милосердии, великодушии,  справедливости, гражданственности  и  патриотизме.

     Дошкольный  возраст – период  активного познания  мира  и  человеческих  отношений, формирования основ  личности будущего гражданина. Чем  младше  ребенок,  тем  большее  влияние  можно  оказать  на  его  чувства  и  поведение.

     Мы обязаны донести до наших детей моральные принципы и этические нормы, которые дадут им прочную основу для становления        в        жизни.

     Одним из путей решения данной задачи я считаю  проведение работы по ознакомлению дошкольников с православной культурой в тесном контакте с родителями. Связующим основанием работы является календарный принцип годового круга православного календаря.

          Духовно-нравственное  воспитание  на основе  православных  традиций  сформирует  ядро личности, благотворно  влияющее  на все  стороны  и  формы  взаимоотношений  человека  с миром.  

         Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья.        Поэтому  необходимо  помочь  родителям  осознать,  что в  семье,  в  первую  очередь  должны  сохраняться  и  передаваться  нравственные и  духовные  обычаи  и ценности, созданные  дедами и  прадедами,  и  что  именно  родители  ответственны  за  воспитание  детей. Поэтому свою работу по духовно-нравственному воспитанию я направила на то, чтобы как можно больше мероприятий проводить вместе с родителями.

        Прежде чем начать работу в группе по данному направлению я  провела анкетирование, индивидуальные беседы с каждым,  изучая отношение родителей к данной проблеме, и попыталась понять чего их пугает.  Анализируя ответы родителей, я пришла к выводу, что несмотря на различные мнения, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, религией и выросли с четкими представлениями о нормах морали и

-5-

нравственности. Родителям  самим интересно узнать больше о традициях нашего народа, многие из них надеются, что после таких занятий их дети изменятся в лучшую сторону.

Цель: воспитание духовно-нравственной личности ребенка, основанное на традициях русского Православия.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

* Формировать навык общения с высокими образцами православной культуры.

*  Учить оценивать нравственную и художественную стороны явления.

* Воспитывать любовь и интерес к культуре своего народа.

* Оказать помощь родителям по духовно – нравственному воспитанию детей. Привлечь их к участию в воспитательно –образовательном  процессе детского сада.

* Формировать нравственные качества личности дошкольников, такие, как доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим.

Ожидаемый результат:

* ребенок усвоил  добродетели;
* у ребенка сформировано позитивное  отношение  к окружающему миру, другим людям и самому себе;
* ребенок  проявляет сострадание и сорадование;
* ребенок имеет чувство патриотизма;
* ребенок знаком с православной культурой,  с формами традиционного семейного уклада, понимает  свое место в семье и посильно участвует в домашних делах;

* ребенок умеет отвечать  за свои дела и поступки;

* родители активно участвуют в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

-6-

Основная часть.

          Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

            Работа по духовно-нравственному воспитанию должна проходить  прежде всего с детьми на занятиях, утренниках, экскурсиях. Так же во время бесед, моделирования жизненных ситуаций, чтения художественной  литературы, просмотр видеофильмов. Важное значение имеет и продуктивная деятельность детей, организация выставок.

             Успех работы по духовно-нравственному воспитанию зависит и от непосредственного взаимодействия воспитателя с родителями. Оно включает в себя организацию родительских собраний, совместных праздников и досугов, экскурсий и субботников.

            В группе мы создали уголок по духовно-нравственному воспитанию. Там находятся альбомы для рассматривания: Храмы Орехово-Зуевского благочиния, Золотое кольцо России, Достопримечательности Москвы, Православные иконы.  Здесь же расположена детская православная библиотечка, проводятся выставки детского творчества «Красота Божьего мира глазами детей».

        Самостоятельная деятельность детей включает в себя:

- рассматривание икон, альбомов, книг;

- работу в изоуголке;

- труд на участке;

- игровую деятельность.

         Особую роль играет непосредственная образовательная деятельность.

-7-

Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме:

"Храмовая архитектура" .

 Интеграция образовательных областей «Познание» и «Художественное творчество»

Обучающая задача: закрепить знания детей о храмовой архитектуре. Познакомить детей с назначением, внешним видом и устройством храма: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом).

Развивающая задача: прививать детям интерес и любовь к родному краю, Родине.

Воспитательная задача: Воспитывать ценностное отношение к историческому и культурному наследию.

Обогащение словаря: колокольня, звонница, благовест, перебор, перезвон.

Активизация словаря: архитектура, купол, арка, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом).

Оборудование: , ноутбук, презентация слайдов, карта, фрагменты аудиозаписи колокольного звона, музыкальный центр, материал для творческой деятельности детей.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите на экран. Что вы видите?

Дети: Карту. 

Воспитатель: Какое это государство, вы узнали? 

Дети: Россия. 

Воспитатель: По всей карте расположились маленькие и большие кружки, что они обозначают? 

Дети: Города. 

-8-

Воспитатель: Правильно. Города большие и маленькие. В каждой стране есть главный город – столица. Как называется столица России? 

Дети: Москва. 

Воспитатель: Найдите её на карте (ребенок показывает Москву указкой).

Воспитатель: А какие ещё русские города вы знаете? (Ответы детей). 

Воспитатель: Вы назвали много городов. А чем один город отличается от другого? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Города есть маленькие, есть большие; один город отличается от другого, прежде всего зданиями. Или  можно сказать, что в каждом городе своя архитектура. Вспомните, что такое архитектура? (Ответы детей)

Воспитатель: Сегодня мы поговорим о храмовой архитектуре.

Светлым облаком сияет

На горе воздушный храм –

Точно с озера взлетает

Белый лебедь к небесам.

Можно ли представить себе современный русский город, деревню без храма? Где бы не расселился русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Для чего возводился храм?

