Организация сюжетно-ролевой игры с детьми младшего дошкольного возраста
статья на тему

По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно-ролевая игра.. Главное назначение игры - социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками. Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами. Об этом же говорил Д.Б. Эльконин. В играх проявляется непосредственный интерес, отношение детей к жизни в обществе и нашей действительности. Через игру ребенок вживается в моделируемые отношения, развиваются мотивы его поведения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация сюжетно-ролевой игры

 с детьми младшего дошкольного возраста

По мнению педагогов и психологов, наибольшим развивающим эффектом обладает сюжетно-ролевая игра.. Главное назначение игры - социальное развитие ребенка, т.е. овладение нормами и правилами поведения в обществе, определенными умениями и социальными навыками. Дошкольники, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными проблемами. Об этом же говорил Д.Б. Эльконин. В играх проявляется непосредственный интерес, отношение детей к жизни в обществе и нашей действительности. Через игру ребенок вживается в моделируемые отношения, развиваются мотивы его поведения.

В сюжетно-ролевых играх ребенок воспроизводит, как бы моделирует действия и взаимоотношения взрослых, проникая в смысл их деятельности, в них формируется одна из замечательных способностей человеческого ума — способность к оперированию знаками и символами. Дети могут играть в «дочки-матери», в шоферов и летчиков, в детский сад, в больницу. Но один и тот же сюжет мы разыгрываем по-разному. Если ребенок ограничивается молчаливым «кормлением» куклы, мы предлагаем беседовать с «дочкой», учить правильно держать ложку, пользоваться салфеткой. Такой вариант предпочтительнее, так как мы должны помочь ребенку играть содержательно. Включаться взрослому в игру нужно исподволь, не распоряжаясь и не объясняя ребенку, что он должен, а чего не должен делать.

Лучше всего, если ребенок начал играть, а взрослый присоединяется к нему, уже «войдя в образ». Вот так, например... — Здравствуйте, я доктор. Вы кормите дочку? Извините, если я помешала. Я шла мимо и решила узнать о здоровье вашей девочки. Ведь вчера у нее болела голова... Включаясь в игры ребенка, мы содействуем тому, что он и сам научится брать на себя разные роли, общаться с другими детьми. Но трехлетние дети самостоятельно не сумеют затеять коллективную игру. Оставив, скажем, Мишу наедине с соседским Петей и через 10—15 минут войдя в комнату, вы, скорее всего, застанете такую картину. В одном углу Миша катает по полу свою любимую машину, в другом Петя стреляет из игрушечного ружья. Хорошо еще, если дело не дошло до конфликта из-за игрушек. Чтобы научить детей объединяться для совместной игры, нужно взрослому принять участие в происходящем. — Я хочу купить холодильник и ищу шофера, который помог бы его перевезти. Может быть, ты, Петя, согласишься быть шофером? Товарищ шофер, давайте найдем продавца и спросим, есть ли в магазине холодильник. Где у нас продавец? Это, наверное, ты, Миша? Товарищ продавец, у вас в магазине есть холодильники? Покажите нам, пожалуйста... Игровые действия вовсе не должны быть как две капли воды похожи на настоящие. Но важно, чтобы ребенок мог изобразить самые разнообразные действия и чтобы другие участники совместной игры понимали, что он имеет в виду. А помочь в этом можно, если проводить с ним игры-занятия на темы: «Что я делаю?» и «Покажи, как...».

 В первом случае взрослый изображает различные простые действия без предметов или с условными предметами, а ребенок угадывает, какое действие ему показывают («ты моешь руки», «ты едешь на машине»). Во втором случае показывает действия ребенок, а взрослый выступает в качестве отгадчика. Детям, конечно, нужны игрушки и, главным образом, такие, с которыми можно выполнять разнообразные игровые действия. Но для умственного развития предпочтительней неоформленный игровой материал.

