Система работы по развитию мелкой моторики от рождения до школы ( игры, упражнения, рекомендации)
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Крутикова Ольга Михайловна
Крутикова Ольга Михайловна
Воспитатель 2 категории  Государственное  бюджетное
дошкольное   образовательное   учреждение  детский сад №92
комбинированного вида, г. Санкт-Петербург
 
Учеными доказано, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Не случайно в истории развития человечества роль рук подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Исследования развития движения рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и других специалистов (философов, языковедов, биологов, ученых) так как руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом.
Работы В. М. Бехтерева доказали влияние  манипуляции рук на функции нервной высшей деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка.
Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет о том что движение пальцев рук исторически, в ходе развития человека оказались тесно связаны с речевой функцией; ее исследования доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествуют появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схема человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Поэтому начинают тренировку с самого раннего детства.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
С детьми раннего и младшего дошкольного возраста выполняют простые упражнения сопровождаемые стихотворным текстом (например «сорока», « коза рогатая»; « мальчик-пальчик»),не забываем о развитии элементарных навыков самообслуживания; расстегивание и застегивание пуговиц; и завязывание шнурков. 
Кроме того, двигательная активность ребенка, его предметно - манипуляторная деятельность, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости),оказывает стимулирующие влияние на речевую функцию ребенка, на развитие у него сенсорной и моторной сторон речи. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция звуков. Таким образом, « есть все основания рассматривать кисти рук, как орган речи - такой же артикуляционный аппарат, с той точки зрения проекция руки есть одна речевая зона мозга».
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой:
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами  индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной  деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому. Учат  вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
Учится концентрировать  свое внимание и правильно его распределить.
Если ребенок выполняет упражнения, сопровождая их короткими стихотворными сточками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
Развивается память ребенка, так как он учится  запоминать определенные положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет рисунок).
У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет « рассказывать руками» целые истории.
В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцев приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыков письма.
Развитие мелкой моторики руки является необходимой частью любых систем дошкольного воспитания - как традиционных, так и вновь «открытых»  ( таких, как, например, система М. Монтессори  и система Р.Штейнера). Пальцы маленького ребенка должны  развиваться и  тренироваться, осязание играет роль в развитие речи, обострении  тактильных возможностей, тренировки мускульной памяти, подготовки и обучении к письму, развитии воображения.
Многие родители и воспитатели, думая  о том , как лучше  подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет.
Взрослые даже не представляют себе, насколько важно тренировать у ребенка  произвольное внимание и движения пальцев рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является из главных условий последующего успешного овладения письмом.
Чтобы будущий первоклассник умело обращался  с ручкой, карандашом, фломастером, кистью. Нужно развивать движения его пальцев, стремясь  к тому чтобы они, были наиболее согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепление подвижности, силы, координацию движений. Все это – основные составляющие овладения  письмом. 
Развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму  и рисованию, но и тесно связано с развитием речи. 
Упражнения на развитие мелкой моторики  можно проводить со всеми  дошкольниками, но особенно в них нуждаются ребята, у которых наблюдается общее недоразвитие или какие – либо ее нарушения (заикание и т.п.)  Однако на практике выполнение специальных заданий вызывает у детей затруднения, особенно у подвижных и активных дошкольников. Поэтому для любого ребенка очень важно быть заинтересованным, увлеченным тем, что он делает. Без такого интереса ему будет трудно и скучно  выполнять упражнения. И ни угрозы, ни наказания взрослых не смогут изменить ситуации.
Исходя из этого, в работе с ребенком, особенно на начальном этапе, целесообразно применять индивидуальную форму занятий, осуществлять контроль и пошаговую, дозированную помощь  со стороны взрослого. Индивидуальная работа отвечает также потребности  ребенка со стороны взрослого,  и, кроме того, она помогает развитию мотивационной сферы, в частности, положительному отношению малыша к  последующему активному. Самостоятельному выполнению учебных заданий.
Большинству детей доставляют радость упражнения на развитие мелкой моторики, которые принимают вид веселой игры. При описании традиционных пальчиковых игр специалистами выделяют два их основных типа:
