Логопедические аспекты в развитии речи детей. Вопросы преемственности дошкольного и школьного обучения.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Яковлева Екатерина Алексеевна

Статья для логопедов, работников дошкольного образования, учителей начальной школы и родителей.

Яковлева Екатерина Алексеевна
Учитель-логопед I квалификационной категории
ГБДОУ д/с калининского района Санкт-Петербурга
Логопедические аспекты в развитии речи детей.
Вопросы преемственности дошкольного и школьного обучения.
«Единственное слово умственного общения людей есть слово,
и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие понятия.»
Л. Н. Толстой

Модернизация системы образования особо актуализировала проблемы, связанные с ее гуманизацией, одним из условий которой является реализация преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой.
В нормативных документах Министерства образования и науки РФ, в научной литературе, в выступлениях педагогов, психологов, медиков и общественных деятелей приемственность системы образования рассматривается в логике обеспечения его непрерывности и поступательного развития ребёнка.
Проблема приемственности всегда была в центре внимания отечественной психолого-педагогической науки (Б.Г.Ананьев, Ш.И.Ганелин, С.П.Годник, В.В.Давыдов, В.Т.Кудрявцев, А.А.Люблинская, М.Р.Львов и др.)
Большинство этих исследований выполнено во второй половине ХХ века. Изменения, происходящие в обществе и системе образования в настоящее время, требуют новых подходов к обсуждаемой проблеме: реализации приемственности с учетом современного состояния и перспектив развития дошкольного и начального школьного образования. Изучение состояния вопроса в теории и практике показывает, что преемственность зачастую понимается узко и больше декларируется, чем осуществляется.нередко преемственность характеризуетсякак информативная подготовка ребенка к новой ступени образования, как освоение содержания школьных курсов, что приводит к несформированности готовности к школе и отрицательно отражается на успешности обучения ребёнка, комфортности пребывания ребенка в кассе. Обучение в школе, начиная с шести лет, еще более актуализирует проблемму преемственности.
Школьная упеваемость тесно связана с развитием речи ребенка. Поэтому правильная речь считается основой для полного освоения школьного программного материала. Для выбора првильного коррекционного маршрута по развитию устпой или птсьменной речи необходима организация эффективной логопедической диагностики.
Повышение качества обучения и воспитания детей с теми или иными нарушениями в развитии продолжает оставаться актуальной проблемой и на сегодняшний день. Пересмотр задач обучения, воспитания, коррекции и развития детей с речевыми нарушениями обусловлен многими факторами, требованиями социума, где каждый дошкольник и ученик начальных классов способен к оригинальному, творческому мышлению, способен инициативно переносить знания, умения и имеющиеся навыки в новую ситуацию, планировать активную деятельность, контролировать и критически оценивать ход и результаты учения.
Одной из наиболее распространенных причин слабой успеваемости детей дошкольного и младшего школьного возраста являются разнообразные речевые нарушения, которые затрудняют овладение граммотой, правильным чтением, письмом. в свою очередь трудности овладениея чтением и письмом резко снижают учебную мотивацию, а иногда даже порождают ассоциальное или криминальное поведение. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков в период обучения граммоте, так как письменная речь формируется на основе устной речи и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. Патология речи оказывает негативноеивлияние на познавательную деятельность в целом и на формирование личности в том числе.
С каждым годом в начальной школе увеличивается количество неуспевающих детей по русскому языку. Наиболее распространенным нарушением является аккустическая дисграфия, что в свою очередь связанно с недоразвитием слуховых дифференцировок. Исходя из этого понятно, что для успешного обучения детей грамоте необходимы хорошо развитые фонематические процессы. Действительно, только лишь при наличии четкого образа звука, который не смешивается ни на слух, ни артикуляторно, возможно обучение граммоте.
Вопрос об обучении граммоте был поставлен очень давно. К.Д.Ушинский указывал на то, что прежде, чем знакомить ребенка с буквами, необходимо развивать "слух дитяти".
Д.Б.Эльконин в статье "Некоторые вопросы усвоения грамоты" отмечал: "...восприятие и различение букв - есть лишь внешняя сторона процесса чтения, за которой скрываются самые существенные и основные действия со звуками языка". Далее он говорил: "Предметом деятельности ребенка при обучении его чтению является не буква, а звуки языка!"
Л.Н.Толстой на начальных этапах обучения граммоте предлагал не названия букв, а названия звуков и проводил эту работу на слух, без предварительного заучивания названий букв.
Среди современных ученых очень резко тот же вопрос ставил И.Н.Шапошников, который писал: "Неграмотный начинает читать (произнося слог слитно, без "заразы складов"), когда он слышит и различает отдельные звуки речи и, конечно, знает их буквенное соответствие".
Научно-теоретические и коррекционно-педагогические проблемы речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста состоят из ряда актуальных проблем, которые переходят из дошкольного обучения и воспитания к начальному обучению и воспитанию. В систему коррекционно-педагогической работы включают целый комплекс методик и предпологают раннее начало работы, поэтапное развитие нарушенных речевых функций.
Поскольку современное речевое развитие ребёнка в 6-7 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, тоесть лексические значения слов. (Д.Б.Эльконин). И в младшем школьном возрасте значительные резервы для языкового развития детей заключены в работе над семантикой слова (Л.И.Айдарова, Т.А.Ладыженская, А.М.Шахнарович), являющейся основой развития речи ребёнка (А.Н.Гвоздев, Д.Б.Эльконин, Д.Н.Богоявленский и др.). В содержании программ для начальной школы акцентируется внимание на работе над словом: оно выступает как основная анализируемая еденица речи на фоне предложения и текста. В связи с этим уровень лексического развития детей является одним из главных компонентов их речевой готовности к школьному обучению.
Логопед. работающий в логопедических группах коррекционного детского сада непосредственно сталкивается со следующими нарушениями речи:
