Приобщение дошкольников к правилам безопасного поведения на улицах города.
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Данная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ при календарно-тематическом планировании по теме: "Приобщение дошкольников к правилам безопасного поведения на улицах города".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников к правилам безопасного поведения на улицах города.

Составитель: Карпенко Л.В.

Цель: формирование у детей знаний и практических навыков безопасного поведения на улицах города, дорогах, в транспорте.

Направления развития

Социально-коммуникативное

Речевое

Познавательное

Художественно-эстетическое

Физическое

Беседы.

  1. Дорожные знаки.
  2. Безопасность на улице.
  3. Как работают водители.
  4. Правила перехода проезжей части улицы (пешеходный и подземный переходы, «зебра»).
  5. Где ремонтируют машины?
  6. Если ты – пассажир. Правила поведения в транспорте.
  7. Чем можем - поможем.
  8. Где должны играть дети.
  9. Движение на перекрёстке.
  10. Виды транспорта и спецмашины.
  11. Предвидение опасности на улицах.
  12. Беседа с решением проблемных ситуаций ПДД.
  13. «Правила дороги совсем не напрасны. Играть на дороге, ребята, опасно».
  14. Где можно кататься на велосипеде, самокате.

Дидактические игры: «Что означают эти знаки?», «На улицах города», «Говорящие знаки», «Правила дорожного движения», «Внимание, дорога!», «Угадай знак», «Перекрёсток», «Наша улица», «Что говорит жезл», «Кто лучше знает свой город», «Найди пару знаку», «Закончи движение машины».

Игровые ситуации.

  1. «Мы идём по улице» (ситуация - обзор закрыт);
  2. «Будь внимательным» (ситуация - внимание отвлечено).
  3. «Как поступить» – действия пешеходов и транспорта при определённых сигналах светофора.
  4. «Знакомый на другой стороне улицы» (ситуация «Родители с детьми» - не вырываться из рук мамы, не бежать навстречу знакомым).
  5. «В автобус зашла бабушка», «Малыш требует место у окна»: закрепить правила поведения в транспорте.
  6. «Опасности на дороге».
  7. «Мы выходим из такси» (ситуация – родители с детьми: уточнить правила езды в автомобиле и выхода из него в условиях города).

Сюжетно-ролевые игры.

  1. «Больница» - водители проходят медосмотр перед поездкой.
  2. «Улица» - дорожное движение с четырёхсторонним перекрёстком и светофором.
  3. «Гараж» - много машин разного назначения, водители берут документы у диспетчера, получают задание, заправляют машины на автозаправочной станции, возят пассажиров.
  4. «Пешеходы на улице» - движение транспорта и пешеходов регулирует светофор, мамы с колясками и детьми переходят улицу.
  5. «Светофор» - движение по улице в соответствии с сигналами светофора.
  6. «Автосервис».
  7. Объединение игр «Улица», «Семья», «Детский сад», «Магазин» и др.

НОД. Развитие речи.

  1. Рассматривание картины «Улица города».
  2. Составление рассказов по картинкам «Правила и безопасность дорожного движения».
  3. Составление рассказа «Моя улица».
  4. Составление рассказа по картине В.Гербовой «Случай в автобусе».
  5. Составление рассказов «Как я шёл с мамой в детский сад».

НОД. Формирование целостной картины мира.

  1. «Наш город. Большое движение».
  2. «Улица, на которой расположен наш детский сад».
  3. «Какие бывают автомобили».

Правила для пассажиров.

  1. «Школа светофорных наук».
  2. «Школа пешеходных наук. Дорожные знаки для пешеходов».
  3. «Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке».

Целевые прогулки.

  1. По близлежащим улицам. Правила перехода через улицу.
  2. К перекрёстку - работа светофора, определение быстроты движения транспорта.
  3. Наблюдение на пешеходном переходе: обратить внимание на то, что в это время нельзя отвлекаться, играть.
  4. Наблюдение за транспортом.
  5. Наблюдение за движением транспорта в гололёд: как он тормозит, но продолжает движение по инерции.
  6. Наблюдение за движением транспорта в дождливую погоду, как машины тормозят и как это опасно для пешеходов.
  7. Наблюдение за переходом пешеходов проезжей части: отметить, где переходят улицу пешеходы, какой рядом стоит знак.
  8. Наблюдение за работой инспектора ДПС (сигналы регулировщика).
  9. Лето. Целевые прогулки к остановке транспорта: закреплять правила:
  • Подходи к транспорту после его полной остановки;
  • Стой сбоку, не мешая пассажирам, выходящим из транспорта;
  • Веди себя спокойно, не привлекая к себе внимания.

Конструирование.

  1. «Улица» (из бумаги) – выполнять поделки из бумаги, объединять их в общую композицию.
  2. «Светофор» (из бумаги).
  3. «Мосты» (из строительного материала).
  4. «Перекрёсток» (из строительного, бросового материала ибумаги).

НОД. Восприятие художественной литературы.