Фольклорные игры – прибаутки, потешки, частушки;
Игры – забавы с правилами – инсценировки сцен и сюжетов на темы детских стихов. Также игры могут дополняться разнообразным мелким реквизитом – бусинами, шариками, карандашами, кубиками и т.д.
Игры второго типа в настоящее время наименее изучены и, как правило, представляют собой авторские игры – упражнения, использующие в качестве основных движений сгибание - разгибание первых трех пальцев (социальная зона), активных как в быту, так и в общении. Безымянные пальцы и мизинцы часто пассивны.
Для развития подвижности и гибкости кистей рук («Сороконожки», «Краб», «Осьминоги», «Веселые лошадки», «Кит», «Маленький художник», «Мышки – пекари», «Воздушный шарик», «Танец»); веселые забавы на удержание позы («Слон», «Козочка», «Краб», «Сова», «Солдатик», «Воздушный шарик», «Заборчик», «Любопытная ворона», «На высокой скале»); пальчиковые игры, развивающие автоматизм движений. Такие упражнения состоят из серии последовательных элементов и сопровождаются стихами, ритм которых соответствует ритму выполняемых движений («Солдатики», «Барабан», «Наши пальчики», «Пальчики - забияки»). Помимо сжимания и растяжения пальцев важно уделять внимание их расслаблению («Сороконожки», «Рыбки», «Осьминоги», «Оркестр», «Веселые лошадки», «Маленький художник»).
 Рекомендации:
Все пальчиковые игры надо начинать небольшой разминки сгибания и разгибания пальчиков, сопровождая упражнение присказкой;
- Пальчик – мальчик,
Где ты был?
- С этим братцем 
В лес ходил
- С этим братцем
Щи варил
- С этим братцем
Кашу ел
- С этим братцем
Песни пел.
Перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее ход, показать ключевые комбинации пальцев и кистей рук, основные  движения.
Сначала движения пальцев выполняются в замедленном темпе, чтобы ребенок мог их запомнить и повторить, а затем скорость и количество повторений постепенно увеличиваются. 
Выполнить пальчиковые игры необходимо вместе с ребенком, показывая свою заинтересованность процессом. Это создает необходимый эмоциональный настрой, радостное общение со взрослыми, когда они, «как маленькие», вместе с малышом азартно участвуют в игре.
Не забывайте, что, как правило, ребенок воспринимает ваши действия зеркально, потому, произнося команду «влево», вам придется повернуть руку вправо и наоборот.
Не ставьте перед ребенком одновременно несколько задач, к примеру, показывая движение и произносить текст стиха,  так как объем внимания у детей ограничен, и сложная задача может сразу отбить интерес к игре. 
В процессе игры стимулируйте проговаривание детьми стихов, помните, что наибольшее внимание ребенка привлекает рифмованная речь, еще лучше, если игра сопровождается пением. Тексты стихов можно пропевать на любые подходящие мелодии.
Если малыш поначалу выполняет что – то неправильно, не делайте резких замечаний, поощряйте успехи.
Обычно одна игра, упражнение длится не более 2 – 5 минут.
 Освоив с ребенком два или три упражнения, постепенно усложняете их различными вариациями, изменяйте правила.
 Если ребенок отказывается выполнять задания, не принуждайте его. Попробуйте разобраться в причинах отказа или выберите другую пальчиковую игру.
 Хорошо, если ребенок попробует придумать новые игры, образы, и движения.
 Чтобы кисти рук ребенка приобрели хорошую подвижность, гибкость. Помимо пальчиковых игр полезно:
Запускать пальцами мелкие волчки;
Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики;
Разминать пальцами пластилин, глину;
Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;
Нанизывать на нитку бусины;
Пришивать крупные пуговицы;
Наматывать тонкую цветную нитку (проволоку) на катушку, на свои пальцы;
Завязывать шнурки на тонком толстом шнурке;
Закручивать шурупы, гайки;
Мыть руками поролоновые шарики, губку;
Вязать на спицах;
Вырезать ножницами фигуры из бумаги;
Помните, что пальчиковые игры и другие занятия с детьми, помогающие овладению письма, должны быть веселыми и интересными. Скука и переутомление – плохие союзники. Постарайтесь не забывать, что для ребенка важна ваша заинтересованность, самоотдача и не столько длительность общения, сколько его качество.
 
          
Список литературы:
Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игро - тренинг.  – Екатеринбург: У – Фактория, 2005. – 224с. (Серия «Психология детства: Современный взгляд»).
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.(Из опыта работы).

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста(из опыта работы)...

Система работы по развитию мелкой моторики рук в раннем возрасте (по материалам формирующего эксперимента)

Формирующий эксперимент проводился в ГБДОУ № 53 Кировского района в первой младшей группе № 3. В эксперименте участвовало 10 детей группы в возрасте 2,6-3,4 лет, выбор детей обусловлен уровнем р...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ...

Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Цель работы - продемонстрировать развитие мелкой моторики, координации рук и непосредственное влияние мелкой моторики на развитие ребенка (его речевых, предметно0практических навыков). В данной методи...

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . (Из опыта работы)  Условия возникновения опытаВопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неодн...

Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. (нетрадиционные формы работы)

Система работы по развитию мелкой моторики руку детей младшего дошкольного возраста.(нетрадиционные формы работы)...