Консультация для воспитателей «Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улицах города»
консультация по обж (старшая, подготовительная группа) на тему

Хохлова Татьяна Сергеевна

Консультация для воспитателей

Тема: «Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улицах города»   Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их 

от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному 
поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте. При этом педагог должен 
четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема:

«Обучение дошкольников правилам безопасного

поведения на улицах города»


Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их 
от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному 
поведению на улице нужно проводить уже в младшем возрасте. При этом педагог должен 
четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников. 

Цели и задачи подготовки дошкольников к безопасному поведению на дорогах. 

Цели и задачи формирования у дошкольников знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах определяются обществом, исходя из региональных особенностей дорожного движения, динамики развития транспортных средств, дорог и т.д. 
Среди факторов, влияющих на формулировку целей и задач, безусловно, являются дорожно-транспортные происшествия с участием детей. К другим факторам можно отнести: 1. Стремление ребенка к самостоятельности (я сам) и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности. Улица полна неожиданностей и для того, чтобы успешно ориентироваться в условиях дороги высокий уровень самоконцентрации воли и внимательности, способность 
координировать свое внимание на основном и не отвлекаться на второстепенных деталях дорожного движения. 
2. Следующим фактором является недостаточный опыт. Общения детей с дорогой, слабая обученность дорожной азбуке, неумение использовать правила безопасности на дорогах. 
3. Низкий уровень общего и психо- физиологического развития и др. 
Кроме субъективных факторов, влияющих на формирование целей и задач, можно выделить и объективные. К ним относятся: значительное увеличение интенсивности движения на дорогах и плохое состояние дорожного покрытия, появление на улицах автомобилей иностранных марок более скоростных и бесшумных. 
При формулировке целей и задач обучения детей ПДД следует учесть и культуру поведения детей в общественном транспорте. 
Культура поведения – это неотъемлемая составная часть общей культуры личности. В процессе передвижения человека по населенному пункту, в общественном транспорте, появляется его 
отношение к окружающим, в том числе к старшим, умение соблюдать правила пользования общественным транспортом и т.п. Следовательно, основными целями изучения правил дорожного 
движения и поведения на улице являются: 
- Снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей младшего школьного возраста посредствам повышения уровня знаний ими правил дорожного движения; 
- Развития психо-физиологических качеств ребенка; 
- Формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой. 

Среди задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, подготовка ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах- одна из важнейших. Эта задача в процессе обучения правилам дорожного движения в воспитании дошкольников дифференцируется на ряд частных задач: 
- Формирование координации движения; 
- Совершенствование навыков ориентации в пространстве; 
- Формирование реакции и быстроты мыслительных действий и деятельности в условиях 
дорожного движения; 
- Повышение уровня психо- физиологических качеств, обеспечивающих безопасность 
ребенка на улице; 
- Формирование мотивационно-повиденческой культуры ребенка, как основы 
безопасности в условиях общения с дорогой и улицей. 

Реализация вышеперечисленных целей и задач обучения ПДД в детских дошкольных учреждениях возможна только в том, случае, если учебно- воспитательный процесс будет всеми 
необходимыми для этого учебно- методическими, дидактическими и материально- техническими условиями. 

Окружающая среда ребенка – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстродвижущихся, ярких, разнообразных машин; автомобилей, автобусов, мотоциклов и т.д. Много зданий, много людей. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это и влечет ребенка на улицу, где он одновременно и зритель, и участник, и где может себя как-то проявить. А здесь как раз и подстерегает его беда, которая на официальном языке называется «дорожно-транспортное происшествие». Ребенку все интересно на улице, и он стремиться туда, не понимая еще, что на проезжей части может появиться машина или перебежит дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта – это большая опасность. 

Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. 

Несчастных случаев на дорогах будет меньше, если взрослые не оставят ребенка без присмотра на улице или во дворе дома. Вовремя полученные знания о поведении ребенка на улице сохранят здоровье и жизнь. 