⦁ Общее недоразвитие речи  (ОНР) - различные сложные речевые растройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, тоесть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интелекте.
У детей с ОНР имеются типичные проявления (несмотря на различную природу дефектов) указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
- позднее начало речи: первые слова появляются с 3-4, в крайних случаях к 5 годам;
- речь агромматична и недостаточно фонетически оформлена;
- экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая речь, обращенную к нему , не может сам правильно выразить свои мысли;
- речь детей с ОНР малопонятная (I, II уровня по Р.Е.Левиной).
⦁ Дизартрия - нарушение произношения в следствии нарушения инервации мышц речевого аппарата, возникающие в результате поражения нервной системы. При дизартрии, ограничена подвижность органов речи (мягкого неба, языка, губ), из-за чего нарушена артикуляция.
Стертая дизартрия речевая патология проявляющаяся в растройствах фонетического и просодического компанентов речевой функциональной сисемы и возникающая в следствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
В детском возрасте дизартирия нередко приводит к нарушению произнесения слов, и как следсвие, кнарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Выявление дизартрии требует неврологического обследования, по результатам которого начинаются лечение и логопедическая коррекция.
Исследования детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60 процентов детей имеют отклонения в речевом развитии.
Таким образом развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. Одним из основных этапов формирования граммотически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников. Логопед должен понимать что профилактика дисграфии, дизлексии является актуальной проблемой в современном модернизированном мире. Если раньше ребенок шел в школу и не мог писать и читать, то это считальсь нормой. Но в наше время ребенку, который не умеет читать, очень сложно ориентироваться в окружающем мире. Предупреждение нарушений чтения и письма одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учереждения.
В настоящее время является общепринятым тот факт, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с ОНР - это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом ОНР , испытывает большие трудности в обучении чтению и письму.
Затруднения и ошибки у детей с ОНР в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением окустически сходных звуков, непостредственностью звукового анализа и синтеза. Это влечет за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в ксловиях зрительно воспринимаемых графических знаков.
Специальные исследования Р.Е.Левиной (1968 год), Т.Б.Филичевой, Н.А.Чевелёвой, Н.Г.Чиркиной (1989 год) показали, что существует связь между различием звуков и запоминанием их графического обозначения. Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их как графем.
Если на первых порах обучения решающую роль играет узнование буквыи связанного с ней звука, то в дальнейшем навык чтения превращается в зрительное узнование звукового анализа образа слогов, целых слов, а иногда и фраз. Ребёнок должен соотнести буквы с этими образами и благодаря этому понять смысл читаемого текста.
У ребёнка с логопедическим диагнозом нет четких  представлений о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются обобщенные звукослоговые образы. Вследствие этого он не может объединять звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными более лёгкими слогами и узнавать их.
Чем более бедны представления детей о звуковом составе слова, тем сильнее обнаруживаются недостатки чтения, так как проявляется зависимость между узнаванием слога или слова и различением звуков, входящих в их состав. Отсутствие четкого звукового образа слова затрудняет формирование зрительного образа этого слова в процессе чтения. Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при чтении необходимо, чтобы звуковой состав был достаточно четок и ребёнок умел их правильно произносить.
Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и общим недоразвитием речиоткрывает пути к его предупреждению до того, как ребёнок поступает в школу.
Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения должны осуществляться комплексно.
На основе этого можно выделить приоритетные направления логопедической работы:
1. Развитие фонематического восприятия. Узнование неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).
3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложений слов, из слогов - звуков. Различение между собой любых звуков речи, как глассных, так и соглассных. Ребёнок должен понимать разницу между соглассными звуками (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие). Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги в слова. Умение определять последовательностьзвуков в слове и количествослогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы - подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
4. Развитие грамматических навыков. Основыными задачами этого этапа являются работа надпониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространения и сокращение предложений.
5. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.
Таким образом, в ходе проведения эффективной логопедической работы у ребёнка совершенствуется связная, могллогическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был...
В процессе речевой практики ребёнок к моменту поступления в школу овладевает также основными грамматическими закономенрностями языка. Он правильно строит предложения, граммотно выражает свои мысли в объеме доступных для него понятий.В его речи появляются и распространённые предложения, содержащие, кроме подлежащего и сказуемого, определения, обстоятельства. Наряду с формами прямых падежей ребёнок употребляет и формы косвенных падежей. Усложняются также грамматические конструкции предложений, проявляются придаточные конструкции с союзами "потому что", "если", "когда" и т.д. Всё это говорит об усложняющихся прцессах мышления у ребёнка, что находит свое выражение в речи.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что фундамент речевого развития рабёнка закладывается в дошкольном периоде, следовательно речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых, что послужит залогом успешного обучения в школе.
 

