Использование нетрадиционной техники работы с бумагой для детей дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Пилипенко Олеся Юрьевна

Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но чтобы сделать - необходимо уметь, а умение дается только изучением техники.

М.Горький

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыт работы18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но чтобы сделать - необходимо уметь, а умение дается только изучением техники.

М.Горький

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе с помощью работы с различными материалами, мы для себя в летний период выбрали работу с бумагой.  Известно, что бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком.           

   В своей деятельности мы используем разные техники работы с бумагой: обрывная и вырезная, объемная аппликации, мозаика, поделки в стиле оригами, квиллинг, создание различных объемов с использованием техники бумагопластики, бумагокручения.         

   В процессе работы по этим техникам, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Техники помогают овладеть:

•Различными приемами работы с бумагой.

•Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д.

•Обогащает словарь ребенка специальными терминами.

Техники  развивают:

•Внимание, память, логическое и пространственное воображения.

•Мелкую моторику пальцев рук и глазомер.

•Художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

•Способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

•Пространственное воображение.

Техники  воспитывают:

*Интерес к искусству.

*Культуру труда; совершенствует трудовые навыки.

*Умение играть в коллективе, расширяет коммуникативные способности детей.

*Аккуратность, умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

   Свою работу мы строили по  принципу  –  от простого  к  сложному.  Пытались заинтересовать всех детей и вовлечь в работу. Включали дополнительные  стимулы  такие,  как  –  игра,  сюрприз,  красивая  классическая  и  народная  музыка,  приход  сказочных  персонажей  или  мультипликационных  героев,  просмотр  презентаций. Предлагали  различные  виды  деятельности  –  дидактические игры, выкладывание предметов из геометрических фигур,  счётных  палочек.  Применение  пальчиковых  игр,  весёлых физкультминуток.

   Сегодня мы хотим вас познакомить с двумя разновидностями бумажных техник, которыми мы предлагаем вам воспользоваться в летний период при работе с детьми: бумагопластика и квиллинг.

Эти  бумажные техники особенно понравились нашим детям и мы решили продолжить работу и в летний период в свободной самостоятельной деятельности детей.

   Предлагаем поближе познакомиться с этими техниками на основе работ, которые мы выполняли в течение учебного года.

   На примере коллективной работы «Аквариум», мы познакомим с основными моментами.

   Бумагопластика... само название техники говорит о том, что работа в ней основывается на одном из свойств бумаги — способности "запоминать форму" или пластичности. Но как и у любой техники, у любого термина, бумагопластика имеет свое толкование.

   Итак, что же такое бумагопластика? Это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур. Другими словами, бумагопластика — это искусство художественного моделирования из бумаги.

   К счастью в процессе обучения можно использовать готовые лекала для вырезки деталей растений, животных и т.д.

   Для освоения техники бумагокручения мы используем, специальный инструмент, который намного облегчает работу с детьми. Советуем приобрести по одному на группу, а специальное коническое шило с прорезью на каждого ребенка, который будет заниматься.  Однако на начальном этапе, применив смекалку, можно найти подходящую замену, а уж потом подкупить инструмент, который значительно облегчит труд и повысит качество результата.

Лопатка – ложечка.  Обычно применяется совместно с мягким ковриком для придания объёмной формы, вырезанному из бумаги элементу бедующей композиции. С обратной стороны имеется шильце с шариком на конце, что также используется для продавливания бумаги.

   

Шило. Часто применяется для перенесения продавливания схемы с лекала на бумагу, для последующей вырезки. На  кончиках остриёв располагаются крохотные гладкие шарики, для предотвращения прокалывания бумаги.

 

Нож по бумаге. Корпус должен быть металлическим, такой меньше разбалтывается. Лезвие должно чётко удерживаться конструктивом.

 

Коническое шило. Это шило с жалом круглого сечения, конически сходящимся к острому концу. Обычно применяется для проглаживания бумаги с целью придания ей трёхмерной формы, например, спирали.

Пинцет. Прихватывающие  поверхности не должны иметь зазубринок. Они помешают работе с мелкими объектами и оставят на бумаге следы.

   Также мы используем специальный мат, на котором вырезаем элементы композиции из бумаги. Он удобен для этой цели и в определённой степени устойчив к порезам.

   При составлении композиции пользуемся двухсторонним скотчем, различным клеем, цветной бумагой подобной тонкому ватману или цветной бумагой для принтеров.

   В технике бумагопластика мы выполнили морские водоросли, камешки, ракушку, звезду.

   А обитателей нашего аквариума, мы выполнили в технике квиллинг.

   Эта художественная техника создания аппликаций и объёмных игрушек из узких  полос  бумаги,  скрученных  в  виде  спиралек  и  склеенных  между  собой.        

   Процесс изготовления поделок в технике квиллинг очень  нравится нашим детям, хотя изначально мы опасались, что у них не будет получаться. Хотим поделиться некоторыми моментами, которые способствовали более плодотворной работе.

Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квиллинга на кончик специального инструмента. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так дети смогут подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера (для этого можно использовать специальные линейки с различными кругами разного диаметра, что очень облегчает работу детей), и затем из неё формируется необходимая квиллинговая фигура. Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. 

   Всего существует 20 базовых элементов для квиллинга все они представлены на слайде, но в работе с детьми мы используем только 7 основных.  Используя  свою фантазию, дети  всегда сами могут  придумать новые элементы квиллинга.

   Соединив эти две техники вместе получаются работы намного интереснее, а у детей появляется больше творчества и фантазии для  создания композиций. Так же используя эти техники можно работать, как со слабыми, так и с сильными детьми в развитии.

   Предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние на личностное развитие. Работа в данных техниках способствует формированию у многих детей, таких качеств личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий), усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, осмысленная моторика).

  Мы считаем, что работа наша, в целом, была продуктивна и результативна. Мы открыли для себя много нового, познакомились и освоили техники бумажной филиграни, и научили этому детей.