тесты для психолога в доу
тест на тему

Суханова Татьяна Борисовна

тесты для работы психолога в доу с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рисование как способ диагностики неврозов

Стремление рисовать присуще большинству детей старшего дошкольного возраста. При неврозах дети часто не реализуют его из-за односторонней ориентации родителей на более интеллектуально насыщенные занятия. Рисование, как и игра, считается несерьезным занятием, работой "для себя", и подобная установка обедняет духовный мир детей, не дает возможности реализоваться их творческим началам.

Изучение рисунков детей с неврозами полезно и в плане диагностики интересов и увлечений, особенностей темперамента и переживаний. С известной долей осторожности можно считать, что преобладание серых тонов и черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный фон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Доминирование ярких, светлых и насыщенных красок указывает на высокий жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, говорит об уверенности и решительности. Повышенная возбудимость, гиперактивность находят выражение в неустойчивости изображения, смазанности или в большом числе отчетливых, но пересекающихся линий.

Изучение спонтанных, т. е. сделанных по собственному желанию рисунков показывают обычную возрастную направленность у детей с неврозами. Мальчики предпочитают рисовать машины, технику, затем - людей и сражения; девочки - людей, дом и природу, затем - животных.

Тематическое рисование по заданию врача может осуществляться как во время ожидания приема, так и дома. Рисунки на темы: "В детском саду, школе", "На улице, во дворе", "Мы дома", "Семья", "Что мне снится страшное" или "Мои страхи", "Что было со мной самое плохое или хорошее", "Кем я хочу стать" - дают много ценной информации, дополняющей клиническое обследование. Дошкольники изображают себя в детском саду, как правило, рядом с одним из сверстников, с которым поддерживают дружеские отношения. Если сверстников на рисунке несколько, то автор помещает себя обычно на периферии группы, отображая этим отсутствие лидирующей позиции. О феномене социально-психологической изоляции можно судить по рисункам школьников. Они достоверно чаще изображают себя в одиночестве, чем в окружении сверстников или взрослых. Таким образом, степень принятия в группе (коллективе) уменьшается по мере перехода из детского сада в школу, сопровождаясь все более выраженными переживаниями своей обособленности, непонятости и одиночества с ведущим переживанием "я не такой, как все". Чувство одиночества - одно из центральных переживаний при неврозах - особенно заметно в сюжете "улица, двор". Здесь также достоверно доминирует изображение только себя, а не себя и сверстников, подчеркивая трудности в установлении дружеских, неформальных отношений.

Рисование ситуации "Мы дома" дает возможность воспроизвести взаимодействие в семье, какую-либо сценку из ее жизни. Здесь же предлагается нарисовать всех членов семьи по усмотрению автора рисунка в отдельных комнатах, отразив таким образом наиболее близких для него лиц. Один мальчик нарисовал в этом случае мать похожей на робота, что указывало на ее занятость, строгость и принципиальность, отсутствие душевной теплоты в отношениях с сыном.

Изображение на рисунке одного из наиболее беспокоящих страхов оказывает десенсибилизирующее действие на остальные страхи, поскольку ребенок, проявляя целенаправленное волевое усилие в процессе рисования, справляется с заданием и заслуживает одобрение близких и похвалу врача. На первом месте среди выбираемых для рисования страхов вне зависимости от возраста находятся чудовища. На втором месте воспроизводятся страхи стихийных бедствий (землетрясения, пожара, аварии и т. д.) и войны, а также нападения (бандитов). Все эти страхи символизируют угрозу для жизни, как и следующие по частоте страхи животных (от укуса змеи наступит смерть, паук выпьет кровь, собака загрызет и т. д.). На последнем месте изображаются страхи одиночества и темноты, поскольку они менее дифференцированы и наиболее трудны для рисования. В младшем школьном возрасте нередко воспроизводятся инстинктивно опосредованные страхи высоты, глубины, замкнутого пространства. В подростковом возрасте возрастает рисование социально опосредованных страхов плохой отметки, контрольных, не успеть все сделать вовремя. В этом случае речь идет уже не столько о страхах, сколько об опасениях, нередко приобретающих навязчивый характер. Соответственно, эффект от отображения в рисунке ведущего страха будет более высоким в дошкольном и отчасти в младшем школьном возрасте. Во всех случаях важен сам принцип выполнения задания врача, что является отправным пунктом для повышения уверенности в себе, в творческих силах и возможностях.

