Итоговая НОД проекта "Семь нот ведут нас за собой"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

Знакомство детей с элементарными музыкальными понятиями, обучение практическим навыкам во всех видах музыкальной деятельности в соответствии с возможностями каждого ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx287.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                              НОД  «Музыка»

                           «Семь нот ведут нас за собой»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: развитие у детей эстетического восприятия, интереса и любви к музыке, потребности в творческом самовыражении.

Задачи:
Развивающие:
- вызывать яркий эмоциональный отклик  при  восприятии музыки разного характера, побуждать к сопереживанию чувствам, выраженным в музыке, уметь высказывать собственное мнение о характере музыки, развивать музыкальную память
- способствовать развитию  певческих навыков, поддерживать интерес к выразительному пению различными методическими приемами  и наглядным материалом;
- развивать  образно-мыслящий слух, артикуляцию, дикцию, интонацию голоса, чувство ритма, использовать звучащие жесты;
-учить свободно ориентироваться в пространстве, менять движения в соответствии со сменой частей музыки, учить самовыражению через движения;
- умение слышать и различать тембры музыкальных инструментов;
Образовательные:
-обогащать музыкальный  опыт детей в процессе восприятия музыки;
-способствовать овладению детьми музыкальной терминологией: композитор, исполнитель, слушатель, мелодия, ритм, темп, оркестр, дирижер, музыкальные инструменты.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг с другом.

 Методы и приемы:
Словесные: вопросы, задания, словесное объяснение;
Наглядные: слайдовые фрагменты, видео-ролики, иллюстрации;
Практические: музыкальные игры, творческие задания

                                         

Ход занятия

М.Р.: Дорогие ребята! Сегодня к нам пришли  гости, давайте с ними поздороваемся, а чтобы они нас еще лучше узнали и запомнили, мы с вами сядем в круг и скажем, четко и громко свои имена. Мы сделаем это по очереди и не просто, а в сопровождении звучащих жестов. Какие  жесты вы знаете? (Ответы детей, дети выбирают жесты, которые будут сопровождать его имя)

Проводится коммуникативная игра- приветствие «Знакомство» (ребенок называет свое имя со звучащими жестами, дети все вместе повторяют)

М.р. : Дети, мы сейчас  находимся с вам в музыкальном зале.
М.р.: А чем в музыкальном зале мы с вами обычно занимаемся?(ответы детей)
М.Р. Правильно, молодцы! Танцуем, поем, играем на музыкальных инструментах. Вот именно это мы сейчас с вами и будем делать. Хотите?
Для начала мы поздороваемся  с ручками, ножками, ушками, щечками. Плечиками, своими и соседа,  а в процессе не будем забывать говорить  «Привет!».Готовы?
  - ДА!
-
пальчиковая-игра «Привет» (Лео Делиб «Пиццикато )

(Внезапно музыка обрывается и на мониторе появляется письмо. Ведущая предлагает  послушать звуковое письмо.

Звуковое письмо: Я - Фея Музыки. И у меня случилась  беда. Злой волшебник  заколдовал мою Музыкальную страну и из нее исчезли все музыкальные звуки. Но он похозяйничал и у вас . Посмотрите, он забрал все нотки  в вашем музыкальном  зале  -  значит и у вас , в вашем детском саду не будет больше звучать музыка.

М. Р. : А что же делать, уважаемая  Фея  Музыки?  Как нам вернуть нотки?

Ф. М.: Нотки спрятаны в альбоме , который находится у вас . Но альбом этот не простой – он волшебный. Выполните задания ,  зазвучат его страницы  и нотки вернутся к вам -   одна за другой.  

М.Р. : Да, надо выручать. Ребята, мы с вами уже много знаем, многое  умеем,
значит справимся со всеми заданиями , правда? Ну что, за дело? Давайте откроем первую страничку альбома.

Открываем первую страницу нашего альбома
C:\Users\Дина\Desktop\Презентация2.jpg на схеме нотка «ДО»

Схема ,чья? Правильно  –  схема ПЕСНИ. Давайте ее расшифруем.

Дети объясняют  значение символов.

C:\Users\Дина\Desktop\открытое занятие\схема песни и танца\1355413667.jpg- дикция – четкое произношение слов и слогов

 C:\Users\Дина\Desktop\открытое занятие\схема песни и танца\note_de_musique.gif- чисто спетая мелодия

C:\Users\Дина\Desktop\открытое занятие\схема песни и танца\0eea2509b270aedf98b06d4588034d6a.jpg- выразительность исполнения

Если хоть одно из этих условий не будет выполнено, значит  песня «заболела» и ее надо полечить. Разве можно обидеть Песню? Тогда будем справляться с этим заданием и выручать еще одну нотку.

