Консультация для педагогов ДОУ на тему: "Применение современных образовательных технологий для развития речи дошкольников"
консультация по развитию речи
Развитие речи детей с помощью современных образовательных технологий (из опыта работы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.melihova.docx | 38.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Применение современных образовательных технологий для развития речи дошкольников» «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» Л. С. Выготский
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу педагогической деятельности. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ.
Актуальность темы:
- Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, компьютеры, планшеты, вместо живой бабушкиной сказки – аудиосказка с магнитофона или диски с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.
- Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка, считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
В соответствии с ФГОС образовательной области «Речевое развитие» включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Понятие «современные образовательные технологии» - это система методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка в современных социокультурных условиях.
Технология активизирующего обучения «Речь и общение» (автор О. А. Белобрыкина). По мнению автора технологии, важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка через использование лингвистических игр.
Лингвистические игры, представленные в данной технологии, позволяют развивать различные виды речевой активности, каждому ребенку легко и свободно проявлять интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.
Прием « Сравнение»:
«Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.).
«Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.).
«Чем похожи и чем отличаются?» (кит - кот; кот-крот; кот-ток и т.д.).
Прием «Все наоборот»:
«Антидействие» (карандаш - ластик, грязь - вода, дождь - зонт, голод - пища и т.д.).
Прием «Замещение»:
«Назови предмет по действию» (ручка - писалка, пчела - жужжалка, занавеска - затемнялка и т.д.).
«Что умеет делать?» (ножницы - резать, свитер - греть и т.д.).
Прием «Классификация»:
«Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.).
«Назови все части» (велосипед - рама, руль, цепь, педаль, багажник, звонок и т.д.).
«Кто кем будет?» (мальчик - мужчиной, жёлудь - дубом, семечка - подсолнухом и т.д.).
«Кто кем был» (лошадь - жеребёнком, стол - деревом и т.д.).
«Кто где работает?» (повар - кухня, певец - сцена и т.д).
«Чем был, чем стал» (глина - горшок, ткань - платье и т.д.).
«Так было раньше, а теперь?» (серп - комбайн, лучина - электричество, телега - автомобиль и т.д.).
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами,
Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Структура мнемотехники:
Мнемоквадрат – это отдельная карточка с изображением предмета, действия или другого символа.
Мнемодорожка – последовательное изображение нескольких квадратов. Глядя на эти рисунки ребёнок легко воспроизводит информацию.
Мнемотаблица – это таблица, в каждый квадрат которой заложена определенная информация. Каждому изображению соответствует слово или словосочетание. На основе этих изображений составляется рассказ или учится стихотворение.
Когда начинать заниматься мнемотехникой?
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас. Структура мнемотехники строится по принципу от простого к сложному.
Мнемоквадраты (с младшего дошкольного возраста)
Мнемодорожки (средний возраст)
Мнемотаблицы (старший дошкольный возраст)
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.
Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
Принцип работы с мнемотаблицами
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы), т.е происходит отработка метода запоминания.
Использование мнемотаблиц:
при обучении составлению рассказов;
при пересказах художественной литературы;
при отгадывании и загадывании загадок;
при заучивании скороговорок, поговорок и чистоговорок;
при заучивании стихотворений;
при формировании культурно- гигиенических навыков
Для начала я знакомила детей с мнемоквадратами. Ребенку демонстрируется картинка, обозначающая какой-либо предмет, животное, профессию или природное явление. Задание состоит в том, чтобы правильно устно назвать изображённое на карточке. После того как ребёнок стал уверенно ориентироваться в визуальных образах и формулировать увиденное на картинках без ошибок, педагог переходит ко второму этапу.
Например, ребенок ходит в детский сад у него есть шкаф и кроватка. Для того чтобы запомнить где его шкаф и кровать, на них наклеивают картинку, например, «Черепашку». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Черепашка»- его вещи. Это тоже пример мнемоквадрата.
