Методическая разработка «Я ПОЗНАЮ МИР» Проект по социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом инклюзивного образования дошкольников. По реализации основной образовательной программы Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детског
методическая разработка на тему

Федорова Екатерина Сергеевна

Пояснительная записка

Инклюзия (включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.

Интеграция детей - инвалидов в общество – это шаг навстречу, тому, кто в беде, и очень зависим от окружающих – это путь в реальную жизнь в правильно организованном развивающем пространстве.

Исходя из Конституции РФ (ст.43) – каждому гражданину нашей страны гарантированно право на образование, независимо от места жительства, возраста, здоровья, социального, имущественного положения.

Право на образование «Особых детей» закреплено в значимых российских нормативных актах:

·         Конституция РФ (ст.2);

·         Закон об образовании в Санкт-Петербурге;

·         Закон РФ «Об образовании (ст.5;18;50;52);

·         Социальный кодекс Санкт-Петербурга;

·         Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» (ст.18;19) – 1995г.;

·         Указ президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» (от 02.10.1992г. №1157);

·         Санкт-Петербургская декларация, принятая на Европейской конференции: «Улучшение качества жизни инвалидов в Европе: доступность, эффективность, новые подходы» - 2006г.;

Согласно федеральным государственным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО) содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ОВЗ и оказание им помощи в освоении общеобразовательной программы.

К сожалению, количество детей с ОВЗ ежегодно увеличивается, и отношение  к ним со стороны окружающих меняется в лучшую сторону, этому способствует интеграция и правильно организованное развивающее пространство. Родители больше не стараются оградить своих детей от общения с детьми ОВЗ, так как имеют достаточную информацию и понимают сущность этой проблемы. Ведь именно в дошкольном возрасте у маленьких детей вырабатывается  стереотип отношения  к своим сверстникам и их можно научить понимать, принимать и помогать друг другу. И наша основная задача создать благоприятные условия для социальной адаптации детей с ОВЗ в общеобразовательную группу, путем воспитания дружеских взаимоотношений и отзывчивости в детском коллективе.

Наш детский сад посещают дети с ограниченными возможностями здоровья:

•          множественные нарушения развития,

•          нарушения опорно-двигательного аппарата,

•          задержка психического развития,

•          различные нарушения речи,

•          нарушения эмоционально-волевой сферы, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_avtosohranennyy.docx38.24 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 76 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

«Я ПОЗНАЮ МИР»

Проект по социальной адаптации детей с ОВЗ с учетом  инклюзивного образования дошкольников.

По реализации основной образовательной программы Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 76 комбинированного  вида Невского района Санкт-Петербурга

                                                                                                    Составители:

                                                                                                    Воспитатели

                                                                                                    Гаврилова Татьяна Николаевна;

                                                                                                    Плахина Елена Владимировна;

                                                                                                    Федорова Екатерина Сергеевна.

Пояснительная записка

Инклюзия (включение) – процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.

Интеграция детей - инвалидов в общество – это шаг навстречу, тому, кто в беде, и очень зависим от окружающих – это путь в реальную жизнь в правильно организованном развивающем пространстве.

Исходя из Конституции РФ (ст.43) – каждому гражданину нашей страны гарантированно право на образование, независимо от места жительства, возраста, здоровья, социального, имущественного положения.

Право на образование «Особых детей» закреплено в значимых российских нормативных актах:

  • Конституция РФ (ст.2);
  • Закон об образовании в Санкт-Петербурге;
  • Закон РФ «Об образовании (ст.5;18;50;52);
  • Социальный кодекс Санкт-Петербурга;
  • Федеральный закон РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» (ст.18;19) – 1995г.;
  • Указ президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» (от 02.10.1992г. №1157);
  • Санкт-Петербургская декларация, принятая на Европейской конференции: «Улучшение качества жизни инвалидов в Европе: доступность, эффективность, новые подходы» - 2006г.;

Согласно федеральным государственным стандартам дошкольного образования (ФГОС ДО) содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ОВЗ и оказание им помощи в освоении общеобразовательной программы.

К сожалению, количество детей с ОВЗ ежегодно увеличивается, и отношение  к ним со стороны окружающих меняется в лучшую сторону, этому способствует интеграция и правильно организованное развивающее пространство. Родители больше не стараются оградить своих детей от общения с детьми ОВЗ, так как имеют достаточную информацию и понимают сущность этой проблемы. Ведь именно в дошкольном возрасте у маленьких детей вырабатывается  стереотип отношения  к своим сверстникам и их можно научить понимать, принимать и помогать друг другу. И наша основная задача создать благоприятные условия для социальной адаптации детей с ОВЗ в общеобразовательную группу, путем воспитания дружеских взаимоотношений и отзывчивости в детском коллективе.

