«Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственной культуры посредством применения вариативных образовательных технологий».
статья на тему

«Человек живёт среди людей. Общаясь, люди переживают чувства, которые неотделимы от нравственного сознания. Основы же нравственного сознания закладываются в детстве. Ребенок - маленький член общества, находящийся под влиянием образцов и правил поведения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_13.11.2015.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

         Тема моего доклада: «Формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственной культуры посредством применения вариативных образовательных технологий».

         Совершенно очевидно, что дети, приходящие к нам в прогимназию, не обладают сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывают не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни. В концептуальной части программы «Идеал» сказано: «Человек живёт среди людей. Общаясь, люди переживают чувства, которые неотделимы от нравственного сознания. Основы же нравственного сознания закладываются в детстве. Ребенок - маленький член общества, находящийся под влиянием образцов и правил поведения». В современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности.

        Воспитательное воздействие на ребенка неоднозначно. Мы в прогимназии прививаем высокие морально-нравственные качества, формируем навыки этикета, воспитываем культуру. Но, к сожалению, этим воспитательное воздействие на малыша не ограничивается. Свое влияние оказывает семья, телевидение, интернет…

        В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания являются  самыми острыми и актуальными.

        Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям,  труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.           Решая задачи духовно-нравственного воспитания малышей, я стремлюсь, чтобы социально необходимые требования (такие как, честность, взаимоуважение, справедливость) превратились во внутренние стимулы личности каждого ребенка. Наша главная цель - воспитать успешного, инициативного человека, лидера,  способного к принятию самостоятельных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

        В своей работе по осуществлению  духовно-нравственного воспитания я осуществляю личностно-ориентированный подход и руководствуюсь принципом вариативности. Я активно использую такие вариативные технологии:

игровые, коммуникативные, личностно-ориентированного, проблемные, индивидуализации обучения и воспитания, информационно-коммуникативные, уровневой дифференциации.

        Воспитательное воздействие оказывается на детей непрерывно. Это происходит непрерывно, как во время свободной игровой деятельности, режимных моментов, специально организованных и ситуативных бесед, так и в ходе организованной образовательной деятельности – интеллектуальных игр.

        В авторской программе «Идеал» сказано: «Интеллектуальные игры создают хорошую почву для нравственно-этического воспитания. Слушая сказку, рассказ дети обязательно стараются выяснить, кто хороший, а кто плохой, не терпят в этом отношении никакой неопределенности, оценивая с этой точки зрения даже неодушевленные предметы. Эту естественную потребность детей и должен использовать воспитатель, оценивая поступки персонажей в соответствии с этическими нормами».

             Произведения, с которыми мы знакомим детей на ООД по родному языку согласно программе «Идеал», имеют огромный воспитательный потенциал. Анализируя «Сказку об умном мышонке» С. Маршака, мы учим малышей находчивости,  самостоятельности, умению принять решение в трудной ситуации. А посредством сказки «Теремок» прививаем доброту, гостеприимство, радушие. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который дети  воспринимают и усваивают. Например, сказка « Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми. «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним ходить нельзя - можно попасть в беду, сказка «Зимовье зверей» учит дружить.  Хочу отметить, что при работе над любым произведением мною реализуется принцип вариативности. Например, на интеллектуальной игре по речевому развитию при анализе сказки «У страха глаза велики» на этапе подведения итогов и рефлексии, дети первой младшей группы поняли, что герои испугались того, чего не было на самом деле (охотников, волка, медведя, лисы), а дети второй младшей сделали вывод, что нельзя поддаваться своим страхам и усвоили основную мысль сказки (осудили трусость).  

Я с большим удовольствием расскажу, каким образом я достигаю высокого уровня духовно-нравственного развития моих воспитанников посредством использования игровых технологий. Игра позволяет создать  условия для формирования в детях доброты, заботы, отзывчивости, стремления оказать помощь, культуры поведения. Но  игра будет способствовать воспитанию нравственных качеств только при соблюдении ряда условий. Это

- осуществление взрослым мотивации, правильной организации и руководства игрой;

- интерес и привлекательность для ребенка;

- соответствие содержания игры возрастным особенностям детей;

- учет индивидуальных особенностей  ребенка, его интересов.

        Для того, чтобы дети осваивали опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, я организую инсценировки, игры с игрушками, театрализованные и сюжетно-ролевые игры, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в Прогимназии и дома.

        Для того, чтобы дети закрепили представления «хорошо», «плохо», научились определять положительные и отрицательные поступки, провожу игру «Добрые превращения». Проведение подвижных игр, игр с правилами помогает мне воспитывать настойчивость, терпение, уважительное отношение к товарищам, формирует коммуникативные навыки.  

        Особое место в работе с дошкольниками занимают дидактические игры, которые воспитывают добрые чувства к партнерам по игре, стремление оказать элементарную помощь. При проведении таких игр особо заметна уровневая дифференциация детей и важен разноуровневый подход. Сильные дети, обладающие богатым словарным запасом, могут быть лидерами, ведущими, помогать товарищам, объяснять правила.  А остальные дети, активно вовлекаясь в игру, стремятся за лидерами, постепенно развиваются, и, через какое-то время осваивают для себя ведущие роли.

         

         А теперь несколько слов о применении коммуникативных технологий. Прежде всего, это беседы и чтение художественной литературы.

          В нравственном воспитании малышей весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми. С этой целью провожу беседы: «Дорогою добра», «Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть»,

«Правила хорошего тона», «Вежливые слова», «Страна вежливости», «Хорошие манеры», «Что значит быть вежливым», «Как вести себя во время разговора», беседы на этические темы.

         Мышление ребенка младшей группы отличается образностью и конкретностью; он оперирует не отвлеченными понятиями, а наглядными образами и конкретными представлениями и на их основе делает обобщения, выводы. Поэтому  я рассматриваю с детьми сюжетные картинки, иллюстрации, что помогает формировать нравственные понятия, усваивать принятые в Прогимназии, в обществе нормы поведения.  

         Читая детям художественную литературу («Два жадных медвежонка», «Мойдодыр», «Лиса и журавль»), обязательно анализирую с воспитанниками прочитанное. Мы обсуждаем положительные и отрицательные поступки героев, делаем выводы. Причем и здесь осуществляю вариативный подход, направляя детей с высоким уровнем развития на построение аналогий между поступками героев произведений и  поступками детей (людей), происходящих в реальной жизни.  

        Я не знаю, кем станут в будущем мои воспитанники, но уверена в одном: если они научатся делать добро, то вырастут успешными и неравнодушными людьми. Поэтому формирование у каждого ребенка высокого уровня духовно-нравственной культуры посредством применения вариативных образовательных технологий я считаю своей важнейшей задачей, над решением которой работаю на протяжении всего времени, пока ребенок является моим воспитанником.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством их приобщения к ценностям православной культуры.

Статья апробирована на научной конференции для работников дошкольного образования в г. Алексеевка Белгородской обл. в 2012г....

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством воздействия русской культуры

Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников посредством воздействия русской культуры...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий&raq...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...

Приобщение дошкольников к экологии посредством применения современных образовательных технологий

quot;Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в...