Родительское собрание
материал на тему

Рязанова Неля Александровна

Родительское собрание "Роль детского творчества в эмоциональном развитии ребёнка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobranie.docx48.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль детского творчества в эмоциональном развитии ребёнка»

Цель: способствовать формированию представлений у родителей о развитии творческих способностей у детей.

Задачи: проанализировать возрастные особенности детей дошкольного возраста, обуславливающие развитие творческих способностей, индивидуальные особенности воспитанников с целью подтверждения наличия творческого потенциала; повысить педагогическую компетентность родителей по вопросу развития у детей творческих способностей.

План проведения

  1. Вступительное слово.
  2. Этап педагогического всеобуча.
  3. Дискуссия (выступление педагога-психолога).
  4. Этап педагогического всеобуча.
  5. Выступление  воспитателя кружка ИЗО М.М. Ивановой.
  6. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Ход мероприятия

Подготовительный этап

Анализ детских изобразительных работ, наблюдение за детьми в процессе сюжетно-ролевых игр, беседы с ними.

Непосредственно перед собранием провести следующую работу:

  • Обследование с психологом детей на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы; на выявление творческого потенциала воспитанников;
  • Организация выполнения воспитанниками творческой работы по развитию речи в виде сочинения окончания истории на предложенное воспитателем начало;
  • Организация выполнения воспитанниками творческих работ по изобразительному искусству, художественному труду;
  • Продумать оформление помещения для проведения родительского собрания;
  • Подготовка материала для проведения педагогического всеобуча для родителей по теме «Развитие творческих способностей у детей»;
  • Продумывание материала для изучения рефлексии родителей по окончании проведения родительского собрания.

Организационный этап

  1. Оповещение родителей о теме и цели родительского собрания, о ходе проведения и регламенте.
  2. Ознакомление родителей с присутствующими на собрании гостями:
  • Педагог-психолог ДОУ;
  • Воспитатель по ИЗОдеятельности.

  1. Вступительное слово

Заведующий. Сегодняшняя действительность предъявляет высокие требования к темпу и уровню жизни. Естественно, что родители, кому небезразлична судьба своих детей, стараются уже в раннем возрасте обеспечить детей необходимыми условиями для того, чтобы выросшие дети смогли достичь желаемого.

Однако кто может сказать, какие именно качества потребуются ребёнку в будущем? И что окажется важнее: успешное освоение школьной программы или возможность самореализации в каком-либо виде творчества?

Мало кто из родителей задумывается над этим, большинство из родителей считает, что именно они лучше всех других могут знать, каким должен вырасти их ребёнок. То, что при этом не только не учитываются интересы самого ребёнка, но зачастую и просто игнорируются, родители в лучшем случае не замечают.

Родители, являясь самыми главными людьми в жизни своих детей, напрямую способствуют формированию черт характера, качеств личности, способностей. Дети, реагируя на прямые и невысказанные требования и ожидания родителей, стараются быть как можно лучше, удовлетворяя эти требования.

  1. Этап педагогического всеобуча
  1. Ознакомление родителей с терминологией.

Цель данного этапа родительского собрания – познакомить родителей с такими терминами, как «воображение», «креативность», «творчество», «тип нервной системы» и показать суть использования данных терминов в работе с детьми.

«Воображение – это свойство человеческого разума, позволяющее нам как воспроизводить образы предметов и явлений, которые мы прежде ощущали, так и конструировать для себя отрезки реальности, которые мы никогда и никак не воспринимали».

Воображение – это важнейшая высшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Нельзя не согласиться с Альбертом Энштейном, считавшим, что воображение важнее, чем знание. Самый благоприятный период для развития воображения – это именно дошкольный возраст. Вместе с тем долгое время обучение детей строилось на основе действия ребёнка по образцу, воспроизведения модели, предлагаемой взрослым. При таком подходе творческая сила воображения уже к 8 годам угасает, и развитие творческого потенциала ребёнка бывает очень затруднено. Поэтому взрослые должны научиться ценить в дошкольнике не способность делать по указанию или образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.

«Творчество – это процесс, присущий деятельности человека. Творчество доступно каждому. Ребёнок, строящий свой первый дом из песка, и архитектор, создающий проект ультрасовременного здания, могут быть названы творцами.

