Приобщение дошкольников к экологии посредством применения современных образовательных технологий
статья

Спириденко Екатерина Игоревна

 

"Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного"

А.С. Арсеньев (кандидат философских наук)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников к экологии посредством применения современных образовательных технологий

Спириденко Е.И.

старший воспитатель I квалификационной  категория

"Человек, конечно, хозяин природы, но не в смысле ее эксплуататора, а как ее понимающий и несущий нравственную ответственность за сохранение и совершенствование в ней (а, следовательно, и в себе) всего живого и прекрасного"

А.С. Арсеньев (кандидат философских наук)

Экология – это все, что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как в сегодняшние дни. На нашей планете с очень большой стремительностью исчезают различные виды животных и растений из красной книги. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда.

Чтобы предотвратить варварское отношение к природе, мы решили начать воспитание  экологической  культуры с самых малых лет.

Поэтому экологическое воспитание дошкольников в нашем детском саду стоит не на последнем месте.

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.

Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.

Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в нашей педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы)  также применяем и инновационные формы и методы. Приведем примеры инновационных и традиционных направлений экологического воспитания дошкольников:

В каждой группе нашего дошкольного учреждения воспитатели используют экологические  игры, которые помогают  в более доступной форме донести сложные природные явления; развитию познавательных способностей; уточнению, закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения представлений и развития мыслительных операций и действий. Дидактические игры проводят в часы досуга, на занятиях и прогулках.

В работе с дошколятами очень часто сталкиваешься с недостатком информации и наглядного материала. Поэтому в помощь нам пришел и компьютерные технологии – мультимедийные презентации. Которые позволяют малышу  понять и освоить информацию наглядно. При помощи данной технологии  детки рассматривают, размышляют, повторяют, считывают интересную для себя информацию. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации. У каждого педагога имеется свои наработки по разным направлениям экологического воспитания.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Оно в экологическом воспитании – обеспечивает  успешное усвоения дошколятами знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях.

Хотелось бы рассказать про предметные модели в нашем детском саду. Предметные модели - интерактивные игрушки, изображающие животных географическое положение, планеты и т.д.

 Самая распространенная предметная модель – это глобус. Который  позволяет иметь элементарное географическое представление о планете детям старшего дошкольного возраста,  используем его для того, чтобы отмечать на нем разные объекты.

Аквариум с рыбами, который имитирует природный водоём и является моделью экосистемы.

Модель «Сбережем планету», создали часть улицы с баками под раздельный мусор, перед созданием макета, были просмотрены познавательные мультики и истории про мусор. Проиграны подвижные и малоподвижные игры. Проводили исследования: «Какая земля» - закрепили свойства земли. «Вода» - выяснили, что вода необходима для роста растений. «Солнце» - определили роль солнца в жизни растений. «Человек» - выяснить насколько растения нуждаются в уходе человека.

Хочется сделать вывод, что при изготовлении и во время работы с макетом или моделью дети описывают, сравнивают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой словарный запас.

Данный метод создает благоприятные условия для сенсорного развития детей: работа с макетами, при изготовлении которых использовались разные по фактуре, по качеству, по форме материалы, способствующие развитию внешних чувств, активизирует мелкую моторику рук.

В нашем детском саду очень популярен огород на подоконнике – отличный способ расширить представления детей о том, как ухаживать за растениями, о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений, развития интереса, мышления.

Основной целью мы ставили: обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за рассадой в комнатных условиях; привлечь к работе как можно больше детей. Поставили следующие задачи: учить ухаживать за растениями. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла и влаги. Развивать познавательные и творческие способности. Воспитывать уважение к своему труду.

Вместе с ребятами мы подготавливаем почву, семена и лотки. Читаем много литературы о посадке рассады. Педагоги организовывают и проводят совместную деятельность с детьми «Огород на окне». Первыми шагами нашей посадки становятся  помидоры, перец .

Выращивание растений на окне имеет  огромное значение в познавательном развитии детей, воспитании экологической культуры, правильного поведения в природе. Как приятно видеть горящие глаза детей, их воодушевление и энтузиазм, когда они возятся на мини-огородиках и наблюдают за результатами своего труда!

Зима-это прекрасная пора! Она завораживает, восхищает, манит за собой, вдохновляя на творчество! Поэтому мы решили провести конкурс на самую красивую, удивительную, не обычную елочку на участках детского сада.

Но после зимних праздников наступает грусть и тоска, которая подкрепляется горами сухих безжизненных елей и елок. Они отслужили свое, порадовали людей на Рождество и Новый год и теперь стали попросту не нужны. А ведь мало кто задумывается, что лишает себя массы полезных и даже целебных свойств живого дерева.

