Семинар-практикум для родителей "Позитивное общение: не жалейте добрых слов"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Кинчарова Любовь Леонидовна

Данный семинар-практикум для родителей  проводится с целью помочь родителям в налаживании эффективного взаимодействия с детьми, используя позитивную лексику.

В ходе проведения данного мероприятия решются следующие задачи:

1.     Научить родителей  эффективным способам общения с детьми и окружающими людьми, а именно устанавливать контакт с детьми и окружающими людьми

активно использовать позитивную лексику в общении с детьми.

2.     Указать на отрицательное воздействие негативной лексики на развитие детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_dlya_roditeley.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

Позитивное общение: не жалейте добрых слов.

Цель:

 Помочь родителям в налаживании эффективного взаимодействия с детьми, используя позитивную лексику.

Задачи:

  1. Научить родителей  эффективным способам общения с детьми и окружающими людьми, а именно:
  • устанавливать контакт с детьми и окружающими людьми;
  • активно использовать позитивную лексику в общении с детьми.
  1. Указать на отрицательное воздействие негативной лексики на развитие детей.

Оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, принтер, бумага, карандаши, доска, маркер, мяч.

Время проведения:

1 час.

Добрый день, дорогие родители!

Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и взаимопонимания. 

Умение общаться - это искусство слушать и слышать, искусство видеть и чувствовать, умение понять собеседника и донести до него свои мысли.

Мы воспитываем, обучаем и развиваем детей тоже в процессе общения. И от того, насколько оно эффективно зависит, какими вырастут наши дети.

РАЗМИНКА

Упражнение «Приветствие»

- В начале давайте возьмемся  за руки и с поклоном произнесем «Добрый день! Здравствуйте!», желая друг другу в первую очередь здоровья.

Древние утверждали, что во время поклона часть энергии как бы стекает  с головы человека, т.е., кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1 ЧАСТЬ

-  Для того чтобы человек мог позитивно относиться к окружающим, он должен позитивно относиться к самому себе.

Информация:

В современной жизни достаточно распространен такой стереотип, как «запреты на поглаживания». Он заключается в том, что человек не может открыто проявлять позитивные чувства к окружающим или осторожно, недоверчиво воспринимает такое отношение с их стороны. «Люди мне льстят, я намного хуже», — думает он. Некоторым очень трудно говорить о своих достоинствах. «Не хвали себя сам, жди, пока другие похвалят!» — вот их девиз. Даже если они получают похвалу за достижения, все равно стараются преуменьшить свои заслуги, говорят, что им просто повезло.

Понятно, что у человека с тем или иным «запретом на поглаживания» возникают трудности с употреблением позитивной лексики. Необходимо научиться хвалить себя и открыто говорить друг другу добрые слова. Тогда мы сможем активнее использовать позитивную лексику и в общении с детьми.

        Давайте себе разрешим быть красивыми, любимыми. Нашу жизнь делают красивой приятные слова, похвала, признание достоинств, выражение любви и благодарности. Снимая запреты мы становимся счастливее проявляя свои искренние чувства.

 Игра «Я знаю пять своих хороших качеств»

- Мне нужно несколько добровольцев, которые будут называть свои хорошие качества.

 Например: «Я знаю 5 своих хороших качеств: честность — раз, доброта — два, трудолюбие — три, открытость — четыре,  любознательность — пять».

Упражнение «Комплимент»

- Умение увидеть сильные стороны, положительные качества у любого человека и, главное, найти нужные слова, чтобы сказать ему об этом, - вот что необходимо для приятного и продуктивного общения.

Давайте попробуем проверить, насколько мы доброжелательны друг к другу, умеем видеть хорошее в другом и говорить об этом.

(Для этого участники садятся в большой круг, каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какая черта характера, какая привычка этого человека ему нравится и он хочет сказать об этом, т.е. сделать комплимент.

Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего.

Тот участник, которому сделан комплимент, должен, как минимум, поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева от него, сделать свой комплимент и т.д. по кругу, до тех пор, пока все участники тренинга не сделают комплимент партнеру.) 

