Методическое пособие "Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС"
методическая разработка

Акользина Марина Васильевна

Методическое пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_akolzina.docx297.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка детский сад №5

МО Усть-Лабинский район

Методическое пособие

«Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС»

https://fb.ru/misc/i/gallery/41272/2397880.jpg

 

Автор-составитель:

Воспитатель Акользина Марина Васильевна

Содержание

 

Сведения об авторе. Аннотация........………………………………...

3

Пояснительная записка……………………………………………….

4

Теоретические основы проблемы организации проектной деятельности в ДОУ………………………………………………..….

6

Цели и задачи проектного метода……………………………………

10

Особенности проектной деятельности в дошкольных учреждениях……………………………………………………….…..

12

Методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ…………………………………………………....

17

Приложение №1. Проект «Волшебная пуговица»…………………..

20

Приложение №2. Проект «В мире времени»………………………...

26

Сведения об авторе

Автор: Акользина Марина Васильевна

Должность: воспитатель

Педагогический стаж: 9 лет

Аннотация

В данном методическом пособии представлены рекомендации для педагогов доу по организации проектной деятельности с детьми. Оно раскрывает особенности использования метода проектов в системе обучения и воспитания дошкольников.  

Пособие может быть рекомендовано родителям, педагогам, а также студентам педагогических специальностей.

Пояснительная записка

     В поисках эффективного средства обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, многие педагоги обращаются к методу проектов. Основой данной технологии является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.

 Возможность использования метода проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками обеспечивается такими характеристиками возрастного периода, как любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, желание быть значимым и полезным, умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе.

     Широкий спектр видов деятельности; важность результата, процесса и способов его достижения; возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные раннее знания и умения, также становятся положительными качествами, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников.

     Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я умею», «Я сделаю». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определённое положение в группе. Коллективный характер всех этапов работы над проектом, позволяет ребенку увидеть себя в общем контексте проектной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий.       То есть, проектная деятельность обладает огромным развивающим потенциалом, не только создает условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.

 Интерес к проектной деятельности  объясняется введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Которые предписывают осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и ребенка, и самостоятельной деятельности дошкольников, активно взаимодействовать с семьями воспитанников. То есть, проектная деятельность позволяет организовать образовательный процесс в дошкольном учреждении в соответствии с заявленными в новых нормативных документах принципами.

Цель: выявить специфику использования метода проектов в системе обучения и воспитания дошкольников в условиях ДОУ.

Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

- изучить теоретические основы проблемы организации проектной деятельности в ДОУ;

- рассмотреть особенности проектной  деятельности в ДОУ;

- разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ.

Теоретические основы проблемы организации проектной деятельности в ДОУ в условиях реализации ФГОС.

     Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя. Проектная деятельность открывает широкие возможности для совместной деятельности взрослых и детей, для опытно-экспериментального поиска, для реализации стремления ребенка к самостоятельной поисковой активности.
     Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации и осуществляется через интегрированный метод обучения. Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний
из различных предметных областей:
• Коммуникативно-личностное развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
• Художественно-эстетическое развитие
•  Физическое развитие

Образование можно охарактеризовать как:

- целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства;

- синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, взросления и социализации;

- процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний, а также познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

В свою очередь образовательный (педагогический) процесс представляет собой систему обучения, осуществляющую развитие личности, опираясь на раскрытие и использование опыта каждого отдельного ученика путем использования личностно значимых способов целенаправленной учебно-познавательной деятельности.

Важным аспектом современного педагогического процесса является соединение обучения и воспитания, что в особенности характерно для образовательного процесса в рамках детских дошкольных учреждений.

В настоящее время педагогический или образовательный процесс рассматривается как система, в рамках которой осуществляется взаимодействие всех ее компонентов.

Компонентами системы, в рамках которой осуществляется педагогический процесс, являются педагоги, их воспитуемые, а также условия воспитания и обучения.

В рамках данной системы можно выделить целевой, содержательный и результативный компоненты.

Целевой компонент педагогического процесса объединяет в себе все цели и задачи педагогической деятельности: начиная от основной, главной цели, т.е. всестороннего и гармоничного развития личности и заканчивая конкретными задачами формирования отдельных качеств.

Содержательный компонент - это смысл, который вкладывают в цели и задачи педагогического процесса.

