"Взаимосвязь художественного слова и художественного творчества в раннем возрасте"
консультация (младшая группа) на тему

Енизеркина Любовь Николаевна

В выступлении говорится о том, что при обучении рисованию детей младшего возраста необходимо использовать потешки, стихи, прибаутки. Это подуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте. Необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

выступления по теме

 «Взаимосвязь художественного слова

и художественного творчества в раннем возрасте»

                                                         

                                                          Енизеркина Любовь Николаевна

                                                                 воспитатель первой

                                                                 квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад

комбинированного вида №2

«Золотая рыбка»

п.г.т. Камские Поляны

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

2011 год

Задача педагога, занимающегося с детьми изобразительным искусством, — постепенно открывать детскому пытливому уму доступ к отдельным элементам этого настоящего дела, лежащего в основе подлинного творческого процесса.

              Художник и педагог Н.Н.Волков 

         Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если создать соответствующие условия для ее проявления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.

Рисование — интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несет в себе и элементы психотерапии - успокаивает, отвлекает, занимает.

Рисование побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте, необходимо развивать способности ребенка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. Таким образом, при умелой организации непосредственной образовательной деятельности и учете психологических и физиологических особенностей детей 1-3 лет рисование может стать одним из любимых занятий малышей.

При обучении детей раннего возраста рисованию активно используется игра. Взрослый обыгрывает сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, рассматривает цветные иллюстрации к книгам,  сопровождает рисование эмоциональным комментарием, использует стихи, загадки, потешки и т.д. Взрослый вместе с детьми любуется яркой расписной игрушкой, с интересом рассматривает иллюстрацию. При планировании работы по знакомству с декоративным искусством большое внимание обращается на средства художественной выразительности: яркость и красоту игрушки, основные цвета, форму частей и деталей. Знакомя детей с книжной графикой, воспитатель направляет их внимание на внешнее изображение: кто нарисован на картине, что делают персонажи, какие использованы цвета, основные и дополнительные детали; подчеркивается связь изображения с текстом. Такой метод обучения позволяет заинтересовать малышей, дольше удерживает их внимание, создает необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности.

Занимаясь рисованием с маленькими детьми, необходимо учитывать особенности раннего возраста. У малышей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком сильно), ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край и т. п. Часто отсутствие умений сердит и расстраивает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное. В этом случае рисование может надолго задержаться на уровне хаотических линий (черкание, каляки-маляки). Поэтому рекомендуется начинать занятия рисованием с обучения малышей простейшим навыкам и приемам: держать правильно карандаш (фломастер, кисточку); рисовать простые линии и формы; не выходить во время рисования за край листа бумаги или за ограничительную линию. Рисуя «палочки» и «дорожки», кружочки и овалы, ребенок открывает для себя обобщенные формы и линии как основу множества образов, учится находить в них сходство с окружающими предметами и явлениями. Освоив минимальный арсенал умений, малыши получают возможность передавать на бумаге элементарный образ, начинают чувствовать себя более уверенно в этом занимательном виде деятельности. А рисование пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляций с цветом.

Задача воспитателя — подвести своих воспитанников к пониманию, что при помощи красок, карандаша можно изобразить множество вещей окружающего мира, помочь детям усвоить простейшие элементы рисунка (мазок, линия) и основные цвета, способствовать развитию движений руки. Для рисования желательно подбирать такую тематику, чтобы она была интересной для каждого ребенка. Воспитатель планирует непосредственную образовательную деятельность по рисованию, основанные на игровом сюжете, например «веселые кисточки» пляшут под веселую музыку, оставляя на елочках разноцветные огоньки, «грустный» дождик идет, капельки тихо падают на землю и т.д.

При обучении навыкам рисования не следует забывать, что рисование для детей — прежде всего игра. Не надо ограничивать детскую свободу. Нужно предоставлять малышам возможность поэкспериментировать. После того как необходимые навыки сформированы и техника рисования усвоена, проводятся обобщающие занятия, на которых детям предоставляется возможность продемонстрировать свое умение при создании оригинальных изображений.

Помимо обучения навыкам рисования, формирования интереса и положительного отношения к изобразительной деятельности, непосредственная образовательная деятельность по рисованию развивают речь, фантазию и творчество, знакомят с целостной картиной мира, способствуют личностному и эстетическому развитию. Как сказал один мудрец: «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Поскольку фундамент личности закладывается именно в раннем возрасте, спешите зажечь в детях огонек творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Использование авторского художественного слова в работе с детьми раннего возраста"

Дети раннего возраста очень эмоциональны и, общаясь с ними, невольно замечаешь их тягу ко всему прекрасному, яркому, интересному. Это касается не только окружающих малыша игрушек, предметов, природы, ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в рамках реализации образовательной области «Художественное творчество» группа раннего возраста «Снег, снег кружится...»

 Программное содержание НОД соответствует виду, типу и теме :Вид НОД – художественное творчество.Тип НОД – интегрированное.Тема  – «Снег, снег кружится...»   Структура НОД:ü...

Роль художественною слова в развитии речи детей раннего возраста.

В раннем возрасте активно развивается нервная система, совершенствуется двигательный аппарат, крепнет весь организм. Ребенок может уже сдерживать свои желания, но на короткое время, быстро утомляется ...

Художественное творчество детей раннего младшего дошкольного возраста (рисование, лепка, аппликация)

В документе представлены материала из собственного опыта работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста....

Кружок "Художественное слово". Осень в творчестве поэтов.

В рамках кружка "Художественное слово", я организовала для детей "Час поэзии". Тема встречи "Осень в произведениях русских поэтов". С выразительностью и чуткостью дети 6 ...

Статья на тему: "Художественное слово в работе с детьми раннего возраста". Составила старший воспитатель Н.А. Барейше

Цель использования художественного слова в режимных моментах - создание благоприятной речевой среды, способствующей доступно объяснить алгоритм, значение действий, приучить так как это одно из условий...