2 ЧАСТЬ.

Использование позитивной лексики

Информация

"Приятные слова — как сотовый мед: сладость душе и исцеление телу" говорится в древней пословице. Если родители будут тщательно обдумывать каждое произнесенное ими слово, они окажут детям неоценимую помощь и в духовном росте, и в физическом здоровье.

 Сердце человека радуется, когда он слышит приятные слова: похвалу, одобрение, слова любви и симпатии. Дети расцветают от такого общения, в них растет чувство собственного достоинства, крепнет уверенность в себе. Однако, чтобы добрые слова, брошенные от случая к случаю, не уходили в песок, а оказывали постоянное позитивное воздействие на детей, их следует сознательно и умело вплетать в канву словесного общения с ребенком.

Ребёнок – это всего лишь маленький взрослый и общение с ним также требует определённых навыков. Родителям необходимо познакомиться с разнообразными формами позитивного общения, включая словесное выражение, и широко использовать их для достижения желаемых результатов.

В процессе общения нужно чаще употреблять воодушевляющие высказывания, которые позитивно оценивают прошлое, настоящее, будущее ребенка.

Они отличаются от похвалы тем, что даются не из позиции «Родителя», обращающегося к «Ребенку», а из позиции «Взрослого» — «Взрослому».

Поддерживают такие слова и фразы: 
  «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо». 
 «Ты делаешь это очень хорошо» 
 «У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?». 
 «Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему». 

Следует помнить, что одни слова и фразы взрослых поддерживают ребенка, а другие - разрушают его веру в себя.

Слова и фразы "разрушения": 
 «Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше». 
«Ты мог бы сделать это намного лучше». 
«Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю».

По этому поводу я хотела бы вам рассказать притчу

Притча «Небольшая разница»

 Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы.  В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов.
Тот выслушал его озабоченно и сказал:
— Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких.

Эти слова вызвали гнев властелина.

Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал:
— Я счастлив сообщить тебе радостную весть — ты переживешь всех своих родных.

Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание.

Придворные очень удивились.
— Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? — спрашивали они.
На что последовал ответ:
— Мы оба одинаково истолковали сон.

Но все зависит не от того, что сказать, а как сказать.

Информация

Еще одно правило употребления позитивной лексики -  «не употребляй частицу  «НЕ»!»
Вместо «не плачь!» говори «успокойся. Ты справишься».
Вместо «ты не дура» говори «ты чертовски умна».

 Наш мозг устроен так, что значение определенного слова связано с некоторым образом, некоторой картинкой, которая прочно засела в нас на уровне сознания и бессознательного. Я скажу вам слово «яблоко» и у каждого возникнет образ яблока, у каждого свой, неповторимый и все же это будет яблоко, а не стул или чемодан.

Так же дело обстоит и с частицей «не», которая употребляется с каким-то словом. Я скажу  «не прыгай» и у вас бессознательно возникнет образ прыжка или прыгающего человека. Тем самым я призываю вас к действию «Прыгай». И нет ничего удивительного в том, что после пяти замечаний ребенку «Не отвлекайся», он становится еще более невнимательным.

Вспомните себя в особенно трудные моменты. После слов «не плачь!» удержаться от слез в 100 раз сложнее.

Мы программируем ребенка действовать определенным образом, часто не осознавая, что именно мы заставляем его действовать так, а не иначе.


Упражнение «НЕ- высказывания»

Запишите, пожалуйста, в левую колонку таблички

«не - высказывания», которые вы, бывает, используете.

А теперь замените фразы с «не» на более конкретные и

запишите их в правой колонке.

Например вместо: не отвлекайся, сказать: слушай внимательно.

Вывод.

Нам нужно говорить не о том, что мы не хотим, а о том что мы хотим.

Физкультурная пауза

Игра-активатор “Друг к дружке”.

- Сейчас вы будете играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро. Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

- А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом. А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.

- Правая рука к правой руке!

- Левая рука к левой руке!

- Спина к спине!

- Друг к дружке!

- Бедро к бедру!

