Методическая разработка Краткосрочный творческо-исследовательский проект «Что нам осень подарила?» для средней группы (дети 4-5 лет)
методическая разработка (средняя группа)

Куликова Светлана Владимировна

Творческо-исследовательский проект для педагогов, детей и родителей "Что нам осень подарила" (средняя группа 4-5 лет). Актуальность данной темы мы видим в том, что у большинства детей к 4-м годам не сформировано целостного восприятия осени как времени года. Их знания и представления об осенних изменениях в природе отрывочны, противоречивы и поверхностны. Дети знают, например, что осенью листья изменяют свою окраску, идут дожди, тучи на небе, но не знают и не могут рассказать, что даёт человеку осень: это время урожая, сбора и заготовки овощей и фруктов на зиму; осень – самое плодородное время года. Данная тема требует, на наш взгляд, длительного, систематического и всестороннего изучения. Поэтому мы в своём проекте исследуем следующую тему: что даёт осень человеку, чем она полезна и хороша для него.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №32 Красносельского района г. Санкт-Петербурга

Методическая разработка

Краткосрочный творческо-исследовательский проект «Что нам осень подарила?» для средней группы (дети 4-5 лет)

Воспитатель высшей квалификационной категории

Куликова Светлана Владимировна

 Санкт-Петербург, 2020 год

Актуальность данной темы мы видим в том, что у большинства детей к 4-м годам не сформировано целостного восприятия осени как времени года. Их знания и представления об осенних изменениях в природе отрывочны, противоречивы и поверхностны. Дети знают, например, что осенью листья изменяют свою окраску, идут дожди, тучи на небе, но не знают и не могут рассказать, что даёт человеку осень: это время урожая, сбора и заготовки овощей и фруктов на зиму; осень – самое плодородное время года. Данная тема требует, на наш взгляд, длительного, систематического и всестороннего изучения. Поэтому мы в своём проекте исследуем следующую тему: что даёт осень человеку, чем она полезна и хороша для него.

Тип проектатворческо-исследовательский

Участники проекта: воспитатели и воспитанники средней группы, родители воспитанников.

Цель проекта: формировать у детей целостную картину осенних изменений, их значения для человека.

Задачи проекта:

  • закреплять знания о сезонных (осенних) изменениях в природе; дать представления о пользе природных витаминов; формировать представления об объектах осеннего леса;
  • учить отражать полученные знания и представления в творческой деятельности (изобразительное и словесное творчество);
  • формировать бережное отношение к окружающей природе; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;
  • формировать и развивать у детей желание исследовать данную тему, самостоятельно заниматься исследовательской и творческой деятельностью.

Место проведения проекта: ГБДОУ детский сад №32 Красносельского района г. Санкт-Петербурга

Сроки проведения: 14 сентября – 20 ноября 2020 г.

Этапы и содержание деятельности

1-й этап: выбор темы, постановка целей и задач.

  • Педагог предлагает детям тему для творческого исследования: «Чем нам нравится осень, что она даёт человеку?»;
  • Педагог формулирует (для себя) основную цель и задачи планируемого проекта;
  • Дети в ходе бесед с педагогом демонстрируют свои знания по заданной теме, выражают желание исследовать тему осени;
  • При обсуждении выбранной темы дома родители поощряют своего ребёнка к ознакомлению с ней, предлагают свою помощь.

2- этап: поиск и выбор путей и средств осуществления проекта.

  • Педагог составляет план реализации проекта: намечает планы и тематику мероприятий, подбирает литературу, оборудование, игровые атрибуты;
  • Дети совместно с родителями подбирают информацию об осенних явлениях в природе (книги, картинки, фотографии и др.). С этой целью родители организуют поход с ребёнком в библиотеку, книжный магазин и т. п. Совместно с родителями, дети рисуют рисунки на тему«Яблоко с листочком»«Падают, падают листья», аппликацию из осенних листьев.

3-й этап: непосредственная деятельность по реализации проекта (образовательная, исследовательская, творческая).