Наш детский сад посещают дети с ограниченными возможностями здоровья:

•        множественные нарушения развития,

•        нарушения опорно-двигательного аппарата,

•        задержка психического развития,

•        различные нарушения речи,

•        нарушения эмоционально-волевой сферы,

состояние, которых препятствует освоению общеобразовательных программ. Для них создаются все условия для всестороннего развития. Это оформление развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, а также использование различных современных технологий, форм, методов и приемов работы, учитывающих принцип уважения потребностей детей, их интересов, учет особенностей развития и принцип соблюдения их прав.

Большую роль в становлении личности ребенка играют его родители. Поэтому работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями, является одним из приоритетных направлений в воспитании и образовании детей. Известно, что в семьях, воспитывающих детей с особыми потребностями, происходят качественные изменения. Постоянные и различные по своей природе психотравмирующие воздействия, вызванные заболеванием ребенка, приводит к хроническому стрессу. Семья сужает круг своих контактов, матери чаще всего оставляют работу. Родители чувствуют неуверенность за будущее ребенка. Порой возникает раздражение за несоответствие ожиданий и возможностей. У родителей меняется отношение к жизни и себе. Все это отражается на взаимодействии с ребенком. В поведении родителей выделяется ряд особенностей: неумение создавать ситуацию совместной деятельности, неэмоциональный характер сотрудничества, неадекватность позиции по отношению к ребенку, иногда родители стесняются своих детей, отказывают во внимании, а иногда излишне оберегают.

Проникнув в суть этой проблемы, на базе нашего ДОУ была организована интеграционная группа частичного пребывания, где дети с ОВЗ совместно общаются с детьми общеобразовательной группы.

Чтобы коррекционная работа была наиболее эффективна, помимо интеграции детей, необходимо объединить усилия родителей и педагогов для воспитания и обучения детей с ОВЗ, а также формировать адекватное отношение среди сверстников. Для этого нами был разработан проект по совместной деятельности «Я познаю мир». В процессе реализации проекта были созданы все условия для актуализации полученных знаний в повседневной жизни всех участников образовательного процесса. В котором дети, педагоги  и родители являются равноправными партнерами.

                                                         Таблица 1

Схема проекта

Основной целью данного проекта является: создание благоприятных условий  для социальной адаптации детей с ОВЗ в общеобразовательную группу, путем воспитания дружеских взаимоотношений и отзывчивости в детском коллективе.

Задачи проекта:

  1. Создавать  благоприятные условия  для социальной адаптации детей;
  2. Закреплять навыки дружелюбного отношения к окружающим, учить  играть вместе;
  3. Формировать потребность в общении, обогащать опыт детей, используя речевые и неречевые средства общения;
  4. Обогащать опыт познавательной деятельности;
  5. Развивать художественно-эстетическое восприятие и образное мышление;
  6. Стимулировать и поддерживать развитие двигательной активности.

Планируемый результат: Социальная адаптация детей с ОВЗ в общеобразовательную группу

Перспективный план по реализации образовательного проекта с 2014-2016 учебный год

«Я познаю мир

Месяц

Название проекта

Цель проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей и  родителей

I Этап

Сентябрь-май

-Совместные праздники:

«Праздник Осени»;

«Тропинка к сердцу»;

«Новый год»;

«8 Марта»;

«День смеха».

-Совместные прогулки;

-Совместная досуговая деятельность.

-Мини-Музей к 310-летию

Познакомить детей с группой «Теремок» и «Топтыжки».

Проведение совместных мероприятий.

Объединить родителей для создания мини-музея на базе группы детского сада, для ознакомления детей с историей основания и достопримечательностями нашего города.

-Подготовить предметно-развивающую среду для совместного общения детей

.-Обеспечить благоприятную обстановку в детском коллективе;

-Учить толерантному отношению среди сверстников;

Организовать создание мини-музея;

Расширять представления о СПБ;

Провести  экскурсию  по мини-музею.

Подготовить  праздничные костюмы.

Участвовать  во всех праздниках, разучивать стихотворения и песни.

Экскурсии родителей с детьми по городу и музеям СПБ.

Приобрести экспонаты для выставки в мини-музее.

II Этап

Сентябрь

«День воспитателя»

Закрепить  знания детей  о профессии воспитатель.

