Игра как ведущий метод формирования коммуникативных умений при обучении детей дошкольного возраста английскому языку
методическая разработка на тему

Полькина Татьяна Александровна

Данная статья является кратким изложением педагогического опыта. В статье описывается роль игры для детей средней, старшей и подготовительной группы. Данный материал может использоваться педагогами дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема опыта: «Игра как ведущий метод формирования

коммуникативных  умений при обучении детей дошкольного возраста английскому языку».

   Целью опыта является правильная подборка игр для максимального развития коммуникативных умений детей.

    Гипотеза  опыта заключается в предложении, что применение определенных игровых методик будет способствовать целенаправленному формированию коммуникативных умений.

     В соответствии с целью сформированы основные задачи опыта:

  1. Проанализировать основные теоретические подходы ученых и исследователей  к классификации игр  и их роли в формировании коммуникативных умений.
  2. Содействовать повышению педагогической грамотности педагогов и родителей в развитии коммуникативных умений  дошкольников по английскому языку.
  3. Проанализировать и обобщить игровые методы развития коммуникативных умений  детей  дошкольного возраста.
  4.  Провести педагогическое исследование по оценке коммуникативных умений детей подготовительных групп.

Актуальность данной темы заключается в то, что формирование коммуникативных умений детей в дошкольном возрасте посредством игровой методики ведет  в дальнейшем к повышению качества учебно-воспитательного процесса в школе.

Ведущая педагогическая идея опыта состоит в том, что  игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Ведь, играя, дети учатся решать элементарные коммуникативные задачи и незаметно для себя овладевают новыми словами и грамматическими структурами.

Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работы МДОУ "Центр развития ребёнка" детский сад № 7 с сентября 2012 учебного года –май 2015 учебного года.

Новизна опыта заключается в подборе и применении некоторых видов  игровой деятельности для  формирования коммуникативных умений на различных ступенях обучения английскому  языку, начиная от средней группы, заканчивая подготовительной . 

Работа над опытом по изучению игровых методик, способствующих максимальному формированию коммуникативных умений за весь период дошкольного обучения средняя – подготовительная группа, строилась в несколько этапов:

1 этап: информационно-аналитический

Цель: изучение научно-методической литературы, повышение уровня профессиональной компетентности, подбор игр, соответствующих возрасту и интересам детей.

 На данном этапе решалась задача сбора и анализа  информации по проблеме. Изучались исследования и работы  Л.С. Выготского и Д.Б.Эльконина  (о том, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, что именно она в этот период ведет за собой развитие дошкольника), С.А. Шмакова  (о том, что игра - это вид деятельности в условиях  ситуаций, направленный на воссоздание и усвоение  общественного опыта работы), М.Ф. Стронина, Л.Г. Денисовой, И.Л. Шолпо по классификации  игр.

2 этап - проектировочный 

Цель: подобрать игры  для средней, старшей и подготовительной группы на развитие коммуникативных навыков.

      На этом этапе решалась задача подбора наиболее эффективных игр, ситуаций, которые успешно развивали бы коммуникативную компетентность дошкольников на различных этапах обучения. Подбирались игры на усвоение лексического материала, на развитие связного монологического высказывания, умение  вести диалогическую речь в рамках заданного сюжета.

  1. этап - практический

Цель: развивать у детей коммуникативные умения через использование  игровых методик.

Данный этап рассчитан на 3 года. Самым значимым для нас является структура игры как деятельности и классификация игр по игровой методике, так как мы пытаемся проследить целесообразность применения некоторых видов игровой деятельности на различных ступенях обучения и в соответствии с этим предлагаем свою систему их использования.

      Эта система предполагает применение определенных видов игр на различных этапах при обучении  английскому языку со средней группы.

       Так, на первом этапе обучения ( средняя группа) основным видом игр будет являться лингвистическая игра, которая подразумевает под собой фонетические, лексические и игры.. Здесь целесообразно использовать  имитационные игры, игры – соревнования, подвижные игры.

На следующем этапе (старшая группа), когда дети  достигли элементарного уровня коммуникативной компетенции, игровая деятельность усложняется. Наряду с лингвистическими и имитационными, подвижными  играми,применяются ролевые,направленные на социализацию старших дошкольников.

В подготовительных группах программа еще более усложняется . Наряду со всеми играми, которые применялись в средних, старших группах (игры-драматизации, игры-соревнования, подвижные игры, творческие игры, игры-инсценировки)  становится  целесообразным применять сюжетно – ролевые игры.  

Такая система дает возможность оптимально использовать игровую деятельность при обучении английскому языку. Она  может быть рекомендована для применения педагогами дополнительного образования по английскому языку в непосредственно-образовательной деятельности, а также во внеклассных мероприятиях.

4     этап- заключительный

Цель: выяснить, насколько эффективной является проделанная работа по формированию коммуникативных умений дошкольников через игровую методику.

Планомерная совместная работа с родителями, воспитателями, на протяжении всего срока обучения английскому языку оказала положительное влияние на развитие коммуникативных умений детей. В конце каждого полугодия, начиная с 2013 года, проводилась диагностика по умению детей участвовать в элементарном этикетном диалоге, умению общаться в пределах заданного сюжета. В конце полугодия 2015 года была проведена окончательная диагностика,  которая показала положительную динамику в развитии коммуникативных умений  выпускников детского сада.