Социальное партнерство учителя – дефектолога и учителя – логопеда с семьей
статья на тему

Сидоренко Татьяна Владимировна

Содержание и формы психолого-педагогической помощи родителям детей с нарущениями речи и психофизического развития в ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_partnerstvo.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное партнерство учителя – дефектолога

 и учителя – логопеда  с семьей

   В последние годы увеличилось внимание к семье, семейной педагогике. Многие годы в нашей стране приоритетным выступало общественное воспитание, а семья была не основной в развитии личности ребенка.           Современная педагогика доказала актуальность и приоритетность семьи в воспитании ребенка. В семье ребенок усваивает нормы поведения, определенные знания, основы  национальной и общей культуры. Семья наименее ограничивает, носит неформальный характер взаимоотношений. Воспитание и образование в семье органично переплетается с жизнью  в среде самых близких и значимых людей.

  Современная дошкольная педагогика уделяет большое внимание сохранению и укреплению здоровья детей и психологического благополучия. Здоровье ребенка основной показатель не только физических и личностных характеристик, но и  социального окружения, условий воспитания и образования. Поэтому актуальна проблема организации социального партнерства в образовательном и воспитательном процессе детского сада с семьей.

  Включать семью в образовательный процесс детского сада необходимо, так как родители несут ответственность за воспитание ребенка, им необходимо осознавать свою роль в воспитании и развитии  ребенка, а также,  у них появляется возможность адекватно оценить  психофизическое развитие своего ребенка, то есть правильно воспринимать своего ребенка.  А тем более ребенка с речевой патологией и психическими особенностями.

  Детей с задержкой психического развития (ЗПР) отличает от нормы сниженный уровень познавательной деятельности, незрелость эмоционально – волевой сферы.  Это изменяет ход речевого развития ребенка с ЗПР, которое проявляется в отставании речевого развития, низкой познавательной и речевой активности. Поэтому детям с ЗПР требуется помощь различных специалистов, в том числе учителя – дефектолога и учителя – логопеда. Важно правильно организовать коррекционно–развивающее обучение, которое должно быть направлено на коррегирование речевых и психических процессов.

  Участие семьи в коррекционно –педагогической работе актуально. Партнерство учителя – дефектолога,  учителя – логопеда и  родителей является необходимым условием успешного преодоления нарушений речевого и психического развития.  

  Осознавая важность взаимодействия учителя -дефектолога,  учителя – логопеда и родителей в эффективности коррекционно–педагогической деятельности, педагоги должны определить оптимальные формы сотрудничества с семьей. Создать условия для активного участия родителей        в педагогическом  процессе, повысить их мотивацию.  Установить единые требования в коррекционно–воспитательном процессе, помогать родителям в освоении необходимыми практическими знаниям,  умениями и навыками.

Родители ищут  поддержку и помощь специалистов, а тем более прислушиваются к нему и следуют его советам только тогда, когда педагог  видит в родителях равноправного партнёра по коррекционно-воспитательному  процессу.

Сотрудничество с родителями – одно из важнейших направлений в коррекционно –педагогической деятельности детского сада.

 Для этого педагогам необходимо изучить семью, воспитание в семье, чтобы выявить формы воспитательской работы в семье, тип семейного воспитания. Для изучения семьи используется такие  методы как  анкетирование, беседы, наблюдение, совместная  деятельность, обследование  семьи с помощью психологических методик.

При определении направлений работы с семьей следует  учитывать социальную характеристику семьи:  полная или неполная семья, возраст родителей, состояние здоровья родителей, взаимоотношения в  семье, уровень образования родителей, общий культурный уровень семьи, материальную обеспеченность, жилищно–бытовые условия, педагогическую грамотность членов семьи и их готовность участвовать в коррекционно-педагогическом процессе. Подобрать дифференцированный подход к сотрудничеству  с родителями с учетом специфики каждой семьи. Можно привлечь  к работе и других специалистов (психолога, психиатра, невропатолога) для совместного обсуждения и «ведения» данной семьи.

Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к нему, его опытности и  компетентности в педагогических вопросах, а главное на доверии к нему благодаря его личным качествам, таким как доброжелательность и открытость, заботливость, чуткость и уважение. Педагогу необходимо видеть в ребенке только положительные качества и создавать условия для их проявления, акцентируя  к ним внимание родителей.

Специалистам важно привлечь родителей к коррекционно–педагогической работе, ознакомить их с приемами обучения и развития психических процессов и речи, помочь родителям увидеть проблемы ребенка, показать его успехи, убедить родителей в необходимости закреплять пройденный материал дома.

Для того, чтобы партнерство учителя – дефектолога и учителя – логопеда и семьи было наиболее эффективным, необходимо четко поставить первоочередные задачи, которые специалисты должны  решать в тандеме с родителями.

Задачи: информационное и обучающее просвещение родителей.

1.Знакомство родителей с результатами диагностики специалистами, с особенностями нервно – психического развития, возрастными этапами развития речи, с методами коррекционно–развивающей работы.

2.Приобщение родителей  к активному участию в коррекционно–педагогическом процессе по преодолению нарушений психического развития и речи; обучение родителей приемам коррекционно–развивающего воздействия; формирование у родителей представлений о готовности ребенка к школе и др.