Давайте встанем  ровно и начнем с дыхания.

Мягким делаем вдох,
вдыхаем носом, а не ртом.
Сделал вдох – замри,
потом делай выдох плавным, тихим,
как кружение листа.
Вот и выйдет песня славной,
и свободна , и чиста.

А теперь поиграем в
игру-упражнение  «Ежик нюхает цветок» (выдыхаем один раз, два, три).

А теперь работаем над дикцией, разбудим язычки. Научим их говорить четко, быстро и понятно.
А что же поможет нам отточить нашу дикцию.
Дети: Упражнения для губ и язычка,  скороговорки. Они научат нас говорить четко и ясно, не проглатывая окончания слов.
М.Р.: Справитесь? Возьмем дыхание и на выдохе  споем всю попевочку. Четко выговаривая слова
1.Уж как шла лиса по травке ( с ускорением) – на артикуляцию.
2.Ехал грека через реку (правильно берем дыхание, с ускорением, следим за четким произношением)

М.Р.: С дикцией справились, разбудили язычки, переходим к следующему значку  - Нотки, что они обозначают в нашей схеме?
Дети: Мелодию, правильно спетую.

Нотки знаем – Да! Вот они –то нам и помогут правильно владеть нашим голосом .

Дети определяют названия нот.

Выложим из ноток лесенку и посмотрим, куда она ведет – вверх или вниз? –

Дети: Вверх!

А теперь? (поют ноты в обратном порядке) – Вниз!
М.Р.: (находит схему-распевку «Капели».)    Выкладываем  схему песни и отгадываем ритмический рисунок «Песенки-капели» и исп. песню в сопровождении игры на металлофоне. Дети определяют  нотки, прохлопывают рисунок, называют название песни)

Исполняют песню , выполняя все условия и играют на металлофоне.

Ну что, ребята, с первым заданием справились.

Дети ставят нотку «До»  на клавиатуру .

М.Р.: Ребята, а хотите сразу и  следующую  нотку?  Вот конверт с заданием – оживить картинку песенкой. Это как можно сделать? Выполнить все условия схемы песни сразу. Сможете. Все равно , какая картинка, любую песню споете с  четкой дикцией, правильной мелодией и выразительно?

Давайте посмотрим иллюстрацию, проговариваем очередность появления героев и

Исп. песню про Козлика , с роликом. Получаем нотку «РЕ»


М.Р.: Открываем следующую страницу нашего альбома. Дети, опять схема. Что она обозначает?
Дети: Схема танца.

C:\Users\Дина\Desktop\Презентация альбом.jpg

                                   Сапожок – ритмичное движение
                                  Нотки    - мелодия, (под музыку)
                                  Сердце – выразительная передача образа
Что же нам поможет правильно исполнить танцевальную схему и выручить еще одну нотку? Разминка. С детьми проводится:
-
музыкально-ритмическая разминка «Веселые ручки + дружные ножки»
Я слышу, а вы нет? топот, музыка, лунный свет, танец звезд… Кто это может быть?Тогда переворачиваем страницу альбома и видим, кто же нам поможет вернуть нотку.( иллюстрацию роботов и звезд.)

C:\Users\Дина\Desktop\4.jpg

М.Р.: Ребята, вы хотите превратиться в роботов, а девочки в ночных звезд?Мы поиграем сейчас  с вами в игру «Роботы и Звезды». Но есть правила. Роботы танцуют под свою музыку, а звезды под свою. Будьте внимательны. Какая музыка у роботов? Тяжелая, ритмичная. Как двигаются роботы?(мальчики изображают движения роботов) А какая музыка у звезд?Как же  танцуют, летают красивые звезды и освещают дорогу роботам?( девочки – звезды). Роботы не отходят далеко от своих звезд, а Звезды не бросают своих роботов в темноте и находят их везде, куда бы роботы вдруг не ушли. Нашли роботы своих звезд.(дети встали парами по всему залу)

Исполняется коммуникативный игра - танец «Роботы и звезды» (жесты, движения и пластика  эмоционально выражают содержание музыки. Исполнение музыки движением дает возможность педагогу увидеть, как слышит музыку каждый воспитанник)

Дети получают ноту «МИ». Следующая страница нашего альбома

Открывают  следующую  страничку , а там C:\Users\Дина\Desktop\Презентация1.jpg

М.Р.: Ребята, смотрите, на этой страничке нам все знакомо?
Дети: Да! Композитор Петр Ильич Чайковский и его «Детский альбом».
М.Р.: Давайте поговорим об этом альбоме.