Творчество означает создание нового, под которым могут подразумевать как преобразования в сознании и поведении объекта, так и порождаемые им, но отчуждаемые от него продукты».

Процесс творчества обусловлен особым видом мыслительной деятельности – творческим мышлением. Способность человека к творческому мышлению называют креативностью.

Креативность (от лат. «созидание»): творческие возможности (способности) которые могут проявиться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности; характеризующие личность в целом и (или) её отдельные стороны, продукты деятельности, процессы их созидания.

«Креативность – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее» (Торранс).

Способность к творчеству (креативность) предполагает способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.

  1. Анализ возрастных особенностей, обуславливающих возможность творческого мышления.

Дети при поступлении в школу должны уметь следовать инструкциям взрослого. Исследования показывают, что креативный потенциал даже у шести-, семилетнего ребёнка значительно выше, чем у взрослого. Но вместе с тем важно не только наличие творческого потенциала, но и умение им пользоваться, иначе оно не обеспечит ребёнку реальных творческих достижений в будущем.

Поэтому и педагогам, и родителям нужно стремиться стимулировать мотивацию ребёнка к проявлению творчества, создавать условия для процесса творческого мышления, создавать условия для переживания и осознания интеллектуального удовольствия, которым сопровождается процесс создания нового в любом виде деятельности. Поэтому уже сейчас хочется предупредить родителей о том, что в отношении своих детей нужно следовать девизу: «Инициатива не наказуема».

Внешние проявления творческого развития многообразны. Они выражаются в детстве, прежде всего, как более быстрое развитие речи и мышления, как ранняя увлеченность музыкой, рисованием, чтением, счётом, как любознательность ребёнка, как его исследовательская активность.

Конечно, процесс творчества, являясь высшей степенью развития воображения, для детей дошкольного возраста ещё не всегда подвластен. Но создавать условия для развития творческого мышления нужно уже в старшем дошкольном возрасте, иначе инициатива не возникнет, она будет загублена в последующие годы. Даже такие простые предложения со стороны взрослого смогут способствовать созданию условий для развития творческого мышления:

  • Попробуй по-другому ответить на этот вопрос.
  • Попробуй придумать своё окончание сказки.
  • Дорисуй картинку, чтобы получилось что-нибудь новое.
  • Попробуй придумать своё решение этой задачи.

Чем больше творческих действий будет совершать ребёнок, тем существенней рост креативности. Это способствует появлению у него таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве.

Условия, стимулирующие развитие творческого мышления:

  • Ситуации незавершенности способствуют развитию открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;
  • Разрешение и поощрение множества вопросов;
  • Стимулирование ответственности и независимости;
  • Акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах;
  • Внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников.

Развитию креативности ребёнка препятствуют следующие черты взрослых:

  • Боязнь риска;
  • Стремление к успеху во что бы то ни стало;
  • Жесткие стереотипы в мышлении и поведении;
  • Неодобрительные оценки воображения, фантазий, исследований;
  • Преклонение перед авторитетами.

Согласно концепции развития способностей детского психолога Л.А.Венгера, целостный процесс умственного развития ребёнка включает в себя, наряду с развитием мышления, и развитие творческих способностей.

К действиям воображения относятся следующие (даны в последовательности их формирования у детей):

  • действия опредмечивания, когда ребенок на основе одной детали может создать целостный образ предмета действительности;
  •  действия «детализации», когда созданный в воображении образ они могут заполнить различными деталями;
  •  действия «включения», когда видимый предмет становится лишь частью созданного их воображением образа.

Последний вид действий формируется к старшему дошкольному возрасту.

III. Анализ результатов выявления творческого потенциала воспитанников

Осуществляя образовательный процесс, педагоги выявляют наличие креативности у воспитанников группы, чтобы знать, насколько творчески дети группы могут подойти к выполнению какого-либо предложенного задания.

Чаще всего таких детей можно заметить в ходе обычных педагогических наблюдений. Эти дети имеют свое мнение, они равнодушны к внешней оценке, очень независимы, самодостаточны.

До родительского собрания педагог-психолог ДОУ провела исследование детей групп с целью выявления творческой одаренности воспитанников. Данное исследование проводилось с использованием теста креативности Торранса (приложение А).

  • Сообщение психолога о результатах диагностики воспитанников с использованием теста креативности Торранса.