Результативный компонент является характеристикой достигнутых задач, реализация которых осуществлялась в соответствии с определенной целью.

Таким образом, педагогический или образовательный процесс можно представить в виде педагогической системы, состоящей из отдельных компонентов, которыми являются педагоги, учащиеся, содержание образования, формы организации, методы и средства педагогического процесса, его цели и результаты.

      Самые крупные составляющие данной системы называются процессуальные компоненты, таковыми являются обучение и воспитание, находящиеся в тесной взаимосвязи между собой.

Задачами образовательного или педагогического процесса является:

- стимулирование учебно-познавательной деятельности обучающихся;

- организация познавательной деятельности, нацеленной на овладение научными знаниями, умениями и навыками;

- развитие мышления, творческих способностей и дарований;

- выработка определенного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;

- совершенствование учебных умений и навыков.

Образовательный процесс призван удовлетворить следующие потребности ребенка:

1. Потребность в эмоционально положительном контакте с окружающими людьми, в любви и доброжелательности с их стороны.

2. Потребность в познании и информационном обмене.

3. Потребность ребенка в активности, самоутверждении.

4. Потребность ребенка в признании его достижений окружающими, т.е. позитивное развитие личности возможно только при условии положительного самоутверждения.

5. Потребность общения со сверстниками.

6. Органические потребности (витальные) - в движении, питании, режиме жизни. Реализовать эти потребности позволяет смена и чередование видов деятельности, гибкий режим и др.

      В качестве основных принципов организации педагогического процесса можно назвать следующие (Хозяинов Г.И. Средства обучения как компонент педагогического процесса. Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М.: 1998. - Т. 5. - С. 130-136.):

- принцип непрерывности педагогического процесса

- принцип целостного подхода к образованию и воспитанию;

- принцип целенаправленности;

- принцип интеграции и дифференциации деятельности педагогов и их воспитанников;

- принцип природосообразности;

- принцип культуросообразности;

- принцип воспитания в коллективе;

- принцип последовательности и систематичности в педагогическом процессе;

- принцип постоянного приведения методов и приемов деятельности в соответствии с целями и содержанием педагогического процесса, реальной ситуацией (принцип оптимизации).

Классическую структуру педагогического процесса можно представить в виде шести взаимосвязанных компонентов: цель - принципы - содержание - методы - средства - формы.

      Содержание образования детей дошкольного возраста отражено в таких нормативных документах как ФГОС, основная общеобразовательная программа ДОУ (примерная и программа разработанная ДОУ).

Оно призвано не вооружить дошкольника определенными ЗУН, а обеспечить становление совокупности интегративных качеств личности на уровне, соответствующем возможностям и закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства: любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, коммуникативность, произвольность и др. Кроме того, к достижениям ребенка, освоившего содержание ДО относятся: способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, владение первоначальными представлениями о себе, социуме, государстве (стране), мире и природе, а так же наличие предпосылок учебной деятельности и владение умениями, необходимыми для осуществления разных видов деятельности.

Цели и задачи проектного метода.

Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952, американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики. Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями. «… Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А. Эйнштейн; а «… творчество - разновидность поисковой активности», утверждал В. С. Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания», - писал К. Н. Вентцель. Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.

Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас этот термин связывается с понятием «проблема».

Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

 - обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

 - развитие познавательных способностей;

 - развитие творческого воображения;

 - развитие творческого мышления;

 - развитие коммуникативных навыков.

 Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

 - вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

 - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

 - формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

 Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

 - формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

 - развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

 - формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Особенности проектной деятельности в дошкольных учреждениях.

      Несмотря на то, что реализация проектного метода наиболее характерна для осуществления работы с детьми школьного возраста, дети дошкольного возраста могут также эффективно ее осуществлять, поскольку их психологические особенности дают к этому все предпосылки:

- стремление к исследованию, познанию на основе ощущений

- стремление к самостоятельной деятельности, независимо от взрослых

- интерес к той информации, которую можно применять практически

- стремление к разнообразию видов деятельности.

Прое́кт (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации  (Б. Райзберг, Л. Лозовский, Е. Стародубцева. Современный экономический словарь)

Выполнение проекта начинается с планирования действий по решению проблемы. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в котором указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков, ответственных. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы. Результатом работы над проектом является продукт, презентация которого проводится на завершающем этапе. В ходе работы над проектом важно помнить о правилах успешности проектной деятельности (по Т.И Шамовой):
в команде нет лидеров; все члены команды равны; команды не соревнуются, все члены команды должны получать удовольствие от работы друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание; каждый должен получать удовольствие от уверенности в себе; все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело; не должно быть так называемых «спящих партнеров»; ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой. Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?» Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер. 

