статья "Гуманизация образовательного процесса как фактор личностного развития ребёнка"
статья (средняя группа) по теме

Панасенко Оксана Александровна

В данной статье рассматривается проблема гуманизации образовательной системы, которая определяет поиск новых путей в воспитании и образовании дошкольников, создание современных технологий и методик, отвечающих новым запросам общества и государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл panasenko_o.a._fileva_n.a.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.24 / ББК Ч4 74

О.А. Панасенко,

Н.А. Филева

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение г. Мурманска детский сад

комбинированного вида № 89

г. Мурманск, Россия

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассматривается проблема гуманизации образовательной системы, которая определяет поиск новых путей в воспитании и образовании дошкольников, создание современных технологий и методик, отвечающих новым запросам общества и государства. Авторами представлен проект, направленный на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Ключевые слова: гуманизация образования, нравственность, художественная литература, личность.

O.A. Panasenko,

N.A. Fileva

Municipal budget preschool educational institution

in Murmansk Kindergarten combined type number 89

Murmansk, Russia

HUMANIZATION OF EDUCATION AS A FACTOR OF THE PERSONAL DEVELOPMENT OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

Annotation. In the article the problem of humanization of the educational system, which determines the search for new ways in the upbringing and education of preschool children, the creation of modern technologies and methods that meet the new demands of society and the state. The authors present a project aimed at the development of the moral qualities of preschool children through literature.

Keywords: humanization of education, morality, literature, personality.

«К ребёнку полагается относиться с наибольшим почтением, т.е. взрослым следует беречь его нравственную чистоту, не показывать дурного примера»

Ювенал

Гуманизация – (от лат. humanus – человеческий, свойственный человеку) – принцип, основанный на отношении к человеку как к высшей ценности, на признании права ребёнка на свободное развитие и проявление своих способностей.

В системе дошкольного образования чрезвычайно актуальной становится проблема гуманизации образовательной среды, обеспечивающей условия целостного развития каждого ребёнка на основе гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе [1].

Главной задачей для педагогов становится создание благоприятных условий способствующих личностному росту воспитанника. Одним из таких условий является специально организованная гуманистическая образовательная среда. Ш.А. Амонашвили определил главной задачей педагога – создать образовательную среду так, чтобы она обеспечивала атмосферу комфорта и психологической безопасности для самореализации личности ребёнка, раскрытия всех заложенных в нём природных задатков. Гуманистическая образовательная среда должна быть пронизана уважением к личности каждого ребёнка, должна выращивать у детей чувство заботы о товарищах и близких людях [3].

Каким же образом научить ребёнка сопереживать, сочувствовать? Как воспитывать в нём благородство души?

Опираясь на ФГОС ДО от 17 октября 2013года [5], основная образовательная программа предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях:

  1. Развитие речи;
  2. Художественно-эстетическое развитие;
  3. Физическое развитие;
  4. Познавательное развитие;
  5. Социально-коммуникативное развитие.

Наибольшее внимание мы уделили художественно – эстетическому развитию и развитию речи дошкольника через художественную литературу. Нами был реализован проект «Педагогические основы художественной литературы в нравственном воспитании детей среднего дошкольного возраста».

Прежде, чем приступить к реализации проекта, было проведено наблюдение за детьми и выявлено, что дети не умеют общаться друг с другом, проявляют некоторую склонность к враждебности, присутствует нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Было выдвинуто предположение, что научившись сопереживать героям художественных произведений, дети начнут замечать настроение близких и окружающих их людей. Это даст возможность успешно осуществлять нравственное воспитание ребенка, которое в первую очередь будет направлено на умение устанавливать контакт с другим человеком, проявлять дружелюбие, открытость, эмпатию [2].

Актуальность данного проекта подтверждается и другим направлением. На сегодняшний день весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Аудио- и видео- техника дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге компьютерные игры и просмотр телевизора и под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Воспитание у детей нравственных качеств – это сложный процесс. Большую роль в этой работе призвана сыграть книга. И педагоги должны уметь отбирать из всего многообразия произведений такие, которые воспитывают в детях положительные эмоции и закладывают основы нравственности. То, что взрослые заложили в душу ребёнка сейчас, проявиться позднее. Ведь дошкольный возраст – очень важный этап становления личности.

Цель проекта: развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Задачи проекта:

  1. Вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой.
  2. Развивать способность детей различать хорошее от плохого в художественном произведении и в жизни, умение делать нравственный выбор.
  3. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.

Данный проект включает в себя три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе были созданы условия для проведения проекта: изучена литература по данной теме, проведено анкетирование родителей на тему: «Книга в вашем доме», изучены современные требования к содержанию и организации театрализованной деятельности дошкольника.

