Статья о семье.
статья на тему

О работе с семьёй - презентация.   Для работником Доу и школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon rabota_s_neblagopoluchnoy_semey.ppt2.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация профилактической и реабилитационной работы с семьями, состоящими на учете в едином банке данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и их семьях

Слайд 2

Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери В.А.Сухомлинский

Слайд 3

Семья- это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами родителями и детьми, детей между собой. Педагогическая энциклопедия

Слайд 4

Практикум. КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ?

Слайд 5

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ Утратились представления о смысле семьи. Выросло количество разводов. Разрыв поколений. В обществе отсутствует единое представление о правильном воспитании детей. Усложнилось поле отношений семьи со школой. Изменилось функциональное и символическое значение денег в российском обществе. Отсутствуют институты семейного психолога.

Слайд 6

Семья - Какие функции реализует семья? это система, реализующая ряд важнейших социальных функций :

Слайд 7

Социальные функции семьи. СЕМЬЯ репродуктивная воспитательная Хозяйственно- экономическая Восстановительная регулятивная социализации коммуникативная досуговая эмоциональная Социально- статусная Социального самоопределения духовная

Слайд 8

Практикум. Определите содержание каждой из функций семьи .

Слайд 9

Феликсологическая функция семьи связана с воспитанием счастливого человека, формированием успешности и самоутверждения.

Слайд 10

Параметры качества семьи: Социально – культурный. Социально - экономический . Технико-гигиенический. Демографический.

Слайд 11

Под семейным воспитанием понимается вся совокупность целенаправленных воспитательных и неуправляемых социализирующих взаимодействий на ребенка, которая осуществляется в условиях семьи. Селевко Г.К.

Слайд 12

Типы семей: нормально функционирующие - семьи, ответственно выполняющие свои основные функции, вследствие чего удовлетворяются основные потребности и обеспечивается жизнедеятельность как семьи в целом, так и каждого ее члена, в отдельности. дисфукциональные удовлетворение потребностей оказывается нарушенным, что негативно сказывается всех сферах ее жизнедеятельности, а также препятствует реализации личностного потенциала отдельных членов семьи

Слайд 13

Критерии, определяющие благополучие и социально-психологическое здоровье семьи • Наличие обоих родителей, состоящих в легитимном (юридически оформленном) браке, и детей, воспитывающихся на основе преемственности поколений. • Духовно-нравственное благополучие. • Медицинское благополучие. • Социально-бытовое благополучие. • Материальное благополучие. • Отсутствие хронических семейных конфликтов. • Удовлетворенность браком, отношениями в нем. • Единый подход к воспитанию детей со стороны родителей. • Здоровый семейный образ жизни.

Слайд 14

Классификация типов семей ( по принципу нравственно- педагогического потенциала (Гуров В.Н.) Благополучные: педагогически грамотные; позитивно ориентированные Неблагополучные конфликтные; Педагогически несостоятельные; Аморальные.

Слайд 15

Категории неблагополучных семей малообеспеченные кризисные асоциальные

Слайд 16

Причины возникновения неблагополучных семей пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр); возникновение на квартире притонов для криминальных и асоциальных элементов; сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими; убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.); оставление малолетних детей одних без пищи и воды; отсутствие у семьи крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги детей из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

Слайд 17

Неблагополучные семьи: Открытая форма неблагополучия конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные Скрытая форма неблагополучия ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями

Слайд 18

Принципы работы с неблагополучной семьей соблюдение приоритета интересов ребенка: «первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка» (Конвенция о правах ребенка, ст.3); максимально возможное сотрудничество с биологическими родителями ребенка: не игнорирование их, а партнерство; защита права ребенка на воспитание по возможности в своей биологической семье, его «право знать своих родителей, право на их защиту, право на совместное с ними проживание» (Семейный кодекс, ст.54); тесное взаимодействие с другими заинтересованными органами и службами, осуществляющими работу с семьями и детьми: медицинскими, правоохранительными, опеки и попечения, образования и т.д.

Слайд 19

Направления работы педагога с неблагополучной семьей 1. Выявление актуальных проблем жизнедеятельности ребенка в семье «группы риска». 2. Социально педагогическая поддержка ребенка попавшего в трудную жизненную ситуацию. 3. Гармонизация взаимоотношений между ребенком и родителями, воспитание толерантности. 4. Разработка индивидуального маршрута социально педагогической поддержки семьи.

Слайд 20

Формы и методы работы с неблагополучными семьями

Слайд 21

Формы работы с НБС Диагностика семейного неблагополучия Индивидуальная работа Групповая работа Профилактика семейного неблагополучия

Слайд 22

Диагностика семейного неблагополучия Мини-консилиум Тренинги Анализ документации Интервью специалистов Оформление новых паспортов Сбор списков НБС Заполнение учетных карточек семей Наблюдение специалистов Опросы Анкетирование Тестирование Изучение протоколов КДН

Слайд 23

Диагностика внутрисемейных отношений - тест "Незаконченное предложение" (Н.Е. Щуркова), позволяющий определить отношения ребенка к своей семье; - графический тест (Н.Е. Щуркова) помогает наглядно увидеть степень общения ребенка в социуме; - тест "Пытаетесь ли вы понять своего ребенка? " (Р.В. Овчарова) позволяющий определить тип семейного воспитания; - тест "Достаточны ли ваши контакты с детьми? " (Р.В. Овчарова) помогает оценить, насколько налажены взаимоотношения в семье.

