Развитие творческих способностей у детей
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_detey_3.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад села Купино
Шебекинского района Белгородской области»
Развитие творческих способностей детей 3 – 7 лет посредством танца
Подготовила:
Воспитатель Немшилова Т.А
2014
Я, Немшилова Татьяна Анатольевна, в течение последних трёх лет работаю над темой «Развитие творческих способностей детей 3 – 7 лет посредством танца». Работаю по программе « Ладушки» авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева.Для себя определила следующую цель – развивать творческую личность дошкольника. Ведь творческий труд развивает органы чувств ( зрение, слух, осязание), совершенствует координацию руки и глаза, мелкую моторику рук. Все мы хотим, чтобы наши дети росли воспитанными и развитыми, трудолюбивыми и отзывчивыми, тонко чувствовали прекрасное. Творческий потенциал детей зависит от той базы знаний, которые они приобретают в дошкольных образовательных учреждениях.
Каждый коллектив любого дошкольного учреждения создаёт свою систему работы по обеспечению гармоничного, личностно - ориентированного развития ребёнка. Хореографическое искусство является частью действенного средства формирования творческих качеств личности. Танец заключает в себе развитие возможностей умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, развитие их координации движений, пластики исполнения, грациозности и гибкости. Поэтому я считаю, что моя тема актуальна на сегодняшний день, так как танец является средством развития творческих способностей детей. Свою работу я начала с разработки проекта «Развитие творческих способностей детей посредством танца» со второй младшей группы
( Проект прилагается)
Я разработала перспективный план работы по развитию креативных способностей детей, для повышения уровня развития хореографических способностей, со следующими задачами:
-развивать творческое воображение посредством музыкальных образов;
-побуждать детей выражать свои впечатления в танцевально-творческой деятельности;
-развивать природную способность детей к танцевальному творчеству;
-создать в танце предпосылки к формированию творческого мышления;
-приобщать родителей к совместной танцевально - творческой деятельности, через занятия, праздники, развлечения.
Я подобрала репертуар, творческие задания, праздничный материал. Развивая танцевальное творчество, я старалась уделять внимание тем детям, у которых были низкие хореографические способности. Преобладающий вид деятельности в моей работе - это постановка различных танцев. На первых порах, во второй младшей группе обучение проходило через подражание – самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности. Знакомство происходит в упрощенной форме с постепенным усложнением техники выполнения, эмоциональной передачи характера данного образа (мимикой, движениями всего тела и т.д.). Подражательные или имитационные сюжетно-образные движения имеют большое значение в развитии и обучении детей дошкольного возраста разнообразным видам основных танцевальных движений. С подражания образу начинается познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности.
В зависимости от композиционного построения, использования выразительной лексики и образного содержания детские танцы делятся на следующие разновидности:
-сюжетно-характерный танец во всех его разновидностях (его часто называют сюжетно-танцевальной миниатюрой);
-элементы классического танца (соединяющие в себе пластичность);
-массовый детский танец;
-ритмические танцы;
-спортивные танцы (тематического характера);
-элементы народного танца.
Процесс разучивания музыкально-ритмических композиций основан на сотрудничестве детей и взрослого, поэтому я выбираю наиболее оптимальную форму обучения - это игровое общение с детьми. При этом и сама стремлюсь получить удовлетворение от музыки, движений, от общения с детьми. Такой мой настрой способствует эмоциональному «заражению», установление тёплой, дружественной атмосферы , снятию психологических комплексов, чувства неуверенности. Когда я предлагаю детям новый материал, заинтересовывая новой композицией, стараюсь сконцентрировать их внимание, активизирую детей с учётом индивидуальных особенностей.
Из моего опыта работы могу сказать, что на первых порах не все дети могут сразу импровизировать, некоторым нужно время, чтобы привыкнуть к музыке, обдумать движения. Я подбадриваю детей, стараюсь стимулировать творческую активность, подбираю образные сравнения, характеризующие игровой образ, внушаю уверенность в собственных силах. В процессе наблюдения за детьми , определяю те виды упражнений, которые вызывают у детей затруднения. Их сразу же показываю в медленном темпе под счет, использую приемы словесного объяснения в сочетании с музыкой. А затем снова предлагаю детям исполнить всю композицию от начала до конца. Если некоторые сложные движения совсем не получаются у детей, то их заменяю более простыми.
