Статья «Сущность социального партнерства учителя-логопеда с родителями в современных условиях ДОУ»
статья по логопедии на тему

Бикмаева Алла Николаевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Сущность социального партнерства учителя-логопеда с родителями

в современных условиях ДОУ»

Семья для ребёнка - это место его рождения и основная часть его жизни. Родители окружают малыша любовь,  дают чувство защищённости, что необходимо для гармоничного развития личности ребёнка. Авторитет родителей для детей дошкольного возраста неоспорим. Но рано или поздно приходит время, когда необходимо вести малыша в детский сад. Детский сад - это "школа общения" со сверстниками и взрослыми, оказывающая помощь в приобретении умений и навыков, которые очень важны в жизни.

 Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.  Постепенно уходит непонимание, недоверие родителей.  Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.

Семья и дошкольное учреждение частично выполняют одинаковые функции, одна из которых обеспечение всестороннего развития ребёнка.  Воспитание звуковой культуры речи неотъемлемая задача развития, ответственность за выполнение которой несут родители и педагоги. Овладение звуковой культурой речи происходит через подражание взрослому, в первую очередь папе и маме. В последнее время отмечается неуклонный рост  речевой патологии у детей. Появляется всё меньше малышей, речь которых развивается без особых отклонений от нормы.  Когда проблема речевого развития встаёт особенно остро, обеспокоенные родители вынуждены обращаться за помощью к учителю-логопеду, при необходимости переводить ребёнка в детский сад компенсирующего или комбинированного вида. К сожалению, иногда случается так, что с приходом ребёнка к специалисту родители забывают о том, что коррекционно-развивающий процесс в системе дошкольного образования не подразумевает под собой  перекладывания своих функций на логопедов и воспитателей, а призывает его участников к тесному сотрудничеству.

Социальное партнерство в широком смысле - это совместно распределенная деятельность социальных элементов, представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности.

Социальное партнерство в сфере образования рассматривается исследователями как взаимодействие участников образовательного процесса, решающих задачу перевода потенциальных форм системы образования в актуальные, обеспечивая позитивные изменения в образовательной сфере.

Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу воспитанников в общественную жизнь - «Социум».

Вовлечение семьи ребёнка, имеющего речевые нарушения в коррекционный процесс, предполагает под собой выполнение нескольких задач.

Во-первых, создание доверительных отношений с родителями.

Во-вторых, повышение компетентности родителей в вопросах диагностики и коррекции речевых нарушений.

В-третьих, использование традиционных и введение инновационных форм работы с родителями.  

Осознанное включение семьи в совместный коррекционный процесс, поможет родителям найти подход к взаимодействию со своим ребёнком и положительно скажется на эффективности работы.

Значимость и разнообразие форм социального партнерства учителя-логопеда с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Успех коррекционного процесса во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия.

Основные формы социального партнерства с семьёй делятся на традиционные и нетрадиционные (современные).

Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, консультации, семинары. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы учителя-логопеда с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами коррекции речевых нарушений у  детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Собрание проводится по заранее заявленной теме и всегда назначается в удобное для родителей время.

К индивидуальным формам относятся беседы с родителями и тематические консультации.

Беседа - это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи.

Тематические консультации организуются с целью подробного освещения вопроса, который является актуальным на данный момент для одной или нескольких семей. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами коррекции речевого недоразвития детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, папки-передвижки.

В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями, среди которых выделяют несколько групп: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные (информационно-познавательная и информационно-просветительская формы).

 Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого ребёнка, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Сюда относятся: опрос; тесты; анкетирование; социальный паспорт; «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам детского сада.

Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Познавательные формы организации общения логопеда с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями речевого развития детей, рациональными методами и приемами коррекции речевых нарушений,  для формирования у родителей практических навыков.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы.

Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися детьми, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.

Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т.д.

Социальное партнерство с родителями результативно, если строится поэтапно, исходя из следующих принципов.

1.  Принцип доверительности отношений предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность логопеда, его умение понять и помочь решить проблемы речевого развития ребёнка.

2. Принцип личностной заинтересованности родителей, который определяется постулатом педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться».