Библиография:
1. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. - М.:Педагогика, 2009.-123с.
2. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: пособие для логопеда. - М.Ж ВЛАДОС, 2001
3. Грушевская М.С. Недоразвитие речи у младших школьников и его преодоление.- А.: Мектеп, 2005. - 120с.
4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.
5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. - М.,1990.
6. Земляченко М.В. Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]/ М.Земляченко, Т.В.Кутергина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.)ю Меркурий, 2012.
7. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М.: Владос, 2003. - 351 с.
8. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003.- 3003. -330с.
9. Кударинова А.С., Тебенкова К.С., Ахметова Н.Ш., Туганбекова К.М., Ашимханова Г.С., Мусеева Г.Н. Роль логопедической диагностики в формировании правильной речи/ Фундаментальные исследования. - 2014. - №9-4.
10. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / "союз" Санкт-Петербург 1998 год.
11. Махнаева М. Проблема преемственности между детским садом и школой// Дошкольное воспитание . 2008, №9 - С.6-11.
12. Пискунова Е.Б. Преемственность дошкольников и младших школьников на примере развития речи // Начальная школа 2006.- №8. - С.18-22.
13. Преемственность в работе детского сада и начальной школы: Библиотека руководителя ДОУ / Сост. Широкова Г.К. - М.: Ансел - Прессс, 2008. - 96с.
14. Преемственные связи в работе дошкольных учреждений и начальной школы: Методические рекомендации / Сост. Гредасова В.Н. - Челябинск, 2001. - 35с.7. Проблемы приемственности дошкольного и начального школьного образования// начальная школа. - 2010.- №2
15.Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников/ Под ред. А.М.Шахнарович. - М., 2003.
16. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Филичева.Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 1999.
17. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб., 1995.
18. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб., 1997.
19. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. - СПб., 1999.
 
 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_belorusiya_2.docx12.13 КБ

Предварительный просмотр:

Яковлева Екатерина Алексеевна

Учитель-логопед I квалификационной категории

ГБДОУ д/с калининского района Санкт-Петербурга

Логопедические аспекты в развитии речи детей.

Вопросы преемственности дошкольного и школьного обучения.

«Единственное слово умственного общения людей есть слово,

и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие понятия.»

Л. Н. Толстой

Модернизация системы образования особо актуализировала проблемы, связанные с ее гуманизацией, одним из условий которой является реализация преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой.

В нормативных документах Министерства образования и науки РФ, в научной литературе, в выступлениях педагогов, психологов, медиков и общественных деятелей приемственность системы образования рассматривается в логике обеспечения его непрерывности и поступательного развития ребёнка.

Проблема приемственности всегда была в центре внимания отечественной психолого-педагогической науки (Б.Г.Ананьев, Ш.И.Ганелин, С.П.Годник, В.В.Давыдов, В.Т.Кудрявцев, А.А.Люблинская, М.Р.Львов и др.)

