Тезисы выступления на педагогическом совете
материал на тему
Восемь правил построения предметно - пространственной развивабщей среды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prostr._sreda.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
«Предметно – пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии ФГОС»
Подготовила: воспитатель подготовительной группы Каплуновская Н.Н.
Существует восемь принципов построения развивающей среды:
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
Одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя, - это разновозрастная мебель. В современном ДОУ появилась такая мебель, которая легко трансформируется и дает возможность педагогу ставить ее по разному.
Хорошо, ели в группе есть уголок «взрослой» мебели – кухонный уголок, диван. Приблизив ребенка к позиции взрослого, педагог помогает малышу преодолеть чувство тревоги оттого, что всех детей забрали домой, а его нет. В такой обстановке время пролетает незаметно, и малыш не чувствует себя одиноким.
2. Принцип активности, самостоятельности, творчества.
Для читающих детей подобраны книги с крупным шрифтом и простым текстом. Дети любят играть с водой и песком, уголок-лаборатория помогает им развивать любознательность, инициативность. Использование пиктограмм позволяет детям самостоятельно определять, как можно использовать тот или иной инвентарь.
3. Принцип стабильности – динамичности развивающей среды.
Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей, периода обучения и реализуемой педагогами программы. Важно «помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, перерастает» ее, постоянно меняется, становится другим в каждую минуту.
4. Принцип комплексирования и четкого зонирования
Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии, со своими интересами и желаниями в одно и тоже время свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности. Среда должна представлять единый комплекс различных модальностей, каждая из этих модальностей вносит свой вклад в построение среды.
(Физкультурный зал, музыкальный зал, изостудия, комната сказок и другие)
5. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
Учитывая то, что ребенок в детском саду находится целый день, необходимо создавать ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности. Каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство.
6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
В группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного. Интерьер должен меняться, целесообразно ввести предметно-развивающую среду предметы, атрибуты, игрушки, сделанные руками взрослых.
7. Принцип открытости – закрытости.
Дети приобщаются к миру прекрасного, они учатся слушать и различать звуки, наслаждаются красотой цветущих растений и при этом отдыхают. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят птиц, хомяков, черепах и чистят их клетки. Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию « Я- образа».
8. Принципы учета половых и возрастных различий детей.
При создании среды педагоги учитывают возрастные особенности воспитанников, интересы. Наклонности мальчиков и девочек.