"Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города через кружковую деятельность”
статья на тему

Проворнова Ирина Юрьевна

То, чему, и, главное, как хорошо мы совместно научим ребёнка, какие навыки безопасного поведения на улице привьём ему, и будет оберегать его всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_provornova_i.yu_.docx45.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Управление образования Исполнительного комитета

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ

«Опыт, педагогические открытия, практика»

                                                     Тема:

«Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города через кружковую деятельность”

Автор-составитель:

Проворнова Ирина Юрьевна,

              воспитатель высшей  квалификационной категории

муниципального бюджетного дошкольного

                                              образовательного учреждения «Детский сад                                                                    

                                             присмотра и оздоровления  детей «Подсолнушек»

Чистопольского муниципального  района                                                

                                              Республики Татарстан

Чистополь, 2014 год

                                       Содержание

                                                                                                                                                   Стр.

Введение ……………………………………………………………………………………. 3-4

Основная часть:

1. Безопасность и здоровье детей дошкольного возраста……………………………....   4-7

2. Роль семьи в обучении дошкольников правилам безопасного поведения на улице.. 7-9

3. Паспорт проекта «Знаки дорожные, знать каждому положено»……………………………………………………………………………………10-13

Заключение…………………………………………………………………………………..13

Список использованной литературы……………………………………………………...14-15

Приложение 1. «Проект «Знаки дорожные, знать каждому положено»

Приложение 2. «Результативность проектной деятельности»

Приложение 3. «Портфолио кружка»

                                                            Введение

«Семья для ребенка – это источник

общественного опыта. Здесь он находит

примеры для подражания и здесь

происходит его социальное рождение.

И если мы хотим вырастить нравственно

здоровое поколение, то должны решать

эту проблему «всем миром»:

детский сад, семья, общественность».

(В. А. Сухомлинский)

Решение такого вопроса как безопасность детей всегда было и останется наиболее важной задачей любого общества. В неблагоприятной ситуации дети и пожилые люди всегда страдают больше других. Пожилые – потому что уже слабы, для того чтобы противодействовать злу и угрозам напрямую, но у них все же есть необходимый житейский опыт, с помощью которого они могут благополучно уберечься от неприятных случаев в своей жизни. Дети же не имеют ни сил, ни жизненных навыков, и по этой причине, они в наибольшей степени незащищены.

Обеспечение безопасности ребенка – это задача, в такой же степени злободневная и имеющая первостепенное значение, как и состояние его здоровья. К несчастью, о безопасности детей вспоминают в тот момент, когда беда уже случилась и изменить ничего нельзя. Задумайтесь, ежедневно в среднем в нашей стране гибнет в результате несчастных случаев 4 ребенка, в неделю – школа теряет целый класс детей, каждый год – в мирное время! – в стране погибает полторы тысячи юных граждан.

Основным источником трагических случаев является незнание правил безопасности, а чаще всего, их несоблюдение. Безопасность детей, начиная с того момента, как они начинают делать первые шаги, должна быть одной из главных забот родителей. К огромному сожалению, такой приоритет у этой проблемы бывает не всегда.  Следует знать, что может таить в себе опасность для детей и заранее создавать условия, гарантирующие их безопасность. Не ждать того момента, когда что-нибудь случится и, скорее всего, что-либо предпринимать будет уже поздно.

Давайте задумаемся, почему с нашими детьми случаются несчастья. И дадим честный ответ – потому что мы сами не готовим их к тому, что возможно может с ними произойти. Не учим их, как правильно вести себя в той или иной ситуации, вовремя, или хотя бы на первых порах, не контролируем то, как они выполняют наши рекомендации, а самое главное сами не бываем примером для их правильного поведения. Не имеет значения, кто ваш ребенок – малыш или подросток – всегда необходимо думать о безопасности детей и обучать их правилам, выполнение которых поможет избежать трагических событий.

Очень важно в первую очередь и как можно раньше начать воспитывать в ребенке чувство самосохранения наравне с уверенностью в себе. Детей необходимо учить быть бдительными и уметь держать под контролем чувство страха. Они обязаны твердо усвоить, что всегда могут попросить помощи у близких взрослых людей.

Основная часть

1. Безопасность и здоровье детей дошкольного возраста.

