«Современные формы сотрудничества ДОУ и семьи»
статья на тему

Тетенова Алла Алексеевна

Информационно-аналитическое направление - одна из форм сотрудничества с семьей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_mini_sayt_3.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные формы сотрудничества ДОУ и семьи»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как один из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество  с семьей. 

И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями, т.к.  большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания. Также усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где присматривают за детьми, пока родители на работе.

Как изменить такое положение? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?                        

В нашей группе работа по вовлечению родителей в совместную деятельность  ведется  по нескольким  направлениям:

- информационно-аналитическое;

- познавательное;

- наглядно – информационное;

- досуговое;

- письменное.

Подробнее расскажу об информационно-аналитическом направлении. 

Информационно—аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, патронаж, беседы, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, тесты.

Анкетирование – это проведение опроса в письменной форме. Для этого используется набор структурно организованных вопросов (анкета). Применяются различные типы анкет:

- открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа, и закрытые, в которых необходимо выбирать один из готовых ответов;

- полузакрытые (полуоткрытые), когда даются готовые ответы и можно добавлять собственные;

- именные, предлагающие указывать фамилию испытуемого, и анонимные – без указания автора ответов;

-  полные и урезанные;

-  вводные и контрольные и т. д.

Анкетирование - один из распространенных методов диагностики, который используется с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Наблюдение имеет ряд существенных черт, которые отличают его от обыденного восприятия происходящих событий. Основными из них являются:

-  целенаправленность;

- аналитический характер. Из общей картины наблюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются                 и объясняются;

- комплексность. Следует не выпускать из поля зрения ни одной существенной стороны наблюдаемого;

- систематичность. Необходимо не ограничиваться разовым «снимком» наблюдаемого, а на основе более или менее продолжительных (пролонгированных) исследований выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определенный период.

Беседа в качестве метода исследования семьи дает возможность выяснить мнение, отношение родителей к тем или иным педагогическим фактам и явлениям. Беседа применяется как самостоятельный или как дополнительный метод в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было понято при наблюдении. В силу этого данные, полученные с помощью беседы, более объективны.

        Педагог, проводящий беседу, должен уметь вызвать собеседника на откровенность, четко ставить вопросы, которые должны быть тактичными, при этом нецелесообразна постановка вопросов «в лоб». Беседа проводится по заранее намеченному плану, в свободной форме, без записывания ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование.

        При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Ответы при этом можно открыто фиксировать.

        Тестирование – «метод педагогического исследования с использованием тестов». Тест представляет собой стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки родителей. Тест выступает в качестве измерительного инструмента, поэтому он должен удовлетворять строгим и ясным требованиям. Это ни в коей мере не случайно подобранный набор вопросов.

Патронаж - одна из форм работы с семьей, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.

Патронаж может проводиться со следующими целями:

- диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

- контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

- адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Получив реальную картину на основе собранных данных,  определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Разрабатывается стратегия вовлечения родителей в педагогический процесс.