КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ТЕМУ: «ПРАЗДНИК ХЛЕБНОГО СПАСА»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Тищенко Валентина Алексеевна

Цель:

1.     Познакомить детей с народно-православным праздником Хлебного Спаса.

2.     Дать представление о значении православного праздника Нерукотворного Спаса.

3.     Воспитывать у детей доброе отношение к друг другу.

4.     Прививать бережное отношение к старине, уважение к труду взрослых.

5.     Развивать речь детей, обогащать словарный запас.

Программные задачи:

Образовательные:     1. Знакомство детей с народно-православным праздником Хлебного Спаса.

                                     2. Развитие интеллектуальных способностей, эстетических чувств, приобщение детей к духовно-нравственной культуре.

 

Развивающие:            1. Развивать творческие способности, мелкую моторику.

Воспитательные:        1. Воспитывать у детей доброе отношение       друг к другу.

                                        2. Воспитывать уважение к труду взрослых.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл хлебный спас24.65 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ

НА ТЕМУ:

«ПРАЗДНИК ХЛЕБНОГО СПАСА»

Воспитателя МКДОУ

д/с «Березка»

Тищенко В.А.

2013г

Цель:

  1. Познакомить детей с народно-православным праздником Хлебного Спаса.
  2. Дать представление о значении православного праздника Нерукотворного Спаса.
  3. Воспитывать у детей доброе отношение к друг другу.
  4. Прививать бережное отношение к старине, уважение к труду взрослых.
  5. Развивать речь детей, обогащать словарный запас.

Программные задачи:

Образовательные:         1. Знакомство детей с народно-православным праздником Хлебного Спаса.

                                2. Развитие интеллектуальных способностей, эстетических чувств, приобщение детей к духовно-нравственной культуре.

Развивающие:                1. Развивать творческие способности, мелкую моторику.

Воспитательные:        1. Воспитывать у детей доброе отношение       друг к другу.

2. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Интеграция:                «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество».

Предварительная работа:        Посещение храма, слушание колоколов, рассматривание икон, чтение книг, беседа.

Демонстрационный материал:        Свеча, хлебные изделия, орехи, сноп, мука,  колоски, старинное полотно, репродукция иконы «Спаса Нерукотворного», церквей и храмов в его честь, аудиозапись духовной музыки и колоколов.

Раздаточный материал:                Соленое тесто, доски для лепки, тряпки, стеки, подносы с зерном.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. (Дети стоят полукругом перед воспитателем, звучит  «Русская духовная музыка XVIII-XXвв.)

Воспитатель: Дети, сейчас мы с вами попутешествуем во времени: (Слышен  звон колоколов, затем звучит духовная музыка).

  1. Основная часть. Ребята, сегодня я вас познакомлю  с одним из народно-православных праздников «Хлебным Спасом» и его традициями. Чем славится этот праздник? А тем, что в этот день выпекали хлеб из нового урожая. Он является главным блюдом этого дня. Посмотрите,  что находится на этом подносе?

Дети: хлеб, бублики, пирожки, каравай.

Воспитатель: Правильно. В этот день после освящения хлеба в церкви хозяйки раздавали свои изделия всем нуждающимся и бедным людям. Скажите, из чего делают хлеб?

Дети:  Из муки.

Воспитатель: Верно. Теперь давайте подумаем, из чего делают муку?

Дети: Из пшеницы, зерна.

Воспитатель: Молодцы, давайте посмотрим, как выглядят зерна пшеницы.

 ( Дети трогают и рассматривают зерна пшеницы)

Воспитатель: А где «живут» зернышки пшеницы?

Дети: В колоске.

Воспитатель: А  если много колосков – это называется сноп.

(Показываю детям сноп).

Ребенок:        Сноп пшенички мы собрали

И цепями отбивали.

Мельник, забирай зерно.

Пусть мукой станет оно.

Воспитатель: В этот день больших праздников не проводили, т.к. крестьяне готовились к завершению сбора урожая до наступления дождей. В старину говорили: «Третий Спас хлеба припас». Это была тяжелая ручная работа.