Большинство этих исследований выполнено во второй половине ХХ века. Изменения, происходящие в обществе и системе образования в настоящее время, требуют новых подходов к обсуждаемой проблеме: реализации приемственности с учетом современного состояния и перспектив развития дошкольного и начального школьного образования. Изучение состояния вопроса в теории и практике показывает, что преемственность зачастую понимается узко и больше декларируется, чем осуществляется.нередко преемственность характеризуетсякак информативная подготовка ребенка к новой ступени образования, как освоение содержания школьных курсов, что приводит к несформированности готовности к школе и отрицательно отражается на успешности обучения ребёнка, комфортности пребывания ребенка в кассе. Обучение в школе, начиная с шести лет, еще более актуализирует проблемму преемственности.

Школьная упеваемость тесно связана с развитием речи ребенка. Поэтому правильная речь считается основой для полного освоения школьного программного материала. Для выбора првильного коррекционного маршрута по развитию устпой или птсьменной речи необходима организация эффективной логопедической диагностики.

Повышение качества обучения и воспитания детей с теми или иными нарушениями в развитии продолжает оставаться актуальной проблемой и на сегодняшний день. Пересмотр задач обучения, воспитания, коррекции и развития детей с речевыми нарушениями обусловлен многими факторами, требованиями социума, где каждый дошкольник и ученик начальных классов способен к оригинальному, творческому мышлению, способен инициативно переносить знания, умения и имеющиеся навыки в новую ситуацию, планировать активную деятельность, контролировать и критически оценивать ход и результаты учения.

Одной из наиболее распространенных причин слабой успеваемости детей дошкольного и младшего школьного возраста являются разнообразные речевые нарушения, которые затрудняют овладение граммотой, правильным чтением, письмом. в свою очередь трудности овладениея чтением и письмом резко снижают учебную мотивацию, а иногда даже порождают ассоциальное или криминальное поведение. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков в период обучения граммоте, так как письменная речь формируется на основе устной речи и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. Патология речи оказывает негативноеивлияние на познавательную деятельность в целом и на формирование личности в том числе.

С каждым годом в начальной школе увеличивается количество неуспевающих детей по русскому языку. Наиболее распространенным нарушением является аккустическая дисграфия, что в свою очередь связанно с недоразвитием слуховых дифференцировок. Исходя из этого понятно, что для успешного обучения детей грамоте необходимы хорошо развитые фонематические процессы. Действительно, только лишь при наличии четкого образа звука, который не смешивается ни на слух, ни артикуляторно, возможно обучение граммоте.

Вопрос об обучении граммоте был поставлен очень давно. К.Д.Ушинский указывал на то, что прежде, чем знакомить ребенка с буквами, необходимо развивать "слух дитяти".

Д.Б.Эльконин в статье "Некоторые вопросы усвоения грамоты" отмечал: "...восприятие и различение букв - есть лишь внешняя сторона процесса чтения, за которой скрываются самые существенные и основные действия со звуками языка". Далее он говорил: "Предметом деятельности ребенка при обучении его чтению является не буква, а звуки языка!"

Л.Н.Толстой на начальных этапах обучения граммоте предлагал не названия букв, а названия звуков и проводил эту работу на слух, без предварительного заучивания названий букв.

Среди современных ученых очень резко тот же вопрос ставил И.Н.Шапошников, который писал: "Неграмотный начинает читать (произнося слог слитно, без "заразы складов"), когда он слышит и различает отдельные звуки речи и, конечно, знает их буквенное соответствие".

Научно-теоретические и коррекционно-педагогические проблемы речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста состоят из ряда актуальных проблем, которые переходят из дошкольного обучения и воспитания к начальному обучению и воспитанию. В систему коррекционно-педагогической работы включают целый комплекс методик и предпологают раннее начало работы, поэтапное развитие нарушенных речевых функций.

Поскольку современное речевое развитие ребёнка в 6-7 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, тоесть лексические значения слов. (Д.Б.Эльконин). И в младшем школьном возрасте значительные резервы для языкового развития детей заключены в работе над семантикой слова (Л.И.Айдарова, Т.А.Ладыженская, А.М.Шахнарович), являющейся основой развития речи ребёнка (А.Н.Гвоздев, Д.Б.Эльконин, Д.Н.Богоявленский и др.). В содержании программ для начальной школы акцентируется внимание на работе над словом: оно выступает как основная анализируемая еденица речи на фоне предложения и текста. В связи с этим уровень лексического развития детей является одним из главных компонентов их речевой готовности к школьному обучению.

