Консультация: «Сказка-модель высокого уровня абстракции»
консультация на тему

БОРОДАЙ ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

При использовании художественной литературы в образовательном процессе надо, прежде всего, иметь в виду самоценное значение произведений для развития и образования детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация103.65 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: «Сказка-модель высокого уровня абстракции»

Подготовила: Бородай Ольга Владимировна,

 воспитатель 1 квалификационной категории

       Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как к культурной ценности устного творчества является определяющей позицией моей работы.

       Новизна данной работы состоит в том, что я предлагаю качественно изменить отношение к художественной литературе для формирования у детей дошкольного возраста интереса к устному творчеству. Данную работу можно считать поисково-изобретательской, поскольку в ней предлагается новый взгляд на использование художественной литературы в работе с детьми дошкольного возраста.

      Современными программами воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусмотрена работа с текстами сказочного содержания. В основном это анализ текстов сказок, его пересказ, и составление новых сказок на основе изменения известных. Для того чтобы научить ребенка составлять сказку, не нарушая его индивидуальных способностей, необходимо познакомить его с моделями, на основе которых составляется текст. Это та основа, на которую наращивается самостоятельно сделанное содержание. Необходимо разобраться, чем же отличается сказка от любого другого литературного текста. Для того чтобы читатель или слушатель осознал тему и принял эти жизненные правила, введены их носители. Это герои, их поступки, действия в определенном месте, времени. Отличительной особенностью носителей являются некая фантастичность. Это могут быть волшебные предметы или герои с необычными свойствами. Нарушение объективных законов природы, с одной стороны, является мотивом, позволяющим заинтересовать и удержать внимание слушателя или читателя.       С другой стороны, фантастические свойства объектов позволяют не напрямую, а косвенно обобщить и вывести некоторые понятия как часть общей морали. Поэтому в сказке в уста героя могут быть вложены жизненные правила, назидания, мудрость, накопленные человечеством. И эта назидательность выглядит достаточно естественно, ненавязчиво. Следующей особенностью сказочного текста являются такие выразительные средства как повторы в действиях, наличие заклинаний. К выразительным средствам можно отнести и гиперболизацию какого-либо признака. Если Царевна прекрасна, то она прекрасна во всех отношениях. А если герой – злодей, то это свойство также доведено до крайности. В качестве выразительных средств выступают стихотворные тексты, прибаутки, которые играют не только роль эмоционального окраса сказочного текста, но и выступают как особенность в речи, присущая только таким текстам. Достаточно четко прописаны традиции начала сказки и окончания, выраженные в образных словосочетаниях. Это слова, которые позволяют свернуть время (долго – коротко) или расстояние (не далеко – не близко). Обучать детей сочинению сказок возможно, а именно, по технологии Луллия, с помощью моделей. В качестве подготовительной работы по усвоению детьми моделей составления сказок является их обучение схематизации. 2410de7bc981

      Для того чтобы дети имели возможность самостоятельно сочинять сказку, воспитателям необходимо научить их записывать схемами придуманный текст. Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной модели. Познакомивших с особенностями работы кругов Луллия, нами был представлен собственный вариант их использования. Данный вариант не противоречит возможностям использования кругов Луллия (или как их еще называют колец Лулла), но представлен большим разнообразием выполняемых с их помощью заданий.

      Можно синтезировать работу с таким методом составления сказок, как «Каталог». Метод разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Его суть в применении к синтезу сказок: построение связанного текста сказочного содержания осуществляется с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.). Метод создан для снятия психологической инерции и стереотипов  в придумывании сказочных героев, их действий и описания места происходящего.

Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

      Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги:

  1. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок “находит”, указав слово на открытой странице выбранного текста.
  2. Ответы, “найденные” в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.
  3. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.
  4. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов).
  5. Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).
  6. Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.

      Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми.

