Методическая разработка по теме: «Психологические проблемы одаренных детей»
методическая разработка на тему
Фраза о том, что таланту нужно помогать, а бездарность всегда сама пробьется, не лишена смысла. Конечно, интеллектуально одаренный ребенок, как правило, хорошо учится и является гордостью родителей и педагогов. но в то же время именно одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску и часто имеют серьезные психологические проблемы. В данной методической разработке представленна как теоретическая часть, так и практическая часть, относящаяся к информации о том,как мы можем помочь ребенку способному, одаренному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме: «Психологические проблемы одаренных детей»
Одаренные дети – очень ценная, но и весьма хрупкая часть нашего общества. Фраза о том, что таланту нужно помогать, а бездарность всегда сама пробьется, не лишена смысла. Конечно, интеллектуально одаренный ребенок, как правило, хорошо учится и является гордостью родителей и педагогов. но в то же время именно одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску и часто имеют серьезные психологические проблемы. Выходя из стен школы, они чаще оказываются менее адаптированными к сложной взрослой жизни. У них чаще возникают проблемы со здоровьем, они чаще испытывают эмоциональные стрессы. В чем причины этого?
Во-первых, любое значительное отклонение от средней возрастной нормы (как в сторону понижения, так и в сторону повышения), в том числе и в области интеллекта – это своего рода «ненормальность», которая может нарушить стабильность организма и снизить его адаптивные возможности.
Напомню вам, что означает термин IQ (коэффициент умственного развития). Это деление умственного возраста (продемонстрированного при решении заданий теста) на фактический и умножение результата на 100. Например, если умственный возраст 10 – летней девочки = 12 годам, то ее I Q = (12: 10) х 100 = 120. У большинства детей умственный возраст равен фактическому (=100) (тесты Бине и Симона).
Ребенок со столь высокими интеллектными способностями очень далеко отрывается от своих сверстников, у него возникают особые интересы, особый взгляд на мир, в результате он может оказаться в изоляции от своей группы, часто подвергается насмешкам и гонениям.
И реакция на это со стороны одаренного ребенка может быть различной. Или у него формируется стремление не выделяться, не быть «белой вороной», он уходит в себя, в мир своих фантазий, становится апатичным, подвержен депрессиям.
Но протест против сложившегося отношения сверстников может выражаться, напротив, демонстративной асоциальностью: одаренный ребенок может вести себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагировать на действия и оценки окружающих.
Талантливый ребенок осознает скорее не свою одаренность, а свою отличность от других. Переживание этой отличности (при неблагоприятных условиях) может порождать личностный конфликт. В дошкольном возрасте такие конфликты выражаются в высокой тревожности, неуверенности детей. В подростковом возрасте, в период знаменитого «кризиса идентичности» осознание своего Я как отличного может привести к серьезным психологическим срывам.
Дополнительной проблемой является, так называемая «диссинхрония развития», свойственная многим одаренным детям. Она заключается в том, что при опережающем развитии отдельных функций ( например, интеллекта), одаренные дети в других отношениях иногда уступают своим сверстникам.
Распространенный пример диссинхронии – слабое развитие мелкой моторики у некоторых интеллектуально одаренных детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Мелкая моторика, как известно, является важнейшим компонентом развития письма, т. е. условием успешного освоения правописания в младших классах. В результате некоторые одаренные дети в этих классах оказываются слабо успевающими, а их особые возможности и потребности - невостребованными. У них теряется учебная мотивация, и может развиться стойкое отвращение к школе.
Другим, менее распространенным, но еще более драматичным примером, диссинхронии является дислекия (т.е. слабое развитие речи) у некоторых одаренных детей. Расстройством речи в детстве страдали такие великие люди, как Микеланджело, Роберт Бернс, Огюст Роден, Альберт Эйнштейн, Уинстон Черчилль. Понятно, что проблемы с речевым развитием затрудняют ребенку возможность успешно учиться. Далее включается тот же механизм: низкая успеваемость – потеря учебной мотивации и интереса к школе – уход в свои проблемы. По этому механизму, видимо, и происходит образование случаев так называемой «скрытой одаренности». «Скрытой» называется такая одаренность, которая не проявляется в высокой школьной успеваемости и не является очевидной для тех, кто ребенка окружает – семьи, учителей, сверстников. Более того, дети, обладающие такого рода одаренностью, часто бывают просто неуспевающими. Уже стал хрестоматийным пример А. Эйнштейна: он поздно начал говорить, в гимназии был далеко не из лучших, считался «тугодумом» и в 15 лет был исключен как неспособный ученик.
Способные дети, не нашедшие себя в школе и не продолжившие образование в вузе, все равно будут искать применения своим большим возможностям, и порой образуют костяк сил, направленных на разрушение общества.
Психологические исследования позволили выявить те условия, при которых эффективность применения способностей возрастает:
1. Важнейшим условием плодотворной умственной работы как ребенка, так и взрослого, являются вера в себя и свои возможности. В сфере науки известен так называемый «закон накапливаемых преимуществ», который состоит в том, что продуктивность ученого возрастает после того, как он совершает открытие, которое получает высокую оценку в научном сообществе. Аналогичный механизм в отношении детей еще больше выражен: даже частный успех (небольшой, пусть даже специально спланированный учителем или родителями) может заставить ребенка поверить в свои силы и обрести творческие способности.
2 .Психологическая наука только в последнее время подошла к пониманию того, насколько чувствительны дети к поощрению или осмеянию их интеллектуальных и творческих начинаний и как отношение других людей сказывается на развитии способностей ребят. Причем, оптимальной здесь является «золотая середина»: необходима поддержка самостоятельного мышления ребенка, но не стоит и формировать у него слишком высокие притязания, объявляя «гениальным» любое его произведение, что иногда делают некоторые родители.
3. «Эффект Пигмалеона» - дети, от которых взрослые ожидали лучших результатов, действительно занимались лучше и показали объективно лучшие результаты, чем другие.
4. Любой процесс обучения преследует по крайне мере две цели. С одной стороны, мы даем ребенку совокупность знаний, необходимых для ориентации в жизни, с другой стороны, учим мыслить самостоятельно. Очень важно в этом отношении поддерживать и развивать в ребенке его собственную активность, связанную с задаванием вопросов.
5. Наконец, конечно, для формирования творческих возможностей детей особо важно наличие у них перед глазами образцов творческого поведения значимых взрослых.
Одна из Парламентских Ассамблей Совета Европы была посвящена образованию одаренных детей. В ее рекомендациях содержится такой пункт:
«Особо одаренные дети должны пользоваться приспособленными к их нуждам условиями образования, которые позволили бы им полностью реализовать свои возможности как в своих интересах, так и в интересах общества. Ни одна страна не может позволить себе транжирить таланты, а не выявлять своевременно интеллектуальные или иные потенциалы означает транжирить человеческие ресурсы».
Программа тренинговых занятий со способными детьми в старшей подготовительной группе
Цель: повысить уровень исследовательской мотивации и творческой направленности
личности, помочь ребенку обрести более глубокое и целостное
восприятие окружающего.
Номер занятия | Виды работ | Задачи | Формы и средства проведения |
Занятие № 1 | беседа; визуализация; сказкотерапия; дискуссия | - знакомство с группой; формирование взаимного доверия. - снятие тревожности, создание атмосферы взаимопонимания и заинтересованности, развитие воображения - создание предпосылок для личностного роста; - закрепить метафору на материальном уровне, актуализировать ролевые позиции детей в процессе совместной деятельности; - | 1. Знакомство 2. Упражнение «Световой поток». 3. Сказка 4. Упражнение - практикум «Создание птиц». 5.Рефлексия |
Занятие № 2 | визуализация, сказкотерапия, игротерапия | - создание положительной эмоциональной атмосферы ; - актуализация внутреннего ресурса, исследование своего внутреннего мира на проективном материале, создание положитель ного эмоционального настроя; - создать аллегорическое изображение состояния творческого тупика и наметить начало личностного роста ; - закрепить различные ролевые позиции детей в процессе совместной деятельности, способствовать самосознанию, развивать наблюдательность, тренировать способности визуализации. | 1.Приветствие «Добрый день...» 2.Визуализация «Полет на ковре» 3.Продолжение сказки 4. Творческая игра «Волшебный мир». 5. Рефлексия |
Занятие № 3 | Дискуссия, Сказкотерапия, мозговой штурм | - создание положительной эмоциональной атмосферы ; - обучать навыкам сотрудничества и выработке групповых решений; - закрепить понимание многозначности слова”мир”;актуализировать необходимость задавать вопросы; - побудить детей задавать вопросы , на которые нет пока найденого ответа | 1.Приветствие “Добрый день...” 2.Игра-дискуссия «Наш мир»(по матери алам домашнего задания) 3.Сказка . 4. Упражнение «Соревнование почемучек» 5. Рефлексия. |
Занятие № 4 | деловая игра, | -актуализация потребности в исследовательском поиске, развитие коммуникативных навыков ; | 1.Приветствие «Превращения» 2.Игра «Этот удивительный мир». 3.Рефлексия |
Занятие № 5 | мозговой штурм сказкотерапия, игротерапия дискуссия, | - систематизация основных направлений изучение мира, первое технологическая карта. - актуализация потребности в открытии через эмоциональный настрой; - развитие творчества и исследовательской мотивации при помощи создания ситуации незавершенности. -анализ полученной информации, саморефлексия эмоционального состояния участников. | 1.Приветствие 2.Упражнение ”Как изучать мир?” 3. Сказка 4. Игра-инсценировка «Волшебное путешествие». 5.Рефлексия |
Занятие № 6 | сказкотерапия, Дискуссия, | - создание эмоционального комфорта в группе - актуализация потребности в открытии через эмоциональный настрой и познавательный интерес; - осознание качеств, определяемых именами, через образное восприятие; переживание творческой сопричастности к общему делу; - помощь в преодолении негативных переживаний воспитание новых способов общения, | 1.Приветствие
2. Сказка 3.Творческая игра «Образ моего имени» 4. Прощание “Пожелание” |
Занятие № 7 | сказкотерапия; игротерапия, арт-терапия, мозговой штурм дискуссия | - создание положительной эмоциональной атмосферы ; - дать эмоциональный настрой для нового поиска; - создание игрового контекста,ситуации,которая стимулирует исследователейискать разные решения.анализировать, делать выбор, придумывать различные задания,характеризуя свойства предметов; - актуализация мотивации к изучению пространства и его особенностей.Формулирование основных свойств пространства при помощи его изображения. - обсуждение ролиизмерений при изучении свойств пространства, характеристика изменений не только как математического инструмента, но и как средства познания мира; | 1.Приветствие “Добрый день...” 2.Сказка . 3.Игра-инсценировка «Волшебное путешествие» 4. “Рисуем карту” 5.Упражнение ”Что такое мера” 5. Рефлексия. |
Занятие № 8 | игра сказкотерапия; мозговой штурм беседа | - создание положительной эмоциональной атмосферы ; - развитие способности самостоятельно анализировать, вырабатаывать критерии для исследования пространства; - создание проблемной ситуации, обсуждение понятия “время”;
-активизация исследовательской мотивации; - дать философское, более глубокое понятие “время” | 1.Приветствие “Добрый день...” 2.Игра-экспертиза «Совет мудрецов ». 3.Сказка “Время” 4. Упражнение «Что такое время» 5. Беседа “Что мы знаем о времени” 6. Рефлексия. |
Занятие № 9 | игра сказкотерапия ; игра дискуссия | - создание положительной эмоциональной атмосферы ; - задать контекст для последующей деловой; - актуализация исследовательского мотива постепенный переход от простого наблюдения к осмысленному эксперименту , изучению взаимосвязей между явлениями; - помочь более глубокому осмыслению важности причино-следственных связей | 1.Приветствие “Добрый день...” 2.Сказка 3..Игра-конференция 4. Беседа «О причинах и следствиях» 5. Рефлексия. |
Занятие № 10 | игра сказкотерапия ; игра сказкотерапия мозговой штурм | - создание положительной эмоциональной атмосферы ; - задать контекст для последующей деловой игры ; - актуализация исследовательского мотива постепенный переход к ролевой позиции; - закрепление позитивного эмоционального настроя,стимул к самостоятельному обобщению материала; - Создание обобщенной картины мира. - | 1.Приветствие “Добрый день...” 2.Сказка 3..Игра-конференция 4. Сказка «Прощание» 5.Мозговой штурм “Мир- какой он ?” 6. Завершение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Актуальность изучения проблемы одаренности, прежде всего, обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Неопределенность ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Актуальность изучения проблемы одаренности, прежде всего, обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Неопределенность ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/29/picture-646640-1435598399.png)
Методическая разработка на тему: «Психологическая поддержка педагога как фактор психологической комфортности образовательного процесса»
В данной методической разработке описаны этапы создания тренинговой группы по профилатике эмоционального выгорания педагогов, тематическое планирование встреч, примеры упражнений...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/14/picture-653335-1439532110.jpg)
Методическая разработка на тему "Организация самостоятельной деятельности детей по теме "Весна"
Конспект самостоятельной деятельности, как итоговое мероприятие по теме "Весна. Семья"...
Методическая разработка на тему: "Психологическая готовность детей к обучению в школе"
Представлены материалы позволяющие изучить вопрос готвности детей дошкольного возраста к обучению в школе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/27/picture-1097384-1545917356.jpg)
Методическая разработка на тему: "Краткосрочный проект для детей 4-5 лет на тему "Рождество Христово".
Тема: "Рождество Христово"Тип проекта: информационно - творческийУчастники проекта:дети дошкольного возраста (4-5 лет), воспитатели, родители.Срок реализации: 1 неделяАктуальность:...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-486117-1411916059.gif)
Методическая разработка на тему: «Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС»
ВведениеОдаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себеогромного внимания. Необходимо холить и лелеять,ухаживать за н...