Логопед. работающий в логопедических группах коррекционного детского сада непосредственно сталкивается со следующими нарушениями речи:

  • Общее недоразвитие речи  (ОНР) - различные сложные речевые растройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, тоесть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интелекте.

У детей с ОНР имеются типичные проявления (несмотря на различную природу дефектов) указывающие на системные нарушения речевой деятельности:

- позднее начало речи: первые слова появляются с 3-4, в крайних случаях к 5 годам;

- речь агромматична и недостаточно фонетически оформлена;

- экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая речь, обращенную к нему , не может сам правильно выразить свои мысли;

- речь детей с ОНР малопонятная (I, II уровня по Р.Е.Левиной).

  • Дизартрия - нарушение произношения в следствии нарушения инервации мышц речевого аппарата, возникающие в результате поражения нервной системы. При дизартрии, ограничена подвижность органов речи (мягкого неба, языка, губ), из-за чего нарушена артикуляция.

Стертая дизартрия речевая патология проявляющаяся в растройствах фонетического и просодического компанентов речевой функциональной сисемы и возникающая в следствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

В детском возрасте дизартирия нередко приводит к нарушению произнесения слов, и как следсвие, кнарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Выявление дизартрии требует неврологического обследования, по результатам которого начинаются лечение и логопедическая коррекция.

Исследования детей в массовых садах показали, что в старших и подготовительных к школе группах от 40 до 60 процентов детей имеют отклонения в речевом развитии.

Таким образом развитие речи дошкольников является одним из важных условий в подготовке детей дошкольного возраста к школьному обучению. Одним из основных этапов формирования граммотически правильной устной и письменной речи является работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников. Логопед должен понимать что профилактика дисграфии, дизлексии является актуальной проблемой в современном модернизированном мире. Если раньше ребенок шел в школу и не мог писать и читать, то это считальсь нормой. Но в наше время ребенку, который не умеет читать, очень сложно ориентироваться в окружающем мире. Предупреждение нарушений чтения и письма одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учереждения.

В настоящее время является общепринятым тот факт, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с ОНР - это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. Программы обучения в массовой школе усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом ОНР , испытывает большие трудности в обучении чтению и письму.

Затруднения и ошибки у детей с ОНР в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением окустически сходных звуков, непостредственностью звукового анализа и синтеза. Это влечет за собой неумение воссоздать правильную и точную звуковую форму слова в ксловиях зрительно воспринимаемых графических знаков.

Специальные исследования Р.Е.Левиной (1968 год), Т.Б.Филичевой, Н.А.Чевелёвой, Н.Г.Чиркиной (1989 год) показали, что существует связь между различием звуков и запоминанием их графического обозначения. Недостаточное различение акустически сходных звуков приводит к трудностям при запоминании начертания букв, усвоении их как графем.

Если на первых порах обучения решающую роль играет узнование буквыи связанного с ней звука, то в дальнейшем навык чтения превращается в зрительное узнование звукового анализа образа слогов, целых слов, а иногда и фраз. Ребёнок должен соотнести буквы с этими образами и благодаря этому понять смысл читаемого текста.

У ребёнка с логопедическим диагнозом нет четких  представлений о том, из каких звукобуквенных элементов состоит слово, то у него с трудом формируются обобщенные звукослоговые образы. Вследствие этого он не может объединять звуки в слоги по аналогии с уже усвоенными более лёгкими слогами и узнавать их.

Чем более бедны представления детей о звуковом составе слова, тем сильнее обнаруживаются недостатки чтения, так как проявляется зависимость между узнаванием слога или слова и различением звуков, входящих в их состав. Отсутствие четкого звукового образа слова затрудняет формирование зрительного образа этого слова в процессе чтения. Для правильного зрительного восприятия и узнавания слога или слова при чтении необходимо, чтобы звуковой состав был достаточно четок и ребёнок умел их правильно произносить.

Понимание взаимосвязи между нарушением чтения и общим недоразвитием речиоткрывает пути к его предупреждению до того, как ребёнок поступает в школу.

Преодоление общего недоразвития речи и профилактика нарушения чтения должны осуществляться комплексно.

