Методическая разработка на тему: "Краткосрочный проект для детей 4-5 лет на тему "Рождество Христово".
методическая разработка (средняя группа)

Протасова Ирина Борисовна

Тема: "Рождество Христово"

Тип проекта: информационно - творческий

Участники проекта:

дети дошкольного возраста (4-5 лет), воспитатели, родители.

Срок реализации: 1 неделя

Актуальность:

В настоящее время на федеральном уровне актуализируются задачи духовно – нравственного воспитания, которые раскрыты в государственных нормативных документах: «Концепции воспитания и развития личности гражданина России», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования», в котором выделена предметная область «Духовно – нравственная культура народов России».

Цель проекта:

-Познакомить детей с традициями и обычаями празднования Рождества, рождественских колядок.

-Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kratkosrochnyy.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Тема:

«Краткосрочный проект в средней группе на тему «Рождество Христово»

Выполнила: Воспитатель ГБДОУ Невского района Детский сад №106Протасова И.Б.

Санкт-Петербург

2019

Краткосрочный проект«Рождество Христово»

Тема: "Рождество Христово"

Тип проекта: информационно - творческий

Участники проекта:

дети дошкольного возраста (4-5 лет), воспитатели, родители.

Срок реализации: 1 неделя

Воспитатель: Протасова И.Б.

Проблема:

У детей произошла утрата духовно-нравственных ориентиров, позволяющих делать выбор между добром и злом, почти полностью утрачены идеалы и ценности, принятые в христианском обществе.

Развивается опасная тенденция предпочтения материальных ценностей ценностям духовным.

Рождество - издавна отмечался как праздник добра, милосердия, однако в настоящее время утрачены знания и понимания традиции этого праздника. Эту проблему я хотела решить через проектную деятельность. Я полагаю, что ознакомление с традициями Рождества позволит решить важные задачи нравственного воспитания.

Актуальность:

В настоящее время на федеральном уровне актуализируются задачи духовно – нравственного воспитания, которые раскрыты в государственных нормативных документах: «Концепции воспитания и развития личности гражданина России», «Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования», в котором выделена предметная область «Духовно – нравственная культура народов России».

Цель проекта:

-Познакомить детей с традициями и обычаями празднования Рождества, рождественских колядок.

-Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

1. Дать знания о происхождении праздника, его традициях, обычаях;

2. Способствовать развитию у детей самостоятельности, инициативы, творческой активности;

3. Сформировать представление о рождестве, рождественских святках, колядках

4. Активизировать речь через устное народное творчество: колядки, стихи, загадки, песни

5. Воспитывать любовь к русской народной культуре.

Предполагаемый результат:

1. Дети имеют представление об истории праздника Рождество Христово, традициях и обычаях Колядок.

2. Дети самостоятельно без помощи воспитателя проводят знакомые игры, пляски

3. Дети умеют петь колядки самостоятельно, играть в игры, соблюдая правила.

4. Дети понимают свою принадлежность к родному народу, к его истории и культуре.

5. Дети имеют представление о традициях и обычаях Рождественских колядок.

Этапы реализации проекта:

Предварительная работа с детьми:

1 Беседы: «Рождество»«Святки»«Коляда».

2 Беседы по  репродукции иконы «Рождество Христово»,

3 Прослушивание аудиозаписи песни-арии «Аве Мария» - Ф. Шуберта, «Перезвон колоколов»

4 . Чтение рассказа И.Рутенина«Рождественская елка»

5 Заучивание колядок, песен, стихов, загадок.

Подготовительный этап:

1. Составление перспективно-тематического плана по реализации проекта.

2. Подбор материала по теме (иллюстраций, стихов, песен, рассказов о Рождестве,).

3. Подготовка методического сопровождения по проекту «Рождество Христово».

4. Подбор дидактических игр по теме.

Основной этап:

1. Проведение бесед по теме.

2. Чтение рассказа И.Рутенина«Рождественская елка»

3. Стихи на тему «Рождество», заучивание колядок.

4. Загадывание и разгадывание загадок.

5. Знакомство с народными приметами.

6. Творческая работа с детьми. ХЭР. Аппликация «Ангел»

7. Проведение подвижных игр «Золотые ворота»«Бубенцы», «Ты катись, катись снежок» в группе.

8. Колядки с песнями в соседних группах.

Работа по образовательным областям:

1 Социально-коммуникативное развитие

2 Познавательное развитие

3 Речевое развитие

4 Художественно-эстетическое развитие

5 Физическое развитие

6 Беседа с детьми о праздниках

НОД История о рождении Иисуса Христа: Сказка

Рождество в нашей стране празднуют 7 января. В этот день родился Иисус Христос – наш Спаситель. Ночь на кануне Рождества 6 января считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос. Сейчас я расскажу вам, удивительную историю его рождения.

Чудо Рождества — в том, что первый и единый раз непорочная Дева родила Ребёнка. О рождении Иисуса Сына Божьего весть принёс Ангел. Мария и её суженый Иосиф с нетерпением ждали Божье дитя. В тот год римский император Август захотел узнать, сколько людей живёт в его стране.