Однако ряд особенностей психологического и психофизического развития детей данного возраста создают необходимость некоторой корректировки процесса проектной деятельности, в соответствии с данными особенностями, а именно:

- малый объем накопленных знаний и опыта

- несмотря на стремление к самостоятельности, постоянная потребность к взаимодействию со взрослыми

- неспособность к длительному сосредоточению на одном виде деятельности

- ограниченная возможность работы (самостоятельной) с источниками информации.

В связи с вышесказанным, проект должен осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, а само исследование должно быть посильным, интересным и доступным.

      В любом случае основной целью реализации проекта в рамках дошкольного учреждения является развитие свободной творческой личности ребенка. При этом задачи проектной деятельности следующие:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Основные этапы любой проектной работы следующие:

1. Определение темы

2. Определение целей

3. Планирование проекта, заключающееся в поиске ответов на вопросы:

- к кому можно обратиться за помощью (родителям, педагогам);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие принадлежности, материалы и оборудование лучше использовать;

- с какими предметами, оборудованием необходимо научиться работать для достижения цели.

4. Выполнение проекта - практическая часть.

5. Подведение итогов.

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она не казалась нам, взрослым не даст должного эффекта. Педагог дожжен помочь ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

Сама проблема проекта должна лежать в области познавательных интересов детей, поскольку только в этом случае будет обеспечена их мотивация и включение в самостоятельную работу. В процесс реализации проекта целесообразно включить экскурсии, наблюдения, социальные акции, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей). У ребенка в данном возрасте еще нет достаточных навыков работы с информацией, поэтому и педагог и родители должны оказывать ему помощь на этапе сбора и анализа информации. Если сбор материалов организован правильно, для ребенка это будет веселым и приятным занятием. Однако еще сложнее для ребенка решить, что делать с полученной информацией: как следует ее анализировать, обобщать и в каком виде следует ее представлять. Поскольку для ребенка старшего дошкольного возраста становится важным результат его деятельности, этап защиты проекта пропускать ни в коем случае нельзя. Без защиты проект не может быть завершенным. Защита как финальный этап проектно-исследовательской деятельности является главным этапом обучения. Данный этап позволяет решить несколько задач:

- развитие научной речи;

- развитие умения работать с текстом;

- анализ продукта собственной деятельности;

- возможность продемонстрировать свои достижения.

Защита проекта должна осуществляться публично. При этом следует привлекать авторов других проектов и просто зрителей - детей, педагогов, родителей. В процессе защиты своего проекта дошкольник учится излагать материал, свои мысли, сталкивается с другими взглядами на рассматриваемую проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Этапы проектной деятельности с детьми дошкольного возраста

1 этап        

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу. 4. Вхождение в проблему. 5. Вживание в игровую ситуацию. 6. Принятие задачи. 7. Дополнение задач проекта.        

2 этап        

1. Помогает в решении задачи. 2. Помогает спланировать деятельность.  3. Организует деятельность.        4. Объединение детей в рабочие группы. 5. Распределение амплуа.        

3 этап        

1. Практическая помощь (по необходимости). 2. Направляет и контролирует осуществление проекта.        

3. Формирование специфических знаний, умений навыков.        

4 этап        

1. Подготовка к презентации. 2.Презентация.        

3. Продукт деятельности готовят к презентации. 4. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.        

    Таким образом, метод проектов является весьма эффективным методом работы с детьми дошкольного возраста, поскольку он позволяет ребенку экспериментировать, а затем синтезировать полученные знания. Данный метод способствует развитию творческих способностей, коммуникативных навыков, что приводит к более легкой адаптации ребенка к меняющимся условиям обучения.

Методические рекомендации по организации проектно- исследовательской деятельности в ДОУ.

Метод проектов — совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий, обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Советы воспитателю по работе над проектом:

1. Глубоко изучить тематику проекта.

2. При составлении совместного плана с детьми по реализации проекта поддерживать детскую инициативу.

3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей.

5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, с опорой на детский личный опыт.

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7. Соблюдать принципы последовательности и регулярности в работе над проектом.