Петр Ильич Чайковский  очень любил детей. И чтобы детям интереснее было обучаться игре на фортепиано, он придумал детские пьески и поместил их в альбом и назвал его «Детский альбом». Здесь отразился целый день ребенка, с утра и до самого вечера.  (рассматривают иллюстрации и дети называют названия пьес «Детского альбома»)  .Мы с вами слушали произведения из «Детского альбома»  .  – Да!    Какие?

Дети: «Игра в лошадки», «Болезнь куклы», страшная сказка про «Бабу Ягу», «Марш деревянных солдатиков», (дети дают словесную характеристику музыкальным произведениям)

 «Молитва», (звучит музыка) – см. ниже. «Мама»  - см. ниже 

М.Р.: Но наша задача заставить зазвучать странички альбома. Готовы? Сейчас  по музыкальным фрагментам мы  будем отгадывать названия музыкальных пьес. И  если отгадаем, то выручим нотку «До».
Слушаем  музыку тихо, внимательно и сосредоточенно,до затихания музыки, а потом отвечаем, можно хором, но только не громко, если все скажут тихим голосом, я  услышу всех.

  1. «Молитва». Правильно. С этой пьески начинается «Детский альбом». Дети и взрослые  благодарят Господа за новый день. А  за что бы вы поблагодарили  Боженьку? А что бы попросили? Правильно! Просят, чтобы вешнее солнце всех обогрело и чтобы всем на Руси  жилось хорошо.

 2. «Игра в лошадки».(Быстрая, скачками - характеристика произведения)

М.Р.:  Молодцы! Следующее произведение.
5. А в каком произведении характер музыки  добрый, ласковый и нежный? «Мама» - правильно, молодцы. Первая, кого мы видим, когда просыпаемся – это мама. Добрая, ласковая, нежная. (звучит фрагмент, смотрим рисунки детей) . А всегда ли музыка спокойная и ласковая? Давайте послушаем, а если услышите изменения, то эмоциями покажите, хорошо? Появились тревожные нотки. Отчего мама может тревожится? Но потом мелодия успокаивается и мама, конечно, тоже. А затем слышите, мелодия рассердилась, отчего мама может рассердиться? (ответы детей), но просьба выполнена, и опять музыка ласковая, нежная, и добрая.

М.Р. : А в этой коробочке кто-то спрятался и не хочет выходить до тех пор, пока вы не отгадаете, кто это?

Чтобы вам легче было угадывать, я включу музыку, которая передает характер спрятанного в коробочке героя. Вы послушаете и скажете, кто там может быть. (звучит фрагмент «Баба Яга»).

Дети: «Баба Яга».

М. Р.:  Почему вы так решили? ( идет сопоставление музыки и образа данного героя). – музыка колючая, злая, пугает, тревожит.

Значит, этот персонаж  вредный, а может даже  злой?
2. Как она выглядит? Какой же образ создала ей музыка? Как мы узнаем её? А давайте ее опишем.

Дети:  У нее кривой нос, зубы и есть на спине горб, ужасно одета, летает в ступе, метлой заметает следы. Б.Яга хитрая, обманщица, коварная. Дружит с Кощеем,

Теперь давайте посмотрим, отгадали вы или нет?

Баба Яга долго пряталась в коробке, с самого Нового  года. Посмотрите, разве она страшная? -  она забавная.
А может так быть, что музыка бабы Яги злая,  а Баба Яга -  нет?
Дети: Она шутит потому что,  она просто притворяется злой, она хочет подружиться  с нами, но не знает как.

(Рассказ про Бабу Ягу : Нос длинный, с бородавкой., летает в ступе, заметает следы метлою. Есть у нее волшебные вещи? Назовите. Может она и не такая злая, раз у нее есть волшебные вещи? Скатерть-самобранка, например для чего ей? А с кем она дружит? А с какими дружит зверюшками? А с какими не дружит? Баба Яга помогает людям? А люди ей? Она не вредная, она забавная.)