  • Педагог организует беседы для родителей по темам«Осенние изменения в природе», «Организация прогулки с ребёнком в осенний лес»«Осенние дары природы»;
  • Педагог организует фотосессии и фотовыставки на тему«Золотая осень»«Осень – это весело!»;
  • Педагог создаёт вместе с детьми коллажи на тему«Осенние листья»«Как звери готовятся к зиме», делают гербарий из сухих осенних листьев. - дети используют полученные знания в игровой, продуктивной, творческой, коммуникативной и других видах деятельности;
  • На прогулках наблюдают за изменениями в природе, самостоятельно или по просьбе воспитателя описывают их, устанавливают элементарные связи между объектами и явлениями природы;
  • Совместно с воспитателем изготавливают альбом творческих работ на тему: «Что нам осень подарила?» - родители способствуют проявлению познавательной и творческой активности ребёнка, поощряют его;
  • Родители совместно с детьми осуществляют прогулки в лес, парк, во время которых родители беседуют с детьми об осенних изменениях в природе, наблюдают за объектами природы, описывают их;
  • Дети совместно с родителями собирают природный материал с целью его дальнейшего использования на занятиях по рисовании;
  • Родители вместе с детьми дома выполняют работы на тему«Яблоко с листочком»«Падают, падают листья», аппликацию из осенних листьев.

4- этап: презентация проекта. Подведение итогов.

  • Завершающее мероприятие «Праздник Осени».

Реализация целей проекта.

 НОД (непосредственно образовательная деятельность)

1. «Что нам осень принесла?»

Задачи: расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.

2. «У медведя во бору грибы, ягоды беру…».

Задачи: закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.

3. Заучивание стихотворения «Листопад»

Задачи: учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение; упражнять в подборе определений к заданному слову, побуждать выражать свои впечатления в рисунках и движениях.

4. Игровое упражнение: «Что привёз нам грузовик» (фрукты).

Задачи: формировать обобщающее понятие «Фрукты», развивать внимание, память, воспитывать интерес к НОД, самостоятельность.

5. «Ветер песенку поёт, осень в гости зовёт».

Задачи: познакомить детей с отличительными признаками окраски деревьев: берёза, клён; расширять знания о растительности в период осени; развивать наблюдательность, память, речь, воспитывать любовь к природе.

6. Беседа о приметах ранней осени.

Задачи: закрепить знания об осенних явлениях природы; учить описывать раннюю осень; находить различие между летом и осенью; развивать внимание, мышление; воспитывать любовь к природе; дать представления о необходимости одеваться по погоде.

Творческая. (НОД, образовательная деятельность детей в режимных моментах)

1. «Яблоко» (лепка)

Задачи: закрепить знания о фруктах и блюдах из них; упражнять в использовании знакомых приёмов лепки; развивать м/м рук; воспитывать самостоятельность; уточнить представление о здоровом питании.

2. «Овощи» (рисование)

Задачи: учить рисовать овощи, передавая характерные особенности; закрепить приёмы рисования цветными карандашами; развивать цветовое восприятие, воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность.

3. «Витрина овощного магазина» (аппликация)

Задачи: уточнить представления о работе продавца, закрепить знания об овощах, упражнять в использовании знакомых приёмов, побуждать красиво располагать элементы на листе бумаги, аккуратно пользоваться клеем, развивать м/м рук.

4. «Веточка рябины» (лепка)

Задачи: закрепить знания о форме предметов (круглые). Учить лепить предметы круглой формы., передавать в лепке впечатления об окружающем. Воспитывать аккуратность в работе.

5. «Падают, падают листья» (рисование)

Задачи: учить детей рисовать предмет, состоящий из прямых вертикальных и наклонных линий, располагать изображение в центре листа бумаги, рисовать во весь лист.

6. «Грибы для ёжика» (лепка)

Задачи: закрепить представления о грибах, дать знания о ядовитых грибах, закрепить умение лепить знакомые предметы, используя приёмы раскатывания между ладонями прямыми и круговыми движениями, сплющивание ладонями, развивать самостоятельность, воспитывать аккуратность в работе.

7. «Оденем берёзку в осенний наряд» (аппликация).

Задачи: продолжать учить детей наклеивать готовые формы, аккуратно пользуясь кистью, и клеем. Упражнять в различении основных цветов. Воспитывать любовь к природе.

 Наблюдение.

1. За деревьями и кустарниками.