8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

10. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества

11. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде праздника, шоу, театрализованного действа и т.п.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов:

1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта — план деятельности по достижению цели:

• к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

• в каких источниках можно найти информацию;

• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

• с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта — практическая часть.

4. Подведение итогов — определение задач для новых проектов.

Алгоритм разработки проекта

Первый этап:

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

Второй этап

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

Третий этап

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап:

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Классификация проектов

     В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:

По тематике и способам реализации результатов:  творческие, информационные, игровые или исследовательские

По составу участников: индивидуальные, групповые и фронтальные.

По срокам реализации: краткосрочные (1-3 занятий), средней продолжительности (1-2 месяца)  и долгосрочными (весь учебный год).

Приложение №1

Название проекта: «Волшебная пуговица».

Автор проекта: Марина Васильевна Акользина, воспитатель.

Участники проекта: дети и родители старшей группы, педагоги.

Вид проекта:

По времени - краткосрочный (3 недели);

По количеству участников – коллективный;

По типу – монопредметный;

По форме –информационно-познавательный.

Пояснительная записка:

Вы можете стать кем угодно,

и никто не заметит этого.

Но если у вас отсутствует пуговица,

каждый обратит на это внимание.

Э.М. Ремарк 

Оторвалась у мальчишки пуговка с рубашки и укатилась в неведомую даль, заплакал малыш, загоревал:

-  Мама будет ругаться.

-  Не плачь, малыш. Мама дома найдет такую же пуговку и пришьет тебе на место.

-  А где она найдет такую же? Разве такие же бывают?

-  Конечно, бывают. Дома у мамы в шкатулке, я уверена, много одинаковых пуговок.

-  А откуда у нее много одинаковых пуговок? Откуда она их берет?

И тут я поняла, что дети в окружающем их мире еще много чего не знают

интересного. 

Так появилась идея проекта «Волшебная пуговица» с целью развития познавательного интереса воспитанников к предметному миру.

Актуальность:

        Ребенок по своей природе является исследователем мира, в которой он пришел, его первооткрывателем. Как же тяжело познавать окружающий мир, всю его красоту и своеобразие.

        Показывая ребёнку, как человек изменял предметы, делая их более удобными и полезными, мы открываем перед ним перспективу – как ещё можно изменить предмет, сделать его красивее и полезнее. Это позволит детям увидеть, как обогащается функция предмета, какова роль взрослых в этом процессе, а также включиться в творческую преобразующую деятельность, направленную на расширение функциональных возможностей предмета.

        Вместе с детьми и их родителями мы отправились в прошлое и настоящее пуговицы. Реализация плана действий в проекте потребовала от детей умения устанавливать причинно-следственные связи между предметом и пользой от него, между предметом и его назначением.

Проблема, реализуемая в ходе проекта: имеющиеся у детей знания о возникновении пуговиц в значительной части неполны.

 В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития моторики, и в частности - руки, это общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.

Цель: заинтересовать детей удивительным, многообразным рукотворным миром, расширять представление о целесообразности создания человеком предмета (в частности пуговицы) для удовлетворения собственных потребностей.

Задачи:

Обучающие:

- ознакомить детей с историей пуговицы, её видами и классификацией, расширить знания детей об окружающем мире;

- заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования;

- обогащать сенсорный опыт детей;

- совершенствовать аналитическое восприятие, стимулировать интерес к сравнению предметов, познанию их особенностей и назначения.

Развивающие:

- развивать воображение, фантазию, творчество;

- развивать коммуникативные навыки;

-  развивать мелкую моторику рук детей в процессе продуктивной деятельности и дидактических игр с пуговицами, как составляющей здоровьесберегающих технологии;

- развивать стремление у детей к поисково- познавательной деятельности.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательные взаимоотношения в совместной деятельности.

 Ожидаемые результаты проекта:

После завершения проекта дошкольники смогут:

  • знать историю возникновение пуговицы;
  • проявлять интерес к предметам окружающего мира, установить взаимосвязи между свойствами предмета и его использованием;
  • использовать пуговицу как материал для поделок, знать меры безопасности в работе с пуговицей;
  • уметь классифицировать пуговицы по различным признакам (визуально, с помощью опытной деятельности);
  • осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми) из разных источников;
  • продолжать формировать умение работать с разно-фактурными материалами;
  • закрепить умение пользоваться разными видами застёжек.