Обеспечение здоровья детей - основная цель и главная задача цивилизованного общества. Последние годы стало очевидным, что безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в неожиданных ситуациях на улицах города.

В период дошкольного детства ребёнок знакомиться с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Любая общепринятая норма становится действенным регулятором поведения человека только тогда, когда она осознана и принята им. Однако ребёнку трудно представить степень их значимости. Поэтому необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, ведь от этого зависит их здоровье и безопасность. Чем раньше ребёнок получит сведения о том, как должен вести себя человек на улице, во дворе, тем меньше станет несчастных случаев. Эту задачу призваны решать как родители, так и педагоги дошкольных учреждений.

Прямолинейное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективными для дошкольников. Для этого необходимо организовать воспитательно-образовательную систему, включая все виды деятельности: игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную.

Таким образом, перед собой я поставила  цель:

*Создать проект по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города «Знаки дорожные, знать каждому положено»;

* Организовать кружок «Светофорчик» для реализации данного проекта.

На основе авторского проекта «Знаки дорожные, знать каждому положено» была составлена и реализуется через кружковую деятельность программа «Светофорчик». Программа рассчитана на три года обучения (с 4 до 7лет) на 2011-2014г.г. А также были разработаны перспективные планы на каждый год обучения.

Цели программы:

-Создать условия в группе для обучения детей правилам дорожного движения на улицах, дорогах, в транспорте.

-Сформировать навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть на улице через познавательно-игровую деятельность детей.

-Совершенствовать формы и методы работы по пропаганде безопасного образа жизни в сфере дорожного движения в ДОУ среди детей, родителей.

Задачи программы:

1.Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях  через систему обучающих занятий и  игр.

2.Создание  развивающей среды с целью приобретения опыта безопасного поведения на улицах и дорогах.

3.Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах.

Ожидаемые результаты работы по Программе:

1. Сформированность у детей знаний о дорожных знаках, встречающихся на их пути, и безопасном передвижении по знакомому маршруту.

2.Развитие у детей внимания, наблюдательности и  познавательного  интереса к изучению, соблюдению правил дорожного движения, умения ориентироваться на местности.

3.Появление интереса  у родителей к данной проблеме.

4.Создание необходимых условий для интеллектуально-личностного развития ребёнка в поисковой деятельности при изучении дорожных знаков.

5. Активизация  работы по взаимодействию с инспектором ГИБДД.

Эффективность реализации поставленных задач, во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды и воспитательно-образовательной работы.

Для того, чтобы организовать кружковую деятельность, необходимо было создать соответствующую развивающую среду. Для этого  во- первых я прошла курсы в г. Казани по ПДД, приобрела диски с обучающим материалом, презентациями по ПДД, подобрала материал,  оформила папки с наглядным материалом, изготовила игры.

Сейчас в группе имеются:

- уголок безопасности;

- информационный уголок для родителей;

- дидактический, наглядный, практический  и игровой материал.

Одной из форм работы является проведение профилактических мероприятий для обеспечения личностно- деятельного характера усвоения знаний. В данном контексте я использую  разнообразные обучающие мультфильмы, проигрывание ситуаций и дидактических игр на компьютере. Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Появление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес: красочное оформление, веселые картинки, звук надолго привлекают внимание ребенка. В своей работе я стараюсь использовать и авторские игры, которых у меня не мало. Самыми интересными  как я считаю и  познавательными,   являются игры на макете. Напольный макет «Азбуку города помни всегда, чтоб не случилась с тобою беда» я изготовила в 2012году и с тех пор дети постоянно используют его в своих сюжетно – ролевых  играх. Таких как: «Водители и пешеходы», «Регулировщик», «Таксисты», «Сломанный светофор», «Путешествие по стране дорожных знаков» и т.д.  И,  конечно же, здесь мы решаем проблемные ситуации,  которые могут произойти на дороге. В группе есть ещё одна авторская игра «Поле чудес», которая стала занимательным пособием в обучении дорожной азбуки. В эту  игру дети зачастую играют в командах, что позволяет воспитать в детях чувства коллективизма и ответственности за товарищей. Игра интересна ещё тем, что задания в конвертах можно менять. Игру «Занимательные кубики» я изготовила с целью закрепления знаний о транспорте  его предназначении. Дети также с увлечением собирают большие кубики, составляют истории о транспорте.

