В кругу родной семьи
план-конспект занятия (старшая группа)

Федорова Светлана Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_krugu_rodnoy_semi.docx40.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное

бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей им. Г.Ф.Атякшева»

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

по теме:

«В КРУГУ РОДНОЙ СЕМЬИ»

ВЫПОЛНИЛА: Федорова

Светлана

Николаевна

воспитатель дошкольных групп

г. Югорск 2015

Аннотация

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Проведение познавательного занятия, по данной теме содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к истории семьи. Развивает семейные увлечения и интересы, которые способствуют укреплению духовных ценностей семьи, повышают её интеллектуальный и культурный уровень, укрепляет связь семьи с детским садом.

Пояснительная записка

Ни одна, даже самая лучшая педагогическая система, не может быть в полной мере эффективна, если в этой системе нет места семье. Ребенок не может существовать вне семейной системы. Если образовательное учреждение и семья «закрыты» друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Принципиальным условием решения важнейшей задачи объединения педагогов и родителей в интересах ребенка является, прежде всего, создание особой формы общения между родителями и педагогами, которая обеспечит доверительный, деловой контакт. Это возможно лишь в условиях неформального взаимодействия. Для того чтобы родителя стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, но одно, несомненно: установление доверительных отношений с родителями ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка.

Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер; в семье закладываются исходные жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы дошкольных учреждений была пропаганда педагогических знаний среди родителей. Это необходимо и для того, чтобы искоренить ошибки, допускающиеся родителями в семейном воспитании. Совместная деятельность родителей и педагогов  даёт наиболее эффективный результат в  работе с детьми. Поэтому, собираясь проводить данное занятие, я решила предложить родителям принять активное участие в этом мероприятии. Большинство родителей не остались пассивными зрителями, это уже говорит о том, что интерес у родителей присутствует, они хотят участвовать в педагогическом процессе. Кто – то делал поделки, кто – то искал фотографии, некоторые готовили сообщения о традициях в своих семьях.

Данное занятие помогает систематизировать знания детей о семье, о родном доме, семейных отношениях и традициях. Оно помогает детям понять значимость семьи, воспитывает у детей любовь и уважение к её членам, прививает чувство привязанности к семейному очагу. В конспекте представлена подборка стихов, пословиц и подвижных игр по теме. Хочется верить, что данное мероприятие оставило частичку тепла в сердцах присутствующих на занятии, а самое главное, чтобы наши дети смогли понять, что роднее родительского дома на свете нет ничего и это нужно сохранить в своём сердце.

Конспект занятия

по познавательному развитию для детей

старшей и подготовительной группы и

их родителей

 по теме: «В кругу родной семьи»

 Цель:    создать  условия  для  объединения  детей  и  родителей  для  изучения истории семьи, её генеалогии; сохранения семейных традиций и обычаев, создание благоприятных условий для формирования у детей положительного отношения к семье, как одной из важнейших жизненных ценностей

Задачи:

  • формирование, развитие и воспитание нравственных качеств личности ребёнка через приобщение его к историко-культурному наследию своего народа;
  • показать детям родителей, а родителям детей с другой - лучшей стороны;
  • воспитание уважения к  старшему поколению - родителям, бабушкам, дедушкам.

Место проведения: музыкальный зал

Участники:   Дети, педагоги, родители.

Оборудование:

  • Рисунки учащихся.
  • Музыкальная аппаратура.
  • Мультимедийное оборудование.
  • Название - «Дом, который построили МЫ» (на доске)
  • Макет русской избы (на столе) (см. приложение №5)
  • Изображение избы на мультимедийном оборудовании (см. приложение №6)
  • 2 листа  ватмана: нарисованы деревья - сосна и берёза (на доске)
  • 2    подноса с листочками для берёзки
  • Листки (клейкая бумага) со словами - мудрость, дружба, гостеприимство, уважение
  • Книги - русские народные сказки
  • Таблица - «ступени», маркер
  • Самовар с баранками
  • Книги    «Народные промыслы»
  • мальчик и девочка в народных костюмах
  • Шкатулка  с   играми
  • Печка с Домовёнком
  • Музыкальное сопровождение

Ход занятия:

Звучит запись песни

Под музыку в комнату входят дети с педагогом. Педагог (в русском народном сарафане)   идёт первой, за ней дети.   Педагог держит в руках клубок, дети держатся   все  за ниточку клубка. Педагог рассаживает детей, гостей, затем  встаёт у доски, и спрашивает:

  • Удобно ли вам?
  • Всем ли места хватило? - Ну, тогда начинаем.

