Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС
проект на тему

Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС.

Написано старшим воспитателем Фоменко Т.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_proektdokument_microsoft_office_word_3.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА  СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС

(Из опыта работы)

Написано

старшим воспитателем

Фоменко Т.А.

с Левокумское

2015 г.

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. На современном этапе задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания,  приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя,  ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов,

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
           Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать  свою значимость, ощутить себя полноценным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам»,»Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе

         Проанализировав  работу педагогического коллектива в 2012 году мы поставили перед собой следующую  годовую  задачу:  

Повышение профессионального мастерства педагогов, ориентированных на применение проектного метода в различных областях.

Для решения этой задачи  была проведена следующая работа:

- семинар « Теоретические основы проектной деятельности»

- семинар « Алгоритм проектирования педагогической деятельности»

-деловая игра: педагогическая импровизация «Кто хочет стать знатоком проектного метода»

- смотр-конкурс на лучший проект,

-педагогический совет « Проектный метод в ДОУ»

Внедрение метода проектирования в дошкольном учреждении на протяжении 3 лет позволяет сделать следующие выводы:

-Метод проектов успешно реализуется в сочетании с основной образовательной программой .

-Метод проектов формирует мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.

-Метод проектов совершенствует профессиональный  уровень педагогов через использование творческих форм активизации и осмысления своей педагогической деятельности.

- Метод проектов стимулирует и поддерживает инновационную педагогическую деятельность ДОУ.

-Метод проектов помогает установлению партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников,  с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.

- При помощи метода происходит сближение позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности. Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОУ. Демонстрация опыта в педагогическом сообществе.

Проектная деятельность способствует развитию профессиональной компетентности педагога

         В этом учебном году творческая группа «Наставничество»  работала над реализацией проекта «Интересуясь – познаем,  познавая - развиваемся» Цель нашей работы: выявить и создать оптимальные условия для развития профессиональной компетентности педагогов в проектной деятельности в современном ДОУ. Диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ подтвердила эффективность влияния проектной деятельности на развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

В течение трех лет в ДОУ создано и реализовано свыше сорока пяти различных проектов.

Год

Наименование проекта

2012г.-2013г.

«Наши любимые книги» (2-я младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа)

«Спорт в жизни нашей семьи»( старшая группа);

«Лето красное - безопасное»(подготовительная группа);

«Наша дружная семья» (2-я младшая группа);

«Воспитание эмоционально- ценностных отношений детей к природе»(старшая группа);

«В мире звуков и букв» (подготовительная группа)

«Овощной марафон» ( старшая группа);

«Путешествие в страну вежливости»(подготовительная группа)

«День защитника Отечества»(старшая группа)
«Музыкальная карусель»(2-я младшая группа) и другие

2013г.-2014г.

«Семейные традиции должны жить»(подготовительная группа)

«Семья полна своими традициями»(старшая группа)

«Для чего нужны шляпы»(старшая группа)

«В мире звуков и букв»(подготовительная группа)

«Наши любимые книги»(средняя группа)

«Открытый космос»(старший возраст)

«День здоровой семьи»(подготовительная группа)

«Насекомые вокруг нас» (средняя группа)

Проект «Комнатные растения»(старшая группа)

«Мы ловим ветер» (подготовительная группа)

Проект о Великой Отечественной войне(подготовительная группа) и другие.

2014г.-2015г.

«Моя семья» (2-я младшая группа)

«Мы пешеходы» (средняя группа)

 «Азбука дорожного движения» (группа компенсирующей направленности)

«Зимушка - зима» (подготовительная группа)

«Осенняя сказка» (подготовительная группа)

«Как мы трудились и отдыхали летом» (средняя группа)

«Герб нашей семьи» (группа компенсирующей направленности)

«Путешествие в страну здоровичков» (2-я младшая группа)

«Этот день Победы» (Старшие, подготовительные группы)

 и другие

       Но работая над проектной деятельностью мы столкнулись с определёнными трудностями. Так какие же ошибки в организации проектной деятельности с дошкольниками встречаются наиболее часто?

- Прежде всего это представление в виде детской проектной деятельности системы работы по какому-либо вопросу. Например, рассказывая о формировании у детей представлений о здоровом образе жизни, педагоги перечисляют разные формы работы, организуемые в течение учебного года, – НОД с воспитанниками, праздники и досуги, выставки детского творчества, совместная с родителями деятельность и т. д.

-Участниками проектов чаще всего становятся одни и те же дети, активные воспитанники группы.

-Воспитателям очень трудно удержать себя от  прямых указаний., прямого руководства деятельностью детей

-Часто бывает, что продукт проекта становится невостребованным.

-Случается, что проект задуманный на неделю, затягивается на месяц

-Организуя проектную деятельность воспитатели часто забывают отражать её в календарных планах.

Хочется надеется, что знания часто встречающихся ошибок позволит нам избежать их в дальнейшей работе

Изучив и проанализировав ошибки при создании  педагогами проектов мы разработали  советы  воспитателю по работе над проектом:

1.  Глубоко изучить тематику проекта.

2.  При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

3.  Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

4.  Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

5.  Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

6.  Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7.  Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

8.  В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9.  Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10.  Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действия  и т.п.

Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет педагогу, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчеты, проанализировать их и не допускать в будущем. Такой опыт представляется очень важным в педагогической деятельности.

Вот уже несколько лет педагоги нашего ДОУ сами отмечают, что проектная деятельность способствует развитию и совершенствованию у них умений:

- увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;

- работать с различными источниками информации (книги, электронные СМИ, Интернет);

- находить информацию, в том числе в сети Интернет (правильно создавать запросы на поиск информации, осуществлять отбор информации по значимости);

- оформлять найденный материал, с учетом его специфики;

- представлять материал с использованием мультимедиа технологий;

- искать и находить нестандартные решения для стандартных задач.

    Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, мы убедились в эффективности использования «метода проектов» в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию "Детская опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС"

В данной программе определены цели и задачи, направленные на создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,представлены используемые матер...

«Проектная и исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС»

В поисках эффективного средства обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, многие педагоги обращаются к методу проектов. Основой данной технологии является самостоятельная исследовательская, позн...

Консультация на тему «Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС»

Консультация на тему «Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС»...

Методическое пособие «Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС»

Методическое пособие«Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС»...