Не менее интересными и увлекательным пособием стали игры: «Разложи знаки» (где дети раскладывают в окошечки знаки по определённому признаку),  «Угадай  знак» (в этой игре дети собирают и называют знак по схеме – алгоритму) и другие.

Профилактическая работа  организована так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными, и могли быть с успехом применены будущими школьниками, так как уже первокласснику иногда приходится ходить в школу самостоятельно и к этому его надо подготовить.

В результате реализации данного проекта наблюдается динамика в усвоении детьми знаний правил дорожного движения. Оценка результативности программы проводится по методике, предложенной  Межрегиональным институтом повышения квалификации специалистов начального профессионального образования Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ.

        Отслеживая эффективность работы, мы увидели следующие результаты: на начальном этапе 2011-2012год: высокий уровень – 25%; средний уровень – 25%; низкий – 50%.  На начальном этапе дети плохо различали транспорт, путали сигналы светофора. Но к концу первого года обучения их знания заметно увеличились: высокий уровень стал-75%, средний 16%, а низкий-9%. Второй год обучения - 2012-2013год показал незначительное  повышение уровня знаний к концу года. Высокий уровень с 32% увеличился до 41%, средний остался на одном уровне 40%, а низкий снизился с 28% до 19%. Дети слабо ориентировались в определении дорожных знаков, были недостаточно знакомы с работой регулировщика. На последнем этапе реализации проекта - 2013-2014год диагностика уровня знаний детей в сентябре следующая: высокий уровень-40%, средний-34%, низкий уровень составил 26%.

Надеюсь, к концу учебного года высокий уровень будет намного выше, а низкого не будет совсем. И мои дети пойдут в школу с хорошим запасом знаний.

2.Роль семьи в обучении дошкольников правилам безопасного поведения на улице.

Опыт ребёнка на улице связан с тем, где живут его родители, какими видами транспорта они пользуются, далеко ли от дома детский сад и как до него добраться.

Поведение ребёнка формируется под воздействием поведения взрослых. Поскольку чаще всего он переходит дорогу вместе с родителями, то взаимодействие детского сада с семьёй в вопросах воспитания, предусмотрительного отношения к транспорту является первостепенным. Важно объяснить родителям, что ребёнок должен не просто  бояться получить травму или пугаться автомашин, а понимать, что и по его вине могут возникнуть аварии и пострадать другие люди. Взрослые, общаясь с ребёнком на улице, должны постоянно объяснять своё поведение при переходе проезжей части, при пользовании личным и общественным транспортом.

Деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, её нельзя ограничить рамками детского сада. Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям, поэтому идёт тесное сотрудничество с ними по данному вопросу.

 Для повышения ответственности за соблюдением детьми правил дорожного движения с родителями я  провожу  определенную  работу. В течение года в папках-передвижках размещаю материал о правилах дорожного движения, на стенде один раз в месяц размещаю различные советы, памятки  по безопасному поведению,  даю рекомендации, советы.  На  родительских собраниях свои выступления строю так, чтобы родители были участниками дискуссий, показываю ролики по теме:  «Почему гибнут дети на дорогах»,  «Автокресло защитит вашего ребёнка» и т.д. провожу  анкетирование, привлекаю  родителей для изготовления атрибутов, приглашаю для участия  в КВНах,  викторинах, мастер-классах  и т.д. А в конце учебного года обязательно показываю показательное мероприятия  отчёта кружка «Светофорчик» за учебный год. Родители являются активными участниками поделок и рисунков по безопасности дорожного движения, помогают оформлять газету  безопасности. У меня есть свой сайт, где я также  размещаю полезную информацию для родителей. Таким образом, единство требований семьи и детского сада обеспечит практическое применение, и соблюдение детьми правил дорожного движения.

     Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в формировании у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

Воспитательный процесс я  осуществляю: 
*через непосредственное восприятие дорожной среды во время целевых прогулок, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.; 
*в процессе непосредственно образовательной деятельности по безопасности. Где особенно
 важно развитие таких навыков и привычек, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам, т. е. понимание ребенком того, что является правильным или неправильным.  Формирование у дошкольника привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.). 
      Воспитывая  дошкольников,  применяю и такие методы, как внушение, убеждение, пример, упражнение, поощрение. В этом возрасте дети особенно хорошо поддаются внушению. Им необходимо внушить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя. На улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку.     Особенно важен принцип наглядности, который традиционно применяю в своей работе, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. 