Тема "Самое плохое (неприятное) событие в жизни" дополняется "самым хорошим событием", чтобы уравновесить психотравмирующий аспект первого рисунка. У мальчиков и девочек на первом месте среди отрицательных воспоминаний находятся события, связанные с пребыванием в больницах, несчастными случаями и медицинскими манипуляциями. На втором месте у мальчиков воспроизводятся конфликты со сверстниками; у девочек - конфликты с родителями, что отражает большую эмоциональную значимость для них таких конфликтов.

"Кем я хочу стать" - заключительный раздел тематического рисования, вносящий в него оптимистическую ноту и способствующий повышению уверенности.

При рисовании на тему "Семья" дается задание изобразить всех, с кем живет ребенок. При анализе рисунка следует учитывать не только объективное отражение семейной ситуации, но и возможность ее изменения в благоприятную для ребенка сторону. Имеют значение порядок и близость расположения фигур, особенно место, где нарисовал себя ребенок: между родителями или рядом с одним из них. Заслуживают внимания и размеры фигур, соотносимые с ролью взрослых в семье и их авторитетом для ребенка. Общая цветовая гамма с одним из взрослых на рисунке, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую вероятность отождествления с ним по признаку пола. Как мальчики, так и девочки на первом месте в норме (546 рисунков) чаще ставят отца, на втором (слева направо) - мать, на третьем - себя. При неврозах (81 рисунок) аналогичное расположение фигур отмечается у мальчиков. Девочки на первое место ставят мать, затем отца и себя, отражая этим доминирующую позицию матери в семье. При конфликтных отношениях в семье рисунки детей при неврозах и в норме менее композиционно едины; чаще проявляется раздробленность пространства или нарушается целостность в изображении членов семьи; фигуры родителей разъединяются большим промежутком или еще одной фигурой. Из-за разобщенности в пространстве рисунка членов семьи они менее ориентированы на совместные действия. К тому же фигуры членов семьи, включая ребенка, более статичны и напряжены.

Если ребенок нежеланный со стороны одного из родителей, то он рисует себя чаще не рядом, а в отдалении, помещая между собой и этим родителем еще одну фигуру.

Каждый третий мальчик и девочка, несмотря на инструкцию нарисовать всех членов семьи, включая себя, забывает нарисовать одного из них. Подобная тенденция более характерна для детей с неврозами, косвенно указывая на конфликтную диспозицию в семье. Например, мальчики не рисуют себя при конфликте с матерью; саму мать при ее нежелании иметь сына и выделении дочери; бабушку, препятствующую активности и самостоятельности. Одна девочка "забыла" нарисовать мать, и вместо нее изобразила дом, очень похожий на избушку Бабы Яги. Мать конфликтует как с дочерью, так и с отцом, которого любит девочка. У другой девочки вместо родителей нарисованы бабушка и дедушка, которые хотели иметь внучку в отличие от занятых родителей. Девочки также забывают изобразить себя при физических наказаниях и чрезмерном давлении со стороны родителей. Таким образом, выключение в рисунке ребенком себя и одного из членов семьи создает повод для более глубокого анализа психотравмирующей ситуации в семье.

Тест «Кактус» М.А. Панфилова

Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Возраст: дошкольный, проводится с детьми с 4-х лет.

Материал: бумага (формат А4), карандаш.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!»

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.

Беседа:

  1. Кактус домашний или дикий?
  2. Его можно потрогать?
  3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают?
  4. У кактуса есть соседи?
  5. Какие растения его соседи?
  6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Интерпретация:

  • Агрессия: наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены.
  • Импульсивность: отрывистые линии, сильный нажим.
  • Эгоцентризм: крупный рисунок, в центре листа.
  • Зависимость, неуверенность: маленькие рисунок внизу листа.
  • Демонстративность, открытость: наличие выступающих отростков, необычность форм.
  • Скрытность, осторожность: расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
  • Оптимизм: использование ярких цветов.
  • Тревога: использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии.
  • Женственность: наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.
  • Экстравертированность: наличие других кактусов, цветов.
  • Интровертированность: изображен только один кактус.
  • Стремление к домашней защите: наличие цветочного горшка.
  • Стремление к одиночеству: изображен дикорастущий кактус.




Предварительный просмотр:

II. ОПРОСНИК «ПРИЗНАКИ ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ И НЕВРОТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ»

Инструкция. «Оцените наличие или отсутствие перечисленных признаков  у  вашего  ребенка  по  степени   выраженности.