Приветствие.

 Дорогие ребята, уважаемые взрослые - родители и гости нашего мероприятия. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о самом дорогом, что есть у человека: о близких людях и о родном доме.

( Звучит фонограмма песни «Родительский дом», демонстрируются рисунки детей на мультимедийном оборудовании см. приложение №4).

 

Основная часть.

Педагог: Ребята, посмотрите на доску. Какое слово пропущено?

Дети: Дом.

Педагог: Слово «дом»- короткое слово, всего 3 буквы, но какие значимые. Какая первая буква в слове «дом»?

Дети: «Дэ».

Педагог: Эту букву вы хорошо знаете. В современном русском языке она называется просто «Дэ». В старославянском – «Добро»! А внешне она на что похожа? Правильно, на дом. Русские крестьяне ее так и называли: «Дом».  

Педагог: Для чего человеку нужен дом? Дом охраняет человека от зверей, злых людей, всяких бед. Он дает тепло, уют, покой, спасает от холода, дождя, ветра. В нем мы спим, едим, работаем, развлекаемся. Дом- это целый мир.

Педагог: Очень важно иметь свой дом. Без него человек не может быть счастлив. А у вас есть дом?

Педагог: Вы сами получили квартиру, построили дом?

Педагог: Верно, это родители позаботились о жилье для семьи. Значит, родительский дом — это дом, в котором проходит ваше детство: в котором вы начали жить, произнесли первые слова, сделали первые шаги. Этого вы не помните, но тепло родительского дома останется с вами навсегда.

Сегодня на нашем мероприятии присутствуют ваши самые близкие люди: мамы, бабушки, которые поделятся с вами своими воспоминаниями о детстве. Первой я предоставляю слово Якимовой Валентине Яковлевне, бабушке Миши Полякова, она расскажет вам о своей нелёгкой жизни в годы войны, чем играли тогда дети, какие лакомства любили, как учились, во что верили.

(рассказ бабушки)

Педагог: Спасибо Вам большое, в то тяжёлое время даже маленькие дети старались

сохранить свой дом, защитить его.

Педагог: Какая следующая буква в слове «дом»?

Дети: Это буква «О».

Педагог: На что она похожа?

(ответы детей)

Педагог: Буква «О» похожа на круг, хоровод. За руки берутся люди дружные, любящие друг друга. Это вы, ваши папа и мама, сестры и братья, ваша семья. А наши ребята приготовили небольшие стихотворения о семье. Давайте послушаем:

Стихи о семье (читают дети)

-В семейном кругу мы с вами растем,

 Основа основ – родительский дом.

-В семейном кругу все корни твои,

 И в жизнь ты выходишь из семьи.

-В семейном кругу мы жизнь создаем,

 Основа основ – родительский дом.

(Берутся за руки, образуют круг).

 

Педагог: Семья – красивое слово. Но задумайтесь, а что такое семья?

(Ответы детей).

Педагог: А зачем люди создают семью? (ответы детей)

Педагог: Верно, чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей. В хорошей, дружной семье у каждого человека свои обязанности, все помогают друг другу и любят друг друга. Недаром говорится в народе:

  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Дерево держится корнями, а человек семьёй.
  • Семья сильна, когда над ней крыша есть.
  • Согласную семью горе не берёт.

Педагог: Как вы понимаете слова «согласная семья»?

(ответы детей).

Педагог: Верно. Это семьи, где все живут в согласии. Каждый ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желания и уверен, что его поймут.

Педагог: Кто является самыми близкими людьми для ребенка? Ну, конечно же, папа и мама.

(Стихи о родителях читают дети).

О маме.

 Утро начинается, мама просыпается,

И улыбкой маминой утро наполняется.

Теплыми ладонями мама вас согреет,

Добрыми словами грусть-печаль развеет.

 

Почему так часто вредность в нас брыкается?

«Не хочу, не буду» — это называется.

Мы ведь знаем, мамочка, ты всегда права.