Рекомендую  использовать  с дошкольниками новые педагогические технологии: 
*моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций; 
*самостоятельная работа в альбомах формирующая и развивающая познавательные процессы детей; 
*интерактивный опрос; 
*коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде. 

 Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. Для этого я организую игры на большом и мини макетах, на магнитной доске.  С помощью этого метода  можно помочь ребятам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать у них умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия. При переходе из одной возрастной группы в другую у ребенка пополняется запас знаний по основам безопасного поведения на улице.

Надо помнить, что жизнь и безопасность детей на дорогах зависит, прежде всего, от нас, взрослых. Ребёнок учиться законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших должен способствовать выработке у ребёнка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице.

3. Паспорт педагогического проекта.

Раздел

Познавательное развитие

Тема

Знаки дорожные, знать каждому положено

Проблемное поле

Данный проект направлен на развитие ребёнка через  поисково-познавательную деятельность изучения азбукидороги.  В данном проекте изучение детьми дорожныхзнаков и дорожной терминологии  рассматривается с разныхсторон, то есть это не только рассказ о правилах и знаках,цветах светофора, но и интересные факты из истории дорожного движения и происхождения некоторых слов итерминов ПДД.

Тип проекта

1.По методу – поисково-иследовательский

2. По содержанию - детско-взрослый  - «педагог – родитель - ребенок»;

3. По времени проведения: долгосрочный (2011-2014 г.г).

Актуальность

 У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности и на улицах.

Цели

1.Создать условия  для формирования у дошкольников устойчивых навыков по изучению дорожной азбуки направленных на личностное развитие в поисково-познавательной  деятельности.

Задачи

1.Применять современные формы иметоды обучения и воспитания, направленные на развитие ребёнка впоисково-познавательной деятельности.

2.Формировать у родителей устойчивый интерес кбезопасности детей, какучастников дорожного движения,привлекать взрослых к совместнойдеятельности с детьми.

3. Создавать условия для поисковой деятельности детей в обучении дорожной азбуки.

4. Отслеживать уровень знаний и умений детей в начале и конце учебного года.

5.Воспитывать  дисциплинированность  и сознательное изучения дорожной азбуки, выполнение  правил дорожного движения.

Гипотеза проекта

Это обусловлено тем, что дети должны постепенно изучить все знаки и их значение в дорожной среде. Работа должна быть организованна таким образом, чтобы каждый ребёнок хотел участвовать в исследованиях, проявлял свою инициативу. Необходимо предоставить детям свободу выбора.

В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств: и зрение, и обоняние, и слух, и осязание.

Работу в рамках проекта надо вести регулярно,постоянно давая небольшие по объёму задания.

Методические принципы

1) Учёт возрастных особенностей детей.

2) Доступность материла.

3) Постепенность усложнения используемого материала.

Методы

Постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми иих родителями, выбор оборудования и материалов, составление перспективных планов поизучению дорожных знаков и дорожной терминологии по всем возрастным группам.

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

Обобщение результатов работы в форме макета, закрепление полученных знаний, формулировкавыводов, презентация опыта работы на ресурсномцентре для педагогов дошкольных учрежденийгорода.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

уголок безопасности;

- наглядный материал:

-дидактические и настольно – печатные игры

- макеты (большой и малый)

- атрибуты к сюжетно-ролевой игре

- магнитная доска

-дорожные знаки

-плакаты и картинки с проблемными ситуациями,

-презентация слайдов;

 - художественная литература.

Сроки реализации

2011-2014г.г.

Участники проекта

1.Воспитатели группы

2.Дети

3.Музыкальный руководитель

4.Испектор ГИБДД

5. Родители

Стратегия осуществления проектной деятельности

Проект осуществляется в рамах педагогической системы МБДОУ «Детский сад № 14»:                                                                                                            - с детьми - в различных видах деятельности (мониторинг, занятия, праздники, экскурсии, игровая деятельность и т.д.);                                                    - с педагогами МБДОУ – в тесном сотрудничестве (мастер-классы, анкетирование, привлечение к проведению праздников и развлечений т.д.);                                                                               - с родителями - в совместной деятельности (анкетирование, КВН, мастер-класс, праздники, открытые мероприятия и т.д.).