Как же объединить данный метод и круги Луллия? Этот вопрос был разрешен нами следующим образом. В качестве основы нами было выбрано несколько известных детям сказок: “Маша и медведь”, “Вини-Пух и все-все-все”, “Гуси-лебеди”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”, “Сивка-Бурка”, “Серебряное копытце”, “Лукоморье”. Из содержания каждой сказки были определены следующие компоненты: – главные герои; – место действия; – время действия; – предмет, соответствующий герою (например, корзинка с пирожками у Красной шапочки). Круги разного формата были разделены на секторы. Каждый круг определял тот или иной компонент сказок. Например, на первый большой круг были нанесены изображения главных героев выбранных нами сказок, на второй – отличающие их предметы и т.д.  Таким образом, организуется как коллективная, так и индивидуальная деятельность детей по сочинению сказок. Дети сами передвигают стрелочки, выбирают героев, место действия и т.п. Отметим, что результаты, проведенной в такой форме работы оказались выше ожидаемого нами. Внимание и интерес детей к сочинительству поддерживается в течение нескольких десятков минут. Кроме того, дети придумали задания друг для друга, меняли круги Лулла местами. Можно отметить, что, работая по данной технологии, фантазия детей при рассказывании существенно увеличивается. Приведем пример одного из многих рассказов, придуманных детьми с помощью таких кругов:

“Жил-был Зайчик маленький в красном кафтане. Гулял он по лесу, собирал цветочки на день рождения к Вини-Пуху. И вдруг его укусил за лапку Волк. Он очень громко плакал. Но приехал в лес осматривать зверей доктор Айболит и вылечил лапку. Зайчик выздоровел и подарил доктору Айболиту цветы. Он был очень благодарен Айболиту, но ходил с тех пор с палочкой”.

Отметим, что форма работы с такими кругами может иметь бесконечное множество вариантов. Ограничивается это только желанием и творчеством самого педагога. Весьма эффективны в этом случае приемы драматизации. Как и в случаях с кругами, возможно придумывание и театрализация сказки, которой не существует на самом деле, синтез сказок, героев, поступков. Главное, чтобы эти формы работы определяли детскую мысль к творчеству и размышлению. И в заключение, хочется согласиться со многими известными психологами и педагогами, что сказка это – особая форма фантазии. Но у каждой фантазии должна быть обязательно основа. Иначе, детская фантазия превращается в несуразицу. Важно обучить детей фантазированию, важно приучить их фантазировать не только в группе, на специальном занятии, но и в повседневной жизни.

Таким образом, мотивов и объектов для фантазирования можно найти в любую минуту и любое множество при желании. Особого знания методики здесь не предполагается. Значит, такую форму работы можно рекомендовать и родителям. Больше творчества появляется у детей, если интегрировать занятия по развитию речи с предметами художественно-эстетического цикла.  При использовании художественной литературы в образовательном процессе надо, прежде всего, иметь в виду самоценное значение произведений для развития и образования детей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа "Психологическая помощьдошкольникам с высоким уровнем тревожности

Учебная программа позволяет оказать психологическую помощь дошкольникам 5-7 летнего возраста в сысоким уровнем тревожности и  предполагает как индивидуальную работу, направленную на выявление при...

Учебная программа "Психологическая помощь дошкольникам с высоким уровнем тревожности"

Программа позволяет оказать психологическую помощь дошкольникам 5-7 летнего возраста в сысоким уровнем тревожности и  предполагает как индивидуальную работу, направленную на выявление причин высо...

«Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственной культуры посредством применения вариативных образовательных технологий».

«Человек живёт среди людей. Общаясь, люди переживают чувства, которые неотделимы от нравственного сознания. Основы же нравственного сознания закладываются в детстве. Ребенок - маленький член общества,...

Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с...

Картотека игр и упражнений с высоким уровнем двигательной активности.

Картотека игр и упражнений с высоким уровнем двигательной активности ( на развитие внимания, на развитие координации ловкости и точности)...

Особенности самооценки подростков с высоким уровнем агрессии

В статье представлена информация о подростковом возрасте, о самооценке и агрессии, их взаимосвязи, о результатах исследования.Андреева М.Ю. Особенности самооценки подростков с высоким уровнем агрессии...

методическая разработка на тему: "Использование ИКТ в обеспечении высокого уровня воспитания и образования дошкольников".

Компьютер в детском садуСовременные условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Информатизация образования является одним из приоритетных направлений развития со...