И «прости, пожалуйста» — вновь звучат слова.

 

Как на небе солнышко, как в саду листва,

МАМА НАМ НУЖНА!

 

О папе.

  Папа знает все на свете:

Знает, как родится ветер,

Как бушует океан-

Ведь мой папа – капитан!

 

Мы достанем карту мира,

Будем вместе изучать –

Вот высокий пик Памира.

Здесь морей синеет гладь.

 

Это южная Анапа,

Это – северный Ямал.

Обо всем расскажет папа –

Папа всюду побывал!

Вырасту и тоже стану

Я, как папа, капитаном!

 

Педагог: А у родителей есть папы и мамы? Это дедушка и бабушка.

  Далее предоставляется слово родителям: Ровиной Татьяне Сергеевне, Маныловой Ие Витальевне.

 (рассказ родителей о своём детстве, о своём родном доме, о детских впечатлениях).

Педагог: Спасибо Вам большое. Вы тоже очень тепло отзываетесь о своей семье, своём родительском доме, цените и помните счастливые минуты Вашего детства.

 

Педагог: Ну, и какая последняя буква  в слове «дом»?

Дети: «Эм».

Педагог: На что она похожа?

Дети: На забор, ограду. Дом ведь надо охранять, семью оберегать. За оградой можно жить спокойно.

Педагог: Посмотрите   внимательно    на      нашу    избу    и   скажите:   «Чего   в   ней   не хватает?»

Дети (отвечают): В дом невозможно войти - нет ступеней.

Педагог: Давайте вместе  смастерим ступени.

Показывает нарисованные на ватмане ступени, каждая ступень  обозначает

какую-то часть избы.

Для   этого    мы   должны заполнить   вот   эту   таблицу.   Я   буду   зачитывать

объяснение   какой-либо   части   избы,   вы   будете   называть   эту   часть   одним

словом,   и мы  это слово   впишем в клетки. Уважаемые взрослые помогайте своим деткам.

(каждая строка оформлена как бревно)

1.   О

К

Н

О

2.   П

О

Р

О

Г

3.   С

Т

Е

Н

Ы

4.   К

Р

О

В

Л

Я

5.   Н

А

Л

И

Ч

Н

И

К

6.   Ф

У

Н

Д

А

М

Е

Н

Т

Вопросы:

1.Прорубленное отверстие в стене избы, для «общения с миром». (Окно)

2.Внутренний предел, черта, которую надо переступить, чтобы войти в
избу. (Порог)

3. Образ своеобразной  ограды и опоры, некоей крепости русской избы. (Стены)

  1. Как по-другому можно назвать крышу дома? (Кровля)
  2. Как называется украшение окна? (Наличник)

6.Какая   часть избы   предохраняла   сруб  от загнивания? (Фундамент)

Педагог: Ну, теперь, когда есть ступени, мы можем войти в избу. Когда мы входили в нашу «избу», мы держались все за клубок. Ребята, кто из вас хочет объяснить, почему?

( Ответы детей)

Педагог: У наших предков был такой обычай: на новоселье хозяин дома втягивал всех своих домочадцев в избу за нить клубка. Это означало то, что члены  семьи связаны между собой  одной  нитью.

Педагог: Раньше люди очень внимательно относились к тому, где поставить дом. За несколько десятков лет мы сумели основательно подзабыть о правилах, обязательных при строительстве дома, которые преотлично знали наши предки.  А   какие   старинные  обычаи вы знаете?

Дети (рассказывают):

        обычай выбирать место для постройки дома

  1. Дом должен быть построен на высоком месте, вдали от «плохих» мест-пожарищ, перекрёстков. Для этого, например, во времена Петра I пользовались простым и надёжным методом. На равном расстоянии промеряли линии и вдоль них вбивали колья, к каждому из которых прикрепляли кусок свежего мяса. Там, где мясо дольше сохранялось свежим, - строили дома.
  2. Наши наблюдательные предки пользовались и другими приметами. «Там, где собака (или овца) легла, - строй дом. Где сорока села - рой колодец»-так гласила пословица.
  3. Определялись хорошие места и по количеству мышиных нор - чем больше, тем лучше. Мышиные норы всегда располагаются за пределами плохого района, домашние животные и скот никогда не ложатся на плохих участках.

