Технологические аспекты преемственности дошкольного и школьного уровней образовательно-воспитательной системы.
статья (подготовительная группа) на тему

Башкатова Ирина Андреевна

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологические аспекты преемственности дошкольного и школьного уровней образовательно-воспитательной системы.

Башкатова Ирина Андреевна

        Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным  этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.

        Федеральный государственный образовательный стандарт – это государственный инструмент системных обновлений дошкольного образования.

        Одна из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта  обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Реорганизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ представляет собой:

•        замену учебного блока на образовательные области

•        увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей

•        изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей

•        изменение объема и содержания образовательной деятельности.

         Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.

          Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.

         Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.  

          Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:

•        ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.

•        ребёнок уверен в своих силах,  открыт внешнему миру,  положительно относится  к себе  и  к  другим,  обладает  чувством  собственного  достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

•   ребёнок обладает развитым воображением, фантазией,    творчеством и т.д.

•        у ребёнка развита крупная и мелкая моторика.

•        ребёнок   способен   к   волевым   усилиям   в   разных   видах   деятельности, может следовать социальным нормам.

•        ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

          Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии дошкольника. Физиологами доказано, что развитие мелкой моторики активизирует развитие речевого центра. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку полезно лепить, составлять композиции из мелких частей, конструировать, раскрашивать карандашами. Не менее важно вырабатывать умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовывать свою деятельность. 
           Но самым важным условием успешного обучения в начальной школе является наличие у ребенка соответствующих мотивов обучения: отношение к учебе как к важному, общественно значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к определенным учебным предметам. 
          Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служит, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание поступить в школу, приобрести почетное в глазах детей положение ученика и, с другой – развитие любознательности, умственной активности, что проявляется в живом интересе к окружающему, стремлении узнавать новое.

Принципиально важным в работе воспитателя должно быть глубокое знание особенностей личностного развития каждого ребенка, его природного потенциала, способностей и дарований, создание условий для их раскрытия. Именно поэтому все педагоги нашего детского сада особое внимание уделяют общению, диалогу, сотрудничеству взрослых и детей.

           Обозначив и осознав данную проблему, коллектив МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад №33 «Радуга» города Губкина Белгородской области налаживает плодотворное сотрудничество педагогов детского сада, школы и родителей, в ходе которого решаются следующие задачи:

  • установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
  • выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
  • создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса;  воспитателей, учителей, детей и родителей;
  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
  • формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

          Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.

Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе — недостаточный уровень образовательной культуры семьи.
          Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе.
         Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре. Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.

         Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как выбрать начальное образование (какую образовательную программу) из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребёнка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья? Ответы на эти и многие другие вопросы родители могут получить на совместных мероприятиях, семинарах,диспутах детского сада и школы.        

         В нашем детском саду стало традицией проводить совместно с воспитанниками, их родителями  творческие встречи с учителями  СОШ №11. Был составлен план работы по преемственности   детского сада и школы. В начале  учебного года проводилось общеесадовское родительское собрание, на котором присутствовала директор школы и учителя начальных классов. Они подробно осветили  требования со стороны школы к родителям и первоклассникам. Рассказали о проблемах, с которыми приходиться сталкиваться родителям, на какие  вопросы обратить внимание  воспитателям при подготовке ребенка к школе. К нашей группе была прикреплена учитель начальных классов. Она познакомила родителей с задачами специальной подготовки детей к обучению в школе, рассказала о том, что возрастает роль занятий, дети усваивают на них в определенной системе наиболее важные и сложные задачи воспитательно –образовательной программы.

          В группе была собрана библиотека для родителей по пропаганде педагогических знаний. Родители вместе с воспитателями и детьми посетили «день открытых» дверей школы.

         Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность дошкольного и школьного образования

Выступление  перед педагогическим коллективом ДОУ на тему «Преемственность дошкольного и школьного образования»...

план работы по преемственности дошкольного и школьного образования

ПЛАН РАБОТЫПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРЕЕМССТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ИНАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Цель:-  реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и школьного образования;-  с...

Формирование учебной деятельности старших дошкольников в аспекте, преемственности дошкольного и начального образования

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий о...

Логопедические аспекты в развитии речи детей. Вопросы преемственности дошкольного и школьного обучения.

Статья для логопедов, работников дошкольного образования, учителей начальной школы и родителей.Яковлева Екатерина АлексеевнаУчитель-логопед I квалификационной категорииГБДОУ д/с калининского района Са...

Технологические аспекты преемственности дошкольного и школьного уровней образовательно-воспитательной системы.

Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным  этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Введени...

Проектная деятельность как содержательный аспект преемственности дошкольного и начального школьного образования

Детский сад и школа. Каким должно быть взаимодействие между этими социальными институтами? И должен ли быть процесс преемственности на каждом возрастном этапе развития ребенка? Проектная деятельн...

«Развитие инженерного мышления в системе образовательного центра на основе преемственности дошкольного и школьного образования»

laquo;Развитие инженерного мышления в системе образовательного центра на основе преемственности дошкольного и школьного образования»...