Организовать  работу над проектом (подготовить  к праздничный концерт, изготовить  стенгазету)

Выступить  на празднике, разучить  песни  и стихотворения. Изготовить поздравительные открытки.

Оформить отзывы о совместной проектной деятельности детей и взрослых.

Октябрь

«День пожилого человека»

Объяснить детям значимость пожилых людей в обществе.

Создать условия для расширения представлений об окружающем мире.

Беседа с детьми, рассматривание иллюстраций…

Написать небольшие сочинения о своих пожилых родственниках с фотографиями.

Ноябрь

«День полиции»

«День матери»

Познакомить с профессией полицейский.

Формировать первичные представления детей о профессии полицейский и его роли в жизни каждого человека, беседа с детьми, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы…

Подобрать  материал для выступления перед детьми, разучивание стихотворений и песен к празднику, написание отзывов.

Познакомить с праздником – Днем матери.

Объяснить значимость праздника, активизировать совместную деятельность детей, родителей и детского сада.

Организовать  работу над проектом (подготовить презентацию, праздничный концерт).

Подобрать фотографии, разучить стихотворения и песни к празднику, участие в мастер-классе «Чудесная вазочка», написание отзывов.

«Неделя толерантности»

Формировать уважительное отношение к людям разных национальностей.

Расширять знания о родной стране, о государственных и народных праздниках, традициях и обычаях.

Формировать представления детей о многообразии окружающего мира, разных странах и народах России.

Беседа с детьми, чтение сказок народов мира, совместная игра «Мудрые советы», художественное творчество «Планета Дружбы»

Подобрать материал   для оформления информационного стенда по теме: «Толерантность».

Декабрь

«Новогоднее чудо»

Закреплять знания детей об обычаях и традициях празднования Нового года в нашей стране.

Создать  условия для расширения представлений об окружающем мире.

Организовать  работу над проектом (подготовить презентацию, праздничный концерт).

Подготовить  праздничные костюмы.

Выступить  на празднике, разучить  песни и стихотворения.

Январь

«День снятия Блокады»

Познакомить детей с Великим праздником.

Донести смысл слова «Блокада».

Воспитывать любовь и уважение к ветеранам войны, к родному городу-герою.

Оформить  стенд по теме: «День снятия Блокады города Ленинграда».

Февраль

«Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Прививать любовь к родному языку, умение эмоционально - эстетически воспринимать произведения русской классической литературы; развивать устойчивый интерес к творчеству А.С. Пушкина.

Способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям.

Познакомить детей с творчеством великого русского поэта и писателя А.С. Пушкина.

Беседа, рассматривание иллюстраций, игры-импровизации, театрализованная деятельность, художественное творчество. Создать  презентацию «Знакомство с творчеством А.С. Пушкина», разработать памятку для родителей «Как научить ребенка слушать».

Создать выставку «Мой Пушкин», пополнить библиотеку в группе книгами А.С. Пушкина.

Разучить  отрывки из сказок. Участвовать  в викторине.

Март

«Здравствуй Масленица»

Познакомить с весенним праздником «Масленица», дать представление о русских традициях.

Продолжать взаимодействовать с родителями, расширять представления о общенародных праздниках.

Показать  презентацию, беседа, рассматривание иллюстрации, подвижные игры «Закличка».

Провести совместный праздник «Проводы Масленицы».

Мастер-класс по изготовлению куклы из тростника, выпечка блинов

«Посещение детского драматического «Театра на Неве»

Приобщить детей и родителей к миру прекрасного.

Познакомить детей с театром.  Чтение сказок А. Линдгрен просмотр мультфильма, рассматривание иллюстраций к сказкам, художественное творчество.

Посетить «Театр на Неве» (поход за кулисы, фото с артистами).

Апрель

«День рождения К.И. Чуковского»

Прививать любовь к родному языку, умение эмоционально - эстетически воспринимать произведения детской литературы; развивать устойчивый интерес к творчеству К.И. Чуковского.

Познакомить с биографией К.И. Чуковского, беседа о его творчестве. Чтение сказок, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций к сказкам, художественное творчество, игры по мотивам прочитанных произведений «Муха – именинница», «Помоги доктору Айболиту».

Разработать  и создать  папки-раскладушки «Советы Айболита.

Создать  выставку: «Мой любимый герой из произведений К.И. Чуковского», оформить книжный уголок.

Театрализованное представление по сказке «Муха-Цокотуха», участвовать  в викторине.

Май

«Мой район»

Продолжать знакомить детей с родным городом.

Дать представления о районе, в котором мы живем (достопримечательности, мосты, музеи).