Подготовительный этап:

Определение темы проекта.

Формулировка цели и задач.

Составление плана основного этапа проекта.

Привлечение родителей к коллекционированию пуговиц.

Создание мини- музея «Волшебная пуговица».

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала.

Основной этап

Формы работы с детьми:

Сбор информации из разных источников (рассказы взрослых, самостоятельные суждения, энциклопедии, словари, телепередачи).

Составление альбомов: «Пуговица в профессии», «Старинные пуговицы», «Детские пуговицы».

Познавательная и речевая деятельность.

Образовательная ситуация с элементами познавательного развития: «История пуговиц», «Что может пуговица», «Пуговка в гостях у детей».

Чтение художественной литературы: Г.П. Шалаева «Потерянная пуговица».

Беседы: «Откуда появилась пуговица», «Пуговицы бывают разные», «Бережное отношение к пуговицам».

Составление описательных рассказов.

Сочинение сказок, рассказов, загадок о пуговицах.

Разучивание пословиц, поговорок, стихотворений.

Рассказ из личного опыта: «Как я научился застегивать пуговицу?».

Игровая деятельность.

Дидактические игры: «Найди пару», «Узоры из пуговиц», «Собери пуговицу», «Счетная панель», «Подбери к одежде», «На что похожа пуговица», «Больше, меньше», «Запомни и повтори», «Выложи по образцу», «Волшебный мешочек».

Подвижные игры: «Рыбалка», «Пуговка не убегай», «Выйди на крылечко».

Сюжетно ролевые игры: «Ателье», «Магазин», «Семья», «Мы дизайнеры».

Игровые упражнения: «Рассортируй по признакам», «Выложи геометрические фигуры».

Игры с использованием ТРИЗ: «Что было бы, если бы люди жили без пуговиц».

Продуктивная деятельность.

Рисование с использование различных технологий: «Волшебный цветок», «Придумай и нарисуй свою пуговицу», «Печатаем узор», «Пуговицы для сказочных персонажей».

Лепка: «Бабочка», «Пуговка в сундучок».

Аппликация: «Магазин пуговиц» (коллективная работа).

Конструирование: «Гусеница», «Выкладывание узоров», «Бабочка», «Браслет для мамы», «Сова», «Домик», «Пирамидка», «Печенье».

Ручной труд (пришивание пуговиц, нанизывание): «Бусы», «Кольцо», «Украшения для куклы».

Экспериментальная деятельность.

Рассматривание пуговиц под лупой.

Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы.

Формы работы с родителями

Сбор материала (фотографии, иллюстрации), создание альбомов.

Привлечение родителей к созданию коллекций пуговиц.

Придумывание сказок и историй про пуговицы.

Участие в выставках творческих работ.

Разработка консультаций для родителей: «Увлекательные игры с пуговицами»,

Оснащение предметно-развивающей среды

Создание мини-музея «Волшебная пуговица».

Обогащение коллекций пуговиц.

Подбор информации, загадок, стихотворений, сказок, презентаций, пословиц и поговорок по данной теме.

Создание картотеки дидактических и подвижных игр.

Завершающий этап

Представление мини–музея.

Выставка совместных с родителями поделок из пуговиц.

Создание массажного коврика для профилактики плоскостопия.

Полученные результаты

Проект способствовал развитию у детей творческого мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков, мелкой моторики посредством продуктивной деятельности и дидактических игр

В процессе реализации проекта при активном участии родителей были созданы мини - музей «Волшебная пуговица», альбомы «Пуговица в профессии», «Старинные пуговицы», «Детские пуговицы». Оформлена картотека дидактических игр.

Приложение №2

Название проекта: «В мире времени»

Автор проекта: педагог - Марина Васильевна Акользина.

Участники проекта: дети и родители подготовительной к школе группе, педагоги.

Вид проекта:

По времени - краткосрочный (2 недели);

По количеству участников – коллективный;

По типу – монопредметный (ОО «Познание» ФЭМП);

По форме – практико-ориентированный.

