Презентация на тему : « Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель и др. о воспитании средствами природы.»
презентация на тему
Презентация на тему :
« Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо,
Ф. Фребель и др. о воспитании средствами природы.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_1.pptx | 831.96 КБ |
prez.pptx | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я.А. Коменский(1592-1670 гг.)
. Выдающийся словацкий философ – гуманист, общественный деятель, ученый, педагог. Его деятельность протекала в эпоху общественных столкновений, в ходе которых в Европе возникла буржуазная формация, происходили революционные изменения в духовной культуре, пересматривалась концепция человека в мире.
. В средневековых школах совершенно отсутствовало изучение явлений природы. Коменский же выдвигает на первый план те знания, которые можно обозначить термином «естествознание» в самом широком смысле слова. В естествознании он выделяет знания четырех видов: физики оптики астрономии географии.
. К физике он относит знания, касающиеся стихий: огня, воздуха, воды, земли и явлений природы (дождь, снег, лед); знания богатств природы или ископаемых (свинец, железо). Сюда же он относит ознакомление детей с названиями деревьев, трав, цветов, птиц, животных, наконец, названия частей тела и их назначение: уши, ноги и т.д. Понятно, что во всех этих случаях Коменский предлагает ограничиться в дошкольном возрасте чисто эмпирическими представлениями об этих предметах и явлениях природы, т.е. сделать их доступными внешним органам чувств детей, научить их различать сходные предметы и явления природы и правильно их называть.
. Из оптики, например, он считает, достаточным знать, что такое тьма и свет, а также различать и показывать самые употребительные цвета; из астрономии – названия небесных светил (солнце, луна, звезды); из географии – знакомство с местностью, где ребенок родился и живет (деревня, город, крепость или замок, поле, луг, лес, река, гора и т.д.).
. Я. А. Коменский, педагог XVII столетия, считал, что дошкольное детство ребенка должно проходить в семье, а основным воспитателем малыша является на этом возрастном этапе его мать.
. Труд «Материнская школа» предлагает специфическую программу воспитания ребенка. Особое внимание он предлагает уделять наукам, знакомящим детей с теми объектами, которые доступны непосредственному восприятию дошкольников.
. Большое внимание Я. А. Коменский уделяет и отбору содержания знаний о природе для дошкольников. В первую очередь он говорит о необходимости научить ребенка понимать природные явления и процессы. Все содержание и методику работы по ознакомлению дошкольников с миром природы Я.А. Коменский раскрывает в своих работах «Материнская школа» и «Мир чувственных вещей в картинках».
. В ознакомлении детей с миром природы автор выделяет два этапа . На первом этапе при помощи органов чувств ребенок воспринимает природные объекты и явления. На втором этапе, основываясь на иллюстративном материале, представленном в книге Я.А. Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» ребенок с помощью взрослого (матери) закрепляет, уточняет, обогащает, конкретизирует полученную информацию. Коменский также предлагает большое внимание уделять играм детей.
. По мнению Коменского: 1. Природа влияет на развитие сенсорики ребенка, обогащает его знаниями, формирует нравственные качества. 2. Дошкольнику дается система научных знаний о природе, доступная его пониманию. 3. Изучение окружающего мира основывается на принципах наглядности, движения от простого к сложному с учетом активности и сознательности. 4. Ознакомление с природой проходит под руководством взрослых.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. Великий французский просветитель, мыслитель, создатель оригинальной теории естественного воспитания. Его основное педагогическое сочинение «Эмиль, или О воспитании» (1762). Основную цель воспитания Руссо определил следующим образом: «Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его (воспитанника). Выходя из моих рук, он не будет… ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет прежде всего человеком... и как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда на своем месте».
. В своей книге Руссо разработал утопический план индивидуального воспитания ребенка на лоне природы под руководством гувернера и благодатным влиянием крестьянской среды, не исковерканной феодальной культурой.
. По его мнению, до 12-летнего возраста дети должны развиваться только на природе.
. Основой этого развития автор считает свободное самостоятельное наблюдение природных объектов, явлений, процессов. В процессе самостоятельных наблюдений будет естественным путем осуществляться развитие пытливости, любознательности детей.
. Кроме этого, по мнению Ж.Ж.Руссо, природа способствует развитию внешних чувств, что составляет базу детских размышлений. Большое значение имеет самостоятельная активность детей в различных видах деятельности.
. Особое место и значение Ж. Ж. Руссо предлагает уделять труду в природе.