Важно как можно раньше научить ребенка правилам поведения на улицах и дорогах. Знакомить детей с азбукой дорожного движения необходимо до школы, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, он способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. 

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. 

Именно в этом возрасте ребенок должен получить первые сведения о правилах движения и поведения на улице. Он должен понять опасность уличного движения, но в тоже время не испытывать боязни к улице, так как чувство страха парализует способность не растеряться в момент возникшей опасности. 

Велика воспитательная роль детских садов. Здесь дошкольники обучаются читать сигналы светофора и регулировщика, знакомятся со значением дорожных знаков и запоминают законы улиц и дорог. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. 

Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно – образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроения ребят. 

Инновационный подход к организации дидактических занятий с дошкольниками по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач: 
развитие у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице; 
обучение дошкольников дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах; 
формирование у детей навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице. 

В общую программу воспитания дошкольников должны быть включены вопросы, раскрывающие содержание терминов "опасность" и "безопасность". 

Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице. 

Воспитательный процесс рекомендуется осуществлять: 
через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.; 
в процессе специальных развивающих и обучающих занятий по дорожной тематике. 

Особенно важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным. Также большое значение имеет формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.). 

Воспитывая дошкольников, педагог применяет такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Воспитывать детей следует постоянно: в процессе игр, прогулок, специальных упражнений, развивающих двигательные навыки, при выполнении заданий в альбомах по рисованию, обводке, штриховке, конструировании, выполнении аппликаций и т. д. по дорожной тематике, на занятиях по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций. 

Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяется в работе с дошкольниками, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. 

Таким образом, программа воспитания и проведения дидактических занятий имеет целью не столько обучение дошкольников непосредственно правилам дорожного движения (их, кстати, хорошо должен знать сам педагог), сколько формирование и развитие у них навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице. 

При этом необходимо учитывать следующую закономерность: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении. 

Рекомендуется использовать на занятиях с дошкольниками новые педагогические технологии: 
моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций; 
самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей; 
интерактивный опрос; 
коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде. 

Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия. 

При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения. 

Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями должна проводиться определенная работа: ежедневные беседы, рекомендации, советы, родительские собрания, анкетирование, привлечение родителей для изготовления атрибутов и т.д. 

Частыми гостями детского сада должны стать сотрудники Госавтоинспекции, которые не только рассказывают детям о правилах дорожного движения, становятся участниками игр на специально расчерченной площадке на территории детского сада, но и проводят консультации для родителей и дают свои рекомендации им. 

Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит практическое применение, и соблюдение детьми правил дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей правилам безопасного поведения на улицах города.

Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на ули...

Консультация для родителей :"Роль семьи в обучении дошкольника правилам безопасного поведения на улице".

Материал для родителей детей дошкольного возраста о правилах безопасного поведения  на дороге. Соблюдение правл безопасности должно стать постоянной привычкой родителей как главного примера для д...

Сценарий праздника "Уважайте Светофор!" для детей старшего дошкольного возраста, посвящённый правилам безопасного поведения на улицах города

Уважайте Светофор!  (  праздник для детей  старшего дошкольного возраста, посвящённый правилам безопасного поведения на улицах города) Цель. 1.  Уточнить и закрепит...

Конспект НООД в подготовительной группе ДОУ по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улицах города.

Огромное значение для формирования у детей представлений о безопасном поведении в городе, о правилах дорожного движения имеет реализация непосредственно организованной образовательной деятельности вос...

Приобщение дошкольников к правилам безопасного поведения на улицах города.

Данная методическая разработка рекомендуется в помощь воспитателям ДОУ при календарно-тематическом планировании по теме: "Приобщение дошкольников к правилам безопасного поведения на улицах города"....

"Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города через кружковую деятельность”

То, чему, и, главное, как хорошо мы совместно научим ребёнка, какие навыки безопасного поведения на улице привьём ему, и будет оберегать его всю жизнь....