«Проектная деятельность по краеведению с дошкольниками как ресурс взаимодействия ДОО с семьёй»
проект (старшая группа) по теме

Мячина Валентина Ивановна

Цель работы заключается в следующем: определить  эффективность  проектной  деятельности по
краеведению  как формы организации взаимодействия ДОУ и родителей. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя  образовательную, совместную и самостоятельную деятельность воспитанников, разнообразные виды  деятельности.

Ёё достижение становится возможным через решение следующих задач.
 1.Изучить педагогическую , психологическую, методическую литературу по проблеме  по проблеме исследования.
 2  На основе изучения теоретической литературы по проблеме работы ДОУ с родителями ,рассмотреть использование проектной деятельности   по краеведению, как формы взаимодействия ДОУ и семьи.
 3. Изучить проектную деятельность в  контакте новых подходов  к взаимодействию воспитателей и семьи в ДОУ
 4. Разработать систему проектной деятельности по краеведению в рамках  организации  взаимодействия ДОУ и семьи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myachina_v.i._diplomnaya.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

ГАУДПО Липецкой области «Институт развития образования»

Федеральная стажировочная площадка по направлению

«Реализация принципов государственно-общественного управления

в сфере образования»

Тема:

«Проектная деятельность по краеведению с дошкольниками как ресурс  взаимодействия ДОО с семьёй»

Выполнила:

Мячина Валентина Ивановна, воспитатель, МБДОУ детский сад комбинированного вида «Золотой петушок» села Доброе Добровского муниципального района Липецкой области

Липецк 2014

Актуальность выбранной мною темы заключается в следующем: последнее десятилетие, в котором мы с вами живём – это время формирования гражданского общества и правового государства, время признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. В некоторых группах работа с детьми по ознакомлению с родным селом ведётся углубленно. А В НЕКОТОРЫХ ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ. Знания  и отношение детей к родному краю показали недостаточный уровень освоения детьми получаемых знаний. Дети затрудняются  выразить своё отношение к родному краю и окружающему миру. Родители знакомят детей  с родным селом и хотят, чтобы дети  знали о нём больше, но у них не всегда хватает времени , а  также знаний о том, какую информацию давать детям, как правильно воспитывать патриотические чувства. Поэтому всё это побудило, нас, воспитателей, начать целенаправленную работу  по  приобщению детей к  культурно - историческому и  природно - климатическому наследию родного края через проектную деятельность

 Цель работы заключается в следующем: определить  эффективность  проектной  деятельности по
краеведению  как формы организации взаимодействия ДОУ и родителей. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя  образовательную, совместную и самостоятельную деятельность воспитанников, разнообразные виды  деятельности
.

Ёё достижение становится возможным через решение следующих задач.
 1.Изучить педагогическую , психологическую, методическую литературу по проблеме  по проблеме исследования.
2  На основе изучения теоретической литературы по проблеме работы ДОУ с родителями ,рассмотреть использование проектной деятельности   по краеведению, как формы взаимодействия ДОУ и семьи.
3. Изучить проектную деятельность в  контакте новых подходов  к взаимодействию воспитателей и семьи в ДОУ
4. Разработать систему проектной деятельности по краеведению в рамках  организации  взаимодействия ДОУ и семьи.

 Моя дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 Впервой главе рассмотрены такие понятия  как «Теоретические основы проектной деятельности по краеведению». «Проектная деятельность по краеведению как форма  организации взаимодействия ДОУ и семьи». Дан обзор литературы  таких авторов, как А.С. Симонович – организатора первого детского сада в России, в своей книге писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной  и готовят ребёнка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы».

 Н К.Д. Ушинский, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо  от воспитания в нем  гуманных чувств – доброты, справедливости, внимательного отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он  изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие   впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через  детское сердце, они играют огромную роль  в становлении личности патриота.

М. Монтессори отмечала, что «местные»  черты поведения человека есть таинственное отражение того, что запечатлелось в нем в годы его детства. Она считала, что в словах «Я люблю свой край» нет ничего поверхностного или искусственного, напротив, они отражают  весьма существенные человеческие качества.

 Чтобы превратить дошкольника в активного и заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребенком целью. А что может быть ближе и доступнее, чем-то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родная природа.

 Реализация задач по краеведению в ДОУ осуществляется двумя путями:

  1. выделением предмета "Краеведение", который входит в структуру познавательных занятий;
  2. вкраплением регионального содержания в образовательную деятельность.

Успех этой работы зависит от форм и методов обучения и воспитания. К таким формам относится - проектная деятельность. Это стержень, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности. Используя проектную деятельность, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию материалов по взятой теме. В детском саду проекты могут быть только взросло - детскими. В таких проектах принимают участие и дети, и родители,  и воспитатели, и специалисты ДОУ. Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых   20-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

 Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом.