0 – нет;

1 – немного;

2 – средняя выраженность;

3 – очень много.

Интенсивность

Обстоятельства

0

1

2

3

1.Грызет ногти

2.Сосет палец.

3.Отсутствует аппетит.

4. Разборчив в еде.

5. Засыпает с трудом.

6. Спит неспокойно.

7. Плохо, неохотно встает.

8. Жалуется на головные боли.

9. Жалуется на боли в животе.

10. Часто бывает рвота.

11. Часто бывают головокружения.

12. Заикается.

13. Чрезмерно потеет.

14. Краснеет; бледнеет.

15. Легко пугается

16. Часто дрожит от возбуждения.

17. Часто плачет.

18. Часто моргает.

19. Дергает рукой, плечом.

20. Недержание мочи.

21. Недержание стула.                        

22. Бывают припадки злости.

23. Играет какой-либо частью тела.

24. Боится за свое здоровье,

25. Бывают побуждения постоянно и церемонно что-либо делать.

26. Часто мечтает, мысли его где-то далеко.

27. Не умеет сосредоточиться.

28. Очень тревожен.

29.  Старается быть всегда тихим.          

30.  Видит фантастические предметы.

31. Боится темноты.

32. Боится одиночества.

33. Боится животных. Каких?

34. Боится чужих людей.

35. Боится шума.

36. Боится неудачи.

37.Бывает чувство стыда, виновности.

38. Бывает чувство неполноценности.

Затем подсчитайте общее количество баллов и определите степень выраженности  психоэмоционального напряжения  по   схеме:

от  0  до   19  баллов   —   невысокая  степень; от  20  до  38  баллов   —   средняя  степень; от  39  до  58  баллов   —   высокая  степень.

Данные опросника необходимы  психологам  как дополнительные сведения  о  ребенке,   который  не  бывает  одинаковым  в  садике, и  дома.



Предварительный просмотр:

Тест на тревожность ребёнка

Лаврентьва Г. П., ТитаренкоТ. М., 1992г.

Тревожный ребенок

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество “плюсов”, чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность — 15—20 баллов

Средняя — 7—14 баллов

Низкая — 1—6 баллов.

Также рекомендуем другие методики исследования детской тревожности: Методика выявления детских страхов "Страхи в домиках" | Тест детской тревожности (В.Амен) | Диагностика уровня школьной тервожности для младших и средних школьников.



Предварительный просмотр:

Вопросник «Отношение детей к педагогу» (автор Е.Е. Алексеева)

Позволяет определить не только наличие или отсутствие нарушений в отношении ребенка к педагогу, но и степень и место этих нарушений..

Вопросы:

  1. Ты любишь ходить в детский сад или нет?
  2. Если бы ты мог остаться дома и не ходить в детский сад, что бы ты предпочел – ходить в детский сад или остаться дома?
  3. Ты скучаешь по дому, находясь в детском саду, или нет?
  4. У тебя есть друзья в детском саду?
  5. Тебя обижают ребята в детском саду или нет?
  6. Тебе нравится твоя воспитательница или нет?
  7. Ты бы захотел, чтобы вместо (имя, отчество педагога) у тебя была другая воспитательница? (другой педагог) или нет?
  8. Ты боишься или нет, что тебя накажет (имя, отчество педагога)?
  9. Тебя много ругает или мало(имя, отчество педагога)?
  10. Много требует от тебя (имя, отчество педагога) или нет?
  11. Интересно тебе или нет на занятиях (имя, отчество педагога)?
  12. Часто или редко хвалит тебя (имя, отчество педагога)?
  13. Если бы с тобой произошло горе или несчастье, обидел тебя кто нибудь, то ты всегда бы рассказал об этом (имя отчество педагога)?
  14. Нравится тебе или нет на занятиях, которые проводит (имя, отчество педагога)?
  15. Какие занятия тебе нравятся больше всего: занятия с (имя, отчество педагога) или другие занятия?

Обработка результатов:

Ответы на вопросы 1 и 3 дают представление об отношении ребенка к детскому саду. Делается вывод об отрицательном отношении к детскому саду при наличии двух негативных ответов.

Вопросы 4 и 5 раскрывают взаимоотношения со сверстниками. Делается вывод о нарушении во взаимоотношениях со сверстниками при двух негативных ответах (нет друзей, обижают ребята)

Эмоциональный компонент отношения ребенка к педагогу проявляется в ответах на вопросы 6,8,9,11 и оценивается как нарушенный при получении негативных ответов на любые три вопроса из четырех.