Этапы реализации проекта

1 ЭТАП. Подготовительный  (2011 – 2012 учебный год).

2 ЭТАП.информационно-исследовательский:(2012 – 2013 учебный год).

3 ЭТАП.  Обобщающий (2013 – 2014 учебный год).

Мониторинг

2 раза в год

Заключение:

      Безопасность жизни наших детей – главная и первостепенная задача окружающих взрослых. В современной ситуации становится особо опасно маленькому пешеходу находиться на дороге, количество транспортных средств увеличивается изо дня в день, и их владельцы не осознают всей ответственности за то, что происходит на дороге. Пешеходу в этом случае остаётся рассчитывать только на свои силы и быть особо внимательным, выходя на дорогу. Мы – пешеходы должны быть подготовлены,  к ситуациям различного рода. Поэтому вырабатывать навыки безопасного поведения на дороге необходимо с  детства! Обучая ребёнка правилам дорожного движения, взрослый должен сам чётко представлять, чему нужно учить, и как  это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях. Поэтому следует не только заранее проанализировать свой жизненный опыт, но и изучить необходимую литературу по теме «Правила дорожного движения». Моя задача, как педагога обучающего детей правилам безопасного поведения на дорогах и улицах города заключается в том, чтобы подготовить своих малышей к жизни в социуме, предостеречь их от опасности на дорогах.  Чтобы знания полученные детьми об элементарных правилах дорожного движения стали привычкой, которая поможет на протяжении всей жизни чувствовать себя спокойно и уверенно в любой дорожной ситуации. Интерес к дорожной проблеме у моих воспитанников и их родителей всегда высок,  потому,  что я не равнодушна к этой проблеме.

 То, чему и, главное, как хорошо мы совместно научим  ребёнка, какие навыки безопасного поведения на улице привьём ему, и  будет оберегать его всю жизнь.

Используемая литература:

1.Ахмадиева Р.Ш. и др. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. Казань 2008год.

2.Боряева Л.Б. Азбука дорожного движения. Москва 2008год.

3.Безопасность на дорогах. Методические материалы к урокам по ПДД в начальной школе. Казань 2007год.

4. Воронова Е.А. Красный, жёлтый, зелёный. Ростов-на -Дону-2006год.

5.Галиева  Р.А. и др. Цикл занятий для детей дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дорогах. Казань 2009год.

6.Ефанова З.А. Игровая деятельность на занятиях по ПДД. Волгоград 2010год.

7.Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения. Москва 2008год.

8.Калашникова О.В. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок. Волгоград 2001год.

9.Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено. Новосибирск 2007год.

10.Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. Москва 2010год.

11.Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения старшая группа (занимательные материалы). Волгоград 2008год.

12.Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения младшая и средняя группы. Волгоград 2008год.

13.Поддубная Л.Б. Правила дорожного движения подготовительная группа (занимательные материалы). Волгоград 2009год.

14.Поддубная Л.Б.. Правила дорожного движения подготовительная группа

(разработки занятий).Волгоград 2009год.

15.Романова Е.А., А Б.Мамошкина. Занятия по правилам дорожного движения. Москва 2008год.

16.Старцева О.Ю.. Школа дорожных наук. Москва 2008год.

17.Шорыгина Т.А.. Беседы о правилах дорожного движения с детьми5-8 лет. Москва 2010год.

18.Улашенко Н.Б. Правила дорожного движения нестандартные занятия подготовительная группа. Волгоград 2010год.

19.Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. Москва 2009год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах города для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Волшебная страна Светофория».

С каждым годом всё интенсивнее становится дорожное движение. В числе проблем, порождённых избыточным числом автомобилей, на первом месте стоит аварийность и дорожно-транспортный травматизм, поэт...

Консультация для воспитателей «Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улицах города»

Консультация для воспитателейТема: «Обучение дошкольников правилам безопасного поведения на улицах города»   Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их...

"Дошкольникам о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах города"

Современный мир таит в себе большое количество разных опасностей. И с самого раннего возраста ребенка мама и папа должны рассказывать ему обо всех потенциальных угрозах его жизни и здоровью.Многие род...

Перспективное планирование по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на улице и дороге

Материал может быть использован воспитателями при планировании работы по обучению детей правилам безопасного поведения на улице....