Поэтому мы решили, украсить наши участки красивыми елочками сделанными из подручных средств и своими руками

В своей практике работы, знакомя детей с природой, педагогами активно используется различные акции:

1.Экскурсия «Краски леса осенью».https://www.instagram.com/p/CUom3aFsZLv/?utm_medium=copy_link

2. Акция «Покормим птиц».

https://www.instagram.com/p/CUom3aFsZLv/?utm_medium=copy_link

3. Акция «Сохраним природу и сделаем ёлочку своими руками»

https://www.instagram.com/p/CUom3aFsZLv/?utm_medium=copy_link

4.Проект «Энергосбережение».

https://www.instagram.com/p/CUom3aFsZLv/?utm_medium=copy_link

5. Акция «Бережём планету вместе или вторая жизнь мусора».

https://www.instagram.com/p/CUom3aFsZLv/?utm_medium=copy_link

В старших группах дошколят знакомят с паспортом  растений -  составляется воспитателем для того, чтобы дети могли ориентируясь по условным обозначениям ухаживать за растениями. Это красочные картинки на которых прописана вся информация о растении.

Дневники наблюдения за погодой ведутся в каждой группе,  это незаменимый помощник для дошкольника старшей группы. При помощи его ребята записывают или зарисовывают погодные явления, а так же учатся делать выводы об изменений в природе, наблюдать за ростом растений на территории нашего детского сада.

Созданные педагогами картотеки экологических стихотворений и рассказов помогают в работе экологического развития, воспитывают бережное отношение к окружающему миру, дети учатся рассуждать и доказывать свою позицию в поставленных вопросах и целях.

Лепбуки природно-климатические зоны Земли, рассказывают и показывают детям о климате разных стран и городов, национальностях, животных, птицах, растений.

Так же воспитателями используются сюжетно-ролевые  игры по экологи: «Путешествие с Лесовичком»,  «Путешествие юных исследователей», «Ветеринарная клиника»,  «Праздник воды»,  «История капельки» и т. д.

В играх-ребусах, играх-опытах, играх-исследованиях, играх-медитациях дети получают новые впечатления о жизни и труде людей. О состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.

Большая работа педагогами проводиться для родителей нашего детского сада. Каждый желающий может принять участие в совместной деятельности детей на занятиях и досугах экологического содержания, приветствуются участие в природоохранных акциях, в пополнении предметно пространственной развивающей среды, благоустройстве на территории детского сада. Педагоги проводят различные квесты родителей совместно с детьми при помощи экспериментирования и опытов. В приемных детского сада оформляются «Экологические стенды», где находиться буклеты, консультации, памятки, задания для детей «Поиграем дома» по экологическому воспитанию.

Хочется отметить, что экологическое воспитание тесно связано  с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка). У дошкольников формируется активная позиция, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону. Педагоги дают детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных действий зависит, каким будет окружающий мир. Дошкольники учатся понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.

В  дошкольном возрасте дети проявляют очень большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает.          

       Результаты проведенной работы говорят о том, что методы и приемы,  используемые в дошкольном учреждении,  поддерживают и развивают интерес дошкольников к получению новых знаний. Осуществляется сотрудничество воспитателей, родителей, по всем аспектам вопроса экологического образования детей.

Литература:

  1. Программа «Юный эколог». /С.Н. Николаева, – М.: 2005.
  2. Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. «Опыты и эксперименты для дошкольников»
  4. Иванова А.И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
  5. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду.
  6. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
  7. Мереньянова О. Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»
  8. Николаева С.Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников.
  9. Павлова Л.Н. «Знакомим малыша с окружающим миром»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий.Гусарова Н.Н. "Техника изонити для дошкольников

Гусарова Н.Н. "Техника изонити для дошкольников".Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Эта техника мо...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий&raq...

Методическая разработка "Популяризация чтения среди дошкольников: применение современных образовательных технологий"

Сегодня поговорим о работе в ДОУ с детьми и родителями (законными представителями) по направлению «Популяризация чтения»    Название технологии: «Буккроссинг»Кра...

Саморазвитие «Применение современных образовательных технологий: Блоки Дьенеша, конструктор ТиКО в познавательном развитии дошкольников» на 2018-2019 учебный год

Цель для воспитателя: способствовать созданию педагогических условий для развития познавательной активности  через логико - математические игры с применением современных образовательных технологи...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: "Применение современных образовательных технологий для развития речи дошкольников"

Развитие речи детей с помощью современных образовательных технологий (из опыта работы)....