На основе этого можно выделить приоритетные направления логопедической работы:

  1. Развитие фонематического восприятия. Узнование неречевых звуков, звуков речи. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.
  2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажение, замена, отсутствие звука).
  3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Выделение из предложений слов, из слогов - звуков. Различение между собой любых звуков речи, как глассных, так и соглассных. Ребёнок должен понимать разницу между соглассными звуками (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие). Выделение любых звуков из состава слова. Умение объединять звуки в слоги, слоги в слова. Умение определять последовательностьзвуков в слове и количествослогов. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обучение детей разным способам словообразования с помощью различных приставок. Другой вид работы - подбор однокоренных слов. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.
  4. Развитие грамматических навыков. Основыными задачами этого этапа являются работа надпониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространения и сокращение предложений.
  5. Развитие связной речи. Ведётся работа по обучению составления описательных рассказов и совершенствованию навыков пересказа небольших текстов.

Таким образом, в ходе проведения эффективной логопедической работы у ребёнка совершенствуется связная, могллогическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был...

В процессе речевой практики ребёнок к моменту поступления в школу овладевает также основными грамматическими закономенрностями языка. Он правильно строит предложения, граммотно выражает свои мысли в объеме доступных для него понятий.В его речи появляются и распространённые предложения, содержащие, кроме подлежащего и сказуемого, определения, обстоятельства. Наряду с формами прямых падежей ребёнок употребляет и формы косвенных падежей. Усложняются также грамматические конструкции предложений, проявляются придаточные конструкции с союзами "потому что", "если", "когда" и т.д. Всё это говорит об усложняющихся прцессах мышления у ребёнка, что находит свое выражение в речи.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что фундамент речевого развития рабёнка закладывается в дошкольном периоде, следовательно речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых, что послужит залогом успешного обучения в школе.

Библиография:

1. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. - М.:Педагогика, 2009.-123с.

2. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых: пособие для логопеда. - М.Ж ВЛАДОС, 2001

3. Грушевская М.С. Недоразвитие речи у младших школьников и его преодоление.- А.: Мектеп, 2005. - 120с.

4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.

5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. - М.,1990.

6. Земляченко М.В. Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]/ М.Земляченко, Т.В.Кутергина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.)ю Меркурий, 2012.

7. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М.: Владос, 2003. - 351 с.

8. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - СПб.: Речь, 2003.- 3003. -330с.

9. Кударинова А.С., Тебенкова К.С., Ахметова Н.Ш., Туганбекова К.М., Ашимханова Г.С., Мусеева Г.Н. Роль логопедической диагностики в формировании правильной речи/ Фундаментальные исследования. - 2014. - 9-4.

10. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / "союз" Санкт-Петербург 1998 год.

11. Махнаева М. Проблема преемственности между детским садом и школой// Дошкольное воспитание . 2008, 9 - С.6-11.

12. Пискунова Е.Б. Преемственность дошкольников и младших школьников на примере развития речи // Начальная школа 2006.- 8. - С.18-22.

13. Преемственность в работе детского сада и начальной школы: Библиотека руководителя ДОУ / Сост. Широкова Г.К. - М.: Ансел - Прессс, 2008. - 96с.

14. Преемственные связи в работе дошкольных учреждений и начальной школы: Методические рекомендации / Сост. Гредасова В.Н. - Челябинск, 2001. - 35с.7. Проблемы приемственности дошкольного и начального школьного образования// начальная школа. - 2010.- 2

15.Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников/ Под ред. А.М.Шахнарович. - М., 2003.

16. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Филичева.Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 1999.

17. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб., 1995.

18. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб., 1997.

19. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. - СПб., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический альбом по развитию речи детей

Логопедический альбом по развитию речи детей дошкольного возраста              Развитие речи детей одна из важных задач, которые ставит...

«ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИЯМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ·        ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ·        ТЕХНОЛОГИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА·...

Система логопедических занятий по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с сочетанием пальчиковой гимнастики, артикуляторной и речью.

В последнее время логопедами отмечается увеличение количества  детей  не говорящих или малоговорящих. Многие дети начинают говорить значительно позднее своих сверстников. Это тревожит как ро...

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Мои друзья – игрушки»

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Мои друзья – игрушки»...

План-конспект совместной деятельности «Преемственность дошкольного и школьного обучения детей. «Скоро в школу».

План-конспект совместной деятельности «Преемственность дошкольного и школьного обучения детей. «Скоро в школу»....

«Применение инновационных технологий в логопедической работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

В дошкольных учреждениях с каждым годом увеличивается рост числа детей, имеющих различные отклонения в развитии речи. В условиях развития современного общества педагоги постоянно сталкиваются с п...