Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС
проект на тему
Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС.
Написано старшим воспитателем Фоменко Т.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_proektdokument_microsoft_office_word_3.docx | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС
(Из опыта работы)
Написано
старшим воспитателем
Фоменко Т.А.
с Левокумское
2015 г.
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. На современном этапе задачами педагогической деятельности становятся воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов,
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноценным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам»,»Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе
Проанализировав работу педагогического коллектива в 2012 году мы поставили перед собой следующую годовую задачу:
Повышение профессионального мастерства педагогов, ориентированных на применение проектного метода в различных областях.
Для решения этой задачи была проведена следующая работа:
- семинар « Теоретические основы проектной деятельности»
- семинар « Алгоритм проектирования педагогической деятельности»
-деловая игра: педагогическая импровизация «Кто хочет стать знатоком проектного метода»
- смотр-конкурс на лучший проект,
-педагогический совет « Проектный метод в ДОУ»
Внедрение метода проектирования в дошкольном учреждении на протяжении 3 лет позволяет сделать следующие выводы:
-Метод проектов успешно реализуется в сочетании с основной образовательной программой .
-Метод проектов формирует мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
-Метод проектов совершенствует профессиональный уровень педагогов через использование творческих форм активизации и осмысления своей педагогической деятельности.
- Метод проектов стимулирует и поддерживает инновационную педагогическую деятельность ДОУ.
-Метод проектов помогает установлению партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для развития и воспитания детей.
- При помощи метода происходит сближение позиции ДОУ и семьи к совместной творческой деятельности. Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы ДОУ. Демонстрация опыта в педагогическом сообществе.
Проектная деятельность способствует развитию профессиональной компетентности педагога
В этом учебном году творческая группа «Наставничество» работала над реализацией проекта «Интересуясь – познаем, познавая - развиваемся» Цель нашей работы: выявить и создать оптимальные условия для развития профессиональной компетентности педагогов в проектной деятельности в современном ДОУ. Диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ подтвердила эффективность влияния проектной деятельности на развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ.
В течение трех лет в ДОУ создано и реализовано свыше сорока пяти различных проектов.
Год | Наименование проекта |
2012г.-2013г. | «Наши любимые книги» (2-я младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа) «Спорт в жизни нашей семьи»( старшая группа); «Лето красное - безопасное»(подготовительная группа); «Наша дружная семья» (2-я младшая группа); «Воспитание эмоционально- ценностных отношений детей к природе»(старшая группа); «В мире звуков и букв» (подготовительная группа) «Овощной марафон» ( старшая группа); «Путешествие в страну вежливости»(подготовительная группа) «День защитника Отечества»(старшая группа) |
2013г.-2014г. | «Семейные традиции должны жить»(подготовительная группа) «Семья полна своими традициями»(старшая группа) «Для чего нужны шляпы»(старшая группа) «В мире звуков и букв»(подготовительная группа) «Наши любимые книги»(средняя группа) «Открытый космос»(старший возраст) «День здоровой семьи»(подготовительная группа) «Насекомые вокруг нас» (средняя группа) Проект «Комнатные растения»(старшая группа) «Мы ловим ветер» (подготовительная группа) Проект о Великой Отечественной войне(подготовительная группа) и другие. |
2014г.-2015г. | «Моя семья» (2-я младшая группа) «Мы пешеходы» (средняя группа) «Азбука дорожного движения» (группа компенсирующей направленности) «Зимушка - зима» (подготовительная группа) «Осенняя сказка» (подготовительная группа) «Как мы трудились и отдыхали летом» (средняя группа) «Герб нашей семьи» (группа компенсирующей направленности) «Путешествие в страну здоровичков» (2-я младшая группа) «Этот день Победы» (Старшие, подготовительные группы) и другие |
Но работая над проектной деятельностью мы столкнулись с определёнными трудностями. Так какие же ошибки в организации проектной деятельности с дошкольниками встречаются наиболее часто?
- Прежде всего это представление в виде детской проектной деятельности системы работы по какому-либо вопросу. Например, рассказывая о формировании у детей представлений о здоровом образе жизни, педагоги перечисляют разные формы работы, организуемые в течение учебного года, – НОД с воспитанниками, праздники и досуги, выставки детского творчества, совместная с родителями деятельность и т. д.
-Участниками проектов чаще всего становятся одни и те же дети, активные воспитанники группы.
-Воспитателям очень трудно удержать себя от прямых указаний., прямого руководства деятельностью детей
-Часто бывает, что продукт проекта становится невостребованным.
-Случается, что проект задуманный на неделю, затягивается на месяц
-Организуя проектную деятельность воспитатели часто забывают отражать её в календарных планах.
Хочется надеется, что знания часто встречающихся ошибок позволит нам избежать их в дальнейшей работе
Изучив и проанализировав ошибки при создании педагогами проектов мы разработали советы воспитателю по работе над проектом:
1. Глубоко изучить тематику проекта.
2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.
10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действия и т.п.
Одной из особенностей работы над проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет педагогу, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчеты, проанализировать их и не допускать в будущем. Такой опыт представляется очень важным в педагогической деятельности.
Вот уже несколько лет педагоги нашего ДОУ сами отмечают, что проектная деятельность способствует развитию и совершенствованию у них умений:
- увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;
- работать с различными источниками информации (книги, электронные СМИ, Интернет);
- находить информацию, в том числе в сети Интернет (правильно создавать запросы на поиск информации, осуществлять отбор информации по значимости);
- оформлять найденный материал, с учетом его специфики;
- представлять материал с использованием мультимедиа технологий;
- искать и находить нестандартные решения для стандартных задач.
Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, мы убедились в эффективности использования «метода проектов» в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по самообразованию "Детская опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС"
В данной программе определены цели и задачи, направленные на создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,представлены используемые матер...
Методическая разработка "Проектная и исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС"
Методическая разработка...
Тема: Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС» «Новые возможности проектной деятельности (квест, лепбук).
Консультация...
«Проектная и исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС»
В поисках эффективного средства обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, многие педагоги обращаются к методу проектов. Основой данной технологии является самостоятельная исследовательская, позн...
Консультация на тему «Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Консультация на тему «Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС»...
Методическое пособие "Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС"
Методическое пособие...
Методическое пособие «Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС»
Методическое пособие«Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС»...