Умение увидеть в одной и той же ничем не примечательной папочке термометр, расческу, отвертку, а может быть, скрипку, трубу и даже пароход — важный этап в развитии детского мышления. Совершенствовать такие умения нам помогают специальные упражнения. — Вот твой стульчик. — Как ты думаешь, во что с ним можно поиграть? Пусть он будет машиной. А еще? — Самолетом... — Хорошо. А ты летчик и управляешь самолетом. А еще? Конечно, на первых порах не обойтись без подсказок. А потом ребенок начнет с удовольствием фантазировать и сам. Вот, например, зонтик. Это и парашют, и крыша, и огромный гриб, а в свернутом виде — лошадка, ружье и многое-многое другое.

Сюжетно-ролевые игры учат ориентироваться в человеческих взаимоотношениях. Особую роль совместных игр как средства формирования взаимоотношений мы видим в том, что в них создаются благоприятные условия для совместных переживаний, способствующие становлению общих (коллективных) интересов; ребята учатся действовать сообща, планировать, распределять роли, учитывать свои силы, время и возможности, заботиться о товарищах, помогать им.

К четырем годам потребность в совместных играх детей возрастает, что дает возможность формирования положительных взаимоотношений, а игровую деятельность рассматривать в качестве основного средства влияния на стабилизацию этих отношений. Сюжетно-ролевая игра - это ориентировочная (условная) деятельность. В сюжетно- ролевой игре мы связываем действия с предметами-заместителями, и ребенок принимает их условно за настоящие. Сущность игровой деятельности заключается не только в технике выполнения действий, сколько в переходе от практического к умственному действию. Дошкольник видит один и тот же предмет с разных позиций (камушек — это мел, хлеб, сахар и др.), сам переходит с одной позиции на другую (изменение ролей в игре). В сюжетно-ролевой игре объективной основой взаимоотношений являются содержание игры и роли, избираемые детьми. Основное назначение роли в совокупности с игровыми действиями заключается в отражении социального опыта окружающих взрослых. Беря на себя роль, ребенок тем самым в меру своего понимания входит в положение взрослого, через действие в роли осознает общественные нормы поведения.

Игра своим содержанием определяет степень организованности детей и уровень взаимоотношений. Поэтому при организации игры мы стремимся, чтобы в ней отражались наиболее положительные явления окружающей жизни. В содержании игр отражаются быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, явления общественной жизни, а главное, отношения между людьми. Для детей четвертого и пятого года жизни более характерны игры на бытовые (семья, детский сад) и несложные производственные (больница, магазин) темы. Задача воспитателя - помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений «самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры...

Единственно правильный путь управления игрой — создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей». Взаимоотношения в игре определяются прежде всего количеством выделяемых детьми ролей. Чем больше таких ролей, тем большее количество детей может объединиться в одной игре. Количество ролей, так же как и количество участников в одной игре, определяется в свою очередь знаниями детей о явлениях окружающей жизни. Самостоятельно дошкольники не всегда выбирают интересные и ценные в воспитательном отношении игры. Во многих случаях это приводит к появлению стереотипных, повторяющихся изо дня в день игр, в которых скупо отражается действительность, мало фантазии, инициативы.

Осуществляя руководство игрой, мы используем явления жизни для обогащения игры, а игровую деятельность для того, чтобы ребенок глубже познал эту действительность. С этой же целью используем и детскую художественную литературу. Только при таком условии игровая деятельность позволит детям глубже познать действительность, проникнуть в мир социальных отношений окружающих людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием бережливых технологий»

В статье описан практический опыт по процессу оптимизации подготовки старших дошкольников к сюжетно-ролевой игре....

Презентация " Современные подходы к организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием бережливых технологий"

Описание опыта работы по использованию инструментов бережливых технологий в организации сюжетно-ролевой игры....

Рекомендации для родителей по организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста

Ребенок старшего возраста уже вполне самостоятелен, результативен, автономен. Он способен осознанно относиться к выбору дела, к оценке его результатов, к пониманию своих перспектив, а главное он умеет...

Бережливые технологии «Сокращение времени при организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием бережливых технологий»

laquo;Сокращение времени при организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием бережливых технологий»...

Рекомендации для родителей по организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.

Рекомендации для родителей по организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста.Ребенок старшего возраста уже вполне самостоятелен, результативен, автономен. Он способе...

Консультация для молодых педагогов "Особенности организации сюжетно- ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста"

Консультация для молодых педагогов "Особенности организации сюжетно- ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста"...