 Еще одна важная особенность проектной деятельности состоит в том, что она носит адресный характер, как в процессе общения, так и в конечном результате. Как считает Н.Е. Веракса, “проектная деятельность имеет ярко выраженную окраску и в конечном итоге становится одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику”.

 Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.

А. Густомясова выделяет следующие преимущества совместной проектной деятельности:

  1. Обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.

Совместная проектная деятельность дает педагогу посыл не столько учить, сколько помогать ребенку, осваивать окружающий мир, находить смысл в совместной деятельности, ставить цель, планировать и организовывать свои действия с целью ее достижения и таким образом приобретать качества социально-компетентного человека.

  1. Формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей.

Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.

  1. Установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников.

Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В такой ситуации педагог становится привлекательным партнером по общению.

Педагог проектирует, планирует систему воздействий на ребенка, ее содержательные, дидактические компоненты, прогнозирует результат. Эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей служат источником информации и реальной помощи педагогу.

4. Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников  проекта.

Вторая часть моей дипломной работы носит практическое содержание. Здесь рассмотрена опытно-педагогическая работа по организации проектной деятельности по краеведению как ресурс взаимодействия ДОУ и семьи.         Педагогический коллектив столкнулся с проблемой нехватки знаний и умений методически грамотно построить взаимодействие с детским и родительским коллективами по изучаемой проблеме. Именно этот факт, подтолкнул педагогов к осознанию того, что есть необходимость учиться или самообразовываться. Исходя из этого, для педагогов  были проведены следующие мероприятия:

  • консультации «Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников через проектный метод», «Аспекты внедрения метода проектов в деятельность   дошкольного учреждения»;
  • семинар – практикум «Метод проектов в ДОУ как иновационная педагогическая технология по познавательному развитию». Познавательные занятия: «Моё село, моя родина»,  «Достопримечательности родного села»,  «Памятники родного села», «Предприятия родного села».
  • Чтение художественной литературы, заучивание стихов.
  • Оформление уголка «Люби и знай свой край родной».
  • Беседы.
  • Работа по изодеятельности, по темам проекта.
  • Изготовление символики села Доброе.

 В заключение из всего вышесказанного можно сделать вывод, что использование в работе ДОУ проектной деятельности по краеведению и привлечению родителей воспитанников к этой деятельности показал следующие результаты:

 произошли значительные изменения отношения родителей к воспитанию своего ребенка и к детскому саду, детский сад стал источником развития интереса и приобщения к истории села, народной культуре, традициям, природе родного края не только детей, но и их родителей;

 сформированная у детей любознательность стала выражаться в задаваемых вопросах, познанию чего-то нового.

 Сформировалась гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.

У детей отмечено уважительное отношение к людям труда, истории, культуре и обычаям родного края. Полученные знания нашли отражение в сюжетно-ролевых играх детей.

 Дети научились самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, фотографии, альбомы, соотносить увиденное со своим опытом, чувствами и представлениями.

 В самостоятельных работах по рисованию, лепке, конструированию стали проявлять инициативу и творчество. В приложении представлены детско-родительские проекты, фотографии.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность по краеведению как средство формирования познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста. Из опыта работы.

В настоящее время перед современным дошкольным образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и умеющего гибко ориентироваться в постоянно меняющейся де...

Формирование познавательной активности у старших дошкольников через проектную деятельность по краеведению.

Проектная деятельность по краеведению является одним из главных источников обогащения детей знаниями о родном крае. воспитание любви и формирование нравственных качеств....

Проектная деятельность по краеведению

Как не велика наша страна, каждый человек связан глубокими корнями со своей землей, с тем местом, где он родился, жил, учился. Навсегда сохраняются в памяти и сердце картины родных мест. Знакомство де...

Проектная деятельность по краеведению с дошкольниками

Как показывает опыт, наиболее эффективным способом формирования целостного, системного подхода в развитии любви к родному краю является проектная деятельность. Сущность метода проектов заключается в т...

Проектная деятельность по краеведению в средней группе №6

Родное село… Надо показать ребенку, что родное село славится своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми.Цель проекта: Формировать у детей дошкольного возраста патриотич...

Проектная деятельность по краеведению "Экскурсия по родному краю"

Воспитание любви и уважения к родному поселку является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего края, местности, в которой проживают, надо его зн...

Проектная деятельность по краеведению в младшей группе "Мой поселок-Снегири"

Проет в младшей группе по краеведению "Мой посёлок-Снегири"...