3. Принцип подхода к родителям, как к активным субъектам процесса взаимодействия, а  не как к объектам воспитания. Реализация данного принципа заключается в том, что при определении содержания и форм взаимодействия с родителями, логопед должен помнить следующее: во-первых, родители являются социальными заказчиками, во-вторых, они для нас не ученики, а партнёры, и мы им призваны помогать.

4. Принцип утверждения самооценки родителей, обоснованием которого является утверждение того, что только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность. 5. Принцип эмансипации родителей, предполагает освобождение родителей от прежних взглядов на развитие и воспитание, а так же самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во – вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.

Для того чтобы решить проблему безучастного отношения родителей к  коррекции речевых нарушений важно вовлечь их в работу и сделать полноценными участниками образовательного процесса.

Учитель-логопед использует такие формы сотрудничества с родителями, как:

Анкетирование. В первые две недели учебного года проводится логопедическое обследование, для уточнения диагноза и выявления психологических особенностей ребёнка. Данное анкетирование необходимо для того, чтобы  к первому родительскому собранию иметь представление о семьях воспитанников и понять,  готовы ли они к активному взаимодействию, понимают ли важность и своевременность решения проблем речевого развития своего ребёнка.

Родительское собрание. Данная форма взаимодействия с родителями является традиционной и самой распространённой. Основная часть собрания проводится педагогами группы: логопедом, психологом и воспитателями. Родителям доводится информации о том, как важна и необходима своевременная работа по формированию и совершенствованию звуковой культуры речи. Особое внимание уделяется беседе о выполнении рекомендаций дома. Учитывая ограниченное время, отведённое на выступление логопеда, возникает потребность введения новых форм взаимодействия с семьёй. Одной из них является мастер-класс.

Мастер-класс. Основной принцип мастер-класса – "Я знаю, как это делать, и я научу вас". Это современная форма проведения обучающего семинара для родителей, которая помогает повысить уровень компетентности родителей в вопросах коррекции речевых расстройств. На мастер-классе  используются такие наглядно-инфомационные формы, как выставка, прослушивание аудиозаписи речи детей. Такая современная форма взаимодействия, как мастер-класс, хорошо подкрепляется письменной консультацией.

Письменная консультация. Такую форму сотрудничества можно назвать заочной. Главным её преимуществом является то, что  таким способом можно познакомить родителей с большим количеством теоретического и практического материала. При этом используя интернет-ресурсы или тетрадь рекомендаций логопеда, все родители имеют возможность получить материалы проведённого мастер-класса или индивидуальной консультации.

Индивидуальная консультация. Одной их форм работы, которая помогает  реализовать индивидуальный подход как в работе с ребёнком, так и с его семьёй, является консультирование.  От того, как протекают первые встречи логопеда с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Очень хорошо, если на беседу приходят оба родителя. Обязательным моментом индивидуального консультирования является обсуждение успехов и достижений ребёнка в преодолении речевых проблем.

Индивидуальное консультирование можно сочетать с открытым индивидуальным занятием для родителей.

Открытое индивидуальное занятие. На индивидуальные занятия приглашаются родители детей, имеющих нарушения звукопроизношения. Эта форма работы помогает более подробно и понятно познакомить родителей с методами логопедического воздействия на разных этапах коррекционной работы.

Информационный стенд. Связь с родителями через "Уголок логопеда" относится к наглядным формам работы. При размещении информации учитывается, что она должна быть динамичной и красочно оформленной.  Стенд  отражает лексическую тему недели в группе и предлагает родителям рекомендации, которые способствуют обогащению словаря и развитию грамматических категорий. Создается картотека рекомендаций для родителей по всем лексическим темам коррекционного процесса.  

Информирование и проведение консультаций с использованием ИКТ. Формы работы учителя – логопеда с родителями с использованием ИКТ:

1. Общение учителя-логопеда с родителями по электронной почте и через социальные сети.

2. Ведение сайта детского сада.