Совместно посетить музей «Невская застава».

Создать  мини-музей «Мой любимый Невский район». Изготовить  стенгазету с использованием сочинений и фотографий.

«День Победы»

Закрепить представление детей о том, как защищали русские люди свою родину в годы войны, как хранят память о них.

Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Беседа, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, художественное творчество.

Экскурсия в музей «Невская застава», возложение цветов у ДОТа.

Создать стен газету.

Разучить  песни и стихотворения к празднику  «День Победы».

III Этап

Сентябрь

«Лето – это маленькая жизнь»

Формировать представление детей о разнообразных видах летнего отдыха.

Закреплять признаки лета в живой и неживой природе. Проведение совместной деятельности с детьми «Лето –это маленькая жизнь, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашкова», художественное творчество, дидактические игры.

Подготовить материалы: фотографии, рассказы и рисунки, выполненные совместно с родителями. Рассказы детей с опорой на фотографии своих сочинений.

Октябрь

«Моя любимая игрушка»

Закрепить знания детей об игрушках и их функциональном назначении

Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность

Посетить  музей-кукол, оформить  мини-музей  в группе: «Сказочная гостиная»

Ноябрь

«День домашних животных»

Научить детей общаться с животными, ухаживать за ними.

Учить отличать домашних животных от животных леса.

Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность.

Изготовит  маски животных, выставка рисунков «Мое любимое животное»

«Неделя добра»

Помочь понять значимость «толерантности» в современном обществе.

Беседа: «Добрые и вежливые слова»; «Пословицы о добре»;

Игры «Вежливые слова», «Хорошо ли быть злым», «Наше настроение», продуктивная деятельность.

Драматизация сказки «Под грибом».

Коллективная работа: «Планета дружбы».

Декабрь

«Дикие животные России»

Закрепить представления о диких животных, внешний вид, повадки

Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

Оформить работы к выставке «Лесное животное», поход в зоопарк.

Январь

«Скоро – скоро Новый год»

Закрепить знания детей об обычаях и традициях празднования Нового года в нашей стране.

Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

Подготовка праздничного концерта.

Новогодний праздник в группе с детьми и их родителями.

Мастер-класс «Снеговик».

Февраль

«Папы разные нужны, папы всякие важны»

Закрепить представление о празднике Дне Защитника Отечества.

Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность.

Подготовить праздничный концерт.

Праздничный  концерт и спортивная эстафета.

Март

«Мамочка моя»

«День театра»

Закрепить представление о празднике 8 Марта.

Познакомить детей с театром. Приобщать детей и родителей к миру прекрасного.

Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность.

Подготовить праздничный концерт.

Праздничный концерт и мастер-класс в группе.

Посетить  «Театр на Неве», фотосессия с артистами.

Апрель

«День пожарной охраны»

Закрепить знания детей о профессии пожарный.

Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность.

Коллективный коллаж  «Будь осторожен»

Май

«Мой любимый город»

«День музеев»

Продолжать знакомить детей с достопримечательностями СПБ.

Беседа, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность.

Создать мини-музей «Мой любимый район»

Мы считаем, что в целом наш проект соответствует поставленным задачам, и способствует созданию благоприятных условий для социальной адаптации детей с ОВЗ  в общеобразовательную группу. У детей выработалась стойкая потребность в общении. Они стараются помогать друг другу независимо от ситуации. Родители детей обеих групп с удовольствием идут на контакт, откликаются на любые наши начинания (от написания коротких сочинений на заданную тему, до совместных посещений музеев, театров и даже создание своих предметных коллекций на базе ГБДОУ).

Проект частично снимает стереотипы, на которые опираются простые люди при виде детей с ОВЗ и позволяет создать ту благоприятную атмосферу толерантности и сотрудничества, которая помогает детям-инвалидам интегрироваться в современное общество, также создает условия для изменения сознания микросоциума (т.е. родителей и детей, посещающих общеобразовательное учреждение).

Проект сплотил коллектив педагогов, родителей  и специалистов ГБДОУ в одну команду с едиными целями и задачами в инклюзивном образовании детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №23 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Рабочая программа Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №23 Петродворцового района Санкт-Петербурга...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА разработана с учётом Основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка – детский сад «Теремок» (подготовительная к школе группа «Белочка») срок реализации прогр

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА разработана с учётом Основной образовательной программыМуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребёнка – детский сад «Теремо...

Краткая презентация основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» с. Сергеевка Партизанского Муниципального района.

Краткая презентация  основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Сказка» с. Сергеевка Партизанского Муници...