Мнемосхемы для запоминания действий
Картинки с изображением последовательных действий начинают применять в младшей группе ДОУ. На них могут быть изображены процессы мытья рук (например, кран, вода, руки, полотенце), одевания на прогулку или сервировки стола. Проговаривая все названия картинок, дети запоминают последовательность действий и процессов. Благодаря этому они начинают легче ориентироваться в окружающей обстановке, усваивают правила общения и поведения.
Затем, усложняла задания, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения.
И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы .Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ,сказку или даже стихотворение.
Работа с мнемотаблицей на примере сказки «Теремок».
- Чтение произведения до таблицы.
- 1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
- 2 этап: перекодировка информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы, например, - дом, - крыша, - волк, - хвост пушистый у лисы, - медведь, - заяц, - лягушка.
- 3 этап: пересказ сказки с опорой на символы (образы) т.е. происходит отработка метода запоминания. Например, «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка – норушка, лягушка- квакушка, заяц – длинные уши, лиса – краса, волк – зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился». При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого.
- 4 этап: делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
- 5 этап: каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице? Про кого эта сказка?»
- Круги Эйлера для развития связной речи
- Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов. Круги Эйлера можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности детей, в различных образовательных областях "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально - коммуникативное", так и в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал, в целях запоминания, развивается речь, память и мышление.
- Работа по обучению разделения на множества и подмножества должна идти в несколько этапов, с постепенным усложнением.
- 1. Для начала детям объясняют, что означает «положить в круг, обруч», и что такое «положить предмет вне обруча».
- Затем можно приступать к распределению предметов на 2 обруча.
Пусть два круга определяют два множества объектов, где каждое из множеств сформировано по какому-либо признаку. - Например: Говорим детям, что нужно разложить предметы (или картинки) так, чтобы в первом круге находились (к примеру) живые объекты, а во втором – неживые.
- РАЗНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
- 1. Если ни один объект из первого множества не входит во второе множество, то круги будут непересекающимися.
- Например: в одном круге все красные, а в другом все остальные, или в одном обруче все круглые, а в другом все синие (и.т.д. – комбинации на ваше усмотрение).
- Когда какие-либо объекты входят и в первое множество и во второе, круги будут пересекаться, и упомянутые объекты будут лежать в пересечении кругов КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ПО КАКОМУ ПРИЗНАКУ ОНИ МОГУТ ОБЪЕДИНИТЬСЯ.
- Для примера я предлагаю рассмотреть игру с кругами Эйлера по теме транспорт.
В красный круг мы положили легковые машины; в синий круг положили грузовые машины; в желтый круг мы положили спецтранспорт и одним большим зеленым кругом мы все это объединили в одну группу ТРАНСПОРТ. Использовать данную методику можно по любой лексической теме. - ВЫВОД: Используя в работе с детьми данную технологию, мы способствуем развитию у них умений анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять анализ и синтез, то есть составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая множества недостающими компонентами, умений сравнивать и классифицировать, обобщать, делать выводы и умозаключения, строить логические цепочки, рассуждать, которые необходимы ребенку при подготовке к обучению в школе.
- "ТРИЗ - технология« ( теория решения изобретательных задач)
ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность. - Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления. Рассмотрим этапы работы.
- На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать. Можно применить следующие игры: Игра “Да-Нет” или “Угадай, что я загадала”.
- Очень интересный метод – мозговой штурм, начала использовать с детьми в середине года. С детьми «мозговой штурм» может возникнуть незапланированно, стихийно при решении какой-либо познавательной задачи, во время игры-занятия. Главным условием успеха работы является безусловное запрещение оценки критики предложенных вариантов. Более того поощряются самые неожиданные необычные предложения. Последующим этапом метода является выборка идей или конкретных решений.
- Работу по ТРИЗ можно проводить и в совместной деятельности, например, на прогулках.
- Самая интересная игра, которая нравится детям это «Хорошо-плохо». Эта игра проста при организации. Воспитатель называет предметы окружающего мира, а дети выделяют положительные и отрицательные стороны (на втором этапе игры с противеречиями)
- Например, явление: идет дождь.