Воспитатель: Теперь давайте посмотрим на 2-ой  поднос. Что находится здесь?

Дети: Орехи.

Воспитатель:Этот же праздник еще называли Ореховым спасом. С этого дня начинался сбор орехов в лесу. На это есть поговорка «Урожай на орехи – урожай хлеба на будущий год».

Воспитатель: Так как сегодня праздник, давайте, и мы в этот день сделаем угощения для своих друзей.

Физминутка.

(Дети встали в круг).

Мукомол, мукомол ты нам зёрна молол (круговые движения рук перед собой).

А теперь из муки всё, что хочешь пеки (сыплют руками муку сверху).

Мишке – пышки, зайке – сайки (показывать руками пышные булки).

Для ежа отличные бублики пшеничные (показываем пальчиками бублики).

Всех порадовал ты нас, веселимся и сейчас (хлопаем в ладоши) !

  1. Воспитатель: А теперь я предлагаю вам попробовать сделать своими руками каравай (дети садятся за столы, показываю слайд с изображением каравая).
  1. Для того, чтобы вылепить каравай, скатываем шарик и немного прижимаем его к подставке.
  2. Украшения для каравая лепим путём раскатывания теста прямыми движениями рук (колбаска).
  3. Переплетаем между собой «колбаски» и выкладывает вокруг каравая.
  4. Если дети хотят украсить каравай, дать им возможность украсить самостоятельно (при затруднении - помогаю).

  1. Итог работы. Дети выставляют свои работы. Любуются своими поделками.

Ребенок:                Лучший каравай у нас,

                Испекли на хлебный Спас

                Вот такой вышины,

                Вот такой нижины.

                 С Третьим Спасом поздравляем,

                Караваем угощаем.

Воспитатель: «Хорош третий Спас,  – зимой будет квас»- смотрим на третий поднос. Что лежит на подносе? (ткань).

Воспитатель: Молодцы, но  эта ткань называется  -  старинное полотно.  Эту ткань делали своими руками, из которой шили рубашки и штаны. Еще этот праздник называли Спас на полотне. Поговорка «Хорошо, если Спас – на полотне, а хлебушко в гумне» (амбар, сарай). В этот день было принято торговать полотном. Русский народ отмечал этот праздник как благодарение Господу за хлеб насущный на каждый день.  Показать детям на Икону «Нерукотворного Образа Христа» (слайды). В честь этого Образа были построены храмы и церкви (слайды).

  1. Заключение. Воспитатель: А теперь я хочу, чтобы вы не только попробовали наш каравай, но и сказали в этот день добрые слова друг другу (Воспитатель угощает готовым караваем всех детей.).

(Воспитатель зажигает церковную свечу, подходит к каждому ребенку и просит произнести добрые слова или пожелания друг другу (мир, небо, счастье, любовь  и т.д.)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию по теме: «Моя малая Родина – Сергиевск».

Цель: формирование представления детей о родном селе (Сергиевске).Задачи: 1.Воспитывать чувства патриотизма, любви к родному селу;2.Формировать понятие «Малая Родина»;3.Пополнять знания детей о памятн...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ИЗ ЦИКЛА «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ» НА ТЕМУ: «ЯРМАРКА»

Закрепить знания детей о народных промыслах. Расширить знания о местном декоративно-прикладном промысле "Бабенская игрушка"....

Конспект занятия в старшей группе по духовно- нравственному воспитанию "Шкатулка добрых дел"

Представление дошкольников о доброте как о ценном качестве человека....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Откуда хлеб пошел»

Занятие является интегрированным.  Затрагиваются образовательные  области:социальнщ-коммуникативная, речевая, познавательная, художественно-эстетическая и область физическоо развития....

Комплексное занятие в старшей группе по духовно нравственному воспитанию. Тема: «Что такое доброта?».

Цель: Обобщить и систематизировать знания и представлений детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.Задачи:Образовательные: закреплять представление детей о доброте и её значении, ...