- Ладошка к ладошке!

- Пятка к пятке!

- Друг к дружке!

- Носок к носку!

- Живот к животу!

- Большой палец руки к большому пальцу руки!

- Друг к дружке!

- Бок к боку!

- Колено к колену!

- Мизинец к мизинцу!

- Друг к дружке!

- Затылок к затылку!

- Локоть к локтю!

- Кулак к кулаку!

3 ЧАСТЬ

О вреде негативной лексики

Информация

Всем известно влияние на людей негативной лексики. Можно вспомнить, как во времена дефолта в средствах массовой информации звучали слова «Голода не будет», которые заставляли нас бежать по магазинам и скупать продукты.

     Человек, в зависимости от возраста, состоит на 75-90% из воды, мозг - на 95%. Можно сказать, что  человек - это сосуд с водой, как и наша Земля. Какова вода в нашем сосуде, таковы и мы.
        Учёные из разных стран, российские так же,  проследили, как человеческие мысли и эмоции влияют на воду.  Результаты восхитительные!

         Положительные эмоции повышают энергетику воды, а отрицательные понижают.
 Японский исследователь Масару Эмото проводил 
интересные эксперименты с водой и пришел к выводу, что вода изменяет свою структуру под влиянием слов и мыслей.

В экспериментах воде говорили слова, либо на воду проецировали эмоции, затем воду стремительно замораживали и фотографировали ее структуру.

Давайте посмотрим, какие снимки получились.

Информация

В нашем языке есть слова, которых нужно  стыдится. Это бранные слова, нецензурная лексика или, попросту говоря, мат. О мате говориться и пишется очень много. Все практически едины в одном: это плохо и с ним нужно бороться.

 «Если сравнивать родную лексику с мощным водным потоком, то мат – это своего рода «сбросы» нечистот, загрязнение речи», - полагает профессор, доктор филологических наук А.Олялин.

Исследователь пришёл к выводу, что матерные слова произошли от древних заклинаний. Профессор считает, что в древности слова, которые сегодня считаются непристойными, служили проклятьями и заговорами. Матерная речь берет свои корни в обрядах языческого происхождения и носит ритуальный характер.

Доказательством тому служит и исследование доктора биологических наук, академика института квантовой генетики П. П. Горяева о  влиянии мата на здоровье человека. С помощью созданного им прибора, переводящего слова в электромагнитные колебания, ученый доказал, что эти колебания влияют на молекулы наследственности. Выяснилось, что некоторые слова могут оказаться страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные программы, вызывая мутации, в конце концов приводящие к вырождению. Во время отборной брани корежатся и рвутся хромосомы. То есть слова вызывают мутации, аналогичные воздействию радиации.

 Таким образом, самый большой вред, сквернослов наносит себе и своему потомству. Как считают многие современные ученые, человеческие гены «слышат» мысли и слова, воспринимают их и фиксируют в генетическом коде.

Упражнение «Продолжи предложение»

Предлагаю родителям поделиться опытом, как воздействовать на ребенка, чтобы он не употреблял бранных слов, продолжив предложение:

«Если я услышала от ребенка нецензурное выражение…»

Затем вместе с ними формулируем рекомендации по эффективному взаимодействию с детьми.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

  1.  Следите за своей речью и речью окружающих Вас людей;
  2.  Игнорируйте, если случай употребления ненормативной лексики единичен; – переключение внимания: незацикливание на возникшей ситуации;
  3. Объясните ребенку, что использовать такие слова неприлично, так же как кушать руками, хрюкать и пр., но необходимо это сделать кратко;
  4. Если ребенок подражает друзьям, то можно поговорить с их родителями;
  5. Объясните ребенку, что когда он не бранится, его больше любят, ценят и уважают;
  6.  Подчеркивайте положительные качества личности ребенка; – поиск позитивных альтернатив («Можно было сказать это по-другому»);
  7. Соблюдайте правило: хвалить на людях, ругать наедине;

4 ЧАСТЬ

Тест

«Каков Ваш стиль общения с ребёнком?»