Она объяснила родителям, что темп работы - уровень работоспособности - тоже может оказывать влияние на процесс творческого мышления, так как по уровню работоспособности определяются наклонности ребенка, его индивидуальные возможности. Хотя медленный, средний или высокий темп работы не всегда обуславливают возникновение, формирование и развитие творческого потенциала в ребенке.

IV. Этап педагогического всеобуча

Старший воспитатель. Наследственный потенциал не является показателем будущей творческой продуктивности. Степень превращения творческих импульсов ребенка в творческий продукт зависит от влияния родителей и других взрослых в детском саду и дома.

Семья способна развить или уничтожить творческий потенциал ребенка уже в дошкольном возрасте. Учеными замечено, что отцы оказывают большее влияние на творческие способности девочек, а матери - на творчество мальчиков. Исследователи считают, что когда отцы проявляют больше «женских» свойств, а матери - больше «мужского», то их дети противоположного пола более развиты в творческом плане. Но родители, стремящиеся развить в ребенке творческие способности, должны дать место творчеству и в собственной жизни.

Восприятие новых идей и радость собственных достижений дает ребенку прямой и убедительный пример. Родителям стоит учитывать результаты медицинских и психологических исследований, позволяющих выявить в ребенке наибольшую развитость левого полушария мозга, отвечающую за рационально-логические процессы, и правого, отвечающего за интуицию. Ученые доказывают, что необходимо понимать творчество комплексно, то есть понимать, что процесс творчества зависит от знаний и навыков, которыми «руководит» левое полушарие мозга.

Воспитатель предлагает родителям воспользоваться рекомендациями, разработанными психологом Дэвидом Льюисом.

На основании изучения опыта семей, где имеются одаренные дети, Дэвид Льюис составил список утверждений, которые показывают удачный подход к стимулированию позитивного умственного развития детей.

Родителям обычных детей, желающим видеть своего ребенка личностью, желающим воспитать в ребенке любовь к творчеству, к созданию новых идей и решений, нужно ознакомиться с этим списком и выбрать для себя основные, отражающие собственное отношение к процессу творчества ребенка рекомендации.

Каждому родителю, присутствующему на собрании, выдали текст данных утверждений (время на их изучение — 5—6 минут).

                                 Текст утверждений                                Приложение А

  1.  Я отвечаю на все вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно.        
  2.  Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
  3.  Я поставил стенд, на котором ребенок может демонстрировать свои работы.
  4.  Я не ругаю ребенка за беспорядок в его комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
  5.  Я предоставил ребенку комнату или часть комнаты для его занятий.
  6.  Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
  7.  Я поручаю ребенку посильные заботы.
  8.  Я помогаю ребенку строить его собственные планы и принимать решения.
  9.  Я беру ребенка в поездки по интересным местам.
  10.  Я помогаю ребенку улучшить результат его работы.
  11.  Я помогаю ребенку нормально общаться с детьми из разных социальных и культурных слоев.
  12.  Я устанавливаю разумный поведенческий стандарт и слежу, чтобы ребенок ему следовал.
  13.  Я никогда не говорю ребенку, что он хуже других детей.
  14.  Я никогда не наказываю ребенка унижением.
  15.  Я снабжаю ребенка книгами и материалами для его любимых занятий.
  16.  Я приучаю ребенка мыслить самостоятельно.
  17.  Я регулярно читаю ребенку.
  18.  Я приучаю ребенка к чтению с малых лет.
  19.  Я побуждаю ребенка придумывать истории, фантазировать.
  20.  Я внимательно отношусь к индивидуальным потребностям ребенка.
  21.  Я нахожу время каждый день, чтобы побыть с ребенком наедине.
  22.  Я позволяю ребенку принимать участие в планировании семейных дел и путешествий.
  23.  Я никогда не дразню ребенка за ошибки.
  24.  Я хвалю ребенка за выученные стихи, рассказы и песни.
  25.  Я учу ребенка свободно общаться со взрослыми любого возраста.
  26.  Я разрабатываю практические эксперименты, чтобы помочь ребенку больше узнать.
  27.  Я позволяю ребенку играть со всяким хламом.
  28.  Я побуждаю ребенка находить проблемы и затем решать их.
  29.  В занятиях ребенка я нахожу что-то достойное похвалы.
  30.  Я не хвалю его беспрестанно и неискренне.
  31.  Я честен в оценке своих чувств к ребенку.
  32.  Не существует тем, которые я совершенно исключаю для обсуждения с ребенком.
  33.  Я даю ребенку возможность действительно принимать решения.
  34.  Я помогаю ребенку быть личностью.
  35.  Я помогаю ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы.
  36.  Я никогда не отмахиваюсь от неудач ребенка, говоря: «Я этого тоже не умею».
  37.  Я поощряю в ребенке максимальную независимость от взрослых.
  38.  Я верю в здравый смысл ребенка и доверяю ему.
  39.  Я предпочитаю, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не уверен в позитивном конечном итоге.