Б. Житков «Что я видел» (главы о Москве, улицах, светофоре); Г.Георгиев «Светофор»;  Н.Кончаловская «Самокат»; С.Михалков «Светофор», «Скверная история», «Моя улица», «Дядя Стёпа – милиционер»; С.Маршак «В снег и дождь»; Л.Новогрудский «Движется – не движется»; Я.Пишумов «Самый лучший переход», «Посмотрите, постовой»; Н.Сорокин «Переход»; В.Семернин «Запрещается - разрешается»; В.Суслов «Есть сигнал – для всех закон»; О.Тарутин «Для чего нам светофор»; В.Берестов «Про машины»; Б.Заходер «Шофёр»; М.Ильин, Е.Сегал «Машины на нашей улице»; Н.Носов «Милиционер»; Я.Пишумов «Дорожная азбука», «Азбука города».

Загадки о транспорте, правилах дорожного движения.

Рисование.

  1. «Пешеходы идут по улице».
  2. «Знаки дорожного движения».
  3. «Моя любимая улица» или «Улица города».
  4. «Специальные машины» (скорая помощь, пожарная и полицейская машины).

Аппликация.

  1. «Улица».
  2. «Пешеходы идут по улице».
  3. «Троллейбус».
  4. «Грузовые автомобили».

Музыкальная деятельность.

Разучивание песен из сборника «Школа дорожных наук».

Развлечения.

  1. «Красный, жёлтый, зелёный».
  2. «Незнайка на улице».
  3. «Дорога к теремку».
  4. Инсценировка отдельных отрывков произведений С.Михалкова, Б. Заходера, В. Берестова.

Подвижные игры.

«Светофор», «Мы - пассажиры», «Красный, жёлтый, зелёный», эстафеты «Собери светофор», «Кто самый внимательный».

Езда на самокате, двухколёсном велосипеде с поворотами направо - налево.

Физминутки: «Велосипедисты», «Дети едут на машине» и «Пешеходы».

Гимнастика после сна: «Велосипед», «Поездка».

Пальчиковая гимнастика: «Транспорт», «Зайки- побегайки», «Белки-непоседы».

Зрительная гимнастика: «Правила перехода», «Мы топаем ногами».

Другие формы работы с детьми.

  1. Изготовление макета улицы, на которой находится детский сад.
  2. Подготовка к сюжетно-ролевой игре «Улица»: изготовление атрибутов для мед.осмотра водителей; для бензозаправочной станции (колонка, циферблат, шланг).
  3. Изготовление макета светофора.
  4. Просмотр мультфильма «Азбука безопасности Смешариков».
  5. «Минутки безопасности» -  это ежедневное проведение кратковременных мероприятий с детьми (беседа, напоминание, рассматривание иллюстраций, разбор ситуаций, чтение художественной литературы) по теме «Безопасность движения».

Итоговые мероприятия.

  1. Изготовление атрибутов для настольной игры «Построй город» (дома, транспорт, деревья, кусты).
  2. Игра-КВН «Лучший пешеход».
  3. Развлечение «Путешествие в страну Светофорию».
  4. Викторины: «Что мы знаем о транспорте», «Знаешь ли ты?», «Что, где, когда?».
  5. Вечер загадок «Машины на нашей улице».
  6. Конкурс «Знатоки правил дорожного движения».
  7. Акции: «Я - пешеход», «Пристегни себя и ребёнка», «Внимание! Дети!», «Дома нас ждёт мама».
  8. Флешмоб.

Взаимодействие с родителями.

  1. Информационные стенды, где располагаются рекомендации по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.
  2. Родительские собрания: «Дисциплина на улице – залог безопасности пешеходов», «Безопасность детей на дорогах». В форме брейн-ринга «Правила эти знать мы должны», круглый стол «Как научить ребёнка безопасному поведению на улице».
  3. Анкетирование: «Соблюдаете ли Вы правила дорожного движения?», «Я и мой ребёнок на улицах города».
  4. Папки-передвижки: «Дорога на зелёный свет», «Безопасность ребёнка в машине».
  5. Библиотека-передвижка.
  6. Конкурс рисунков и стихов «Дорожные знаки – наши друзья!».
  7. Конкурс макетов «Опасности по дороге в детский сад».
  8. Выпуск газеты «Юный инспектор».
  9. Фотовыставки.
  10.  Акции (по типу листовки с обращением ко взрослым):
  1. «Безопасность на дороге в твоих руках»;
  2. «Водитель, сохрани мне жизнь»;
  3. Раздача памяток «ПДД для детей».

Литература.

  1. Альманах. Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности. Выпуск 4. Самара, 2012.
  2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002.
  3. Голицина Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. М., 2010.
  4. Извекова Н.А. Занятия по правилам дорожного движения. М., 2009.
  5. Комплект наглядных пособий Скоролуповой О.А. «Правила и безопасность дорожного движения».
  6. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группа (сост. Л.Б.Подубная). Волгоград: ИТД «Корифей», 2010.
  7. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук. М., 2009.
  8. Усачёва А.А. Правила дорожного движения. М., 2010.
  9. Фисенко М.А. ОБЖ. Разработки занятий. Старшая группа. Волгоград, ИТД «Корифей», 2010.
  10. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. М., 2008.