А  давайте  с вами внимательно послушаем  Бабу Ягу и она нам расскажет свою историю , а поможет ей музыка великого композитора П.И.Чайковского.

Смотрим видеоролик «Баба Яга» (П.Чайковский).

А давайте поможем ей с нами подружиться. Мы нарисуем ее портрет в добрых ярких красках и пошлем ей в письме, договорились?

А сейчас положим ее обратно в коробочку, ой, находит в коробочке ноты),

посмотрите –ка Б.Я помогла нам вернуть нотки, какие?
Дети:
ФА!и СОЛЬ (ставят на клавиатуру)

Загадки.

М.Р.: Мы должны с вами узнать, какие  музыкальные инструменты звучат.

Какие вы знаете музыкальные инструменты? Духовые какие? Струнные какие? Народные?   Правило такое: Отгадаете правильно, картинка к вам повернется.

За  правильные  ответы  вы получите ноту  «ЛЯ».

1.Дети отгадывают звучание инструментов ( дудочка,  металлофон,  скрипка, гармонь, ложки).
М.Р.: Дети, а сейчас загадка сложная отгадку придется  озвучить  самим. Не догадались, про какой инструмент идет речь?
 За обедом суп едят,
К вечеру заговорят
Деревянные девчонки
Музыкальные сестренки.
Поиграй и ты немножко
На красивых, ярких …(Ложках)

 Сыграем дружно весело – вернем нотку.

Дети встали на танец - оркестр «Ложки – поварешки»

Перед  исполнением  загадка –стих про оркестр.

Коллектив музыкантов,
Что вместе играют,
И музыку вместе они исполняют.
Бывает он струнный и духовой,
Эстрадный, народный и всякий другой.(Оркестр)

После исполнения возвращается нотка «СИ».

М.Р.: Ребята, вот и справились мы с вами с заданием, что же на это скажет Фея Музыки. Давайте послушаем.

Фея Музыки: Спасибо, дорогие ребята! Вы помогли вернуть нотки и освободить музыку. Большое вам спасибо. За это я вам дарю Скрипичный ключ. Это не простой ключ - он волшебный. С его помощью вы сможете открыть любую дверь в мир музыки. Удачи вам! До скорых встреч!

Под музыку М.Р. и воспитатель раздают скрипичные ключи.

М.Р.: Ребята, вы сегодня совершили много добрых дел, вы спасли нотки их сколько – семь? Вам  понравилось  совершать добрые дела? Давайте мы подойдем к альбому , еще раз просмотрим, все ли мы сделали, ничего не забыли?( просматривают и подводят итог занятию).В конце находят радужные нотки.

М.Р.: А это вам от меня. Это волшебные нотки. Видите, они радужные. Здесь, в одну нотку собрались все сегодняшние ваши умения, знания и желания. И я хочу их вам подарить. Но, посмотрите - здесь есть нотки, которые улыбаются , а  есть грустные нотки.
Если  вам понравилось всё, что мы с вами сегодня делали в музыкальном зале, и вы еще раз хотели бы встретиться  с Феей Музыки - возьмите, пожалуйста,  себе на память веселую  нотку. Ну а если было что-то неясно, непонятно и что-то не понравилось – то возьмите грустную.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Когда дети плохо себя ведут.

Нытьё, истерики, пререкания, капризы знакомы многим родителям.Как достичь гармонии с чадом?...

когда ноты ведут к музыке

Иллюстрированный способ записи нот и обозначения ступеней условными знаками, который позволяет: быстро и качественно обучить всех детей игре на детских музыкальных инструментах и основам нотной грамот...

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, КОГДА ДЕТИ ПЛОХО СЕБЯ ВЕДУТ (СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА).

Все мы склонны искать простые ответы на сложные вопросы, порой забывая, что в природе нет ничего более сложного, более загадочного, чем человек. Мы ищем какого-то особого учителя, который скажет...

Мама и папа ведут меня в детский сад!

Да, сентябрь подкрался незаметно. Наступила пора вести ребенка в детский сад. Детский сад – это новый этап в жизни ребенка. Но не только для ребенка. Для вас, дорогие родители, это тоже новый эта...

Конспект НОД "Следствие ведут малыши"

                                    Непосредственная образовательная...

Конспект НОД "Следствие ведут малыши"

                                    Непосредственная образовательная...

Презентация проекта "Семь нот ведут нас за собой"

Проект среднесрочный,исследовательский, информационный, творческий, познавательный....