              обычай   первой   пускать в дом кошку.

 Бытует один замечательный обряд, который сохранился до наших дней: построив дом или приобретя новую квартиру, необходимо войти в этот дом, прежде себя, впустив животное. Считалось, что на кошке въезжает в дом домовой.

Педагог: Кто такой домовой?  Что вы о нём можете сказать?

Дети: Домовой - один из самых верных защитников дома от «нежелательных гостей». Домовой - ваш друг, главный и очень сильный хранитель вашего дома. Домового часто изображают маленькими симпатичными человечками с хитрыми глазками.

Педагог: Трудная жизнь была в новом доме без домового. Ребята, а какой обычай вы знаете - как приманить домового?

Дети: В старину делали так: в сенях старого дома клали на ночь переезда поношенный сапог или валенок (чтобы в нём запах хозяина сохранился) и звали своего маленького домоправителя: Батюшка Домовой, хозяин дома. Есть у меня для тебя светлые палаты, новые хоромы. Без тебя счастья не будет. А после переезда этот сапог или валенок устраивали в самом уютном спокойном месте нового дома и оставляли. Домовой выходил, осматривался и принимался за работу.

После этого мальчик в русской рубашке ввозит в валенке «Домовёнка Кузьку».

Мальчик - Домовёнок предлагает ребятам отгадать загадки (предметы русского быта), для того, чтобы узнать, какими качествами обладал настоящий русский человек.  А если дети затрудняются, то уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки помогайте нам.

Педагог: Интересно, это что-то особенное, или эти качества мы все знаем? Вот сейчас и посмотрим – что это за качества.

Мальчик с домовёнком: Русские люди были очень внимательными, всё подмечали, слагали пословицы, поговорки, загадки, и в них отражалась мудрость народа. Если отгадаем загадки, то увидим слово, обозначающее первое замечательное качество человека.

(Отгадывают и родители, и дети.)

Загадки:

  1. Не бык, а бодает

                      Не ест, а еду хватает, Что схватит - отдаёт, Сам в угол идёт.

              (если отгадали правильно, то на доске появляется отгадка) (Ухват).

  1. На топтале был, на кружале был, на пожаре был, домой   пришёл - семью кормил. (Горшок).

  1. Ни свет,   ни заря

                      Пошло, согнувшись со двора. (Коромысло).

  1. У туши-уши, а головы нет. (Ушат).

  1. Бабушка седа - бела всем  мила,

                     А как лето наступает, про бабушку все забывают. (Печь).

  1. Чем больше я верчусь, тем больше становлюсь.(Веретено).

  1. Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка).

  1. Четыре братца под одной крышей живут. (Стол).

Мальчик - Домовёнок: Молодцы!  Открываем первое слово – это качество называется «МУДРОСТЬ».

А пока   наша помощница   клеит слово, отгадайте-ка ещё одну загадку:

                                   Чёрная гора, а всем мила. (Хлеб).

(Девочка в русском сарафане выносит хлеб-соль и предлагает выполнить обряд преломления хлеба.)

Педагог: Есть замечательный русский обычай, дошедший до нас из старины, обряд преломления хлеба-соли. Хозяин встречал гостей, входивших к нему в дом караваем. Каждый должен отщипнуть (не отрезать, а отщипнуть!) кусочек хлеба, макнуть хлеб в соль, а затем съесть. Считалось, что люди, вкусившие хлеба-соли,  будут дружить.

Педагог: Хорошее дело - дружба.   Давайте отметим и это качество семьи. Вы согласны?

                      Приклеивают  слово ДРУЖБА на бревно избы.

Педагог: Ребята, как мы можем назвать качество русских людей встречать гостей?

Дети: Гостеприимство.

Педагог: Нравятся вам гостеприимные люди?

       Ответы детей.

Педагог: Давайте отметим и это качество, оно всегда было исконно русским.

                        Приклеивают ГОСТЕПРИИМСТВО на бревно избы.

Педагог: Ребята, а как вы считаете, нужно ли членам семьи, живущей в этом  доме,    ЗДОРОВЬЕ?

       Ответы детей.

Педагог: Что поддерживает здоровье?

        Ответы детей.

Педагог: К занятию спортом можно отнести игры. Есть много народных игр, в которые играли наши бабушки и дедушки. Предлагаю вспомнить некоторые из них. У нас есть шкатулка, которая хранит русские народные игры.