Дети: Чтобы там люди молились. 

Воспитатель: Издавна храмы строили в самых красивых местах. Храм по своему внешнему виду отличается от других зданий. Вспомните и назовите все части храма.

Дети: Купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом).

Воспитатель: Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом. Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? 

-9-

Дети: Форму луковицы, пламя свечи. 

Воспитатель: Купол же заканчивается вверху главой, на которой ставится крест. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. (Показ на экране собора).

Воспитатель: Вы видите перед собой собор. Кто расскажет об этом соборе. (Рассказ ребенка).

Воспитатель: Правильно. Это собор Василия Блаженного. У собора Василия Блаженного много куполов. Все купола разные. Одни купола большие, другие поменьше. Все купола по разному украшены. Они разноцветные. На одном куполе волнистые линии, на другом выпуклые треугольники. Под каждым куполом – кокошники, которые очень украшают собор. Где стоит собор Василия Блаженного?

Дети: Собор стоит в Москве на Красной площади.

Воспитатель: Почему Москву называют Москва – златоглавая?

Дети: Много храмов, много куполов, купола золотые.

Показ слайдов: Собор Успения Пресвятой Богородицы – в Астрахани, Благовещенский собор – в Казани, Никольский морской собор – в Санкт-Петербурге.

Воспитатель:  Ребята, скажите, а храмы все одинаковые?

Дети: Храмы разные, все красивые.

Воспитатель:  Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, т.е. башня, на которой висят колокола.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву.

Хорошо на колокольне

Позвонить в колокола.

Чтобы праздник был раздольней,

Чтоб душа запеть смогла.

                                                      -10-

 ***

Этот дом – не просто дом:

Он красивый и с крестом.

Золотые купола,

Звонкие колокола!

               ***

Мы по улице идём,

На пригорке видим дом.

Не похож на все дома:

В небо смотрят купола.

Крест сияет ярко-ярко

В небе музыка поёт

Колокол зайти зовёт.

Звон в один колокол называется «благовест» (т.е. радостная весть). Несколько одновременно звонящих колоколов называется «трезвон». Торжественный, радостный звон во все колокола называется «перезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перебор». Ребята, сейчас вы  услышите несколько видов колокольных звонов.(Прослушивание фрагментов колокольных звонов.)

После прослушивания колокольных звонов воспитатель предлагает выполнить пальчиковую гимнастику:

Слышен нам со всех сторон

Колокольный звон

Динь – Дон

Динь – Дон

Динь – Дон

Сердцу – благостно,

Сердцу – трепетно,

-11-

Сердцу – сладостно,

Сердцу – нежно,

И радостно

Мир вокруг становится светлее,

А душа наша добрее.

Воспитатель:  Итак, ещё раз вспомним, кто придумывает внешний вид храма?

Дети: Архитектор. 

Воспитатель:  Что он делает?

Дети: Чертит чертеж здания, рисунок, делает макет здания, придумывает из чего строить, как отделать здание.

Воспитатель:  Вы хотите побыть архитекторами. У нас есть такая возможность. Я вам предлагаю нарисовать, или сделать макет, или аппликацию храма. Не забудьте из чего состоит здание храма. Храмы должны быть все разные, но красивые. (Дети выбирают по желанию вид художественной деятельности рисование красками, аппликацию, конструирование).  

Воспитатель:  Дети, а вы получили радость от своего труда? (Ответы детей)

Воспитатель:   Хотите поделиться радостью с другими? (Ответы детей)

Воспитатель: Тогда подарите свои работы родителям. Они тоже получат радость. 

-12-

Заключение.

         Работа нашей группы показывает, что духовно-нравственное воспитание способствует:

  •           формированию приобщённости дошкольников к традициям православной духовной культуры и традиционному нравственному укладу жизни русского народа;
  • созданию у детей представлений о традиционных праздниках и основных событиях отечественной истории;
  • формированию уважения и интереса к родному краю, его истории, жизни Святых родного края, к своей родословной, отечественной духовной культуре и ее ценностям;
  • воспитанию заботливого и бережного отношения к рукотворному, растительному и животному миру, к окружающему миру – великому творению Господа, чувства ответственности перед людьми (семьей, группой, обществом);
  • формированию благоговейного и бережного отношения к семейным реликвиям, иконам, книгам;
  • развитию чувства благодарности, любви и уважения к Родине, ее народу, культуре, чувство благоговения перед святынями.

       В результате проведенной работы убедилась, что совместное участие педагогов и родителей в воспитании детей оказывает положительное влияние на их чувства, взаимоотношения, учит малышей быть добрыми, приветливыми, проявлять внимание друг к другу.

 

-13-

Литература.

  1. ФГОС дошкольного образования.
  2. Шевченко Л.Л. «Добрый мир», Москва , 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ТЕМУ: «ПРАЗДНИК ХЛЕБНОГО СПАСА»

Цель:1.     Познакомить детей с народно-православным праздником Хлебного Спаса.2.     Дать представление о значении православного праздника Нерукотворного Спаса...

Конспект занятия для детей старшей группы по духовно- нравственному воспитанию «Пасхальный благовест»

Программное содержание: -познакомить детей с православным праздником Пасха; -приобщать к истокам культурных традиций русского народа; -закреплять знания о времени года: весна; -закреплять умение...

Конспект занятия в старшей группе по духовно- нравственному воспитанию "Шкатулка добрых дел"

Представление дошкольников о доброте как о ценном качестве человека....

Фольклорный праздник в старшей группе по духовно-нравственному воспитанию «Семёнов день – праздник мух и комаров»

Суть праздника – торжества по поводу приближения осени: накануне заканчивалось лето и начинался новый год....