Он приказал всем жителям пойти на перепись. Мария с Иосифом отправились в город Вифлеем. Шли они долго, уже приближалась ночь. Пришлось искать ночлег. Рядом нашли только пещеру — вертеп, куда в плохую погоду пастухи загоняли свои отары. Там и заночевали. Именно в ту ночь у Марии родился Сын. Спеленали Его и положили в ясли с сеном.

Неподалёку стерегли свою отару пастухи. Вдруг они увидели яркий свет. К ним с небес явился Ангел Божий. ««Не бойтесь», - сказал им Ангел, - я возвещаю вам великую радость. Сегодня родился в Вифлееме Спаситель, Который и есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях».

В небесах в этот момент появилось множество ангелов. Они славили Бога пением: «Слава Богу на небесах, и на земле мир, а людям добрая воля». Всё вокруг светилось. Когда же ангелы вернулись на небеса, землю снова окутала тьма.

Второй вестью о рождении Сына Божьего была звезда. Она появилась в небе и была самой яркой. Её увидели восточные мудрецы — волхвы. Они догадались, что звезда — предвестница истинного чуда. И тогда решили пойти за ней. Удивительная звезда привела их к Иисусу. Увидев Марию с Ребёнком на руках, волхвы упали на колени перед Младенцем Иисусом и поклонились Ему, как Царю и Богу. Они принесли Сыну Божиему в дар золото, ладан и смирну.

Рождество Христово на Руси начинали праздновать 6 января. Пока мама готовила праздничный ужин из 12 блюд, дети ждали появления первой звезды. Как только она появлялась в небе, начинался Сочельник. Тогда отец вносил в дом сено. Хозяйка стелила его на стол. (Ведь именно на сено положили маленького Иисуса) Из этого сена делали гнёздышко, в которое ставили горшок с кутьёй.

Перед ужином зажигали восковую свечу, и все вместе вслух молились. Радостно и торжественно было в этот момент. И только после молитвы можно было начинать ужин.

Самое важное блюдо на столе — кутья. Готовили её из пшеницы, добавляли мак, орехи, изюм и мёд. Говорили, что это истинная пища Бога. Кроме кутьи, по обычаю подавали рыбу, голубцы с грибной подливой, пироги с капустой, гречкой, блины. Еду запивали узваром — компотом из сухофруктов. На десерт подавали пышки, начинённые фруктовым джемом с тёртой булкой или маковой начинкой.

После домашнего Сочельника дети шли к своим крёстным родителям. Это была их святая обязанность. Малыши несли ужин (кутью, хлеб-соль, калачи, а крёстные с нетерпением ждали маленьких крестников. Они угощали их, дарили подарки.

 Прослушивание аудиозаписи песни-арии «Аве Мария» - Ф. Шуберта, «Перезвон колоколов»

Русская народная игра «Бубенцы»;

Правила детской игры игра «бубенцы» для детского сада

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.

Описание: Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами.

Все дети говорят:

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Правила: Ловить начинать только после слов «Звон!». Игрок, которого ловят, не должен выбегать за пределы круга.

Варианты: Дети, образующие круг, могут водить хоровод.

Беседы по  репродукции иконы «Рождество Христово»,

НОД Чтение художественной литературы

И. Рутенин сказка «Рождественская ёлочка».

П. И.» Мороз красный нос»,

На противоположной стороне площадки обозначены два дома, играющие располагаются в одном из домов. Водящий – Мороз Красный нос становится посередине площадки лицом к играющим и произносит:

Я Мороз Красный нос.

Кто из вас решится

В путь – дороженьку пуститься?

Играющие отвечают хором:

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз.

После слова «мороза» дети перебегают через площадку в другой дом, а водящий догоняет их и старается коснуться рукой, «заморозить»«Замороженные»останавливаются на том месте, где до них дотронулись, и до окончания перебежки стоят не двигаясь. Воспитатель вместе с Морозом подсчитывают количество «замороженных». После каждой перебежки выбирают нового Мороза. В конце игры сравнивают, какой Мороз заморозил больше играющих.

НОД Загадки на зимнюю тематику

В этот день в яслях родился Мальчик, маленький Христос. К людям он с добром явился, Утешенье им принес. Иней, искрами горя, Приближает волшебство. В день седьмого января К нам приходит … (Рождество)

В ночи по небу прокатилась, Та путеводная звезда, Что Мир земной оповестила, О дне рождения … (Христа)

Город, где Христос родился Пусть известен станет всем. Где на свет Он появился? Это город? … (Вифлеем)

Святой Богородицы нет матери прекрасней, Малютку спеленала, положила в … (Ясли)

Кто с небес спустился И сказал, что Бог родился? (Ангел)

Важный атрибут в праздник Рождества, Ёлочка красавица, а на ней … (Звезда)

Как всегда под Рождество В каждом доме — торжество. Угощений много сладких, Ходят дети на …. (Колядки)

НОД Аппликация «Ангел»

Игра «Ты катись, катись снежок».

Ребята становятся по кругу, предают снежок друг другу со словами:

Встанем вместе мы в кружок,

Будем мы катить снежок,

У кого снежок замрет

Тот для нас плясать пойдет.