Дети рассматривают деревья, выделяют и описывают их составные части (ствол, ветки, листья). Сравнивают дерево и куст, отмечают, что у дерева один длинный толстый ствол, у кустарника- много тонких стволов. Воспитатель предлагает детям рассмотреть деревья и рассказать какие они (дерево высокое, у него красивые листья);

2. За осенними листьями.

Дети рассматривают листья рябины, берёзы, клёна, рассказывают какие листья (красивые, зелёные, жёлтые, оранжевые, большие, маленькие, с резными краями). Собирают из листьев букеты, играют с листочками (д/и «С какого дерева лист?»«Найди такой же лист», подвижные игры «Дует, дует ветер»«Листочек найди своё дерево») Дети наблюдают за листопадом, отмечают его красоту;

3. За цветами на клумбе.

Воспитатель знакомит детей с «осенними» цветами- астрами, хризантемами, бархотками. Дети описывают понравившийся цветок, в группе зарисовывают его;

4. Экскурсия на огород.

(Проводится в сентябре, в начале октября). В сентябре воспитатель обращает внимание детей на то, как много овощей растёт на огороде: свёкла, картофель, лук, капуста, морковь, зелень. Во время экскурсии воспитатель предлагает выкопать по одному овощу с каждой грядки. В группе в вечернее время проводится беседа на тему«Витамины на грядке» с показом овощей. В октябре во время экскурсии воспитатель обращает внимание детей на то, что огород опустел, просит детей подумать, что стало с овощами.

5. Экскурсия по территории детского сада.

Тема экскурсии «Осень золотая». Дети наблюдают за растениями, любуются красотой осенней природы, делятся впечатлениями, рассказывают об увиденном.

6. Наблюдение в группе.

Рассматривание иллюстраций, картин, демонстрационного материала с изображением осенней тематики (осенние пейзажи, овощи, фрукты, ягоды, осенние явления природы и т. д). Воспитатель организует с детьми беседы по наглядному материалу, по результатам прогулок, экскурсий. В дождливую и ветреную погоду организует наблюдение за природными явлениями из окна. Результаты наблюдений дети формулируют в речи, воспитатель стимулирует детей к речевому взаимодействию.

 Самостоятельная деятельность детей.

Рассматривание детьми картинок, иллюстраций с объектами живой и неживой природы в осенний период (серии картин «Лесные звери»«Деревья»«Кустарники»«Травы», «Птицы»«Цветы»«Овощи и фрукты»«Грибы и ягоды», осенние пейзажи и т. д)

Подвижные игры «У медведя во бору…»«Листочек найди своё дерево»«Овощи и фрукты»«Бегите под зонт».

Дидактические игры «Времена года»«Как зовут тебя деревце»«С какого дерева лист?».

Рисование и лепка по замыслу (в вечернее время)

Слушание детьми литературно-художественных произведений в утреннее и вечернее время.

Взаимодействие с родителями.

Беседы с родителями «Осенние изменения в природе»«Организация прогулки с ребёнком»«Осенние дары природы»;

Выставка из овощей «Дары природы»;

Домашнее задание для детей и родителей- совместные рисунки на тему «Яблоко с листочком»«Падают, падают листья», создание аппликации из осенних листочков «Осенний калейдоскоп».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческо-исследовательский коллективный проект для детей старшего дошкольного возраста «Посвящение Дню воинской славы».

Проект направлен на повышение роли Дней воинской славы (23 февраля, 9 мая) в становлении высоконравственных и этических норм поведения дошкольников на основе краеведческого материала.  Проект мож...

Методическая разработка творческо-исследовательского проекта «Формирование предпосылок толерантности детей старшего дошкольного возраста от 5 лет до 6 лет через книгоиздательство»

Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общ...

Методическая разработка осеннего праздника в средней группе "Здравствуй, волшебница Осень"

Методическая разработка праздника для средней группы "Здравствуй, волшебница" с презентацией и сценарием....

Методическая разработка "Неделя добрых дел". Детский творческий исследовательский, игровой проект.

Детский творческий, исследовательский, игровой проект.Краткосрочный: 1 неделя.ГрупповойУчастники:: дети подготовительной группы....

Методическая разработка "Мячи бывают разные". Детско-творческий исследовательский игровой проект.

Детско-творческий исследовательский игровой проект.Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители....

Проект _Что нам осень принесла_ в средней группе 31

Проект _Что нам осень принесла_ в средней группе  31...