Не жалейте слов для ребёнка
статья на тему
Не жалейте слов для ребенка
Не только учебные, но и житейские успехи обычно связаны с уровнем развития мышления и речи. Место хорошо говорящего человека всегда одно из первых – и все более прочное место по мере его взросления. Не случайно самые высокие посты в обществе занимают люди, которые умеют ясно и красиво излагать свои ( а иногда и чужие) мысли.
Учить ребенка понимать и самостоятельно строить тексты надо с самого раннего возраста. Хорошо, если родители время от времени описывают увиденное или пересказывают услышанное, незаметно включая в воспоминания и ребенка. К примеру, после чтения истории или просмотра фильма не только делятся общими впечатлениями, но и рассказывают друг другу их содержание еще раз, вместе вспоминают и переживают.
Очень важно через какое-то время возвращаться к тому, что было увидено или услышано. Повторение – мать учения. Повторять надо отдельные мысли, события, описывая внешний вид и характеры персонажей, их дела, поступки, высказывания. С первого раза почти никто никогда ничего не понимает, это уже давно известно. В первый раз обычно успевают уловить лишь основную идею, схватить целое. Во второй раз начинают понимать, как отдельные части или детали связаны с общей идеей и между собой. В третий раз наслаждаются стилем, игрой, исполнением. Ну а в четвертый уже заранее предвкушают удовольствие от особо удачных мест.
Чтобы достаточно ясно представить услышанное или увиденное, некоторым нужно вжиться в образ персонажа, даже одеться в такой же костюм и поиграть спектакль – пантомиму, другим - нарисовать картинку, третьим – рассказать обо всем своими словами или записать. Поэтому нужно познакомить детей с разными вариантами работы над содержанием. И помнить: никто никогда не понимает всего, но каждый раз всегда понимает по-своему.
Чем шире кругозор ребенка, тем больше тем для бесед и размышлений. Чем разнообразнее интерпретации, тем интереснее общаться ребенку с людьми, природой, произведениями искусства. Действительно, если малыш изо дня в день видит и слышит одно и то же, он начинает все понимать и оценивать однозначно. Вот почему нужно знакомить его с разными стилями и жанрами, учить вдумчиво относиться к различным мнениям и трактовкам. Постепенно у ребенка сформируется свой устойчивый вкус, и даже ради этого нужно расширять границы информации, ведь никто не знает, что именно придется по душе, станет личным.
Самое трудное - научиться выражать словами свои собственные чувства, мысли переживания. Можно прекрасно рассуждать о стороннем, но при необходимости говорить о себе - терять дар речи. Если человек не может точно выразить, что его беспокоит или огорчает, он не получит адекватной реакции и даже помощи. Такой человек быстро замкнется в кругу своих обид, горестей, радостей и потеряет контакт с окружающими. Умение передавать словами свою внутреннюю жизнь не только помогает избежать сложных психологических проблем, но и позволяет научиться сочувствовать другим, выражать свое отношение.
Обычно к пяти годам ребенок уже может говорить о своих переживаниях и разнообразных впечатлениях. Если мы заранее ограничиваем его репертуар, то обедняем детство и не даем раскрыться заложенным в детях талантам. Часто взрослые имеют свое мнение о том , что должен знать ребенок определенного возраста, и стараются «впихнуть» в него нужную сумму знаний, не думая об их достоверности и соответствии интересам самого ребенка. В то же время они игнорируют его настоящие наклонности и способности.
Будьте внимательны к ребенку, старайтесь дать ему возможность выражать свои мысли и чувства по-разному, не навязывайте стереотипов. Оставляйте время на спокойную работу, обдумывание мыслей. Терпеливо и серьезно ждите, пока он будет думать и выражать себя. Так ребенок будет учиться доверять вам и себе. А ведь это очень важно – чувствовать себя в безопасности и не бояться раскрыть душу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Безжалостные родители или как правильно жалеть ребёнка.
Не жалею, не зову, не плачу.Опасные "перегибы".Как правильно жалеть ребёнка....
Как правильно жалеть ребёнка
Пожалеть споткнувшегося ребёнка - естественно. Но почему тогда первой реакцией мамы часто становится резкий окрик или нравоучения?! Причин тому несколько....
Семинар-практикум для родителей "Позитивное общение: не жалейте добрых слов"
Данный семинар-практикум для родителей проводится с целью помочь родителям в налаживании эффективного взаимодействия с детьми, используя позитивную лексику.В ходе проведения данного мероприятия ...
Вежливые слова для ребёнка. Как воспитать ребёнка вежливым?
Все родители стремятся научить ребенка вести себя вежливо, объясняют, как важно производить приятное впечатление на окружающих. Некоторые дети легко, просто и быстро усваивают правила поведения, а у д...
"Не жалейте слов для ребенка"
Консультация для родителей...
Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [с] и [ш] в словах с ребёнком старшей группы
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [с] и [ш] в словах с ребёнком старшей группы с логопедическим заключением«ФФНР, функциональная сенсорная дислалия&raqu...
Игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова у ребёнка.
Буклет для родителей содержит краткое описание игр и упражнений, способствующих правильному формированию и коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей....