Главные вкладки

    Методическая разработка по теме: «Психологические проблемы одаренных детей»
    методическая разработка на тему

    Хавкина Татьяна Александровна

    Фраза о том, что  таланту нужно помогать, а бездарность всегда сама пробьется, не лишена смысла. Конечно,  интеллектуально одаренный ребенок, как правило, хорошо учится и является гордостью родителей и педагогов. но в то же время именно одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску и часто имеют серьезные психологические проблемы. В данной методической разработке представленна как теоретическая часть, так и практическая часть, относящаяся к информации о том,как мы можем помочь ребенку способному, одаренному.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon psihologicheskie_problemy_s_odarennymi_detmi.doc67.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка по теме: «Психологические проблемы одаренных детей»

    Одаренные дети  – очень ценная, но и весьма хрупкая часть нашего общества. Фраза о том, что  таланту нужно помогать, а бездарность всегда сама пробьется, не лишена смысла. Конечно,  интеллектуально одаренный ребенок, как правило, хорошо учится и является гордостью родителей и педагогов. но в то же время именно одаренные дети в своем развитии подвержены особому риску и часто имеют серьезные психологические проблемы.        Выходя из стен школы, они чаще оказываются менее адаптированными к сложной взрослой жизни. У них чаще возникают проблемы со здоровьем, они чаще испытывают эмоциональные стрессы. В чем причины этого?

    Во-первых, любое значительное отклонение от средней возрастной нормы (как в сторону понижения, так и в сторону повышения), в том числе и в области интеллекта – это своего рода «ненормальность»,  которая может нарушить стабильность организма и снизить его адаптивные возможности.

    Напомню вам, что означает термин IQ (коэффициент умственного развития). Это деление умственного возраста (продемонстрированного при решении заданий теста) на фактический и умножение результата на 100. Например, если умственный возраст 10 – летней девочки = 12 годам, то ее I  Q = (12: 10) х  100 = 120. У большинства детей умственный возраст равен фактическому (=100) (тесты Бине и Симона).

    Ребенок со столь высокими интеллектными способностями очень далеко отрывается от своих сверстников, у  него возникают особые интересы, особый взгляд на мир, в результате он может оказаться в изоляции от своей группы, часто подвергается насмешкам и гонениям.

    И реакция на это со стороны одаренного ребенка может быть различной. Или у него  формируется стремление не выделяться, не быть «белой вороной», он уходит в себя, в мир своих фантазий, становится апатичным, подвержен депрессиям.

    Но протест против сложившегося отношения сверстников может выражаться, напротив, демонстративной асоциальностью: одаренный ребенок может вести себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагировать на действия и оценки окружающих.

    Талантливый ребенок осознает скорее не свою одаренность, а свою отличность от других. Переживание этой отличности  (при неблагоприятных условиях) может порождать личностный конфликт. В дошкольном возрасте такие конфликты выражаются в высокой тревожности, неуверенности детей. В подростковом возрасте, в  период знаменитого «кризиса идентичности» осознание своего Я как отличного  может привести к серьезным психологическим срывам.

    Дополнительной проблемой является, так называемая «диссинхрония развития», свойственная многим одаренным детям. Она заключается в том, что при опережающем развитии отдельных функций ( например,  интеллекта), одаренные дети в других отношениях иногда уступают своим сверстникам.

    Распространенный пример диссинхронии – слабое развитие мелкой моторики у некоторых интеллектуально одаренных детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Мелкая моторика, как известно, является важнейшим компонентом развития письма, т. е. условием успешного освоения правописания в младших классах. В результате некоторые одаренные дети в этих классах оказываются слабо успевающими,  а их особые возможности и потребности -  невостребованными. У них теряется учебная мотивация, и может развиться стойкое отвращение к школе.

    Другим, менее распространенным, но еще более драматичным примером, диссинхронии является дислекия  (т.е. слабое развитие речи) у некоторых одаренных детей. Расстройством речи в детстве страдали такие великие люди, как Микеланджело, Роберт Бернс, Огюст Роден, Альберт Эйнштейн, Уинстон Черчилль. Понятно, что проблемы с речевым развитием затрудняют ребенку возможность успешно учиться. Далее включается тот же механизм: низкая успеваемость – потеря учебной мотивации и  интереса к школе – уход в свои проблемы. По этому механизму, видимо, и происходит образование случаев так называемой «скрытой одаренности». «Скрытой» называется такая одаренность, которая не проявляется в высокой школьной успеваемости и не является очевидной для тех, кто ребенка окружает – семьи, учителей, сверстников. Более того, дети,  обладающие такого рода одаренностью, часто бывают просто неуспевающими. Уже стал хрестоматийным пример А. Эйнштейна: он поздно начал говорить, в гимназии был далеко не из лучших,  считался «тугодумом» и в 15 лет был исключен как неспособный ученик.

    Способные дети, не нашедшие себя в школе и не продолжившие образование в вузе,  все равно будут искать применения своим большим возможностям, и порой образуют костяк сил, направленных на разрушение общества.

    Психологические исследования позволили выявить те условия, при которых эффективность применения способностей возрастает:

    1. Важнейшим условием плодотворной умственной работы как ребенка, так и взрослого, являются вера в себя и свои возможности. В сфере науки известен так называемый «закон накапливаемых преимуществ», который состоит в том, что продуктивность ученого возрастает после того, как он совершает открытие, которое получает высокую оценку в научном сообществе. Аналогичный механизм в отношении детей еще больше выражен: даже частный успех (небольшой, пусть даже специально спланированный учителем или родителями) может заставить ребенка поверить в свои силы и обрести творческие способности.

    2 .Психологическая наука только в последнее время подошла к пониманию того, насколько чувствительны дети к поощрению или осмеянию их интеллектуальных и творческих начинаний и как отношение  других людей сказывается на развитии способностей ребят. Причем, оптимальной здесь является «золотая середина»:  необходима поддержка самостоятельного мышления ребенка, но не стоит и формировать у него слишком высокие притязания, объявляя «гениальным» любое его произведение, что иногда делают некоторые родители.

    3. «Эффект Пигмалеона» - дети, от которых взрослые ожидали лучших результатов, действительно занимались лучше и показали объективно лучшие результаты, чем другие.

     4. Любой процесс обучения преследует по крайне мере две цели. С одной стороны, мы даем ребенку совокупность знаний, необходимых для ориентации в жизни, с другой стороны, учим мыслить самостоятельно. Очень важно в этом отношении поддерживать и развивать в  ребенке его собственную активность, связанную с задаванием вопросов.

    5. Наконец, конечно, для формирования творческих возможностей детей особо важно наличие у них перед глазами образцов творческого поведения значимых взрослых.        

            Одна из Парламентских Ассамблей Совета Европы была посвящена образованию одаренных детей. В ее рекомендациях содержится такой пункт:

            «Особо одаренные дети должны пользоваться приспособленными к их нуждам условиями образования, которые позволили бы им полностью реализовать свои возможности как в своих интересах, так и в интересах общества. Ни одна страна не может позволить себе транжирить таланты, а не выявлять своевременно интеллектуальные или иные потенциалы означает транжирить человеческие ресурсы».


    Программа тренинговых занятий со способными  детьми в старшей подготовительной группе

    Цель:          повысить уровень исследовательской мотивации и творческой направленности

                         личности, помочь ребенку обрести  более глубокое и целостное

                         восприятие окружающего.

    Номер

    занятия

    Виды

    работ

    Задачи

    Формы и средства проведения

    Занятие    № 1

     беседа;

    визуализация;

    сказкотерапия;

    дискуссия

    -     знакомство с группой; формирование взаимного доверия.

    -    снятие тревожности, создание атмосферы взаимопонимания и заинтересованности, развитие воображения

    -   создание предпосылок для личностного роста;

    -   закрепить метафору на материальном уровне,     актуализировать ролевые позиции детей в процессе совместной деятельности;

    -

    1. Знакомство

    2. Упражнение 

    «Световой поток».

    3. Сказка

    4. Упражнение - практикум «Создание птиц».

    5.Рефлексия

    Занятие № 2

    визуализация,

    сказкотерапия,

    игротерапия

    -  создание положительной эмоциональной атмосферы ;

    -  актуализация внутреннего ресурса, исследование своего внутреннего мира на проективном материале, создание положитель ного эмоционального настроя;

    -  создать аллегорическое изображение состояния творческого тупика и наметить начало  личностного роста ;

    -  закрепить различные ролевые позиции детей в процессе  совместной деятельности, способствовать самосознанию, развивать наблюдательность, тренировать способности визуализации.

    1.Приветствие

    «Добрый день...»

    2.Визуализация «Полет на ковре»

    3.Продолжение сказки  

    4. Творческая игра «Волшебный мир».

    5. Рефлексия

    Занятие № 3

    Дискуссия,

    Сказкотерапия,

    мозговой штурм

    -  создание положительной эмоциональной атмосферы ;

    -  обучать навыкам  сотрудничества и выработке групповых решений;

    -  закрепить понимание многозначности слова”мир”;актуализировать необходимость задавать вопросы;

    -  побудить детей задавать вопросы , на которые нет пока найденого ответа

    1.Приветствие

    “Добрый день...”

    2.Игра-дискуссия 

    «Наш мир»(по матери алам домашнего задания)

    3.Сказка .

    4. Упражнение «Соревнование почемучек»

    5. Рефлексия.

    Занятие № 4

    деловая игра,

    -актуализация потребности в исследовательском поиске, развитие коммуникативных навыков ;

    1.Приветствие «Превращения»

    2.Игра

    «Этот удивительный мир».

    3.Рефлексия

    Занятие № 5

    мозговой штурм

    сказкотерапия,

    игротерапия

    дискуссия,

    - систематизация  основных направлений изучение  мира, первое технологическая карта.

    - актуализация  потребности в открытии через эмоциональный настрой;

    - развитие творчества и исследовательской мотивации при помощи создания ситуации незавершенности.

    -анализ полученной информации, саморефлексия эмоционального состояния участников.

    1.Приветствие

    2.Упражнение

    ”Как изучать мир?”

    3. Сказка

    4. Игра-инсценировка «Волшебное путешествие».

    5.Рефлексия

    Занятие № 6

    сказкотерапия,

    Дискуссия,

    - создание эмоционального комфорта в группе

    - актуализация потребности в открытии через эмоциональный настрой и познавательный интерес;

    - осознание качеств, определяемых именами, через образное восприятие; переживание творческой сопричастности к общему делу;

    - помощь в преодолении негативных переживаний

    воспитание новых способов общения,

    1.Приветствие

     

    2. Сказка

    3.Творческая игра «Образ моего имени»

    4. Прощание “Пожелание”

    Занятие № 7

    сказкотерапия;

    игротерапия,

    арт-терапия, мозговой штурм

    дискуссия

    -  создание положительной эмоциональной атмосферы ;

    -  дать эмоциональный настрой для нового поиска;

    -  создание игрового контекста,ситуации,которая стимулирует исследователейискать разные решения.анализировать, делать выбор, придумывать различные задания,характеризуя свойства предметов;

    -  актуализация мотивации к изучению пространства и его особенностей.Формулирование основных свойств пространства при помощи его изображения.  

    - обсуждение ролиизмерений при изучении свойств пространства, характеристика изменений не только как математического инструмента, но и как средства познания мира;

    1.Приветствие

    “Добрый день...”

    2.Сказка .

    3.Игра-инсценировка

    «Волшебное путешествие»

    4. “Рисуем карту”

    5.Упражнение  

    ”Что такое мера”

    5. Рефлексия.

    Занятие № 8

    игра

    сказкотерапия;

    мозговой штурм

    беседа

    -  создание положительной эмоциональной атмосферы ;

    -  развитие способности самостоятельно анализировать, вырабатаывать критерии для исследования пространства;

    -  создание проблемной ситуации, обсуждение понятия “время”;

    • побудить детей задавать вопросы , на которые нет пока найденого ответа ;

    -активизация исследовательской мотивации;

    - дать философское, более глубокое  понятие “время”

    1.Приветствие

    “Добрый день...”

    2.Игра-экспертиза

    «Совет  мудрецов ».

    3.Сказка “Время”

    4. Упражнение «Что такое время»

    5. Беседа “Что мы знаем о времени”

    6. Рефлексия.

    Занятие № 9

    игра

    сказкотерапия ;

    игра

    дискуссия

    -  создание положительной эмоциональной атмосферы ;

    -  задать контекст для последующей деловой;

    -  актуализация исследовательского мотива постепенный переход от простого наблюдения к осмысленному  эксперименту , изучению взаимосвязей между явлениями;

    - помочь более глубокому осмыслению важности  причино-следственных связей

    1.Приветствие

    “Добрый день...”

    2.Сказка 

    3..Игра-конференция 

    4. Беседа

    «О причинах и следствиях»

    5. Рефлексия.

    Занятие № 10

    игра

    сказкотерапия ;

    игра

    сказкотерапия

    мозговой штурм

    -  создание положительной эмоциональной атмосферы ;

    -  задать контекст для последующей деловой игры ;

    -  актуализация исследовательского мотива постепенный переход к ролевой позиции;

    - закрепление позитивного эмоционального настроя,стимул к самостоятельному обобщению материала;

    - Создание обобщенной картины мира.

    -

    1.Приветствие

    “Добрый день...”

    2.Сказка 

    3..Игра-конференция 

    4. Сказка

    «Прощание»

    5.Мозговой штурм “Мир- какой он ?”

    6. Завершение


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

    Актуальность изучения проблемы одаренности, прежде всего, обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Неопределенность ...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

    Актуальность изучения проблемы одаренности, прежде всего, обусловлена своей сложностью и загадочностью, а также потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Неопределенность ...

    Методическая разработка на тему: «Психологическая поддержка педагога как фактор психологической комфортности образовательного процесса»

    В данной методической разработке описаны этапы создания тренинговой группы по профилатике эмоционального выгорания педагогов, тематическое планирование встреч, примеры упражнений...

    Методическая разработка на тему "Организация самостоятельной деятельности детей по теме "Весна"

    Конспект самостоятельной деятельности, как итоговое мероприятие по теме "Весна. Семья"...

    Методическая разработка на тему: "Психологическая готовность детей к обучению в школе"

    Представлены материалы позволяющие изучить вопрос готвности детей дошкольного возраста к обучению в школе...

    Методическая разработка на тему: "Краткосрочный проект для детей 4-5 лет на тему "Рождество Христово".

    Тема: "Рождество Христово"Тип проекта: информационно - творческийУчастники проекта:дети дошкольного возраста (4-5 лет), воспитатели, родители.Срок реализации: 1 неделяАктуальность:...

    Методическая разработка на тему: «Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС»

    ВведениеОдаренность человека – это маленький росточек,      едва проклюнувшийся из земли и требующий к себеогромного внимания. Необходимо холить и лелеять,ухаживать за н...