Актуальность:

 Время – это одна из важнейших составляющих реальности, в которой мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени. Оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого. Современная жизнь характеризуется невидимыми скоростями, резкой сменой ритмов и нехваткой времени. Поэтому современным людям необходимо быстро реагировать на время, гибко перестраивать свое поведение и деятельность жизни, протекающей постоянно в меняющихся условиях. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. В повседневной жизни ребенок постоянно сталкивается с различными временными категориями, которыми пользуются взрослые в своей речи и общении, видит календарь, часы. Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Представления о нем возникает в процессе жизни на основе его личного опыта. Поэтому ознакомление лучше начинать с тех категорий, которые находят опору в личном опыте ребенка-дошкольника.

Опыт обучения показывает, что в процессе организации педагогического воздействия в детском саду и в семье дети усваивают лишь некоторые из перечисленных временных представлений и умений ориентироваться во времени. Разные по значению временные понятия часто совмещены (рассвет и сумерки и др.).

Большинство детей не замечают различий в окраске небосклона в разные периоды суток, не могут установить и последовательность частей суток.

Часто дошкольники не знают дней недели, не могут определить их последовательность. В запоминании дней недели наблюдается неравномерность, лучше запоминаются дни, имеющие выраженную эмоциональную окраску для ребенка.

Недостаточны знания даже старших дошкольников о способах измерения времени (с помощью календаря, часов). Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени.

Итак, имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений.

Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость формирование у детей временных, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Проблема, решаемая при реализации проекта: имеющиеся у детей знания о времени, мерах измерения времени в значительной части неполны, единичны; разные по значению временные представления совмещены, не усвоены практические способы пользования ими, слабо развито «чувство времени».

Цель: расширить знания и представления старших дошкольников о понятиях времени и пространства. Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.

Задачи:

Обучающие

- научить ориентироваться во времени;

- научить устанавливать пространственные отношения между предметами;

- учить устанавливать время на макете часов;

- Совершенствовать представления детей об эталонах (мерах) времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, умение ориентироваться во времени;

- Обобщать представления детей о временах года, познакомить с календарем;

- Формировать умение определять время по часам с точностью до получаса, знакомить с приборами для измерения времени: песочными часами, настенными часами, секундомером, будильником, наручными часами и т. д., их назначением.

Развивающие:

- развивать интерес к математике, представление о времени;

- развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории (специфические термины коммуникации – развивать желание пользоваться специальной терминологией), формировать предпосылки поисковой деятельности;

-Развивать чувство времени, творческое воображение, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление;

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в парах, группах, самостоятельность и дисциплинированность;

-воспитывать познавательный интерес к математике;

-Воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап:

Определение темы проекта.

Формулировка цели и разбивка на веер задач.        

Составление плана основного этапа проекта.

Привлечение родителей.

Создание мини-музея «Время».

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, наборов часов.

Основной этап

Формы работы с детьми

Сбор информации из разных источников (рассказы взрослых, самостоятельные суждения, энциклопедии, словари, телепередачи).

Знакомство с мини-музеем «Время».

Рассматривание тематических картинок:

«Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».

Познакомить детей с приборами для определения времени (секундомером, различными видами часов и календарей).

Проведение бесед: «О времени», «С утра до вечера», «О скорости движения», «О месяцах, сезонах», «О возрасте», «Что такое календарь».

Наблюдение за отрезками времени в разное время суток, за особенностями деятельности детей или взрослых в то или иное время, наблюдение за положением солнца на небе, степень освещенности земли и неба, ведущую световую гамму в разное время суток.

Сюжетно – ролевая игра: «Семья. Распорядок дня».

Дидактические игры: «Что мы делали», «Вчера, сегодня, завтра», «Назови пропущенное слово», «Части суток», «Бывает - не бывает», «Угадай-ка», «Точные часы».

Подвижные игры: «День и ночь», «Совушка - сова», «Лови, бросай времена года называй», «Лови, бросай дни недели называй», «Лови, бросай месяцы называй», «Заяц, заяц сколько время. »

Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Хороший день», Е. А. Ильина «Сказка про вчерашний день», Славянской сказки «Двенадцать месяцев», С. Я. Маршака «Круглый год», Й. Змай «Часы», Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу».

Заучивание стихотворений: А. Дрозд «Наташа», А. Кузнецовой «Времена года», С. Баруздин «Часы».

Викторина «Наш веселый календарь».

Деятельность детей с моделями: «Дни недели», «Части суток», «Времена года», «Точные часы», «Угадай-ка».

Продуктивная деятельность: «День и ночь», «Звездное небо», «Календарь», «Мир часов».

Организация опытно-исследовательской деятельности «Опыт с часами».