- Это хорошо, потому что (польет растения; урожай лучше будет; помоет дорогу
- и дома; после дождя легче дышит)
- И это плохо, потому что (мама гулять не пускает; будут лужи; где нет асфальта, будет грязь, машины застревать буду)
- Ещё интересная игра «Что бывает летом, что бывает зимой» (с мячом)
- Воспитатель говорить, что бывает летом, а ребята, что бывает зимой
- В: Летом - жарко, а зимой - …..
- Д: - холодно.
- В: Летом на деревьях листья, а зимой….
- Д: листьев нет (или лежит снег)
- «Объяснялки»
Перед детьми изображения яблони и ложки. Задача детей составить объяснение (цепочку-рассказ), как от яблони перейти к ложке. Педагог начинает цепочку, дети продолжают. Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.
- В саду стояла яблонька, на которой …
- Висели вкусные и спелые яблочки.
- Яблочки были спелые и поэтому сами …
- Сами падали на землю.
- Так как яблочки падали, бабушка…
- Бабушка их собирала.
- Собрав яблоки, чтобы они не испортились, бабушка…
- Варила вкусное варенье.
- Варенье было вкусное, поэтому…
- Внуки ели его прямо ложками.. - «Круги Луллия»
- Предлагаю вашему вниманию систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Р. Луллия - "Круги Луллия". Свое название изобретение получило в честь имени своего создателя - Раймунда Луллия (поэт, философ, мыслитель, 13 век). В 13 веке французский монах создал логическую машину в виде бумажных кругов.
- Дидактическое пособие может быть использовано как средство познавательного развития в работе с детьми дошкольного возраста. Круги Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами. Игры могут быть подобраны по двум направлениям:
- На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна и т.д.), на меньший по величине – изображение листьев этих деревьев, на третий – плодов или семян (желудь, яблоко, шишка и т.п.) 2. На развитие воображения, фантазии и творчества – например расскажи сказку
- Варианты игры:
1 вариант: крутим нижний диск по часовой стрелке и рассказываем сказку с опорой на картинки.
2 вариант: загадываем загадку, а ребенок отгадывая, показывает картинку-отгадку.
3 вариант: показываем картинку, а ребёнок описывает ее (характер, внешность, поступки и т. д.). 4 вариант: спрашиваем, что было сначала, а что потом.
5 вариант: задаём вопросы по сказкам (смотри ниже). - Например, Колобок
- - Это кто? (Колобок)
- - Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный).
- - Что еще бывает такое же круглое? (метод анализа). (шар, мяч, яблоко, булка, конфета) - Колобок какого цвета? (жёлтого). Найди в группе предметы такого же цвета, что колобок.
- - Кто испёк Колобка?
- - Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел?
- - Куда отправился Колобок? Зачем?
- - Кого встретил Колобок сначала? Кого потом?
- - Что случилось с Колобком? (ответы детей).
- -Кто съел колобка? - Почему лиса съела колобка?
- - Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок).
- Необычная форма заданий позволяет научить ребенка не только различать признаки предметов, но и развивать цветовосприятие, умение группировать, сравнивать, анализировать, обобщать, концентрировать внимание, формировать навыки устной речи, а также способствует активизации зрительных функций (навыков фиксации, прослеживания, зрительного соотнесения).
Можно сделать вывод о том, что развитие речи с помощью современных образовательных технологий дает большой результат. Наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников»
Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются па...
«Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников» (Консультация для педагогов)
Применение современных образовательных технологий делает обучение интересным, занимательным, развивающим....
Консультация для молодых педагогов "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников"
Консультация для молодых педагогов "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников"...
Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников»
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным...
Консультация для педагогов «Современные образовательные технологии в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»(2022г)
консультация для педагогов...
«Современные образовательные технологии в развитии речи дошкольников» (Консультация для педагогов)
Образовательные технологии, описанные в презентации, реализуются нашими педагогами....
Консультация для педагогов "Использование современных образовательных технологий для развития мыслительных операций дошкольников дошкольников"
Консультация для педагогов "Использование современных образовательных технологий для развития мыслительных операций дошкольников дошкольников"...