У кого оказывается снежок, тот выходит и танцует.

НОД Рисование на тему "Рождество"

Игра «Золотые ворота».

Если играющих меньше 20 человек, то выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».

Если собралось очень много игроков, то выбираются 4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом.

Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.

Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота

Пропускают не всегда

Первый раз прощается

Второй запрещается

А на третий раз

Не пропустим вас!

На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».

Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.

Беседа: "Что такое колядки?"

В рождественскую ночь до самого утра принято колядовать. Группа людей для колядования должна состоять как минимум из 3-х человек. Самый главный - это звездарь. Он, как правило, знает все о колядовании: идет впереди всех и несет звезду. Такая роль доверяется самому опытному участнику, который знает много стихов и может петь колядки. Из компании выбирают еще одного человека - звонаря. Ему дают колокольчик - он оповещает им всех людей о том, что идет колядование. И, наконец, третий важный участник - мехоноша: он держит мешок, куда складывают все подарки и угощения. Дети и молодёжь поют песни - колядки. В них хозяевам желают добра, достатка, здоровья. А гостеприимные хозяева взамен одаривают колядников сладостями и звонкими монетками. Чем больше колядовщиков посетит дом, тем больше радости будет в этом году.

А ещё в этот вечер показывали вертеп — спектакль о рождении Иисуса. Дети группами ходили от дома к дому с маленьким сундучком, обклеенным цветной бумагой, который изображал пещеру, где родился Сын Божий. С помощью самодельных кукол, закреплённых на палках, разыгрывали рождественские спектакли. Сюжеты вертепов были связаны с рождением Иисусом Христа.

Заучивание песни: Рождество Христово, Ангел прилетел

Рождество Христово, Ангел прилетел,
Он летел по небу, людям песню пел:
“Вы люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,
Днесь Христово Рождество!”

Пастыри в пещеру первые пришли
И младенца Бога с Матерью нашли,
Стояли, молились, Христу поклонились –
Днесь Христово Рождество!

Все мы согрешили, Спасе, пред Тобой,
Все мы, люди, грешны – Ты Один Святой.
Прости прегрешенья, дай нам оставленье –
Днесь Христово Рождество!

Поход детей с песнями и колядками в соседние группы ДОУ.

Песни – колядки:

1.Сеем, веем, посеваем, На колядки приглашаем! Открывайте сундучки! Доставайте пятачки! Чтоб весь год прожить в достатке, Раздавайте шоколадки!

2.Коляда, коляда, отворяй ворота!

«Уж я сяду на порог – дай лепёшку и пирог!

Чтобы курочки водились, чтобы свинки поросились,

Чтоб коровушки телились, чтоб кобылки жеребились!»

Чтобы счастье и веселье было в доме круглый год,

Чтоб гостей невпроворот!

3.Коляда, коляда, накануне Рождества!

Блин да лепёшку ложи нам в лукошко!

Хозяюшка добренька! Пирожка бы сдобненька!

Ты не режь, не ломай, поскорей подавай!

Взаимодействие с родителями:

1. Информация для родителей:

"Коляда, Коляда! Отворяй ворота.

2. Выставка творческих работ детей.

3. Фотовыставка на тему: «Рождественские колядки»

Заключительный этап:

1. Подведение итогов по реализации проекта «Рождество Христово»

3. Выставка работ детей на тему «Рождество»

4.Фотовыставка на тему «Рождественские колядки»

Используемая литература.

1. «Детская библия»

2. Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, А. Т. Ахтян «Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет»

3. Рассказ «Рождественская елочка» И. Рутенин

4. Г.,П. Шалаева «Большая книга Российских праздников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка мастер-класса по проекту «Безопасный мир глазами детей».

Добрый день, уважаемые коллеги. Я хочу вам представить опыт работы по проекту «Безопасный мир глазами детей»,  в котором я интегрировала такие образовательные области как ««Познание», «Коммуникац...

Методическая разработка «Я ПОЗНАЮ МИР» Проект по социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом инклюзивного образования дошкольников. По реализации основной образовательной программы Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детског

Пояснительная запискаИнклюзия (включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.Интеграция детей - инвалидов в общест...

Проект по теме: "Море и морские тайны" Методическая разработка по окружающему миру (экология) (Для детей старшего дошкольного возраста)

Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интерес...

Методическая разработка Краткосрочный творческо-исследовательский проект «Что нам осень подарила?» для средней группы (дети 4-5 лет)

Творческо-исследовательский проект для педагогов, детей и родителей "Что нам осень подарила" (средняя группа 4-5 лет). Актуальность данной темы мы видим в том, что у большинства детей к 4-м ...

Методическая разработка на тему: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проект «Лаборатория исследований»

Методическая разработка на тему: Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  через проект  «Лаборатория исследований» написана воспитателем первой квалификацио...

Методическая разработка по логопедии: кратковременный проект "Животные жарких стран" (для детей 5-6 лет).

В методической разработке:-показана актуальность темы "Животные жарких стран";-представлены цели, задачи и запланированный результат данного проекта;-описаны этапы реализации проекта;-дано п...