Использование компьютера и интернет ресурсов позволяет решить такие задачи,  как установление доверительных отношений с семьёй, повышение компетентности родителей в вопросах  коррекции речевых расстройств, применение принципа индивидуального подхода к ребёнку

Заключение

Для достижения успехов в воспитании и обучении детей необходимо тесное сотрудничество семьи и детского сада. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Соответственно родители участвуют в тех мероприятиях, которые считают наиболее значимыми и полезными для себя. Как показал опыт изучения эффективности индивидуальных форм работы с родителями, наибольшую значимость они придают индивидуальным беседам с учителем-логопедом. Это объясняется тем, что беседы не требуют большого количества времени (можно подойти к логопеду в любое свободное время и выяснить интересующие вопросы). Вместе с тем следует отметить, что многие формы работы не считаются родителями эффективными. Не все охотно делятся проблемами; низкая активность наблюдается у родителей при обсуждении некоторых ситуаций. Причины этого чаще всего кроются в недостаточности педагогических знаний, отсутствии свободного времени для общения, нежелании заниматься своими детьми.

Социальное партнерство с родителями процесс достаточно трудоёмкий, требующий большой подготовки и чёткого планирования совместной деятельности, но при умелом сочетании традиционных и нетрадиционных форм сотрудничество с семьёй становится неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса.

Список литературы

  1. Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.[Текст] / М.Г.Агавелян.-М., 2009 г.
  2. Арнаутова, Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей.[Текст] / Е.П.Арнаутова.-М., 2004 г.
  3. Башлакова-Ласминская, Л.Н. Сотрудничество детского сада и семьи в условиях открытой образовательной системы.[Текст] / Л.Н.Башлакова-Ласминская.-М., 2001 г.
  4. Давыдова, О.И., Богославец, Л.Г., Майер, А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход.[Текст] / О.И.Давыдова, Л.Г.Богославец, А.А.Майер.-М., 2005 г.
  5. Евдокимова, Е.С., Додокина, Н.В., Кудрявцева, Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями.[Текст] / Е.С.Евдокимова, Н.В.Додокина, Е.А.Кудрявцева.-М., 2007 г.

И  Г  Р  У  К И Р  У  Ч А У  Р  К М Е П А Р Т ШК О Л А 

- Я сегодня буду ведущей. Мы  должны отгадать кроссворд и прочитать ключевое слово. Задания находятся в конвертах на игровом поле. Наша игра будет отличаться от той игры, которую вы привыкли видеть по телевизору.

Послушайте правила нашей игры:

1.Участники игры-все дети. Вы большая дружная команда.

2.мы будем вращать не барабан, а волчок и выполнять те задания, на которые укажет всадник.

3.Если выпадет сектор приз, команда его получает и продолжает игру.

- Садитесь на стульчики.

- Многому вы научились в саду.

Знанья свои вы несите в игру.

Знаний багаж вам, друзья, пригодится –

Вы осенью в школу пойдете учиться!

- Дети, вы выполнили все задания и полностью заполнили кроссворд, теперь мы можем прочитать ключевое слово – ШКОЛА.

- Остался на нашем игровом поле  сектор «Супервопрос».

- На игре мы убедились –

Все, чему вы научились

Пригодится всем вам вскоре,

На уроках в школе!

- И остался еще один сектор. И это приз для вас!

- Дети, вы замечательно потрудились, показали все свои знания. Всем понятно теперь, что к школе вы готовы! Молодцы! А теперь идемте пить чай с конфетами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях.

Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях. Воспитание — великое дело: им решается участь человека. Белинский В.Г.Современный детский сад помогает благополучно...

Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях.

Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях. Воспитание — великое дело: им решается участь человека. Белинский В.Г.Современный детский сад помогает благополучно...

Педагогическое зссе «Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях ДОУ»

Эссе отражает важность  и необходимость взаимодействия педагогов ДОУ и родителей, объясняет сущность социального партнерства, раскрывает инновационные формы работы с родителями в условиях совреме...

«Социальное партнерство учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

Проблема: Недостаточный уровень грамотности родителей в вопросах речевого развития ребенка.Цель проекта: Изучить возможности комплексного подхода при организации работы с родителями по коррекции речев...

«Сущность социального партнерства педагогов с родителями в современных условиях ДОУ»

Для успешного воспитания необходимо установление партнерских отношений между ДОУ и родителями....

«Социальное партнерство учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения де...