Мотивационно-поведенческий компонент отношения ребенка к педагогу раскрывается в ответах на вопросы 2,7,13,15 и считается нарушенным при получении негативных ответов на любые три ответа из четырех.

Когнитивный компонент отношения к педагогу раскрывают ответы на вопросы 10,12,14 и считается нарушенным при любых двух негативных ответах из трех.

Пример записи данных вопросника.

Заключение по проведению вопросника «Отношение детей к педагогу» в ….группе.

  1. Положительное отношение к детскому саду у …детей (мальчиков…, девочек…)
  2. Нарушены взаимоотношения со сверстниками у …детей (у …мальчиков и у …..девочек)
  3. Нарушен эмоциональный компонент отношения к педагогу у …детей (у…мальчиков и у…девочек)
  4. Нарушен мотивационно-поведенческий компонент отношения к педагогу у ..детей(…мальчиков и у… девочек)
  5. нарушен когнитивный компонент отношения к педагогу у …детей (у… мальчиков и у …девочек).


Отношение детей (группа детского сада) к педагогу (пол, возраст, педагогический стаж)

Пол, возраст ребенка

Отношение к детскому саду. Вопросы 1,3

Взаимоотношения со сверстниками

Вопросы 4,5

Эмоциональный компонент отношения к педагогу. Вопросы 6,8,9,11

Мотивационно-поведенческий компонент отношения к педагогу. Вопросы 2,7,13,15

Когитивный компонент отношения к педагогу. Вопросы 10,12,14

Вывод

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11



Предварительный просмотр:

Методика «Неоконченные предложения»

Эта весьма распространенная методика поможет получить дополнительные сведения о причинах страхов, беспокойства ребенка.

Ребенку предлагается послушать предложения и сразу, не задумываясь, продолжить первой пришедшей в голову мыслью. Делать это нужно быстро.

  1. Мой детский сад….
  2. Мой друг…
  3. Если меня наказывают, то…
  4. Я играю чаще всего…
  5. Мои сны…
  6. Боюсь…
  7. Моя мечта…
  8. Моя мама  и я…
  9. Сделал бы все, чтобы забыть…
  10. Не люблю когда меня …
  11. Плачу, когда…
  12. Когда меня спрашивают…
  13. Мой папа и я…
  14. Когда смотрю ужасы в кино…
  15. Когда я один дома…
  16. Моя воспитательница..
  17. Когда меня мама ругает…
  18. Больше всего я люблю…
  19. Когда прихожу в детский сад…
  20. Когда бывает темно…
  21. Когда мой папа…
  22. Ребята в детском саду…
  23. Когда меня спрашивают на занятии…
  24. Когда моя мама..
  25. Когда все ругаются…
  26. Когда я выхожу гулять во двор…
  27. Я всегда хотел…
  28. Меня беспокоит…
  29. Скрываю…
  30. Старшие ребята…

1. Отношение к отцу   13, 21

2. Отношение к матери.   8, 24

3. Отношение к себе  3, 4, 7, 10,12,18,27,29

4. Отношение к сверстникам  2,22,26,30

5. Отношение к детскому саду 1,16,19,23

6. Страхи и опасения   5,6,9,11,14,15,17,20,25,28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкеты и тесты в работе педагога-психолога с родителями

Описание диагностических методик применяемых педагогом-психологом ДОУ в работе с родителями...

Семинар – практикум: Деловая игра «Тест «Ответственность»». (Из цикла: «Педагогическая инициатива пед.коллектива»). Подготовила и провела: Воспитатель группы № 5 Дудорова Т.Е. Совместно с психологом Лукъяненко И.Л.

Семинар – практикум:Деловая игра «Тест «Ответственность»».(Из цикла: «Педагогическая инициатива пед.коллектива»).    Подготовила и провела:Воспитатель группы № 5Дуд...

Методическое пособие для педагогов-психологов. Диагностика эмоционально-личностного развития детей дошкольного возраста. Тест «Рисунок семьи".

Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характери...

Онлайн - Тест "Психология лидерства"

http://psyfactor.org/tests/intro.php?dir=lider2...

Список используемых тестов (методик) в работе педагога-психолога

Нормативно-правовые документы педагога-психолога...

Психология цвета.Тест оценки уровня общительности, коммуникативности. (тест Ряховского)

Описание психологии цвета и влияние различных цветов на человека.Подробный опробированный тест Ряховского....

Тест психолога для родителей.

Тест психолога для родителей....