Родителям раздаются листы с вопросами теста и карандаши

-  Как часто Вы употребляете данные фразы во время общения с собственным ребёнком (отвечать «да» или «нет»)?

1. Сколько раз тебе повторять.

2. Посоветуй мне, пожалуйста.

3. Не знаю, чтобы я без тебя делал /а/.

 4. И в кого ты только уродился?

 5. Какие у тебя замечательные друзья.

6. Ну на кого ты похож?

7. Я в твоё время…

 8. Ты мне опора и помощник.

 9. Ну что за друзья у тебя.

10. О чём ты только думаешь?

11. Какой /ая/ ты у меня умница.

12. А как ты считаешь, доченька /сынок/?

13. У всех дети как дети, а ты…

14. Какой ты у меня сообразительный /ая/.

 Подсчет результатов:

По два балла ставится за фразы с ответом «да»: 1,4,7,10,13

По одному баллу ставится за фразы с ответом «да»: 3, 6, 9, 14

Сложить количество баллов.

Итог:

Менее 9 баллов: Вы живёте с ребёнком душа в душу, у Вас полная совместимость. Он искренне Вас любит и уважает. Ваши отношения способствуют становлению личности ребёнка.

 9 – 10 балов: Вы непоследовательны в отношении с ребёнком, он уважает Вас, хотя и не совсем с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11 – 12 баллов: Вам необходимо быть к ребёнку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но авторитет, согласитесь, не заменит любви. Развитие Вашего ребёнка больше зависит от случая, чем от Вас.

13 – 14 баллов: Наверно, Вы и сами чувствуете, что идёте по неверному пути. Между Вами и ребёнком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь побольше уделять внимания ребёнку, прислушаться к его словам и услышать его

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Рефлексия:

Цель: получение обратной связи.

Инструкция: Закончите фразы:

·        Откровенно говоря….

·        Во время занятия я поняла …

·        Самым эффективным я считаю…

·        На месте ведущего я бы …

Как мы убедились,  как много факторов влияет на эффективность процесса общения. Некоторые из них мы смогли сегодня увидеть.

Возможно, какая-то информация показалась вам полезной. А наше мероприятие подходит к концу.

Спасибо за внимание и активное участие, и помните:

ВСЕ В НАШИХ РУКАХ!

Список использованной литературы

  1. Волков Б.С., Волкова И.В. Психология общения в детском возрасте. СПб: «Питер», 2008г.
  2. Общение и личностный рост (сборник учебно-методических для практических психологов, педагогов, воспитателей, родителей). Составитель Токташева Е.К – Барнаул: учебный центр АКИПКРО, 1994 г.
  3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1999 г.
  4. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. – М: «Генезис», 2004 г.
  5. Материалы сайтов:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для родителей "Роль общения в жизни ребенка 2-3 лет"

В мире ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый. От него зависит появление у малыша ощущения защищенности или тревоги, тепла или покинутости, радости или уныния. Дети во многом не...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Общение педагога с родителями"

Цель:1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.2. Оптимизация взаимодействия родителей и педагогов....

ЦОР семинар - практикум для педагогов "Профессиональное общение"

знакомство педагогов с речевым этикетом, критериями профессионального общения, способствующему, успешному ведению диалога не только с детьми, но и с коллегами, родителями....

Семинар- практикум с элементами тренинга "Общение педагогов и родителей в ДОО"

Материал представлен для работы педагогов с  родителями с теоретической базой  и практическими заданиями,  которые педагоги на тренинге  разбирают и находят путем оживленной дискус...

Семинар-практикум с педагогами.Эффективное общение с родителями.

Цель семинара-практикума: повышение уровня профессионального мастерства педагогов МДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Активная форма проведения семира позволяет наиболее полно...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: "Общение воспитателя с родителями воспитанников"

Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....

Семинар-практикум для воспитателей "Педагогическое общение"

Цель семанара-практикума: сформировать положительный эмоциональный фон в педагогическом коллективе, создать атмосферу доброжелательности и защищенности, через психологические упражнения....