3 кл конспект .Настрою гусли на старинный лад…. Былины о Садко и Баяне.
план-конспект на тему

Шеина Таисия Вячеславовна

3 кл  конспект .Настрою гусли на старинный лад…. Былины о Садко и Баяне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Класс: 3                                                                         Студентка: Шеина Таисия 40гр

Тема урока:  «Настрою гусли на старинный лад…. Былины о Садко и Баяне»

Тип урока: Расширение и углубление знаний.

Вид урока:  Эвристическая беседа

Цель: Познакомить с образами народных сказителей былин –  Садко и Баян.

Задачи: Личностные: Воспитание эмоциональной отзывчивости, интереса к былинам;

              Метопредметные: Развитие слуха - отличать звучание тембра муз.инструмента – гусли.

             Предметные:  ознакомить с былинами в произведениях русских композиторов: М.И.Глинка и Н.А. Римский-Корсаков;

Методы:

Наглядный

Практический

Словесный (беседа, рассказ, пояснение)

Объяснительно- иллюстративный

Структура:

1.Орг. момент;

2.Разучивание главной мелодии из Песни Садко – «Ой ты тёмная дубравушка»

3.Слушание «Окиян – море синее» из оперы «Садко»;

4.Просмотр  видео фрагмента «Заиграйте, мои гусельки!»

5.Слушание песни «Баяна» М.И. Глинка «руслан и Людмила»

6.Просмотр отрывка мультика «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

7.Итог

Оборудование:  музыкальный проигрыватель, фортепиано, учебник, рабочая тетрадь.

Этап

Ход урока

хр.

1.Орг.момент

2.Слушание «Окиян – море синее» из оперы «Садко»;

3.Просмотр  видео фрагмента «Заиграйте, мои гусельки!»

5.Слушание песни «Баяна» М.И. Глинка «руслан и Людмила»

6.Просмотр отррывка мультика «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

7. Итог

Доброе утро. Меня  зовут Таисия Вячеславовна. Рада с вами познакомиться. поздороваемся с вами музыкально.

Распевание :»Здравствуйте ребята, здравствуйте»

Тема урока «Настрою гусли на старинный лад…»

Наша страна имеет богатейшую историю. Сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад и встретимся с удивительным древним музыкальным инструментом Руси, который называется гусли. Слово «гусли» происходит от древнеславянского «густы», что значит «гудеть», а так как гудела струна, то она получила название «гусла». Значит гусли – это гудящие струны. Гусляр защипывал струны пальцами, извлекая очень красивые. Кто же играл на гуслях в древности?

Во-первых, на них играли скоморохи, которые пели шутливые потешные песенки; а во-вторых,  на них играли сказители - люди, которые рассказывали  медленно, протяжно, нараспев былины.

что такое былина?- песня-сказание, повествующая о подвигах русских героев. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории.

Мы погружаемся в нашу российскую историю всё дальше…

Мы попали в оперу известного русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Создавая свою оперу, он взял за основу былину о Садко.

Рассмотрите портрет композитора Н.А. Римского – Корсакова, его называют великим сказочником т.к. большая часть его музыки – это оперы на сказочные сюжеты: «Снегурочка», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Кощей бессмертный». Сегодня мы с вами познакомимся с оперой «Садко». А что такое опера?

Это жанр музыкального искусства. В опере связаны и музыка и пение исполнителей, декорации и даже танцы. Опера родилась  в 16  веке в Италии. В то время сочинение оперы  подразумевалось  как большой труд и работа. Мало кто  принимался за это дело.

Итак. Садко – былинный герой, который отправляется в плавание на кораблях по далеким морям. Остановились его корабли, и стал Морской царь требовать от них дани. Жребий выпал на Садко. Бросили на воду дубовую доску, и остался Садко один посреди синего моря.

 (слушание «Окиян – море синее»)

Как же Садко попал к Морскому царю?

Ударил Садко по струнам своих гуслей, вода расступилась, и гусляр опустился в пучину моря. Попав в гости к морскому царю, Садко поразил его своей великолепной игрой.

«Заиграйте, мои гусельки!» – так называется фрагмент из оперы Римского-Корсакова. Обратите внимание на то, как будет звучать эта музыка. (Просмотр)

Одна из самых красивых картин в опере – это картина, где главный герой поёт с хором.

Скажите, они поют одну партию? Для чего используется многоголосье?

После, ответьте, о чём пелось в произведении

(Слушание)

Давайте рассмотрим репродукцию Виктора Михайловича Васнецова «Баян». Кто такой Баян? Что он делает на картине? (сказитель-гусляр на Руси, который под звон гуслей исполнял былины)Анализ картины:

Перед нами предстаёт высокий холм, на котором изображена группа людей. Главного персонажа – Баяна - автор разместил сбоку, вложив ему в руки большие гусли.Его фигура резко выделяется среди остальных. Баян одет в белоснежные одеяния. Он взволнован, рот его открыт, рука динамично поднята вверх, кажется, что рассказчик вот-вот ударит с силой по гуслям. Все пожилые воины, находящиеся рядом с Баяном, сидят в глубокой задумчивости. Почти никто из них не смотрит на поющего старика, они погружены в свои думы и воспоминания. Лица слушающих сосредоточены, видно, что они готовы повторять подвиги своих предков.. Они олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию. Художник стремился показать единство рассказчика и дружины. Преемственность поколений отражает и наличие мальчика-подростка среди компании дюжих дружинников.  Вполне возможно, что тот мальчик – княжеский сын, будущий правитель и воин. Слушая песни Баяна, он готовит себя к тому, что предстоит ему сделать, учится на примере дел его предшественников. В целом, картина Виктора Михайловича Васнецова «Баян» - русское произведение, наполненное любовью к родной стране.

В операх русских композиторов можно встретить такого персонажа, как Баян. Послушайте «Песнь Баяна» из оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила» и опишите основные черты прозвучавшей музыки . Слушание музыки.-эта музыка неторопливая, напевная, повествовательная, похожая на сказку.

Ребята, какие вам известны мультики  о русских героях?Предлагаю вспомнить один из них и посмотреть фрагмент всеми нами известного мультика «Добрыня Никитич и Змей Горыныч»

Сегодня на уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины.

О каком музыкальном древнем русском народном  инструменте  сегодня говорили? (О гуслях.)

С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке? (Баяна и Садко.) 

Какие произведения слушали?

Спасибо за урок, до свидания.

10м

7 м

 

10м


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по изодеятельности: "Путешествие по былине "Садко".

Сегодня большое внимание уделяется духовно - нравственному воспитанию детей. Знакомя ребенка с историческими событиями, традициями, культурой нашей страны, мы помогаем ему жить в согласие с миром люде...

отктрытое занятие "Чтение былины Садко"

НОД в подготовительной группе...

Презентация к занятию по формированию художественно-речевых навыков (подготовительная группа). Былина "Садко"

Презентация к занятию по формированию художественно-речевых навыков (подготовительная группа). По былинам...

Исследовательский проект "Настрою гусли на старинный лад"

В данной публикации представлен исследовательский проект "Настрою гусли на старинный лад" ребенка 7 лет (подготовительная к школе группа)...

Чтение былины "Садко".

Былины- кладезь народной мудрости....

Конспект НОД «Чтение русской народной былины «Садко»»

Данный конспект разработан с целью знакомства дошкольников с культурой старорусского народа через ознакомление с художественной литературой....