Старший воспитатель (отвечает на вопросы родителей по рекомендациям). Дэвид Льюис считает, что родителям полезно познакомиться с этими утверждениями и предполагает, что если родители согласны с 20% из предложенных утверждений, то над остальными стоит еще подумать. Но если родителей устраивают полностью или хотя бы на 90% эти утверждения, то им следует несколько охладить воспитательный пыл и предоставить большую свободу как себе, так и ребенку.

Последние десятилетия привнесли ряд существенных изменений как в жизнь людей в целом, так и в развитие детей в частности.

Увеличился поток информации, появилась необходимость постоянно обновлять знания, жизненный опыт. Опыт же старших поколений перестает быть определяющим фактором в социализации формирующейся личности. Успешность адаптации личности к постоянно изменяющейся окружающей среде будет зависеть от того, как личность может адекватно оценивать свои возможности и как может самоизменяться в соответствии с возникающими обстоятельствами.

Поэтому очень важно, чтобы у ребенка вырабатывался внутренний стимул к движению вперед. С этой целью замечательно справляются учреждения дополнительного образования, способствующие развитию у дошкольников и школьников заинтересованности в познании себя, выявлению природных задатков  и способностей. Усилия педагогов поддерживаются собственными: умениями ребенка.

        

 V. Выступление воспитателя учреждения, ведущего кружок по изобразительной деятельности

Выступление педагога учреждения дополнительного образования построено по плану:

  1. Ознакомление родителей с возможностями учреждения: перечень кружков, режим их работы.        

 Рассказ о том, реализацию каких возможностей и способностей может предложить учреждение.        

  1.  Демонстрация достижений учреждения по дополнительному  образованию в виде показа наиболее удачно выполненных  детьми работ, выставка работ педагогов, выступление воспитанников.        
  2.  Обмен информацией между родителями и педагогом учреждения (ответы на вопросы).

  1.  Подведение итогов родительского собрания        
  1. Изучение мнения родителей по теме родительского собрания.        

В данной части собрания в устной форме организовано обсуждение следующих вопросов:

  1.  Понятна ли вам необходимость рассмотрения темы «Развитие творческих способностей» именно на этапе детского сада?        

 Изменилось ли мнение кого-либо из родителей об актуальности данной темы?        

  1.  Что хочется уточнить по теме родительского собрания?
  2.  Вы согласны принять к сведению данные на собрании рекомендации по созданию условий для развития творческой активности детей?

Воспитатель. Важным является изучение творческого мышления и наставников детей, то есть педагогов и родителей.

У педагогов с высоким творческим потенциалом дети добиваются хороших результатов в учебе. Если же педагог не проявляет своих творческих способностей, то даже творчески одаренные его дети не раскрываются, не реализуют своих возможностей. Эти же требования предъявляются и к родителям. Поэтому давайте попробуем оценить себя.

  1.  Родителям дается домашнее задание: предлагается проверить свой творческий потенциал, используя тест «Каков Ваш творческий потенциал?» (приложение В).
  2.  Принятие решения собрания.

Решение родительского собрания

  1.  Помочь детям определить направления своего развития и записаться в учреждения дополнительного образования и кружки, действующие в ДОУ.
  2.  Организовать в ДОУ мероприятия, способствующие развитию творческого потенциала детей и родителей. Это могут быть творческие проекты, тематические недели, организация конкурсов (чтецов, художников и т. п.).
  3.  Поддерживать инициативу детей к творчеству в детском саду и дома.

Приложение В

Тест «Каков Ваш творческий потенциал?»

Выберите один из предложенных вариантов ответа.

1.  Считаете ли Вы, что современная система обучения и воспитания может быть улучшена?