При анализе работы детей, я оцениваю характер движений отражающих музыкально-игровой образ, и показываю приёмы, облегчающие детям освоение упражнений. Предлагаю дошкольникам танцевальные композиции, требующие разных установок, и перевоплощения в различные образы
Постепенно осваиваются отдельные элементы различных видов движений, опираясь на которые я ставлю танцы индивидуально или с подгруппой детей,
но в этом случае, я акцентирую внимание на качестве, выразительности движений.
Кроме традиционных форм работы я использую нетрадиционные формы работы - танцевальные спектакли. Когда я занималась инсценировкой сказки «Муха-Цокотуха» К.Чуковского, я использовала художественный опыт и знания детей. Предварительно мы с детьми читали книгу, рассматривали иллюстрации . В процессе обыгрывания я напоминала детям содержание сказки, спрашивала, кто помнит текст наизусть. Вспоминала с детьми персонажей, их внешний вид. Обсуждая образ Мухи, дети давали ей свою характеристику: «лёгкая», «изящная», «красивая», «хозяйственная»,
«надоедливая», «жужжащая», «гостеприимная» и т.д. Я отмечала, что образ Мухи получился противоречивым, поэтому в музыкальном портрете должны
прозвучать разные оттенки её «непростой» натуры. Для изображения характера Мухи я предложила пьесу В.Гаврилина «Каприччио», подбирала музыку, анализируя вместе с детьми её соответствие характеру персонажа.
После обсуждения музыкального оформления сказки я предложила детям самостоятельно найти выразительные движения для каждой роли. При работе над данной инсценировкой я стремилась к творческому раскрепощению детей, это и есть цель моей работы над танцевальным спектаклем. Результатом работы над инсценировкой сказки явился спектакль «Муха-Цокотуха», который мы показали и для детей других групп.
Пришлось много работать, чтобы добиться положительных результатов. Родители отметили, что дети стали активнее, легко работают, исполняя различные танцевальные композиции, фантазируют, сочиняют элементы танца, заметно изменились взаимоотношения детей. Мои наблюдения показали, что дошкольники намного стали собраннее, общительнее, добрее по отношению друг к другу.
Воспитание и обучение детей носило творческий характер, мною тщательно продуман и подобран практический материал, атрибуты к танцам.
Положительным результатом работы считаю участие моих воспитанников в различных мероприятиях: День учителя в ГБОУ ДОД,
праздничное мероприятие, посвящённое дню победы в с. Купино, празднование Дня победы и присоединение Крыма к России в конно - спортивном клубе
« Держава». Их выступления не остаются незамеченными и отмечены почётными грамотами..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством художественной деятельности
Приобретенные в период дошкольного детства знания и практические умения определяют ход и интенсивность всех сторон развития ребенка. Несмотря на то, что педагогическое сообщество определенно заин...
Консультация «Развитие творческих способностей у детей. Одаренные дети»
Психологами доказано, что умственная работа, выполняемая не из-за чувства долга, не для получения высокой отметки и не для того, чтобы победить на олимпиаде или в конкурсе, а пото...
Роль развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством творческих игр в период адаптации к ДОУ.
Помочь детям быстрее адаптироваться к условиям ДОУ, раскрепоститься и социализироваться помогают сказки, творческие игры. Понятие «творчество» - объясняется в литературе достаточно многост...
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Художественно – эстетическое развитие.Образовательная ситуация «Путешествие в Радужную страну»
Разработка с использованием книги Т.С. Комаровой «Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников»...
Творческий отчет по теме самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Творчество – постоянный спутник детского развития. «Творческая деятельность ребёнка – первый основополагающий этап присвоения социокультурного опыта» (А. Б. Брушлинск...
Программа по выявлению и развитию творческих способностей у детей второй младшей группы «Творческая мастерская»
Современному обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэ...
Развитие творческих способностей у детей с задержкой психического развития
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) имеют особые потребности в обучении и развитии. Одной из важных составляющих их развития является развитие творческих способностей. В данной статье рассмот...