        Один из детей подходит к шкатулке, достаёт листок с написанной на  нём игрой и  педагог проводит игру для всех участников (см. приложение №1)

        По окончании игры  добавляется слово  «ЗДОРОВЬЕ».

Педагог: А сейчас давайте отдохнём и послушаем, что приготовили нам ребята. Выступления ребят: песня  «Моя семья» (музыка и слова Александра Ермолова)                    

Педагог:   Я заметила, как вы внимательно смотрели   и   слушали выступление своих товарищей, не мешали им. Это прекрасное качество и называется оно-УВАЖЕНИЕ.   Предлагаю добавить    слово   «УВАЖЕНИЕ»   к нашим    словам, обозначающим лучшие  человеческие качества. Вы согласны?

         Ответы детей

                         Приклеивают слово   «УВАЖЕНИЕ»

Педагог: Давайте сейчас вместе прочитаем слова, обозначающие    человеческие качества, которые  должны присутствовать в каждой семье.

             Повторяют хором за педагогом.

Педагог: Ребята, хотелось  бы вам  жить в ДОМЕ,  семье,  наделённой такими

качествами?         

           Ответы детей

Педагог: А в вашей семье есть такие качества?

           Ответы детей

Педагог: Ну, значит, наша цель достигнута. Наше мероприятие подходит к концу, сейчас нам нужно нарядить берёзку, посаженную вблизи нашего дома. Сейчас моя помощница пройдёт около вас с двумя подносами. На одном подносе лежат зелёные листочки, а на другом - жёлтые. Один листочек вы должны взять и положить на помощнице поднос. Потом она оформит нашу берёзку. Зелёный листочек, если вам всё понравилось, если вы хотели бы что-то добавить или изменить, положите  жёлтый листочек.

           Девочка проходит, ребята  оценивают мероприятие.

Педагог: Давайте дадим время помощнице. А вы послушайте стихотворение, которое расскажет Масычева Настя:

                  Мимо текла река, плыли куда-то облака.

                  Шел человек, и дорога его была нелегка.

                  А человек мечтал о том,  что он построит где-то дом,

                  и поселится счастье с ним в доме том.

Дом, как известно всем давно,

Это не стены, не окно,

Даже не стулья за столом, это не дом...

(тихим голосом) - то не дом.

Дом, это там, куда готов Ты возвращаться вновь и вновь,

Радостным, добрым, нежным, злым, еле живым...

(тихим голосом) еле живым.

(Уже громко!)   Дом-это там, где вас поймут,

там, где надеются и ждут,

где ты забудешь о плохом - это твой дом.

Педагог: Дорогие мои взрослые и дети! Сегодня, мне кажется, у нас получилась по- настоящему теплая, семейная встреча.  Спасибо вам за открытость, искренность и любовь. Любовь к детям, родителям, просто ЛЮДЯМ. Пусть вокруг вашего семейного очага всегда будут близкие. Мира и добра вашим домам!

(На прощание включается припев из песни «Родительский дом» и дарим памятки «Напутствие». (см. приложение№2,3).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В кругу семьи. Поговорим о согласованности требований к ребенку в семье.

Материал для бесед педагога с родителями по вопросам нравственного воспитания детей дошкольного возрастав семье. Статья раскрывает вопросы согласованности требований к ребенку в семье, закрепление нра...

Детский творческо-исследовательский проект «В кругу моей семьи»

Что такое семья – понятно всем. Семья это – дом, семья – это мир, где царят любовь и преданность, это одни на всех привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за сте...

"В родной семье".

НОД рекомендована детям старшей группы. Проведена с целью углубления представлений о своей семье и её истории. У детей формируется умение рассматривать картину, понимать её содержание, рассказывать по...

В кругу родной семьи

Сценарий семейного праздника для дошкольников...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «В кругу своей семьи»

Цель.1.Учить рассказывать по памяти о своей семье.2.Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему.3.Воспитывать уважительное отношение к окружающим, внимательное отношение и любовь ...


 

Комментарии

Белогорцева Наталия Николаевна

Уважаемая Светлана Николаевна большое спасибо за столь содержательный материал, провела занятие с детьми и родителями нам очень понравилось.