Формы работы с родителями

Сбор материала (фотографии, иллюстрации часов), создание альбома «Часы наши друзья».

Привлечение родителей к организации выставки часов.

Изготовление макетов часов.

Разработка консультаций для родителей «Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста», «Как научить ребенка разбираться с часами и временем? »

Формы работы с педагогами

Разработка консультации для педагогов «Пути и средства развития представлений о времени у дошкольников».

Тренинг «Что можно сделать за одну минуту».

Оснащение предметно-развивающей среды

Выставка детских работ: «Мир часов», «День и ночь», «Звездное небо», «Наш календарь».

Обогащение мини-музея «Время».

Подбор информации о временных представлениях, загадок, стихотворений, сказок, поговорок и пословиц по данной теме.

Создание картотеки дидактических игр.

Этап, завершающий:

Презентация «Наш проект».

Конкурс «Сделай часы своими руками».

Развлечение «В мире часов».

План реализации проекта

День недели

Мероприятие и содержание

Понедельник

-Беседа «С утра до вечера».

-Д/и «Что мы делали?», «Вчера, сегодня, завтра».

-Чтение художественной литературы С.Я.Маршак «Хороший день».

-Сюжетно-ролевая игра «Семья. Распорядок дня».

Вторник

-П/и «День и ночь».

-Д/и «Назови пропущенное слово».

-Заучивание стихотворения А.Дрозд «Наташа».

-Художественное творчество: рисование «День и ночь»

Среда

-Д/и «Части суток».

-Чтение художественной литературы Е. А. Ильина «Сказка про вчерашний день».

-Художественное творчество: Аппликация «Звездное небо».

-П/и «Совушка-сова».  

Четверг

-Беседа «Что такое календарь».

-Чтение художественной литературы сказка «Двенадцать месяцев».

-П/и «Лови, бросай времена года называй».

Пятница

-Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Круглый год».

-Д/упр. «Неделя стройся».

-Беседа «История календаря в России».

-П/и «Лови, бросай дни недели называй».

-Викторина «Наш веселый календарь».

Понедельник

-Заучивание стихотворения А. Кузнецовой «Времена года».

- Работа с моделями «Дни недели».

- П/и «Лови, бросай месяц называй».

-Д/и «Бывает-не бывает».

-Продуктивная деятельность: «Календарь».

Вторник

-Беседа «Немного истории о часах».

-Опытно - экспериментальная деятельность «Опыт с часами».

-Чтение художественной литературы Й. Змай «Часы».

Среда

-Д/упр. «Точные часы».

- Художественное творчество: Рисование «Мир часов».

-Чтение художественной литературы Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу».

П/и «Заяц, заяц сколько время».

Четверг

-Д/упр. «Угадай-ка».

-Заучивание стихотворения С. Баруздин «Часы».

-Д/упр. «Проверь себя».

-П/и «Заяц, заяц сколько время».

Пятница

Подведение итогов конкурса «Сделай часы своими руками».

Выставка работ «Путешествие во времени».

Беседа: «Что такое время?».

Развлечение «В мире часов».

Ожидаемые результаты проекта

Данный проект дает детям возможность закрепить знания календаря (времена года, месяцы, дни недели); развить чувство времени, чувствовать его длительность, регулировать и планировать деятельность во времени, способствует развитию у ребенка таких качеств личности, как организованность, собранность, пунктуальность, целенаправленность, интерес к окружающему миру. Проект способствует развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения, посредствам продуктивной деятельности - создания собственного макета календаря, часов.

Полученные результаты

На основе систематизации и обобщения знаний дети научились ориентироваться во временных отношениях (части суток, дни недели, месяц, год, час, минута, секунда), отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях с моделями часов.

В процессе реализации проекта при активном участии родителей были созданы мини - музей «Время», альбом «Часы наши друзья». Оформлена картотека дидактических игр.

Проект способствовал развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения, посредствам продуктивной деятельности - создания собственного макета календаря, часов.

Приложение: презентация «Наш проект».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС

Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС.Написано старшим воспитателем Фоменко Т.А....

Программа по самообразованию "Детская опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС"

В данной программе определены цели и задачи, направленные на создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,представлены используемые матер...

Статья. Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях реализации ФГОС

В условиях реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является – исключение из образовате...

Методическое пособие «Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС»

Методическое пособие«Проектная деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС»...