. Влияние природы на личность ребенка Руссо считал оздоровительным и воспитывающим. По мнению французского педагога, постоянное общение с природой намного «предпочтительнее» общения с людьми. Заслуга Руссо заключается в показе ценности природы для человека. Данное высказывание Руссо, сделанное в XVIII веке играет важную роль в современных условиях экологического кризиса. Важно уже в дошкольном возрасте приобщать детей к природе, формировать у них представления о взаимосвязи человека и природы, о необходимости сохранения ее для будущей цивилизации.
. Руссо подчеркивал значение природы в сенсорном воспитании детей, выдвигая на первый план чувственный опыт как единственно достоверный источник познания, развитие ума ребенка, его пытливости и активности. Он видел в природе также огромный стимул нравственного, эстетического и трудового воспитания: здесь ребенок находит примеры для нравственных поступков.
Ф. Фребель (1782 – 1852)
. Провести в жизнь идею планомерного заботливого воспитания в раннем детстве удалось немецкому педагогу Фридриху Фрёбелю , создателю "детских садов" – новых воспитательно-образовательных учреждений для детей дошкольного возраста. Систему своих педагогических взглядов Ф. Фрёбель изложил в главном своем труде "Воспитание человека". Большое внимание в нем он уделил вопросам духовно-нравственного становления и воспитания маленьких детей.
. Он предлагает уделять вопросам создания условий для ознакомления детей с миром природы. По мнению Ф. Фребеля , каждое дошкольное учреждение должно иметь участок территории, где будут представлены различные растения, характерные для данной местности . Он предлагает разбивать на территории дошкольного учреждения грядки, где ребенок мог бы не только трудиться, но и наблюдать природные объекты, осуществлять исследовательскую деятельность.
Мария Монтессори (1870—1952)
. В начале XX в. широкое распространение получила система дошкольного воспитания, созданная выдающимся итальянским педиатром и педагогом Марией Монтессори Лучше всего познакомиться со взглядами М. Монтессори на роль природы в воспитании детей можно, открыв книгу «Дом ребёнка. Метод научной педагогики». В ней есть глава «Природа и воспитание», в которой итальянский педагог с иронией отмечает: «Воспитание, даваемое современной хорошей матерью или учительницей, заключается, например, в приказе ребёнку, бегающему по цветнику, не трогать цветов и не топтать травы.
. М. Монтессори всячески поддерживала идею о недопустимости насилия над ребёнком. В результате она пришла к отрицанию активной роли педагога и провозглашала теорию самовоспитания и самообучения. Одним из факторов, содействующих этому, является природа.
. Для того, чтобы ребёнок мог испытать воспитательное воздействие природы, организовать труд по уходу за животными и растениями, М. Монтессори предложила создать соответствующие условия на участке возле «Дома ребёнка» и в его помещении. Любой двор возле дошкольного учреждения можно превратить в садик, в котором дети свободно бегают на открытом воздухе, отдыхают в тени деревьев. Часть земли стоит вскопать и сделать грядки. Причём земли должно быть достаточно, чтобы всем детям старше четырёх лет достался индивидуальный участок.
. Вторым средством приобщения к миру природы является наблюдение. Постоянное общение ребёнка с природой способствует развитию внешних органов чувств, М. Монтессори стояла на позиции, что только хорошо развитые органы чувств способствуют эффективному наблюдению окружающей природы. Итальянский педагог предложила упражнения, побуждающие к наблюдению среды. Это, в первую очередь, упражнения со специальными дидактическими материалами.
. Например, упражнения по развитию обоняния. Запах расширяет представления, знания об окружающей природе, делает ребёнка более внимательным и тонко чувствующим, запоминается, остаётся с ним надолго, заставляет найти соответствующее слово и передать им своё восприятие запаха и состояния.
. Во-вторых, это разукрашивание контурных рисунков. М. Монтессори предлагала давать детям множество контурных рисунков, изображающих цветы, бабочек, деревья, животных, простые ландшафты с травой, небом, домами и человеческими фигурами для разукрашивания карандашами и красками. Рисунки помогают педагогу изучить представления детей о предметах и явлениях природы. «Если, например, ребёнок рисует цыплёнка красным, а корову зелёным, то это показывает, что он ещё не умеет наблюдать».
. . Смысл метода, разработанного Монтессори , заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, заложенных в нем природой. А задача воспитателя - помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу.
. Впервые обратила внимание на любовь детей к воде, песку и мелким сыпучим материалам. В системе Монтессори есть целый блок интересных занятий и опытов с водой. Удивительное воздействие она оказывает на ребенка. Занятия с водой развивают самостоятельность, концентрацию внимания, координацию движений, мелкую моторику руки. Косвенно готовят руку к письму. Игры:»Какая у воды форма»,» тонет-не тонет», «Почему распустился цветок»,»Звенящая вода».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