"Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Морева Лидия Михайловна

Сообщение из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы на тему  

«Нравственно-патриотическое воспитание  в детском саду»  музыкального руководителя Моревой Л.М.

                       МБДОУ №6 «Улыбка» ЗМР РТ 

  • Теоретическая часть

    Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

     Д.С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родному языку начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

       Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал.

       Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

       Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Эмоционально-образное воспитание окружающего мира  может стать основой формирования  патриотизма.

       Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

    Суть нравственно - патриотического воспитания я вижу в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

  • Практическая часть 

           Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.  Создание в дошкольном учреждении среды, способствующей этому воспитанию. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

         И сходя из того, что работа по нравственно - патриотическому воспитанию  дошкольника многогранна по содержанию, данная работа включает целый комплекс задач: 

Задачи:  

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей     семье, дому,      
  • детскому саду, улице, городу через все виды детской    
  • деятельности;
  • расширение представлений о городах России;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  • развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
  • формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
  • формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

                   Формы, методы, используемые в работе

  • музыкальная образовательная деятельность
  • танцевальная деятельность
  • народные игры и хороводы
  • ритмопластика
  • разучивание песен  и стихов о родине, семье, родной природе, российской армии, о дне Победы, гимна РФ, гимна РТ
  • показ презентаций
  • праздники и развлечения

Система и последовательность работы

Система и последовательность по нравственно-патриотическому воспитанию детей состоит из тематических блоков.

  •   Блок – «Я и Моя семья» 

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам. С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям организованно с администрацией  и воспитателями проводим День пожилых людей», «Мамин день», «Международный женский день 8 марта» На которых, естественно звучат песни о маме, бабушке, о Родине.

  •  Блок - «Культура и традиции»

В этот блок входит  знакомство детей с традициями и бытом России и Татарстана, с  разными видами устного народного творчества, знакомство с творчеством русских композиторов и композиторов современности, знакомство с русскими поэтами.   В этом году  знакомила детей с творчеством П.И. Чайковского, с поэтами  Л.Ю. Лермонтовым и А.С. Пушкиным. В работе  с детьми используется  накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью  были запланированы   и проведены  развлечения «Рождественские колядки», «Масленица». При проведении праздников и развлечений необходимо включать региональный компонент.  Поэтому  необходимо взаимодействовать с преподавателем по обучению татарскому языку. Я  же с детьми  старших и подготовительных групп разучила татский танец «Эпипе», хороводную игру «Тюбятяй», в данное время разучиваю  игру с платками «Тугяряк».  

  •   Блок - «Я и Родина» 

Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, при совместной работе с воспитателями. Одна из главных задач, которую мы вместе с воспитателями  ставим перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: репродукций картин, презентаций, фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей. Воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Для достижения этой цели  провести развлечение  «День города»  и занятие «Моя малая Родина».

  •    Блок - «Этих дней не смолкнет слава»

К этому блоку относятся НОД,  встречи с ветеранами, развлечения, утренники, праздничные концерты «День защитников Отечества», «День Победы». Планируем  с воспитателями пригласить на эти праздники ветеранов Великой Отечественной войны и Боевой Славы, солдат Российской Армии.  В этом году была организована встреча с  Ахатом  Шайхиевичем  Садриевым – директором музея школы №7. Показана Презентация  «Нам победы этой позабыть нельзя». Детям  предложили совместно с родителями приготовить подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинов Российской армии. Мы, совместно с воспитателями  воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

  • Блок – «Вижу чудное раздолье…», в котором расширяются представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. С целью формирования нравственно-патриотических чувств, прививания детям любви к родной природе   и проводим такие праздники  как «Осень к нам пришла» и  «Встречаем весну».   При подготовке к таким мероприятиям  я показываю детям картины известных художников «Золотая осень» Левитана, «Грачи прилетели» Саврасова и другие.

План мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию

№      

мероприятия

тема

1

Праздник

«День города»

  2

Слушание  песен о Родине

«Россия Родина Моя»

  3

Танцевальная деятельность

Танцы «Росиночка-Россия», «Майский вальс», «Большой хоровод»

 4

НОД

«Моя малая Родина»

 5

Развлечение

«День матери»

 6

Расширенные НОД

«День защитника Отечества»

 7

Показ презентации на тему

«Наша Армия самая сильная»

 8

Народные игры и хороводы

«Ворон», «Где был, Иванушка», «Бар матур бакча»

 9

Консультация для родителей

«Нравственно патриотическое воспитание  средствами музыки в семье»

10

Слушание песен о войне  

 «Журавли» муз. Я.Френкеля, сл.Р.Гамзатова,

 «У деревни Крюково» муз. М.Фрадкина сл. С. Острового, «Смуглянка» муз. А.Новикова, сл. А. Шведова, «Последний наш 10-ый батальон» муз. Б.Окуджавы.

11

Разучивание песен  ко Дню Победы:

«Здравствуй, весёлый месяц май», «Вечный огонь», «На парад», «Катюша»,

«Принимаю я парад», «Наша Армия» муз. Ю.Слонова, сл. В.Малкова

12

Показ презентации

«Нам победы этой позабыть нельзя»

13

Слушание песен о мире и победе

«День Победы» муз.

Д. Тухманова, сл. В.Харитонова, «День без выстрела на земле» муз. Д.Тухманова, сл. М. Дудина.

14

Праздник

«Пень Победы»

  • Заключение

        В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди, такие как мы,  педагоги  детского сада

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию детей  – дело необходимое и благодарное.