Цели: разработка и ведение совместно с семьей индивидуального маршрута коррекционно–педагогической помощи  ребенку;  изучение особенностей семейного воспитания и совместное исследование и формирование личности ребенка.

По результатам исследования семьи составляется план социального партнерства специалистов и семьи на учебный год. В нем обозначены формы сотрудничества учителя – дефектолога, учителя – логопеда и семьи и сроки проведения различных мероприятий. Открытость коррекционно–педагогической работы эффективно воздействует на психику и личность ребенка в целом.

Виды форм сотрудничества специалистов и семьи выработаны в практике давно. Это индивидуальные, коллективные и наглядно – информативные формы взаимодействия.

Индивидуальные формы взаимодействия: анкетирование и опросы родителей, беседы и консультации с родителями, посещения на дому, поручения родителям, проведение индивидуальных открытых занятий, ответы на вопросы в рубриках «Вопрос – ответ», «Логопедическая азбука», «Почта доверия» на сайте детского сада или сайтах специалистов.

Во время консультаций и бесед, например, выясняются жалобы, тревоги родителей, их взгляды на развитие психических процессов и речи ребенка, их пожелания и предложения. Эффективно здесь демонстрировать родителям аудиозаписи речевых высказываний  детей при обследовании для правильного отношения к речи ребенка. Еженедельно во второй половине дня специалисты оказывают методическую помощь  родителям, обращают внимание родителей на успехи и затруднения ребенка на данном этапе работы, знакомят с особенностями общения ребенка с другими детьми, результатами коррекционно–развивающей работы, дают рекомендации родителям.

Коллективные формы взаимодействия: родительские собрания, беседы и консультации, чтение лекций, круглые столы, творческие мастерские, вечера – встречи, тренинги, праздники, экскурсии, семейные проекты,  походы, конкурсы, дни открытых дверей,  проведение семинаров – практикумов, мастер – классов,  открытых групповых занятий.

Наиболее продуктивными являются проведение бесед в коллективной форме на интересующие родителей темы, консультативной помощи на актуальные темы. На открытых занятиях родителей знакомят с  требованиями, приемами и содержанием работы специалистов. Эффективно здесь вовлекать родителей в процесс игры, занятия. Семинары – практикумы помогают рассказать о способах и приемах обучения и показать их и различные виды продуктивной деятельности, например, обучить родителей игровым приемам. Проведение праздников и досугов с родителями  (спортивные семейные эстафеты; посиделки – вечера отдыха с участием педагогов, родителей и детей; праздники правильной речи; совместный театр с детьми) дают возможность сплотить коллектив, родителей и детей, поддержать благоприятный психологический климат в группе и семье, развивают коммуникативную деятельность детей.

Наглядно – информационные формы:  оформление стендов и уголков в помощь родителям, реклама, выставки, передвижная библиотека, игротека, видеотека, информационная газета.

Одними из критериев  эффективности тех или иных форм является проявление интереса родителей к совместной деятельности, вопросы к педагогам.

Формы организации сотрудничества педагогов с семьей могут быть различными, родители при этом являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесса. Успешный результат коррекционно-педагогической работы зависит от многих причин. Одна из главных причин – построение отношений между учителем – дефектологом, учителем – логопедом и родителями.

Родители могут активно участвовать в подготовке и проведении того или иного мероприятия, вносить свои пожелания, оказывать посильную помощь педагогам. Совместная деятельность очень сплачивает детей, родителей и педагогов.

Вовлечение семей в творческую деятельность способствует гармоничным взаимоотношениям в семье.

Дети, окруженные вниманием, поддержкой и любовью  в семье имеют больший потенциал в  полноценном развитии, в том числе личности. Объединение усилий учителя – дефектолога, учителя – логопеда, воспитателей и родителей помогут создать благоприятные условия для эффективной коррекции ЗПР.

Процесс коррекции и воспитания ребенка с проблемами в развитии должны проходить в семье в специальных педагогических условиях. Такие условия возможны только при сотрудничестве педагогов и родителей.

 Родители заметят, что совместные занятия с ребенком улучшают взаимоотношения в семье, устанавливаются доверительные отношения между ребенком и родителями,  родители начнут лучше понимать своего ребенка, причины его затруднений,  и коррекционная работа будет успешной.

Содержание и формы психолого-педагогической помощи родителям  детей с нарушениями различны, но цели их одинаковы – оказать психологическое влияние на семью, провести коррекцию и компенсацию развития психических процессов и речи детей. Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей позволяет достигать высоких показателей в коррекции детей с ЗПР.  Специалисты оказывают помощь родителям, чтобы они не оставались один на один со своей бедой, проблемы ребенка становятся не личным делом  семьи, а социальным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Модель социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи рамках ФГОС ДО".

Социальное партнерство – тип социального взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество, поиск согласия и оптимизацию отношений....

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» «Детский сад и семья единое целое»

Программа социального партнерства с семьями воспитанников МБДОУ детский сад № 2 «Теремок» на тему «Детский сад и семья единое целое»...

«Социальное партнерство дошкольных образовательных учреждений с семьей».

    Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменитьдруг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений  между дошкольным об...

«Социальное партнерство учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

Проблема: Недостаточный уровень грамотности родителей в вопросах речевого развития ребенка.Цель проекта: Изучить возможности комплексного подхода при организации работы с родителями по коррекции речев...

«Социальное партнерство учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения де...