     а) да;

б) нет, она и так достаточно хороша;

в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии дошкольного образования незначительно.

  1.  Думаете ли Вы, что сами можете участвовать в изменении системы обучения и воспитания?

а) да, в большинстве случаев;

    б) нет;

в) да, в некоторых случаях.

  1.  Считаете ли Вы, что некоторые из ваших идей способствовали бы значительному прогрессу в той сфере деятельности, в которой Вы работаете?

а) да;

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

  1.  Считаете ли Вы, что в будущем будете играть очень важную роль и сможете что-то принципиально изменить в системе непрерывного образования?

а) да, наверное;

б) это мало вероятно;

в) возможно.

  1.  Когда Вы решаете предпринимать какое-то действие, думаете ли Вы, что осуществляете свое начинание, способствующее улучшению положения дел?

а) да;

б) часто думаю, но не сумею;

в) да, часто.

  1.  Испытываете ли Вы желание заняться изучением дидактики как науки об обучении?

а) да, неизвестное меня привлекает;

б) нет, все, что мне известно пока из этой науки, меня не привлекает;

в) все зависит от целей изучения этой науки.

  1.  Вам часто приходится заниматься сравнительно новым делом? Испытываете ли Вы желание добиться в нем успеха?

а) да;

б) удовлетворюсь тем успехом, который был достигнут до меня;

в) нет, так как знаю, что успеха достичь невозможно.

  1.  Если проблема не решена, но ее решение Вас волнует, хотите ли Вы знать все теоретические положения, которые могут решить проблему?

а) да;

б) нет, достаточно знаний первого опыта;

в) нет.

  1.  Когда Вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете, продолжая начатое;

б) махнете рукой на затею;

в) продолжаете делать свое дело.

  1.  По-вашему профессию надо выбирать исходя из:

а) своих возможностей и перспектив для себя;

б) значимости и нужности профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она дает.

  1.  Путешествуя, могли бы Вы легко пройти по маршруту, который однажды пройден?

а) да;

б) нет;

в) да, но только в той местности, которая мне понравилась.

  1.  Сразу после беседы сможете ли Вы вспомнить все, что говорили?

а) да, без труда;

б) запоминаю только то, что меня интересует;

в) всего вспомнить не смогу.

  1.  Когда Вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации?

а) да, без затруднений;

б) да, если этот термин легко запомнить;

в) нет.

  1.  В свободное время вы предпочитаете:

а) поразмыслить наедине;

б) находиться в компании;

в) вам безразлично, Вы все равно решаете свою проблему.

  1.  Вы занимаетесь подготовкой доклада (сообщения). Решаете прекратить это занятие только, если:

а) дело закончено и, кажется вам, отлично выполнено;

б) вы более или менее довольны;

в) вам не все удалось сделать, но есть еще и другие дела.

  1.  Когда Вы одни, то:

а) любите почитать книгу любимого писателя;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) решаете проблему, связанную с вашей работой.

  1.  Когда какая-то идея захватывает Вас, то вы думаете о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

б) только наедине;

в) только там, где не слишком шумно.

  1.  Когда Вы отстаиваете какую-то идею, то:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные . аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выдвигали;

в) измените свое мнение, если давление будет сильным.

За каждый ответ «а» поставьте себе 3 очка, «б» - 1 очко, «в» -2 очка.

Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границу вашей любознательности.

Вопросы 2,3,4,5 определяют веру в себя.

Вопросы 9 и 15 определяют постоянство.

Вопрос 10 - амбициозность.

Вопросы 12 и 13 - слуховую память.

Вопрос 11 - зрительную память.

Вопрос 14 - ваше стремление быть независимым.

Вопросы 16,17 - способность абстрагироваться.

Вопрос 18 - способность сосредотачиваться.

Эти вопросы и составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных очков покажет примерный уровень вашего творческого потенциала.

Ключ к тесту.

49 и более баллов. В Вас заложен творческий потенциал, который представляет Вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле можете применить Ваши способности, то Вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют творить, но у Вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, Ваш потенциал позволит Вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, ограничен. Но, может быть, Вы просто недооцениваете себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы мешает вашему творчеству? Вам необходимо больше уверенности. Начните какое-то новое интересное дело и доведите его до конца. Таким образом Вы и решите проблему.