Слайд 24

Беседа Консультации Телефон доверия Иллюстрированные буклеты Социальный Патронаж семей Родительские собрания на дому Письма родителям Памятки Благодарственные письма Индивидуальная работа

Слайд 25

Экскурсии, концерты Семейные вечера Консультационные пункты Спортивные группы Группы риска Женские и мужские группы Консультирование Групповая работа

Слайд 26

Профилактика семейного неблагополучия Ознакомление с психолого- педагогической литературой Лектории для подростков Публикации в печати Родительский всеобуч Устройство на работу Детское бюро добрых услуг Постановка на учет ВШУ, КДН, к наркологу, к психиатру Дополнительные занятия в помощь ребенку в учебе СКЦ Библиотека семейного чтения Комплексные выезды Программы и проекты дополнительного образования Летний лагерь

Слайд 27

Программа «Семейное благополучие» Цель : оказание комплексной социально-педагогической помощи неблагополучным семьям Задачи: Изучение и диагностика семейного неблагополучия Формирование социальных навыков Оказание социальных услуг Активизация эффективности социально-ролевого поведения в процессе построения детско-родительских отношений Формирование установок на ведение здорового образа жизни Обеспечение отдыха, оздоровление и медицинского обслуживания Оказание психолого-педагогической помощи

Слайд 28

Социально- досуговый Социально- трудовой Социально- педагогический Социально- психологический Социально- медицинский Социально- правовой Основные направления программы

Слайд 29

Социально-правовой блок «Мы и наше общество» Цель: восстановление неблагополучной семьи в ее правах и обязанностях. Действия: -сбор информации и ее анализ, определение социального статуса семьи, диагностика наличия форм девиантного поведения у членов; -работа с почтовым ящиком « Ваши вопросы» -беседа юридического консультанта « Семья и закон» -библиотечная выставка « Негативное влияние неблагополучной семьи на воспитание детей» -консультация специалиста по социальной работе « Социальные гарантии семье» -викторина для подростков « Поступки и проступки»

Слайд 30

Социально-медицинский блок «Мы и наше здоровье» Цель: создание благоприятной обстановки в неблагополучной семье через оздоровление каждого ее члена. Действия: -анализ сопровождающих документов, первичный медицинский осмотр; -ежедневная консультация школьного врача; -курс занятий в зале лечебной физкультуры «В здоровом теле»; -медицинский всеобуч для родителей « Здоровье всей семьи»; -сказки для самых маленьких о здоровом образе жизни.

Слайд 31

Социально-психологический блок «Семейные отношения» Цель: гармонизация семейных отношений в неблагополучной семье. Действия: -диагностика характера внутрисемейных отношений; -психологическая консультация по проблемам семейных отношений; -курс «тренинг личностного роста» -семейный клуб ( помощь в укреплении внутрисемейных отношений); -беседа семейного консультанта « Азбука семейных отношений»; -выступление агитбригады.

Слайд 32

Социально-педагогический блок «Мы и наши дети» Цель: восстановление воспитательного потенциала неблагополучной семьи как важного условия гармоничного развития личности ребенка. Действия: -психолого-педагогическая диагностика детско-родительских отношений; -лекции для родителей «Я и мой ребенок-поиск взаимоотношений»; -посиделки для мам; -творческая выставка семейных работ; -конкурсная программа «Дочки-матери». -тренинги на формирование атмосферы доверия.

Слайд 33

Социально-трудовой блок «Мы и наша работа» Цель: полноценная профессиональная реализация личности. Действия: -экскурсия по комплексу для детей «В мире профессий». -викторина для школьников «Люди труда»; -библиотечная выставка «Кем быть?»; круглый стол «Как добиться успеха?».

Слайд 34

Социально-досуговый блок «Мы и наше свободное время» Цель: организация семейного отдыха. Действия: -работа кружков по интересам; -музыкально-развлекательная программа «Таланты и поклонники»; -конкурсная программа «Семейный праздник»; -музыкальный круглый стол «Застолье»; -беседа «Бытовые обрядовые праздники».

Слайд 35

Ожидаемые результаты: -оказать комплексную социально-педагогическую помощь неблагополучным семьям; -повысить уровень социальной защищенности; -снизить численность неблагополучных семей; -актуализировать потребность активного участия в общественной жизни, которая способствовала бы более эффективной взаимосвязи неблагополучной семьи с другими социальными институтами; - присвоить социальный опыт и поведение в процессе решения проблемных ситуаций; - улучшить психологическое здоровье детей и взрослых из неблагополучных семей; - повысить уровень профессиональных знаний и профессиональной культуры; - проверить эффективность используемых методов и форм в социально-педагогической работе с неблагополучными семьями.

Слайд 36

Советы педагогам и родителям: Если - ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть - ребенка высмеивают, он становится замкнутым - ребенка хвалят, он учится быть благородным - ребенка поддерживают, он учится ценить себя - ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины - ребенок растет в терпимости, он учится понимать других - ребенок растет в честности, он учится быть справедливым - ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей - ребенок растет во вражде, он учится быть агрессивным - ребенок растет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.