Основной этап был подчинен реализации цели воспитания нравственных качеств у дошкольников через художественную литературу. Приобщая детей к художественной литературе, были подобраны такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, умению видеть добро и зло. Книги выбирались выразительные, яркие – начиная с переплёта, иллюстраций; доступные по языку, по силе выраженных чувств. Для формирования нравственных качеств личности детей, использовались следующие методы:

  1. Беседа. С помощью этических бесед осуществлялось побуждение детей думать и говорить. Такие беседы, как «Что значит быть вежливым», «Что такое дружба?» - позволили понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. В ходе беседы дети учились оценивать свои поступки, поступки своих товарищей. На примере героев детей закреплялись представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость – особенно в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью.
  2. Игра. Наиболее понятной и близкой для дошкольника деятельностью является игра. В работе с детьми использовали игры – инсценировки, театрализованные, драматизации, дидактические игры. Усвоение нравственного опыта у детей происходило через взаимодействие «ребёнок – взрослый», в ходе которого каждый оказывал влияние на другого и контролировал его поведение.

Большое влияние на формирование нравственных качеств у детей оказывала художественная литература, особенно сказки.

Для решения поставленных задач была проведена следующая работа:

  • оборудован в группе центр книги,
  • разработан перспективный план работы с детьми,
  • определены различные формы работы с родителями,
  • обогащена предметно-развивающая среда различными театрами (теневой, пальчиковый, шапки-маски, бибабо, настольный),
  • изготовлен дидактический материал и пособия.

Всю работу по воспитанию у детей нравственных качеств средствами художественной литературы велась совместно с родителями [4]:

  1. Сообщение родителям о выявленных результатах наблюдения за детьми и анкетирования;
  2. Консультирование об индивидуальных особенностях каждого ребёнка;
  3. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах применения приёмов и методов нравственного воспитания в семье;
  4. Подготовка рекомендаций на тему: «Чтение книг в домашних условиях», исходя из индивидуальных особенностей детей.

С целью установления контактов с семьёй для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы:

  • Привлечение родителей к оформлению книжного уголка в группе;
  • Оформление для родителей папки-передвижки на тему: «Роль сказки в жизни ребёнка», «Чтобы дети росли добрыми»;
  • Анкетирование родителей: «Я и вся моя семья – это книжные друзья»;
  • Привлечение родителей к участию в конкурсе: «Сочиняем сказки»;
  • Организация совместной творческой деятельности родителей и детей (выставки рисунков по прочитанным произведениям);
  • Совместное посещение кукольного театра и библиотеки.

Все эти формы работы дают хороший результат, но поиск новых форм, наиболее интересных, эффективных, помогающих совместно с родителями воспитывать нравственные качества ребёнка, продолжается.

Таким образом, в ходе целенаправленного и систематического использования произведений художественной литературы у дошкольников заметно возросли положительные эмоции, желание быть в чём-то похожими на полюбившего героя, повысился интерес к слушанию книг, обсуждению прочитанного. Дети научились различать «что такое хорошо и что такое плохо» во взаимоотношениях и поступках людей. Всё это является решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.

Список литературы

  1. Антипьев, А.Г. Гуманизация и гуманизация образования: состояние и проблемы [Текст] / А.Г. Антипьев // Высшее образование в России. - 2012. - №6. – С.98-102;
  2. Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание - 2001. - № 9 – С. 98
  3. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно – методическое пособие [Текст] / Е.А. Лобанова. – Балашов: Николаев, 2005. – 76 с.
  4. Островская, Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников: учебное пособие [Текст] / Л.Ф. Островская – М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) [Электронный ресурс] / Консультант Плюс.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»

Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»...

Презентация " Использование социо-игровых технологий в образовательном процессе в социально- личностном развитии детей дошкольного возраста"

Технология используется как в образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей....

Консультация: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»

laquo;Сделать серьёзное занятие для ребенка занимательным – первоначальная задача обучения» К. Д. Ушинский...

«Проектирование предметно пространственного компонента образовательной среды как ключевой фактор личностного развития детей дошкольного возраста».

Актуальность проекта заключается в необходимости усиления мотивации личностного развития детей дошкольного возраста. Поэтому в рамках деятельности инновационной площадки «Теория и практика социа...

Сообщение на семинаре –практикуме «Индивидуальная работа с дошкольниками»: значение индивидуального подхода в воспитательном процессе для личностного развития ребёнка.

Сообщение на семинаре –практикуме   «Индивидуальная работа с дошкольниками»: значение индивидуального подхода в воспитательном процессе для личностного развития ребёнк...